Отчет о деятельности департамента туристской деятельности и международного сотрудничества

Динамичное развитие сферы туризма в Российской Федерации определяет возросшее внимание к подготовке кадров для туристской отрасли.

В текущем году Департаментом проведен анализ перечня профессий в сфере туризма, подготовлены предложения по внесению изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, а также сформированы основные квалификационные требования к ним.

В целях повышения эффективности государственного регулирования и реализации государственной политики в области подготовки и переподготовки профессиональных кадров для сферы туризма, Департаментом подготовлены и направлены в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения о создании Межведомственного координационного Совета по подготовке кадров в сфере туризма под председательством полномочных представителей двух министерств (с функцией сопредседателей) и участием представителей экспертного сообщества (образовательных учреждений, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма, предприятий туризма и гостиничного хозяйства).

В рамках Совета будет проводиться работа по совершенствованию кадрового обеспечения туристской отрасли, в том числе в рамках разработанного Минспорттуризмом России Комплексного плана подготовки и переподготовки кадров для сферы туризма, направленного на создание современной национальной системы подготовки квалифицированных специалистов для предприятий и организаций туристской индустрии.

В течение года Департаментом совместно с региональными органами государственной власти в сфере туризма проводилась работа по подготовки документов для представлении к ведомственным наградам Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации наиболее отличившихся работников туристкой отрасли.

Минспорттуризмом России проводится работа по совершенствованию и развитию стандартизации в туристской отрасли.

В рамках работы Технического комитета по стандартизации ТК 199 «Туристские услуги и услуги средств размещения», совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии подготовлены 3 национальных стандарта: «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг», «Туристские и экскурсионные услуги. Основные положения», «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования», «Туристские услуги. Информация для потребителя. Общие требования».

Кроме того, в 2010 году начата разработка новых стандартов: «Услуги малых средств размещения. Общие требования», «Туристские услуги. Услуги инструкторов проводников», «Туристские услуги. Услуги турагентств», «Услуги проживания в санаториях, пансионатах, центрах отдыха. Общие требования», «Туристские услуги. Безопасность активных видов туризма», «Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма», «Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования», «Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу средств размещения».

Использование указанных стандартов в работе туристских фирм позволит создавать современные и конкурентоспособные турпродукты в соответствии с предъявляемыми требованиями к качеству и безопасности.

В целях активизации работы по повышению качества туристских услуг и обеспечения безопасности их предоставления, подготовлены предложения об установлении как добровольных, так и обязательных требований к процессам оказания туристских услуг.

Наиболее эффективным инструментом государственной поддержки развития туристской индустрии является программно-целевой метод.

В соответствии с Планом действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год (п.77), утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации от 19 июня 2009г. №2802п-П13 Минспорттуризму России была поручена разработка концепции программы развития внутреннего въездного туризма (далее – Концепция).

Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» (далее – Программа) была разработана в рамках межведомственной рабочей группы, созданной приказом Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 8 июня 2009 года № 367.

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010г. №ВП-П13-2625 и от 13 мая 2010г. №АЖ-П44-3121 проект Концепции был доработан и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010г. №1230-р концепция Программы была утверждена. Во исполнение данного распоряжения разработан проект Программы.

При разработке Программы, на конкурсной основе, с учетом степени проработки и готовности соответствующей документации, был сформирован перечень пилотных регионов Российской Федерации, в состав которого включены Ярославская, Ивановская, Рязанская, Ростовская и Псковская области, а также Алтайский край. Каждый из выбранных субъектов Российской Федерации расположен на уникальной по своим туристским качествам и свойствам территории, имеет значительный накопленный и перспективный туристский потенциал, а также большие возможности и перспективы для дальнейшего развития и роста.

В указанных пилотных регионах планируется апробация разработанных на первом этапе реализации Программы механизмов создания инвестиционных площадок с целью привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства, а также будут обустроены отдельные, наиболее важные объекты (комплексы) современных туристских кластеров.

Создаваемые в пилотных областях туристско-рекреационные и автотуристские кластеры станут не только точками интенсивного роста экономик соответствующих регионов, но и обеспечат развитие соседних территорий путем масштабирования в другие туристские кластеры. Кроме того, в дальнейшем пилотные объекты станут «донорами» туристских потоков для остальных создаваемых в рамках Программы туристских кластеров на этапе их первоначального становления.

Опыт пилотных проектов, по результатам отработки механизмов кластерного развития туристской отрасли, будет растиражирован применительно к другим участвующим в Программе субъектам Российской Федерации. При этом будет проводиться конкурсный отбор региональных инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках Программы на условиях софинансирования из средств федерального бюджета.

Для оперативного реагирования и принятия обоснованных управленческих решений по регулированию туристской деятельности Департамент на регулярной основе во взаимодействии с Росстатом и Ростуризмом осуществляет мониторинг и анализ ситуации на туристском рынке. Ведется постоянная работа по совершенствованию перечня показателей, характеризующих динамику и структуру внутреннего и въездного туризма, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации.

В 2010 году подготовлено письмо в Росстат (от 19.05.2010 г. № ВМ-04-09/2447) о доработке методологии учета и форм статистического наблюдения показателей, характеризующих развитие сферы туризма.

В результате проделанной работы внесены изменения в формы статистического наблюдения № 1-турфирма (годовая) «Сведения о деятельности туристской фирмы», № 1-КСР (годовая) «Сведения о деятельности коллективного средства размещения», № 1-ИНТ (спец) «Сведения о количестве иностранных граждан, посетивших Россию, и граждан России, выехавших за границу».

Кроме того, совместно с Росстатом подготовлен проект Официальной статистической методологии оценки отдельных показателей деятельности коллективных средств размещения по полному кругу организаций, включая малые предприятия (методика досчета).

В течение года поэтапно (2 этапа) в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2009 № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации», с учетом оценки текущей ситуации, а также параметров и тенденций развития российской экономики, разработан и представлен прогноз развития туристской сферы на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов для включения в сводный прогноз по основным направлениям деятельности Минспортутризма России.

Кроме того, в течение отчетного периода, наряду с вопросами основной деятельности, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» Департамент совместно с Ростуризмом подготовил информационные материалы, касающиеся сферы туризма, для ежегодного Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Министерства, в котором подведены итоги работы за отчетный и текущий годы, определены цели и задачи на среднесрочный период, с указанием количественных значений целевых индикаторов и показателей результатов деятельности.

В 2010 году года Департамент осуществлял работу по взаимодействию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма и координацию деятельности Федерального агентства по туризму, направленной на реализацию государственной политики и приоритетных направлений развития туризма в стране.

В 2010 году в рамках своей компетенции Департаментом проводилась работа по развитию международных связей в сфере туризма.

Работа в этом направлении велась в рамках, как многостороннего, так и двухстороннего сотрудничества.

В формате международного сотрудничества Департаментом осуществлялась подготовка материалов для участия Министерства в работе следующих международных организаций: Всемирная туристская организация ООН (ЮНВТО), Всемирный совет по путешествиям и туризму, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Содружество независимых государств (СНГ), Большая двадцатка, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация Черноморского экономического развития.

Членство Российской Федерации в Исполнительном совете Всемирной туристской организации способствует укреплению имиджа России как страны, привлекательной для туризма. За последний год, благодаря участию в мероприятиях, проводимых ЮНВТО, были значительно расширены международные связи на мировом туристском рынке и укрепилось сотрудничество со странами-членами Исполнительного совета.

В 2010 году было обеспечено участие в 88 и 89-й сессиях Исполнительного совета ЮНВТО, 51-м заседании Европейской комиссии ЮНВТО, шестой встрече Министров по туризму стран АТЭС, заседании Рабочей группы АТЭС по туризму, Втором саммите Министров туризма стран «Большой двадцатки», Саммите Министров туризма стран ОЧЭС, 10-м раунде переговоров по новому базовому Соглашению Россия-ЕС, Координационном совещании руководителей органов отраслевого сотрудничества СНГ в гуманитарной сфере, заседании Совета по туризму стран-участниц СНГ, заседании рабочей группы по туризму СБЕАР.

В рамках двухстороннего сотрудничества в 2010 году была продолжена работа по проработке межправительственных и межведомственных соглашений с зарубежными партнерами. Так в текущем году подписаны межправительственные Соглашения о сотрудничестве в сфере туризма с Намибией и Латвией. Подготовлены к подписанию межправительственное Соглашение о сотрудничестве в сфере туризма с Сербией, и Протокол о внесении изменения в межправительственное Соглашение о сотрудничестве в сфере туризма с КНР по вопросам обеспечения безопасности в туризме.

Проводится работа по реализации программы сотрудничества с зарубежными странами, в том числе с Болгарией, Сирией, Египтом, Венгрией, Китаем, Кипром и Индией. Их актуальность заключается, прежде всего, в том, что, например, Болгария и Египет традиционно являются популярными местами массового отдыха российских граждан. А Индия и Китай – перспективные направляющие рынки с постоянным увеличением туристского потока в Российскую Федерацию.

Подписание двусторонних документов позволяет подвести под сотрудничеством в сфере туризма надлежащий правовой фундамент и активизировать взаимодействие по таким направлениям, как взаимное продвижение туристского продукта, инвестиционное сотрудничество, обмен опытом в области подготовки кадров для индустрии туризма, статистики, внедрения международных стандартов туристских, гостиничных и иных услуг.

В текущем году осуществлялась подготовка материалов о состоянии и перспективах сотрудничества в сфере туризма, а также было обеспечено участие в заседаниях более 30 Межправительственных комиссий. Деятельность МПК способствует развитию двустороннего сотрудничества в сфере туризма в контексте торгово-экономических отношений между странами, а также укреплению взаимодействия между национальными туристскими администрациями.

В рамках МПК проводится работа специализированных рабочих групп по туризму. Так, на сегодняшний день, при соответствующих МПК существуют рабочие группы с Австрией, Израилем, Болгарией, Венгрией, Грецией, Египтом, Испанией, Китаем, Кубой, Литвой, Норвегией, Польшей, Словакией, Турцией, Францией, Чехией, Швецией, Японией.

На заседаниях рабочих групп по туризму особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности в сфере туризма, сотрудничеству в области подготовки кадров (в том числе для Зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году), обмену опытом развития регионального сотрудничества и развития инфраструктуры малых городов, развитию круизного туризма, сотрудничеству в области статистики, государственно-частному партнерству и т.д.

Деятельность рабочих групп по туризму способствует расширению сотрудничества между национальными туристскими администрациями, активизирует туристский обмен, стимулирует приток инвестиций. Позитивным результатом их работы является улучшение практического взаимодействия на уровне регионов и муниципальных образований, в том числе в вопросах выработки и реализации предложений, связанных с облегчением визовых формальностей и качеством подготовки кадров.

Кроме того, во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации были рассмотрены предложения иностранных партнеров о подготовке межправительственных документов в области туризма с Демократической Республикой Непал, Республикой Хорватией.

В целях дальнейшего укрепления межгосударственного взаимодействия в области туризма велась работа в рамках Программ совместных действий по реализации межправительственных соглашений, подписанных с Институтом туризма Республики Никарагуа на период 2009 -2010 гг., Министерством туризма Королевства Камбоджи на период 2009 -2010 гг., Министерством культуры и туризма Турецкой Республики на период 2010 -2011 гг.

В соответствии с графиком работы межправительственных органов подготовлены материалы к пятому заседанию Российско-Тунисской Межправительственной Комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (г. Москва, ноябрь 2010 г.), в т.ч. по актуализации Соглашение о сотрудничестве в области туризма от 1998 года. Проект новой редакции соглашения направлен на согласование Тунисской Стороне.

По инициативе Минспорттуризма России достигнута предварительная договоренность рассмотреть вопрос об обновлении межправсоглашения о сотрудничестве в области туризма с Турецкой Республикой..

В 2010 году Департамент в рамках своей компетенции принимал активное участие в работе ряда межведомственных органов, координирующих различные направления международного сотрудничества Российской Федерации.

Принято участие в работе Межведомственной координационной рабочей группы по разработке нового базового соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС:

- подготовлены и направлены в адрес Минэкономразвития замечания и предложения по концептуальным текстам отдельных смысловых блоков Нового Базового Соглашения Россия-ЕС, представленных европейской стороной;

- в рамках компетенции Министерства согласованы проекты других статей Соглашения, разработанные Минэкономразвития России;

- принималось участие в заседаниях Подгруппы по экономическому сотрудничеству Россия-ЕС по вопросу согласования сводного проекта статей нового базового соглашения Россия-ЕС.

Департамент в рамках своей компетенции принимает участие в деятельности Межведомственной комиссии по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Сотрудники Департамента на постоянной основе в течение года принимали участие в заседаниях рабочей группе этой МВК.

В 2010 году на заседаниях рабочей группы МВК был решен ряд вопросов практического взаимодействия, в том числе проведен анализ реализации в Индии и Китае пилотного проекта по автоматизации визовых приглашений иностранным туристам, а также принято решение о распространении опыта данной работы на Республику Корея и Японию.

Проводилась работа по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года по российско-китайскому безвизовому каналу.

Кроме того, в 2010 году Департамент в рамках своей компетенции активно взаимодействовал с государственными федеральными органами исполнительной власти России по вопросам международного сотрудничества.

В рамках компетенции Минспортуризма России подготовлена для МИД России информация к очередным докладам Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву о развитии отношений с Египтом, КНР, Йеменом, Сингапуром, Вьетнамом, Брунеем и Саудовской Аравией.

Рассмотрен и согласован представленный Минрегионом России проект Плана мероприятий по реализации основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. В дальнейшем для подготовки доклада в Правительство Российской Федерации о ходе выполнения мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу подготовлены и направлены в Минрегион России соответствующие предложения Минспорттуризма России.

В целях дальнейшего развития сферы туризма в Российской Федерации Департамент в 2010 году осуществлял реализацию международных программ и проектов, а также сотрудничество с международными туристскими организациями.

Одним из основных направлений этой работы стало активное участие Министерства в деятельности Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО).

Департаментом разработаны и направлены предложения в ежегодный план деятельности рабочей группы по туризму Совета Баренцева/Евроарктического региона на 2009-2011 годы в Комитет старших должностных лиц СБЕР.

Международное сотрудничество в рамках своей компетенции реализуется Департаментом и в двустороннем формате.

Крупнейшим российским партнером по развитию взаимного туризма является Китай.

Департаментом были подготовлены материалы для очередного заседания Российско-китайской Подкомиссии по гуманитарному сотрудничеству, на котором российскую делегацию возглавила заместитель Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Н.А. Назина (провинция Хайнань). На заседании были рассмотрены актуальные вопросы по развитию двухсторонних туристских обменов, обеспечению безопасности туристов, а также расширению взаимного сотрудничества в области подготовки кадров для сферы туризма.

Участники заседания еще раз подчеркнули приверженность принципам, изложенным в Протоколе российско-китайского совещания по вопросам обеспечения безопасности туристов, подписанного 23 апреля 2009 года в г. Владивостоке, и договорились о продолжении работы по обеспечению необходимого уровня безопасности российских и китайских туристов в период их пребывания на территории принимающей Стороны, повышению привлекательности обоих государств для туристов.

К состоявшемуся в ноябре 2010 года в Правительстве Российской Федерации заседанию организационного комитета по подведению итогов Года русского языка в Китайской Народной Республике и Года китайского языка в Российской Федерации Департаментом были подготовлены предложения в перечень официальных мероприятий.

Особое внимание в 2010 году Департаментом уделялось вопросам обеспечения безопасности и соблюдения законных прав российских туристов на отдыхе за рубежом.

В настоящее время в рамках реализации двухсторонних договоренностей по вопросам обеспечения безопасности отдыха и защиты прав туристов, положительные результаты достигнуты с двумя популярными у российских туристов странами - Турцией и Китаем.

В частности, учитывая увеличение объемов туристских потоков и необходимость решать в приоритетном порядке вопросы безопасности, страхования, предоставления качественных услуг, в рамках российско-турецкой Межправительственной комиссии по двухстороннему сотрудничеству создана Рабочая группа по туризму, в работе которой были приняты важные решения по медицинскому страхованию, состоянию транспорта, качеству услуг, в том числе уровню квалификации гидов и т.п.

Результаты работы группы были подведены 6 октября 2010 года в рамках V Международной конференции Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) «Развитие курортной и туристской инфраструктуры в регионе Черного моря».

Турецкой стороной в течение 2010 года были предприняты следующие меры:

- введен запрет на организацию экскурсионных туров раньше 6.00 утра;

- установлено ограничение километража однодневных переездов на расстояние не более 400 км;

- введена в действие система наблюдения за транспортными средствами из космоса;

- введено требование к допуску водителей автобусов к работе после сдачи квалификационных экзаменов и система контроля за графиком их работы;

- запущен пилотный проект телефонной «горячей линии» для российских туристов по всем вопросам туристского обслуживания.

Позитивные результаты достигнуты в вопросах обеспечения безопасности взаимных туристских обменов в рамках Рабочей группы по безопасности туризма, созданной при Российско-Китайской Комиссии по гуманитарному сотрудничеству.

С китайской стороной достигнуты договоренности по реализации следующих мер:

- созданию бесплатной диспетчерской службы страховой (сервисной) компании на русском языке;

- предоставлению страховой (сервисной) компанией бесплатной медицинской и иной необходимой помощи туристам на территории принимающей страны в пределах суммы страхового покрытия;

- оказание туристам, при наступлении страховых случаев, транспортных услуг, в том числе для возвращения на родину;

- оформление туристам страховых полисов с объёмом страхового покрытия, необходимым для их эффективного лечения в случае заболевания или несчастного случая, а также для транспортировки к месту постоянного проживания.

Большая работа была проведена Департаментом в связи с ситуацией, сложившейся в Египте, где в период с 15 по 24 ноября в 4-х дорожно-транспортных происшествиях погибло 4 российских туриста, 24 получили увечья и серьезные травмы, а также с 3-мя россиянами произошли несчастные случаи, связанные с нападением акул.

В целях принятия оперативных мер по обеспечению безопасности отдыха российских туристов на курортах Египта была организована встреча с представителями египетских туристских властей и проведено экстренное заседание российско-египетской рабочей группы по туризму. В ходе указанных мероприятий египетской стороне было предложено в кратчайшие сроки принять исчерпывающие меры по обеспечению безопасности транспортного и экскурсионного обслуживания, включая установку приборов ограничения скорости, соблюдения графика работы водителей и повышения ответственности за нарушение правил дорожного движения.

В целях обеспечения безопасности пляжного отдыха внимание египетских властей было обращено на необходимость установки заграждений и оперативного информирования туристов об угрозе безопасности отдыха, организации эффективной работы службы экстренной медицинской помощи и службы спасения.

По итогам проведенных встреч было принято решение о выплате египетской стороной денежной компенсации в размере 50 тыс. долларов США каждому туристу, пострадавшему от нападения акул. Также принято решение о проведении в феврале 2011 года очередного заседания рабочей группы, на котором планируется подписание совместного заявления и Программы совместных действий по развитию сотрудничества в области туризма, в которых будут отражены конкретные меры, направленные на обеспечение безопасности и защиту прав российских туристов.

Кроме того, Департаментом велась работа по подготовке и проведению целого ряда международных конференций, семинаров и круглых столов, в том числе с участием международных организаций, занятых в области туристской деятельности, и международном молодежном сотрудничестве.

Совместно с Федеральным агентством по туризму продолжена работа по организации участия России в крупнейших международных туристских выставках с целью продвижения России на европейских и азиатских рынках, в том числе «MATKA» в Хельсинки, «FITUR» в Мадриде, «ВАКАНЦИЯ» в Софии, «OTМ» в Нью-Дели, «BIT» в Милане, «ITB» в Берлине, «KOTFA» в Сеуле, «GITF» в Гуанчжоу, «WTM» в Лондоне, «JATA» в Токио и «EIBTM» в Барселоне.

Организация единого российского национального стенда в странах, являющихся перспективными направляющими рынками, проводится с привлечением региональных туристских администраций, крупнейших туроператоров, гостиниц и музеев. В рамках выставок проведены презентации программ новых туристских направлений в России, которые способствуют улучшению позитивного имиджа нашей страны в плане ее привлекательности для посещения зарубежными гражданами. Участие в международных туристских выставках, как правило, сопровождается двусторонними встречами по линии национальных туристских администраций, заседаниями соответствующих рабочих групп, подкомиссий и т.д.

Важным мероприятием, направленным на продвижение российского туристского продукта внутри страны и позиционирования России на мировом рынке туристских услуг, является международная выставка «ИНТУРМАРКЕТ», ежегодно проводимая в Москве с 2006 года.

В 2010 году оказано содействие в проведении V Международной туристской выставки «Интурмаркет-2010». В рамках выставки были организованы и проведены международные конференции, семинары, презентации, дни ряда регионов России и отдельных стран, состоялись переговоры на межправительственном и межрегиональном уровнях, были подписаны официальные документы, проведены заседания рабочих групп по туризму в рамках МПК и т.д.

В отчетный период Департамент в рамках своей компетенции активно взаимодействовал с рядом российских и зарубежных средств массовой информации (Интерфакс, РИА Новости, РБК, Туринфо, телеканалы ОРТ и НТВ, и др.).

  1. Отчет о деятельности Департамента по защите прав детей Карагандинской области

    Содержательный отчет
    Организационная деятельность Департамента направлена на совершенствование механизмов взаимодействия с заинтересованными структурами в решении вопросов защиты детства.
  2. М. Б. Биржаков Правовое регулирование туристской деятельности

    Книга
    Настоящая монография содержит доктринальное толкование норм федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ» № 132 ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными в него другими федеральными законами.
  3. Максименко С. В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты Одесса: Латстар, 2001. – 168 с (1)

    Документ
    В монографии исследуются актуальные вопросы организации туристской деятельности в национальном и международно-правовом аспектах. Исследуется понятие и содержание права на туризм и свободу туристских путешествий.
  4. Максименко С. В. Туристская деятельность: международно-правовые аспекты Одесса: Латстар, 2001. – 168 с (2)

    Документ
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (72)

    Основная образовательная программа
    Структура ООП по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника разработана на основании Федерального закона «О высшем послевузовском образовании», ФГОС ВПО и примерными ООП составленными базовыми вузами разработавшими
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (214)

    Основная образовательная программа
    Структура ООП по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника разработана на основании Федерального закона «О высшем послевузовском образовании», ФГОС ВПО и примерными ООП составленными базовыми вузами разработавшими
  7. Отчет о работе Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму в период весенней и осенней сессий 2009 года

    Содержательный отчет
    Деятельность Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму ориентирована на совершенствование законодательства по вопросам ее ведения, а также реализацию целей, обозначенных в Посланиях Президента Российской Федерации, строится
  8. Отчет об участии Абросимовой Н. А. в работе 5-ой Международной научно-практической конференции «Туризм и рекреация»: фундаментальные и прикладные исследования. Ленинские горы, мгу, г. Москва

    Содержательный отчет
    об участии Абросимовой Н.А. в работе 5-ой Международной научно-практической конференции «Туризм и рекреация»: фундаментальные и прикладные исследования.
  9. Программа развития моу сош с. Завидово на 2003-2008 г г. Раздел Аннотация (паспорт Программы)

    Программа
    - повышение качества образовательной и воспитательной работы за счет эффективного использования материально-технических, кадровых , финансовых и демократических процессов управления в условиях малочисленной сельской школы.

Другие похожие документы..