Литература. Часть первая. Введение в догматическое богословие Раздел I. догматическом богословие как наука

Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Введение. Часть первая. Введение в догматическое богословие.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Литература.

Часть первая. Введение в догматическое богословие

Раздел I. догматическом богословие как наука

1. Понятие о догматическом богословии.

1.1. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах

1.2. Свойства догматов.

1.2.1. Теологичность (вероучительность).

1.2.2. Богооткровенность.

1.2.3. Церковность.

1.2.4. Законообязательность (общеобязательность).

1.3. Догматы и богословские мнения

1.4. Догматы и догматические формулы и богословские термины

1.5. Догматические системы (исторический обзор)

1.6. Причины появления догматов

1.7. Основные принципы раскрытия содержания догматических истин

1.8. Назначение догматов.

1.9. Усвоение догматических истин человеческим сознанием

2. Развитие догматической науки

2.1. Полнота новозаветного Откровения и развитие догматической науки

2.2. Теория "догматического развития"

2.3. Православный взгляд на развитие догматической науки

2.4. Задачи и метод богословской догматической науки

Литература

Раздел II Священное Предание

1. Священное Писание о Священном Предании

2. Понятие о Священном Предании

2.1. Соотношение Священного Писания и Священного Предания

2.2. Понимание Священного Предания в современном православном богословии

2.3. Формальное предание

2.3.1. Древние символы и исповедания веры

2.3.2. Соборные вероопределения.

2.3.3. Творения святых отцов и учителей Церкви

2.3.4 Литургическая практика Церкви

2.3.5. "Символические книги" Православия.

Раздел III Понятие о богопознании и его границы

1. Богопознание в жизни христианина. естественный и сверхестественный путь богопознания

1.1. Естественное богопознание (естественное Откровение)

1.2. Сверхъестественное богопознание

2. Характер и границы богопознания

2.1. Споры о характере и границах богопознания в IV веке

2.1.1. Евномианская доктрина

2.1.2. Учение о богопознании великих Каппадокийцев и святого Иоанна Златоуста

2.2. Споры о характере и границах богопознания в XIV веке

2.2.1. Доктрина Варлаама Калабрийского

2.2.2. Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии

3. Понятие об апофатическом и катафатическом богословии

Часть вторая. О Боге в Самом Себе

Раздел I. О Боге, едином в существе

1. Истина бытия Божия

2. Учение о существе Божием

2.1. Содержание учения о существе Божием

2.2. Понятие об апофатических (онтологических) свойствах Божиих

2.2.1. Самобытность

2.2.2. Неизменяемость

2.2.3. Вечность

2.2.4. Неизмеримость и вездеприсутствие

2.3. Понятие о катафатических (духовных) свойствах Божиих

2.3.1. Отношение приписываемых существу Божию свойств к Самому Его существу

2.3.2. Истинность наших представлений о Боге

2.3.3. Катафатические свойства Божии

2.3.3.1. Разум, Премудрость и Всеведение

2.3.3.2. Святость и Свет

2.3.3.3. Всемогущество

2.3.3.4. Всеблаженство

2.3.3.5. Благость, Любовь и Милость

2.3.3.6. Правда Божия

2.3.3.7 Любовь и Правда Божий в их соотношении

2.3.4. Антропоморфизмы Священного Писания.

Раздел II. О Боге, Троичном в лицах

1. Догмат о Пресвятой Троице — основание христианской религии

2. Аналогии Пресвятой Троицы в мире

3. Краткая история догмата о Пресвятой Троице

3.1. Доникейский период в истории троичного богословия.

3.1.1. Монархианство.

3.1.1.1. Динамизм или адопцианство.

3.1.1.2. Модализм

3.1.2. Учение Оригена о Троице

3.2. Тринитарные споры IV столетия

3.2.1. Предпосылки возникновения арианства. Лукиан Самосатский

3.2.2. Доктрина Ария

3.2.3. Полемика с арианством в IV столетии

3.2.4. Учение о пресвятой Троице великих Каппадокийцев. Троичная терминология

3.2.5. Духоборчество

3.3. Тринитарные заблуждения после II Вселенского Собора

4. Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге

4.1. Указания на троичность (множественность) Лиц в Боге в Ветхом Завете

4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца.

4.1.3. Указания на Лицо Святого Духа с различением Его от Отца и Сына

4.2. Свидетельства Нового Завета

4.2.1.Указания на троичность Лиц без указания Их различия

4.2.2. Указания на различие Божественных Лиц и на Божественные Лица в отдельности

5. Верование древней Церкви в Троичность Божества

6. Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве и равенстве Божественных Лиц

6.1. Божественное достоинство Бога-Отца

6.2. Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом

6.2.1. Свидетельства Самого Господа Иисуса Христа

6.2.2. Свидетельства апостолов о Божественном достоинстве Сына и Его равенстве с Отцом

6.2.2.1. Свидетельства апостола Иоанна

6.2.2.2. Свидетельства апостола Павла

6.2.3. Толкование так называемых "уничижительных мест" Еванглия

6.2.4. Верование древней Церкви в Божественное достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом

6.3. Свидетельства Откровения о Божественном достоинстве Святого Духа и Его равенстве с Отцом и Сыном*

6.3.1. Основные возражения против Божественного достоинства Святого Духа и Его равенства с Отцом и Сыном

7. Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

7.1. Свидетельства Откровения об отношениях Божественных Лиц

7.1.1. Отношения между Отцом и Сыном

7.1.2. Тринитарное положение Святого Духа

7.2. Личные (ипостасные) свойства

8. Троичность Божественных Лиц и категория числа (количества)

8.1. Почему Бог троичен в Лицах?

9. Как правильно мыслить отношения Божественных Лиц, образ предвечного рождения и предвечного исхождения

10. Учение о монархии Отца

11. Римо-католическое учение о филиокве

12. Единосущие Лиц Пресвятой Троицы

13. Образ Откровения Пресвятой Троицы в мире

Раздел I. Бог как творец и промыслитель мира

1. Бог как творец мира

1.1. Нехристианские концепции происхождения мира

1.1.1. Дуализм

1.1.2. Пантеизм

1.2. Сущность христианского учения о происхождении мира.

1.3. Основные возражения против учения о творении мира из ничего.

1.4. Вечность Божественного замысла о мире

1.5. Творческие Божественные идеи, их отношение к Богу и к миру

1.6. Творение и время

1.7. Участие всех Лиц Пресвятой Троицы в деле творения

1.8. Побуждение и цель творения

1.8.1. Почему Бог сотворил мир?

1.8.2. Для чего Бог сотворил мир?

1.9. Совершенство творения

2. Бог как промыслитель мира

2.2. Действительность Промысла Божия

2.4. Ложные учения о Промысле

2.5. Действия Промысла Божия

2.5.1. Мирохранение

2.5.2. Мироправление

2.7. Образы Божественного промышления о мире

2.7.1. Естественный образ промышления

2.8. Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле Промысла

2.9. О возможности познания Промысла Божия человеком

3. Основные виды творений Божиих

3.1. Мир духовный или ангельский

3.1.1. Ангелы в Свщ. Писании

3.1.2. Возражения против бытия ангелов

3.1.3. Сотворение ангелов Богом

3.1.4. Время сотворения ангелов.

3.1.5. Природа ангелов

3.1.6. Свойства ангельской природы

3.1.7. Совершенство ангельской природы

3.1.8. Число ангелов

3.1.9. Небесная иерархия

3.1.10. Архангелы

3.1.11. Промысл Божий о мире духовном

3.2. Человек

3.2.1. Сотворение человека Богом

3.2.2. Двуединство человеческой природы. Брак. Богоустановленный способ размножения людей.
3.2.3. Происхождение от Адама и Евы всего рода человеческого. Преадамизм и полигенизм.

3.2.4. Состав человеческой природы: дихотомия и трихотомия

3.2.5. Значение тела в составе человеческой природы

3.2.6. Мнения о происхождении человеческих душ

3.2.7. Свойства человеческой души

3.2.8. Отличие души человеческой от душ животных

3.2.9. Образ и подобие Божие в человеке

3.2.10. Назначение человека

3.2.11. Состояние человека до грехопадения

ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом: что такое богословие? Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понимают сущность и назначение богословия?

Слова "богослов", "богословие", "богословствовать" – встречаются ли они в тексте Священного Писания? – Нет. Замечательный факт: с одной стороны мы говорим о том, что источником нашего вероучения является Священное Писание, и в то же время сами эти термины – "богослов", "богословие", "богословствовать" – не встречаются ни в Ветхом Завете, ни в Завете Новом.

Сам термин "богословие" – это античный греческий термин, греки называли богословами тех, кто учил о богах.

В христианстве возможно двоякое осмысление термина "богословие". Во-первых, богословие можно понимать как слово Бога о Самом Себе, а также и о сотворенном Им мире. В таком случае богословие оказывается по содержанию тождественным Божественному Откровению. Второе, более распространенное, значение этого слова — учение Церкви или какого-то отдельного богослова о Боге. По существу такое учение является не чем иным, как свидетельством об осмыслении тем или иным автором Божественного Откровения.
В древней Церкви собственно богословием называлось учение о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения (о творения мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т. д.) относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (oikonomia) греч. – искусство управления домом; oikos – дом, nomos – закон), т. е. деятельности Бога в творении, Промысле и спасении мира.

Сегодня под богословием понимается совокупность религиозных наук, среди которых различают основное, сравнительное нравственное, пастырское, но богословием в собственном смысле этого слова является догматическое богословие.
Несколько слов о самом термине "богослов". Насколько было почетно наименование "богослов" в древности говорит факт, что среди сонма святых Православной Церкви только угодника Божиих удостоены этого высокого звания.

Во-первых, это Иоанн Богослов, автор четвертого Евангелия, который заложил основы учения о Пресвятой Троице и явился тем звеном, которое связует Божественное Откровение со святоотеческим богословием.

Во-вторых, это святитель Григорий Богослов, который защищал православное учение о Святой Троице во время ожесточенных тринитарных споров IV столетия и воспел Пресвятую Троицу в своих поэтических произведениях.

И, наконец, Симеон Новый Богослов, подвижник, живший на рубеже X-XI веков, который на основании личного опыта воспел в своих "Божественных гимнах" соединение человека с Триединым Божеством.

Таким образом, в богословии не слишком много богословов. Само слово "богословие" в христианском лексиконе появляется не сразу. Еще мужи апостольские и апологеты второго столетия относились к нему настороженно, поскольку оно напоминало им о философских спекуляциях языческих мыслителей. Первым слово "богословие" ввел в христианский лексикон апологет второй половины II века Афинагор Афинский. Этим термином он обозначил учение о Святой Троице. Окончательно закрепилось это слово в христианском словаре несколько позднее, в основном благодаря александрийской богословской школе, таким ее представителям как Климент Александрийский и, в особенности, Ориген (1,1).
Однако святые отцы, пользуясь термином "богословие", часто употребляли его в значении, заметно отличающемся от того, в каком мы понимаем его сегодня. Например, Евагрий Понтийский, автор IV века, пишет: "Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься – то ты богослов" [2, 83].

Святой Диадох Фотикийский (V век) говорил, что богословие "сообщает душе величайший из даров, соединяя ее с Богом неразрушимым союзом" [1, 1-2].

У некоторых святых отцов можно найти настоящие гимны богословию, например, Петр Дамаскин называет богословие наивысшей из восьми степеней духовного созерцания, эсхатологической реальностью будущего века, которая позволяет нам выйти из самих себя в экстатическом восхищении [1, 2].

Таким образом, для святых отцов богословие значит нечто большее, чем оно означает для нас. Хотя святые отцы и не были чужды современного понимания этого слова, то есть понимания под богословием систематического изложения христианского вероучения с использованием способностей человеческого разума, поскольку разум есть дар Божий и отрицать его не следует, но такое понимание было вторичным.

Прежде всего богословие понималось как видение Бога Троицы, что предполагает не только работу человеческого ума, но и всецелое участие человеческой личности. Следовательно, оно должно включать и способность интуитивного духовного постижения, того, что на святоотеческом языке называется греческим словом "noys" ("ум"), и участие человеческого сердца (kardia), естественно, в библейском и святоотеческом, а не в анатомическом смысле этого слова. Можно сказать, что у святых отцов "теология" (theologia) практически является синонимом слова "теория" (theoria), созерцание, что предполагает непосредственное общение с живым Богом, а, значит и неразрывную связь с молитвой.
Другой существенный момент святоотеческого учения о богословии: богословие обязательно должно являться составной частью всецелого служения человека Богу. Подлинное богословие—это не умозрительные схемы и учебники, подлинное богословие — всегда живо, поэтому оно всегда литургично, мистично, доксологично.
Современный греческий автор Христос Яннарас, обобщая опыт отцов греческой Церкви, пишет о богословии:

"Это есть дар Божий, плод внутренней чистоты духовной жизни христианина. Богословие отождествляется с видением Бога, с непосредственным видением личного Бога, личным опытом преображения твари нетварной благодатью. Богословие не есть теория мира, метафизическая система, но выражение и формулирование опыта Церкви, не интеллектуальная дисциплина, а опытное общение причастие" (Цит. по [1, 2]).
Хотя в Священном Писании слово "богословие" и не встречается, тем не менее мы можем найти в Библии немало мест, где говорится о природе богословия. Остановимся на пяти библейских текстах, которые позволяют нам отчасти понять, в чем же состоит сущность богословия.

  1. Экскурс в историю полемики о философии как науке Позитивистская традиция

    Монография
    Предлагаемая вниманию читателей монография принадлежит перу известного российского историка философии и методолога З.А. Каменского (1915–1 ). В ней освещены малоизученные страницы истории отечественной философской мысли.
  2. Литература : Культурология как наука

    Литература
    Предполагается, что теоретические знания и практические навыки будут даны на основе данной программы суммой трех дидактических форм: лекциями, семинарами и самостоятельным изучением рекомендованной литературы.
  3. Литература до XVIII века почти неизвестна. Не считая нескольких произведений, таких как «Слово о полку Игореве»

    Литература
    Русская литература до XVIII века почти неизвестна. Не считая нескольких произведений, таких как «Слово о полку Игореве» и «Житие» протопопа Аввакума, семь веков от крещения Руси до петровской эпохи в литературном отношении выглядят пустыней.
  4. Литература для самостоятельной работы 20 (1)

    Литература
    1. Социально-экономические потребности общества в подготов­ке подрастающих поколений к жизни как объективная предпо­сылка возникновения и развития педагогической теории 10
  5. Литература для самостоятельной работы 20 (2)

    Литература
    3. Социально-экономическая обусловленность одностороннего воспитания в эпохи домашинного производства и зарождение идеи о всестороннем развитии личности 33
  6. Литература для самостоятельной работы 21

    Литература
    Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 31
  7. 3. Источники изучения античной литературы часть греческая литература раздел I. Архаический период греческой литературы глава I. Долитературный период

    Литература
    Предметом курса античной литературы является литература греко-римского рабовладельческого общества. Этим определяются хронологические и территориальные рамки, отделяющие античную литературу от художественного творчества доклассового
  8. Программа курса: Введение в специальность I

    Программа курса
    Восполнить недостаток первоначальных знаний о христианстве и практической жизни православия. Сориентировать студентов в многообразии духовных и религиозных направлений.
  9. Архиеп. Макарий (Догм. Богословие) Понятие догматического богословия

    Документ
    Прежде чем приступить к изучению курса догматического богословия, полезно задаться вопросом: что такое богословие? Каким образом Священное Писание и отцы Церкви понима­ют сущность и назначение богословия?

Другие похожие документы..