Рабочая программа учебной дисциплины огсэ. Ф. Социология (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра философии

Факультет гуманитарный

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ОГСЭ.Ф. Социология

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология, 030501 Юриспруденция, 080502 Экономика управления на предприятии (промышленность), 080502 Экономика управления на предприятии (городское хозяйство), 080507 Менеджмент организации, 080111 Маркетинг, 080105 Финансы и кредит, 080102 Мировая экономика, 080504 Государственное и муниципальное управление, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 010501 Прикладная математика и информатика, 020804 Геоэкология, 080801 Прикладная информатика (в экономике), 230102Автоматизированные системы обработки информации и управления, 030301 Психология

(код и название специальности)

Формы обучения очная, заочная, очно-заочная

Составитель(и) / разработчик(и) программы

Гершгорин Э.С. к.ф.н., доцент

Исакова Е.В., к.ф.н., доцент

Емельянова И.Н. старший преподаватель

Макеева М.Е., к.с.н., доцент

Ракитных М.Б., к.ф.н., доцент

Новокузнецк

Новокузнецкий филиал-институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра философии

Факультет гуманитарный

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

ОГСЭ.Ф. Социология

(код и название дисциплины по учебному плану специальности)

Для специальности 040201Социология, 030501 Юриспруденция, 080502 Экономика управления на предприятии (промышленность), 080502 Экономика управления на предприятии (городское хозяйство), 080507 Менеджмент организации, 080111 Маркетинг, 080105 Финансы и кредит, 080102 Мировая экономика, 080504 Государственное и муниципальное управление, 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, 010501 Прикладная математика и информатика, 020804 Геоэкология, 080801 Прикладная информатика (в экономике), 230102Автоматизированные системы обработки информации и управления, 030301 Психология

(код и название специальности)

Формы обучения очная, заочная, очно-заочная

Составитель(и) / разработчик(и) программы

Гершгорин Э.С. к.ф.н., доцент

Исакова Е.В., к.ф.н., доцент

Емельянова И.Н. старший преподаватель

Макеева М.Е., к.с.н., доцент

Ракитных М.Б., к.ф.н., доцент

Новокузнецк

Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании

- требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей 040201 «Социология», 030301 «Психология», 030500 «Юриспруденция», 080502 «Экономика управления на предприятии (промышленность)», 080502 «Экономика управления на предприятии (городское хозяйство)», 080500 «Менеджмент организации», 080111 «Маркетинг», 080105 «Финансы и кредит», 080102 «Мировая экономика», 080504 «Государственное и муниципальное управление», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 010501 «Прикладная математика и информатика», 020804 «Геоэкология», 080801 «Прикладная информатика (в экономике)», 230102 «Автоматизированные системы обработки информации и управления», по дисциплине «Социология».

- примерной программы дисциплин «Социология», рекомендованной УМО университетов России (отделение социологии) 2000 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология»

Пояснительная записка

Выписка из государственного образовательного стандарта специальностей 010200 «Прикладная информатика в экономике», 230107 «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 010501 «Прикладная математика и информатика», 020804 «Геоэкология», 080507 «Менеджмент организаций», 080111 «Маркетинг», 080504 «Государственное и муниципальное управление», 080502 «Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)», 080502 «Экономика и управление на предприятии (промышленность)», 080102 «Мировая экономика», 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет и аудит», 030501 «Юриспруденция», 03050.51 «Правоведение», 040201 «Социология», 030301 «Психология» по дисциплине «Социология»:

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социоло­гические теории. Современные социологические теории. Русская со­циологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобиль­ность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Обществен­ное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Кон­цепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

Социология как наука призвана изучать закономерности социальных взаимодействий и давать практические рекомендации по решению различных социальных проблем благодаря своей уникальной методологии получения знания о реальной жизни людей. Благодаря способности исследовать социальные процессы в целостности, социология является основой для других социальных наук, изучающих отдельные стороны общественной жизни, например, политологии, экономики, правоведения.

Определяя место курса среди других дисциплин следует отметить особые отношения между социологией и философией: до своего становления в качестве самостоятельной науки социология развивалась в рамках социальной философии, поэтому многие теоретические обобщения о социальных явлениях и процессах, сделанные социологией, в конечном счете, зависят от особенностей философского понимания сущности социальной реальности.

Данный курс также тесно связан с ранее изученными студентами дисциплинами, такими как история, культурология и психология, поскольку опирается на знания об историческом развитии российского общества, о культурных ценностях, традициях общества и о поведении человека.

Целью настоящего курса является формирование у студентов социологического мышления и восприятия окружающей реальности, которые включают навыки научного анализа социальных процессов.

В ходе достижения этой цели решаются следующие основные задачи:

  • изложение основных социологических понятий, концепций и методов социологических исследований;

  • формирование у студентов умений по использованию социологических знаний для объяснения различных социальных явлений (экономических, политических, культурных) и самостоятельного исследования социальных проблем.

Структура курса

Курс социология предусматривает рассмотрение комплекса социологических знаний включающего три части: методологические основы социологии, общесоциологическая теория, отраслевая социология.

Требования к уровню освоения

Первая часть «Методологические основы социологии» предполагает рассмотрение предметных границ социологии как науки, строения социологического знания, истории становления социологии, а также основ прикладной социологии – методологии социологического исследования. «Общесоциологическая теория» включает в себя два раздела: макросоциологию, которая рассматривает общество как систему, социальную структуру, социальные институты, социальные общности и микросоциологию, изучающую социологическое понимание личности, социализацию, типы социальных действий и взаимодействий. В части «Отраслевая социология» рассматриваются несколько отраслей социологического знания, такие как, социология конфликта, социология культуры, социология девиантного поведения.

Программой курса социологии предусмотрены следующие формы проведения занятий: лекции, практические (семинарские) занятия, коллоквиум, индивидуальные занятия и самостоятельная работа, что позволит в полной мере освоить курс. Программы и планы семинарских занятий разработаны в соответствии с Государственным стандартом курса «Социология» для высших учебных заведений.

В настоящем издании к каждой теме семинара рекомендуется как основная, так и дополнительная литература, максимально использованы учебники и учебные пособия нового поколения.

В результате изучения курса студент должен знать основные понятия, концепции социологии, методы социологического исследования; уметь пользоваться социологическими знаниями, квалифицированно интерпретировать результаты социологических исследований, анализировать социальные проблемы.

Курс «Социология» (общим объемом до 54 аудиторных часа) изучается в течение одного семестра.

Изучение курса завершается зачетом или экзаменом в зависимости от специальности студента. Зачет и экзамен проводятся в устной форме, в виде собеседования с преподавателем по вопросам.

Содержание разделов и тем курса «Социология»

1 Методологические основы социологии

Тема 1. Социология как наука.

Предпосылки социологии как науки. Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Социология и естественные науки: математика, информатика, статистика. Социология в системе гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Социология и науки, изучающие отдельные сферы общественной жизни (экономика, правоведение, политология, культурология, социальная антропология и др.).

Функции и структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Категория "социального" в предметной области социологии. Понятие социологической парадигмы и их многообразие. Основные методологические направления и школы в социологии.

Методы социологической науки.

Социология как отрасль знания и учебная дисциплина.

Тема 2. . История развития социологии.

Социология как наука об обществе. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Становление научной социологии в 40-е годы XIX столетия. Социологический проект О. Конта. Позитивизм в социологии. Социология как наука о "порядке и прогрессе". Специфика сравнительно-исторического метода у Конта.

Развитие социологических теорий во взглядах Г.Спенсера. Натуралистические школы в социологии. Теория социальной эволюции. Идея закономерности общественного развития. Характеристика общественных организаций и социальных институтов.

Классические социологические теории. Социология марксизма. К.Маркс и Ф.Энгельс о материалистическом понимании истории. Общественно-экономические формации. Классы и классовая борьба. О сущности государства и исторических путях его развития.

Социология Э.Дюркгейма. Концепция социологизма. Структура социологического знания. Социальные факторы. Теория общественного разделения труда. Социологическое определение "механической" и "органической" солидарности. Понятие аномии.

Социология М.Вебера. Концепция "социального действия". Теория "рационализации". Феномен бюрократии. Типы господства. Проблема легитимности власти.

Социологические теории Г.Зиммеля, Ф.Тенниса, В.Парето. Теория социальной дифференциации. Концепция "общины" и "общества". Теория циркуляции элит.

Русская социологическая мысль: социологические традиции и направления. Особенности ее формирования и развития. Основные этапы развития русской социологической мысли. Классический период русской социологии (с 60-х гг. XIX в. до 1917 г.).

Эволюция философских основ русской социологии. Социологическое обоснование доктрины панславизма в теории Н.Я.Данилевского. Социологические корни идеологии русского консерватизма К.Н.Леонтьева. "Юридическая школа" и ее социологическая концепция (Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, А.Д.Градовский). Социологические идеи теоретиков анархизма (Л.И.Мечников, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин). Социал-органицизм А.И.Строннна, П.Ф.Лилиенфельда. Психологическое направление (Е.В. де Роберти, Л.И.Петражицкий).Субъективная школа в русской социологии (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский, Н.И.Карев, С.Н.Южаков). Генетическая социология М.М.Ковалевского. Марксистское направление в русской социологии. "Эмпирическая социология (К.М.Тахтарев, П.А.Сорокин).

Западная социология в XX столетии. Периодизация социологии XX столетия. Чикагская школа. Доктрина "человеческих отношений" Э.Мейо. Институт исследования общественного мнения Дж.Гэллапа. Франкфуртская школа психоаналитического направления в социологии. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина. Структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона. Теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер). Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, А.Роуз, Т.Стоун). Феноменологическая социология (А.Шюц, П.Бергер, Г.Гарфинкель). Теории социального обмена (Дж.Хоманс, ПБлау).

Современные социологические теории. Неомарксизм. Д.Белл и его концепция постиндустриального общества. Социология НЛумана. Социологическая концепция Э.Гидденса. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса. Постмодернизм в социологии. Социологические школы 80-90-х гг. XX в. Структурно-функциональный анализ (Дж.Александер), феноменологическая социология, "структурная социология" (Э.Тирикьян), неоструктурализм и др.

Тема 3. Методология социологических исследований.

Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды. Органические части социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Методы социологического исследования. Функции и его статус. Классификация методов сбора первичной социологической информации. Характеристика основных методов сбора социологической информации. Количественные и качественные методы сбора социологической информации. Выборочный метод. Программа социологического исследования - основной научно-методический документ. Структура программы социологического исследования: теоретико-методологическая часть и методико-процедурный раздел программы. Планирование и проведение комплекса организационно-подготовительных мероприятий исследования. Элементы программы социологических процедур на всех этапах исследования. Измерения социальных явлений. Этапы исследования: пилотажный, полевой, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, подготовка и обработка информации на ЭВМ, формулирование выводов и рекомендаций. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины огсэ. Ф. Основы философии (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности 0201 «Правоведение» по циклу "общие гуманитарные и социально-экономические
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология религий (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и метод социологии религии; социальные закономерности происхождения, развития и функционирования религии; религия как элемент социальной системы; церковь как социальный институт; отношения религии и общества; социальные функции
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. В. Социология языка (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Данный курс читается на четвертом году обучения, он базируется на изучении «Социолингвистики» как теоретической основы для изучения функционирования языковых систем в обществе, взаимодействия языков и культур, их отдельных подсистем
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В. Социология образования (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Социология образования» является одной из основных дисциплин цикла ДС и опирается на такие дисциплины, как общая социология, история социологии, социальная педагогика, и др.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология культуры (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Предлагаемая учебная программа по дисциплине Социология культуры является основным документом, определяющим цели, содержание, методы и результаты изучения курса студентами, обучающимися по специальности Социология на гуманитарном отделении
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Социология семьи как наука; становление социологии семьи; социология семьи в России – история формирования, современные теоретические концепции, борьба парадигм в современной социологии семьи и демографии; основные теоретические направления и концепции
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология организации (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Современная социальная среда в значительной степени определятся характером существующих в ней организаций. Особенности поведения людей внутри организации, а также поведения самой организации во внешнем окружении способны определить
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Ф. Социология сми (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Социология СМИ» преподается студентам-социологам на 5 курсе и является заключительной дисциплиной в цикле дисциплин по специальности «Социология коммуникаций».
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 02 Логика (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) – указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы
  10. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 04 Менеджмент (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности (080102.65) Мировая экономика, утвержденного 17 марта 2 г.

Другие похожие документы..