И дипломатическая деятельность

Разоружение, контроль над вооружениями и нераспространение

Главным событием в области глобального разоружения и укрепления стратегической стабильности стало подписание президентами России Д.А.Медведевым и США Б.Обамой 8 апреля в Праге нового Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ).Благодаря заложенным в основу Договора принципам равноправия, паритетности, равной и неделимой безопасности сторон, он образует своего рода международный «золотой стандарт». Документ фиксирует необратимые, проверяемые и транспарентные сокращения СНВ и в полной мере отвечает российским интересам. Полномасштабная его реализация будет способствовать упрочению режима нераспространения ядерного оружия, расширению процесса ядерного разоружения.

Получил развитие конструктивный диалог с неправительственными организациями в области ядерного разоружения («Глобальный ядерный ноль», «Комиссия Эванса-Кавагути», «Люксембургский форум» и др.). Разделяя конечную цель их инициатив – мир, свободный от ядерного оружия, российская сторона отмечала, что полная ликвидация ядерного оружия возможна лишь в результате поэтапного комплексного процесса всеобщего и полного разоружения. Она может быть достигнута только при нейтрализации факторов, способных негативно влиять на стратегическую стабильность, и неизменном соблюдении принципа равной и неделимой безопасности для всех государств.

Продолжалась работа по продвижению российской инициативы о придании глобального характера режиму Договора о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности. Данная инициатива получила новый импульс на обзорной Конференции по рассмотрению действия ДНЯО, а также в ходе 65-й сессии ГА ООН.

Противоракетная оборона (ПРО) стала одним из приоритетов в мировой политике. В активизировавшемся диалоге на эту тему с США и НАТО добивались перевода проблематики ПРО в плоскость равноправного и взаимовыгодного сотрудничества по противодействию общим вызовам и угрозам, связанным с распространением баллистических ракет.

На саммите Совета Россия-НАТО в Лиссабоне 20 ноября Президент России Д.А.Медведев выдвинул инициативу об организации ПРО в Европе по «секторальной» схеме, предусматривающей создание объединенного с НАТО периметра защиты от ракетных угроз от Атлантики до Урала. Принят также ряд важных решений, касающихся разработки совместного анализа будущих рамок сотрудничества и возобновления совместных работ в области ПРО ТВД. В одобренный на саммите Совместный обзор общих вызовов безопасности XXI века включен раздел о ракетном распространении.

Одной из ключевых задач оставалось укрепление многосторонних разоруженческих механизмов.

Предпринят ряд крупных шагов, нацеленных на укрепление режима нераспространения ядерного оружия. Ориентиры на данном направлении заданы решениями Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Успеху Конференции способствовали активные усилия российской стороны по обеспечению баланса трех фундаментальных составляющих Договора – нераспространение, разоружение и мирное использование атомной энергии. Работали над закреплением статуса ДНЯО как основы глобального режима ядерного нераспространения, позволяющей находить комплексное решение международных вопросов, связанных с формированием оптимальных алгоритмов сотрудничества в области мирной атомной энергетики и определением высоких международных стандартов обеспечения сохранности и предотвращения утечек ядерных материалов, оборудования и технологий, их непереключения на военные цели.

Содействовали нахождению компромиссных развязок по вопросу о создании наБлижнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ и средств его доставки, которые нацелены на созыв в 2012 г. специальной Конференции по данному вопросу.

Добились фиксации в итоговом документе Конференции подтверждения необходимости дальнейшего укрепления и развития системы гарантий МАГАТЭ и универсализации Дополнительного протокола, который вместе с Соглашением о гарантиях должен стать стандартом проверочной деятельности Агентства.

Весьма результативным для России было сотрудничество с МАГАТЭ. 25-26 октября состоялся первый официальный визит нового Генерального директора Агентства Ю.Амано в Россию, в ходе которого он встретился с Председателем Правительства В.В.Путиным и Министром иностранных дел С.В.Лавровым.

Заключены важные двусторонние документы с МАГАТЭ:

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и МАГАТЭ о создании на территории России запаса низкообогащенного урана (март). С целью его реализации в 2010 г. начал функционировать Международный центр по обогащению урана в Ангарске, где сформирован гарантийный запас низкообогащенного урана под управлением МАГАТЭ, которым может воспользоваться любое государство-член Агентства, соблюдающее свои нераспространенческие обязательства;

- Соглашение между Российской Федерацией и МАГАТЭ о подготовке младших профессиональных кадров для Агентства (октябрь). Данный механизм призван способствовать созданию российского кадрового потенциала, потребность в котором, в свете расширяющейся международной деятельности нашей страны в ядерной сфере, будет только возрастать;

- Соглашение между МИД России и МАГАТЭ о добровольном взносе в Фонд физической ядерной безопасности (декабрь). Российские донорские средства предназначены на цели совершенствования мер физической ядерной безопасности в государствах-членах Агентства, включая меры по противодействию ядерному терроризму и любому иному незаконному доступу к ядерным материалам и установкам.

Наметились позитивные тенденции, связанные с перспективами вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). При активном участии России число государств, подписавших и ратифицировавших ДВЗЯИ, за прошедший год выросло до 182 и 153 соответственно. Использовали в этих целях, прежде всего, министерскую встречу «государств-друзей» ДВЗЯИ, в которой впервые участвовали и США, а также процесс подготовки к 7-й Конференции по ДВЗЯИ (2011 г.).

12-13 апреля в Вашингтоне состоялся первый саммит по ядерной безопасности (47 государств и 3 международные организации). Ввиду особой значимости мероприятия делегацию России возглавил Президент Д.А.Медведев. Подтверждена приверженность таким международно-правовым механизмам, как Конвенция о физической защите ядерного материала и Поправка к ней, Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма и др. Россия распространила меморандум с изложением подходов и предпринимаемых мер по укреплению физической ядерной безопасности.

В рамках СБ ООН, МАГАТЭ, «шестерки» международных посредников (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция, Германия) и в диалоге с Тегераном нацеливали партнеров на проведение сбалансированной линии, способствующей всеобъемлющему урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы (ИЯП).

Прилагали максимум усилий для выполнения своих обязательств по Конвенции о запрещении химического оружия (КЗХО). В этой связи решение о продлении сроков реализации российской программы химического разоружения носит сугубо технический характер и никак не повлияет на твердую приверженность России цели уничтожения всех запасов химического оружия в кратчайшие сроки.

Россия неукоснительно выполняла свои обязательства по Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия.

В рамках Первого комитета 65-ой сессии ГА ООН основные усилия были сосредоточены на продвижении российских проектов резолюций «Меры по обеспечению транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности» (МТДК) и «Двусторонние сокращения стратегических ядерных вооружений и новые рамки стратегических отношений». Добились консенсусного принятия резолюции по двусторонним сокращениям стратегических ядерных вооружений, а также почти единогласного (воздержались США) одобрения резолюции по МТДК. Главное – принято решение об учреждении Группы правительственных экспертов ООН, которая с 2013 г. займется развитием предложений по МТДК и выработкой рекомендаций по их внедрению в международную практику.

Энергично содействовали выводу из тупика деятельности Конференции по разоружению (КР). Хотя и не удалось принять Программу работы КР, использовали ее возможности для продвижения российских приоритетов, прежде всего проблематики предотвращения размещения оружия в космическом пространстве, включая проект договора о предотвращении размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (внесен от имени России и Китая 12 февраля 2008 г.). Отводили попытки поставить под сомнение фундаментальные основы функционирования КР – принцип консенсуса при принятии решений.

Россия продолжала активно участвовать в обзорном процессе Конвенции о «негуманном» оружии (КНО) и прилагаемых к ней протоколов, а также в ведущихся в рамках КНО переговорах по проблематике кассетных боеприпасов. Российские позиции на переговорах формировались на основе соблюдения баланса между гуманитарными озабоченностями и оборонными интересами.

Добивались выполнения участниками Глобального партнерства «Группы восьми» ранее взятых на себя обязательств по оказанию безвозмездного содействия России в рамках приоритетных программ уничтожения химического оружия и комплексной утилизации атомных подводных лодок.

Россия способствовала укреплению региональной стабильности в Европе путем участия в процессах ограничения и сокращения обычных вооруженных сил, а также применения действующих и принятия новых мер укрепления доверия в военной области на основе соблюдения принципа равной безопасности всех сторон.

В новую фазу вступило обсуждение проблемы Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Проведен ряд двусторонних и многосторонних встреч, в том числе с подключением некоторых европейских государств, не являющихся участниками ДОВСЕ. Активная и конструктивная позиция российской делегации позволила в конце года приступить к предметной работе над текстом «рамок» (мандата) переговоров по укреплению и модернизации режима контроля над обычными вооружениями в Европе. Сами переговоры должны начаться в 2011 г.

На основе российских предложений Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности (ФСОБ) начал переговоры по «точечному» обновлению мер укрепления доверия и безопасности (МДБ), принят ряд конкретных решений. Планируем подготовить новую редакцию Венского документа по МДБ к заседанию СМИД ОБСЕ в декабре 2011 г.

Успешно выполнялся Договор по открытому небу (ДОН), что способствовало обеспечению военной безопасности России, а также повышению доверия и транспарентности на пространстве от Ванкувера до Владивостока. В июне проведена вторая Конференция по рассмотрению действия Договора.

Значительное внимание уделялось укреплению сотрудничества прибрежных государств Черного и Каспийского морей в целях противодействия терроризму, распространению ОМУ, другим новым вызовам и угрозам, совершенствованию договорно-правовой базы. В ходе третьего Каспийского саммита в Баку (ноябрь) подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море (инициатива России). Продолжалось обсуждение вопроса о придании соответствующих функций Черноморской военно-морской группе оперативного взаимодействия «Блэксифор». Успешно осуществлялось взаимодействие ВМФ/ВМС в формате операции «Черноморская гармония».

В продвижении российских приоритетов в области ракетного нераспространения использовали профильные многосторонние инструменты. В дискуссиях по линии Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ) продолжали прилагать усилия по реализации выдвинутой Россией в 2008 г. инициативы о неформальном обзоре технологических рисков и угроз в ракетной сфере. Проводили курс на приоритетное присоединение к Режиму государств, обладающих крупными ракетными потенциалами и способных внести существенный вклад в решение задач ракетного нераспространения.

В рамках Гаагского кодекса поведения по предотвращению распространения баллистических ракет активно ставили вопросы о соблюдении государствами-участниками своих обязательств, универсализации Кодекса, прежде всего, за счет ракетно-значимых стран.

В ходе мероприятий по проблематике Вассенаарских договоренностей (ВД) по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения вели наступательную работу по противодействию ремилитаризации Грузии. В этом контексте выдвинули инициативу о проведении анализа способности механизмов ВД выполнять свою уставную функцию по предотвращению дестабилизирующих накоплений обычных вооружений в целом. Продолжали усилия по продвижению документа о наилучшей практике по контролю за реэкспортом обычных вооружений. Участвовали в работе по подготовке к обзорному процессу 2011 г.

В двусторонних и многосторонних форматах уделяли особое внимание вопросам интеграции России в Австралийскую группу на недискриминационных условиях.

По линии нераспространенческой резолюции СБ ООН 1540 фокусировались на реализации тех рекомендаций обзорного процесса, которые нацелены на усиление координирующей роли Комитета СБ ООН 1540, повышение эффективности его работы с приданием ей планового характера.

На направлении СНГ способствовали развитию сотрудничества в области экспортного контроля. Активно развивался диалог в рамках Таможенного союза и ЕврАзЭС. Подготовлено Соглашение о едином порядке экспортного контроля стран-членов Таможенного союза. В Москве прошли традиционные межмидовские консультации по вопросам экспортного контроля и нераспространения (декабрь).

В сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами предпринимались последовательные шаги, нацеленные на совершенствование механизмов сотрудничества, включая договорно-правовую базу. Подписаны соглашения по ВТС с Бенином и Ливаном, об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности – с Бразилией, Венесуэлой, Вьетнамом, Намибией и Словакией, о защите секретной информации – с Абхазией, Грецией, Европейским союзом, Кубой, Никарагуа, Чили, Шри-Ланкой и Южной Осетией.

Продолжалась работа по урегулированию лицензионных отношений с государствами Центральной и Восточной Европы с целью прекращения ими производства вооружений по истекшим советским лицензиям.

  1. И дипломатическая деятельность (1)

    Дипломная работа
    Для российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.
  2. И дипломатическая деятельность (2)

    Дипломная работа
    События года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядка
  3. И дипломатическая деятельность (4)

    Дипломная работа
    Международные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества.
  4. И дипломатическая деятельность (5)

    Дипломная работа
    События года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядка
  5. И дипломатическая деятельность (6)

    Дипломная работа
    В своих выступлениях на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и специальном заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне по ядерному разоружению и нераспространению Президент России Д.
  6. И дипломатическая деятельность (7)

    Дипломная работа
    В рамках общего обновления российских основополагающих документов в сфере национальной безопасности и внешней политики 5 февраля Президентом Д.А.Медведевым была утверждена новая Военная доктрина Российской Федерации, актуализированная
  7. И дипломатическая деятельность (8)

    Дипломная работа
    По предложению России удалось дать старт многосторонним обсуждениям по вопросу о создании новой архитектуры евроатлантической безопасности на основе кодификации всего свода политических обязательств, которые были приняты государствами
  8. И дипломатическая деятельность (9)

    Дипломная работа
  9. Дипломатическая и консульская служба

    Дипломная работа
    Актуальность учебного курса «Дипломатическая и консульская служба» связана с тем, что курс является одним из базовых в системе подготовки студентов-международников.

Другие похожие документы..