И дипломатическая деятельность

Международное сотрудничество в борьбе с новыми вызовами и угрозами

Продолжили активную работу на международном и региональном уровнях, а также двусторонней основе по укреплению международно-правовой системы противодействия терроризму. Приоритетное внимание уделяли задаче консолидации глобальных усилий в рамках ООН с учетом ее центральной и координирующей роли в борьбе с терроризмом и статуса Российской Федерации как постоянного члена Совета Безопасности, а также участника «восьмерки», «двадцатки» и других международных форматов.

Постоянно продвигали линию на имплементацию универсальных антитеррористических договоров и соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, прежде всего основополагающей резолюции 1373 (2001) и резолюции 1624 (2005). Особый акцент делался на активизации работы по предупреждению радикализации общественных настроений, «воспроизводства» идеологии экстремизма и насилия, пресечению использования передовых информационных технологий и Интернета в террористических целях.

В этом контексте внесли свой вклад в принятие резолюции Шестого комитета 65-й сессии ГА ООН «Меры по ликвидации международного терроризма» и в проведение Второго обзора хода реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН (ГКС), представив национальный доклад о мерах по противодействию терроризму и экстремизму.

В ходе 13-й сессии Специального комитета ООН по вопросам международного терроризма (Нью-Йорк, 29 июня - 2 июля) была продолжена работа по согласованию текста проекта Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму (ВКМТ). Очередной раунд согласования проекта Конвенции намечен на апрель 2011 г.

На постоянной основе участвовали в реализации программной деятельности Контртеррористического комитета СБ ООН (КТК) и его Исполнительного директората (КТИД), в расширении сотрудничества этих рабочих органов ООН с государствами-членами ООН, а также с международными, региональными и субрегиональными организациями. Выступали за более тесное сотрудничество КТК/КТИД с Целевой группой (ЦГ) по имплементации ГКС, продолжение взаимополезной практики ежегодных брифингов в КТК руководства рабочей группы Международного совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов и участия руководства КТК, КТИД и ЦГ в очередных мероприятиях Совещания.

Придавали большое значение работе Комитета СБ ООН 1267 по санкциям в отношении Аль-Каиды и Движения талибов, в частности, повышению эффективности данного режима санкций, рассматривая его как один из важнейших инструментов СБ ООН на антитеррористическом направлении.

В соответствии с общей согласованной в СБ ООН линией на актуализацию санкционного списка Комитета 1267, российская дипломатия в тесной координации с компетентными российскими ведомствами продолжила работу по оптимизации сводного перечня Комитета, в частности, формированию позиции России в отношении вносимых в Комитет заявок на включение/исключение в/из списка лиц и организаций с учетом оценки террористической угрозы, исходящей от конкретных фигурантов.

В ноябре на рассмотрение Комитета 1267 была внесена заявка Российской Федерации на включение в сводный перечень главаря действующих на Северном Кавказе бандформирований Д.Умарова и возглавляемой им организации «Кавказский эмират».

В работе в Комитете 1267 твердо придерживались линии, направленной на недопущение размывания режима санкций, главной целью которого должна оставаться способность международного сообщества противодействовать террористической угрозе, которую сегодня продолжают представлять Аль-Каида и Движение талибов.

В рамках реализации положений Заявления лидеров «Группы восьми» по борьбе с терроризмом и плана действий в сфере антитеррора, которые были приняты на саммите в Мускоке (Канада, июнь), проводили активную работу на таких стратегических направлениях деятельности Римской/Лионской группы (РЛГ) и Группы контртеррористических действий (ГКД) «восьмерки», как противодействие насильственному экстремизму, радикализации и рекрутированию террористов.

В антинаркотической повестке дня «Группы восьми» постоянно присутствовал принципиальный для российской стороны вопрос о противодействии афганской героиновой наркоэкспансии, в том числе в контексте пресечения финансирования терроризма.

Продолжалась работа с партнерами по РЛГ также и по таким приоритетным направлениям, как противодействие использованию сети Интернет, медийного пространства в террористических целях, обеспечению защиты транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Проведены заседания рабочих групп и консультации профильных структур по проблематике новых вызовов и угроз с Катаром, Йеменом, Португалией, США, Данией, Германией, Испанией, Индонезией, Индией, Грецией, Сербией.

Особое внимание уделялось работе в рамках выдвинутой в 2006 г. под эгидой российского председательства в «Группе восьми» инициативы об укреплении антитеррористического партнерства государств и бизнеса, к реализации которой активно подключились и различные круги гражданского общества, включая конфессии. В ходе соответствующих мероприятий, в том числе на организованной по инициативе России экспертной конференции «Успешные стратегии, эффективная политика и передовой опыт по предотвращению терроризма» (Астана, 14-15 октября), обсуждались практические задачи международного антитеррористического сотрудничества с участием государственных и негосударственных структур, включая религиозные объединения.

На базе Российского университета дружбы народов и при поддержке МИД России в 2010 г. начался процесс формирования нового, самостоятельного проекта государственно-частного антитеррористического партнерства – «Международного центра научных исследований проблем противодействия терроризму».

В рамках ОБСЕ наращивались усилия по выработке добротных политических документов в сфере антитеррора, регулярно проводились конференции, семинары и рабочие встречи по ключевым вопросам антитеррористического сотрудничества, осуществлялось практическое взаимодействие с Антитеррористическим подразделением Секретариата ОБСЕ. Предпринимаемые политико-дипломатические действия обеспечили принятие соответствующих решений Совета министров иностранных дел, Постоянного совета, Ежегодной конференции ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности, Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, а также саммита ОБСЕ в Астане 1-2 декабря, касающихся практических аспектов антитеррористической работы.

Продолжалась работа по укреплению антитеррористического взаимодействия и обмену передовым опытом с НАТО, в первую очередь в формате Совета Россия-НАТО (СРН). Активные и конструктивные политико-дипломатические действия позволили в оптимальные сроки завершить работу по согласованию соответствующих разделов Совместного обзора общих вызовов безопасности ХХI века, одобренного на саммите СРН в ноябре в Лиссабоне. По линии Специальной рабочей группы Совета по противодействию террористическим угрозам в евроатлантическом регионе был проведен ряд экспертных мероприятий.

Успешно развивалось сотрудничество на антитеррористическом направлении с Евросоюзом. Существующая уже много лет практика проведения регулярных консультаций с ЕС в межведомственном формате давала возможность продуктивно обсуждать самые приоритетные аспекты противодействия международному терроризму и насильственному экстремизму, обмениваться информацией о развитии событий в этой сфере в России и странах ЕС.

Была организована работа российских делегаций на мероприятиях Конвенций ООН против коррупции и против транснациональной организованной преступности, а также на сессиях ЭКОСОС и ГА ООН при разработке и принятии резолюций по антикриминальной и антикоррупционной проблематике.

Россия активно работала в Группе государств против коррупции (ГРЕКО), объединяющей национальные органы, компетентные в сфере борьбы с коррупцией. В декабре в ГРЕКО утвержден доклад России о выполнении рекомендаций этой Группы.

В деятельности в рамках СНГ ориентировались на всеобъемлющее выполнение долгосрочных программ сотрудничества стран Содружества в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и трансграничной организованной преступностью. Активное участие представителей МИД в регулярных межмидовских консультациях по тематике противодействия новым вызовам и угрозам на базе Исполкома СНГ в Минске внесло весомый вклад в дальнейшее совершенствование взаимодействия России с партнерами по Содружеству.

В формате ОДКБ предпринимались усилия по противодействию наркотической и террористической угрозам, исходящим с территории Афганистана. Содействовали наращиванию возможностей Организации на данном направлении, укреплению потенциала Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), расширению масштабов и повышению эффективности антинаркотической операции «Канал», реализации концепции поясов антинаркотической и финансовой безопасности по периметру границ Афганистана с привлечением потенциала ШОС и ЕАГ.

Продолжали укрепление нормативно-правовой базы сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии новым вызовам и угрозам. Подписано Соглашение между правительствами государств-членов Организации о сотрудничестве в борьбе с преступностью.

Совместно с партнерами работали над укреплением антитеррористического взаимодействия в формате ОЧЭС, принимали участие в деятельности Рабочей группы по борьбе с терроризмом и преступностью.

Значительным успехом в развитии сотрудничества в противодействии новым вызовам и угрозам в бассейне Каспийского моря стало подписание президентами прикаспийских государств 18 ноября Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море.

Приняли участие во втором заседании совместной Рабочей группы АСЕАН (Манила, 25 октября), на котором был утвержден Рабочий план, предусматривающий развитие сотрудничества в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, транснациональной организованной преступностью и пиратством, противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, защите критически важной инфраструктуры, обеспечении международной информационной безопасности.

В рамках Регионального форума АСЕАН по безопасности (АРФ) совместно с Брунеем председательствовали на 8-й Межсессионной встрече по противодействию терроризму и транснациональной преступности, в повестке дня которой удалось закрепить вопросы сотрудничества в сфере обеспечения международной информационной безопасности и защиты критически важной инфраструктуры. Приняли также участие в семинаре под эгидой АРФ по обеспечению биобезопасности (Манила, июль).

На антитеррористическом направлении деятельности АТЭС продолжалась работа по наполнению повестки дня предстоящего в 2012 г. российского председательства в Форуме, а также по определению приоритетных задач и целей Специальной группы АТЭС по борьбе с терроризмом, вице-председателем которой избран представитель России.

В контексте борьбы с глобальной наркоугрозой, остающейся в числе приоритетов российской внешней политики, выступали за неукоснительное выполнение принятых в ООН, прежде всего в рамках ее Совета Безопасности, ведущих региональных организациях решений и резолюций в области противодействия незаконному распространению наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Выступали за активное обсуждение афганской наркопроблематики на различных региональных и международных площадках, за дальнейшее развитие «парижско-московского процесса» как одного из основных механизмов пресечения распространения наркотиков из Афганистана. Призывали государства-члены принять активное участие в подготовке и проведении III Министерской конференции Парижского пакта (Вена, II половина 2011 г.).

Прошедший год был отмечен положительным развитием событий в плане дальнейшего продвижения российских инициатив, связанных с реализацией идеи формирования глобальной системы обеспечения международной информационной безопасности (МИБ) применительно и к гражданской, и к военной сферам.

В условиях, когда массированные, все более изощренные хакерские атаки наносят самый серьезный ущерб безопасности и экономике целых государств, террористы активно осваивают киберпространство. На этом фоне сохраняется угроза создания новых разрушительных видов оружия на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При этом задачи России по укреплению МИБ оставались неизменными – предупредить и максимально ограничить возможности использования таких технологий для достижения целей, противоречащих интересам безопасности государств и международной стабильности в целом.

В июле успешно завершила свою работу созванная по инициативе России и в соответствии с единогласным решением Генеральной Ассамблеи ООН Группа правительственных экспертов ООН по МИБ (ГПЭ). Впервые под эгидой ООН в рамках ГПЭ удалось подготовить и принять консенсусом проект политического доклада Генерального секретаря ООН, посвященный новым вызовам и угрозам международной и национальной безопасности, возникающим вследствие глобального характера внедрения и использования современных ИКТ. В докладе нашли отражение ключевые положения российской позиции по МИБ.

В рамках ООН проводилась линия на обеспечение условий для последовательного укрепления и развития режима технического и международно-правового регулирования конкретных видов космической деятельности. В Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях была продолжена работа над формированием концепции долговременной устойчивости космической деятельности, которая при определенных обстоятельствах могла бы послужить дополнительным средством реализации российской инициативы о разработке универсальной всеобъемлющей Конвенции по космическому праву.

В контексте развития международно-договорной практики на космическом направлении были подписаны или готовились к заключению рамочные или специальные (например, о сотрудничестве в использовании российской спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС) межправительственные соглашения с целым рядом государств.

Большое значение придавалось борьбе с международным пиратством. Исходили из того, что вопрос о путях привлечения к уголовной ответственности предполагаемых пиратов является ключевым с точки зрения повышения эффективности действий интернациональной антипиратской коалиции.

В период российского председательства в Совете Безопасности ООН
состоялось открытое заседание по проблематике пиратства у берегов Сомали (август), на котором обсуждался доклад Генерального секретаря ООН о возможных вариантах судебного преследования пиратов, подготовленный в соответствии с единогласно принятой СБ ООН по инициативе России резолюцией 1918.

Продолжили активную работу в Контактной группе по пиратству у берегов Сомали (КГПС). Акцентировали внимание на том, что в сложившихся условиях преодоление безнаказанности, обеспечение неотвратимости юридического преследования пиратов является ключевым элементом повышения эффективности усилий антипиратской коалиции.

В нашем активе – принятые решения о сопровождении судов с гуманитарной помощью по линии ВПП, об оказании морякам антипиратской коалиции экстренной хирургической помощи на борту наших кораблей и возможности дозаправки кораблей партнеров топливом и водой с вспомогательных судов российского ВМФ.

  1. И дипломатическая деятельность (1)

    Дипломная работа
    Для российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.
  2. И дипломатическая деятельность (2)

    Дипломная работа
    События года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядка
  3. И дипломатическая деятельность (4)

    Дипломная работа
    Международные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества.
  4. И дипломатическая деятельность (5)

    Дипломная работа
    События года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядка
  5. И дипломатическая деятельность (6)

    Дипломная работа
    В своих выступлениях на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и специальном заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне по ядерному разоружению и нераспространению Президент России Д.
  6. И дипломатическая деятельность (7)

    Дипломная работа
    В рамках общего обновления российских основополагающих документов в сфере национальной безопасности и внешней политики 5 февраля Президентом Д.А.Медведевым была утверждена новая Военная доктрина Российской Федерации, актуализированная
  7. И дипломатическая деятельность (8)

    Дипломная работа
    По предложению России удалось дать старт многосторонним обсуждениям по вопросу о создании новой архитектуры евроатлантической безопасности на основе кодификации всего свода политических обязательств, которые были приняты государствами
  8. И дипломатическая деятельность (9)

    Дипломная работа
  9. Дипломатическая и консульская служба

    Дипломная работа
    Актуальность учебного курса «Дипломатическая и консульская служба» связана с тем, что курс является одним из базовых в системе подготовки студентов-международников.

Другие похожие документы..