И дипломатическая деятельность

Участие России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС

Дальнейшее развитие получило международное взаимодействие в рамках «Группы двадцати», направленное на укрепление мировой финансовой системы и создание более совершенной глобальной финансово-экономической архитектуры.

Саммит «Группы двадцати» в Торонто (26-27 июня) прошел под девизом «Восстановление и возрождение». Его главным итогом можно считать решение о проведении бюджетной консолидации в развитых странах-участницах «двадцатки», предусматривающее сокращение бюджетных дефицитов в два раза к 2013 г. и стабилизацию уровня госдолга к 2016 г.

Из принятых на саммите «Группы двадцати» в Сеуле (11-12 ноября) решений особо выделяется Сеульский план действий. Данный документ определяет перечень мер, рассчитанных на ближайшие 3-5 лет, которые ориентированы на каждую конкретную страну «двадцатки» и в совокупности призваны обеспечить вывод мировой экономики на траекторию уверенного, устойчивого и сбалансированного роста.

На саммите утвержден план перераспределения квот и голосов в МВФ, который приводит позиции акционеров в Фонде в большее соответствие с новыми реалиями мировой экономики. Предполагается, что свыше 6% голосов будет перераспределено в пользу «динамичных» стран с переходной экономикой и от «перепредставленных» стран к «недопредставленным».

Реформа Фонда – заслуга в первую очередь государств-участников БРИК, которые вместе были на острие усилий стран с формирующимися рынками и развивающихся стран, направленных на перестройку МВФ. На заключительном этапе переговоры велись непосредственно между «финансовой семеркой» и странами БРИК. Таким образом, в «двадцатке» сложился новый формат для реальной работы. Благодаря принятым на этих переговорах решениям группа развивающихся стран и стран с формирующимися рынками увеличила свою долю голосов в МВФ на 2,8%, то есть до 42,3%. Развивающимся странам будут предоставлены два места в Совете директоров МВФ на ротационной основе.

Весьма важно зафиксированное в Декларации саммита понимание того, что на принятых мерах реформа не должна закончиться, поскольку формула расчёта квот далека от совершенства. Новая формула должна быть согласована до 2013 г., а процесс пересмотра квот завершён к 2014 г.

Саммит одобрил подготовленный Базельским комитетом по банковскому надзору пакет рекомендаций о повышении стандартов банковского капитала и ликвидности (Базель III), а также утвердил меры по улучшению регулирования и эффективному разрешению проблемы системно значимых финансовых институтов.Введение новых норм начнется с января 2013 г. и должно полностью завершиться в 2019 г.

В Сеуле «Группа двадцати» впервые развернулась к проблематике содействия международному развитию. Саммит одобрил Сеульский консенсус в области развития для обеспечения всеобщего роста. Этот документ фиксирует готовность стран-участников форума работать в партнерстве с развивающимися странами и странами с низкими доходами, чтобы помочь им в создании условий для наращивания собственного потенциала роста, внося тем самым вклад в глобальное восстановление.

В 2010 г. роль и характер деятельности «Группы восьми» претерпели изменения, обусловленные институционализацией «Группы двадцати» и переносом обсуждения комплекса финансово-экономических вопросов в формат «двадцатки». При подготовке саммита в Мускоке (Канада, июнь) канадское председательство сократило количество министерских встреч и заседаний рабочих органов «восьмерки». Было принято решение о завершении Хайлигендаммско-Аквильского процесса – диалога между экспертами «восьмерки» и «пятерки» основных партнеров (Бразилия, Китай, Индия, Мексика, ЮАР) – ввиду его избыточности на фоне деятельности «Группы двадцати».

В качестве приоритетов своего председательства Канада обозначила темы укрепления международного мира и безопасности, а также содействия развитию под углом зрения достижения Целей развития тысячелетия.

На встрече министров иностранных дел «Группы восьми» в Гатино (Канада) 29-30 марта по инициативе российской стороны принято специальное заявление с резким осуждением терактов 29 марта в Москве. Министры одобрили предложение о подготовке специального плана действий, призванного усилить вклад «восьмерки» в глобальные усилия по борьбе с терроризмом. Были приняты также совместное заявление по вопросам ядерного нераспространения, в котором стороны подтвердили намерение содействовать успеху Конференции по рассмотрению действия ДНЯО, и заявление по Афганистану, обсуждены региональные проблемы.

По предложению России, 8 мая «Группа восьми» приняла заявление в связи с 65-летием окончания Второй мировой войны и Победы над фашизмом.

25-26 июня в г.Хантсвилл (округ Мускока, Канада) состоялся саммит «Группы восьми».

Повестка дня встречи включала вопросы мира и безопасности, содействия международному развитию, глобального управления, экологии. По итогам саммита принята Мускокская декларация, а также Заявление по борьбе с терроризмом.

Центральной в политическом блоке вопросов была тема нераспространения ОМУ. Лидеры приветствовали заключение нового Договора об СНВ между Россией и США в качестве важного шага на пути повышения уровня глобальной безопасности. Стороны высказались за эффективные меры по реализации решений Обзорной конференции ДНЯО и Вашингтонского саммита по ядерной безопасности.

По предложению России и Германии было решено отложить рассмотрение вопроса о расширении Глобального партнёрства и его продлении на период после 2012 г. Партнеры согласились с тем, что вначале следует оценить полученные результаты, которые станут основой проработки проектов программ и финансирования Партнёрства после 2012 г., а также вариантов участия в этой инициативе новых стран.

В контексте проблематики нераспространения оружия массового уничтожения на саммите обсуждались ядерные программы Ирана (ИЯП) и КНДР. Несмотря на расхождения в акцентах в отношении ИЯП, лидерам удалось выйти на общее понимание важности сохранения «двухтрекового подхода». Президент России подчеркнул необходимость корректного выполнения резолюции СБ ООН 1929 с целью сохранения общей позиции «восьмёрки» по иранскому досье. В отношении Корейского полуострова участники саммита акцентировали внимание на необходимости принятия конкретных мер по нормализации ситуации в этом регионе с учетом соответствующих решений ООН.

На саммите по инициативе России приняты Заявление по борьбе с терроризмом и план действий «восьмерки» по борьбе с терроризмом и организованной преступностью., нацеленные на активизацию сотрудничества в этой сфере в том числе в рамках Римской/Лионской группы и Группы контртеррористических действий.

В рамках дискуссии по борьбе с новыми вызовами главы государств и правительств стран «восьмерки» поддержали идею комплексного подхода к преодолению «уязвимости» ряда государств Африки и Латинской Америки в сфере безопасности. Президент России сделал особый акцент на необходимости глобального подхода к проблеме борьбы с наркотрафиком.

На саммите в Мускоке затрагивались и наиболее острые региональные проблемы. Открывая дискуссию по ближневосточному урегулированию, Президент Д.А.Медведев обозначил в качестве основной задачу перевода непрямых палестино-израильских переговоров в формат прямого диалога между сторонами. Лидеры «восьмёрки» подтвердили приверженность созданию дееспособного палестинского государства.

Была достигнута договорённость о продолжении совместных усилий в Афганистане, нацеленных на укрепление безопасности, борьбу с наркоугрозой, экономическую стабилизацию и постепенный переход к полной ответственности Кабула за ситуацию в стране. Принято решение о наращивании усилий по реализации инициативы «восьмёрки» о содействии сотрудничеству между Афганистаном и Пакистаном в приграничной зоне.

В итоговом заявлении Мускокского саммита также отражены общие подходы лидеров «восьмёрки» к проблемам Киргизии, Мьянмы, Судана, Конго, Гаити. «На полях» саммита было принято заявление глав России, США и Франции (сопредседателей Минской группы) по Нагорному Карабаху.

Дискуссия о совершенствовании системы глобального управления подтвердила актуальность задачи интеграции в процесс принятия глобальных решений ведущих развивающихся стран и дальнейшего совершенствования взаимодействия международных институтов, включая «восьмерку», «двадцатку», учреждения системы ООН и региональные организации.

Проблематика содействия развитию обсуждалась с участием глав семи африканских стран (Алжир, Египет, Малави, Нигерия, Сенегал, Эфиопия, ЮАР), главным образом, в преломлении к задачам, связанным с достижением Целей развития тысячелетия.

Россия активно поддержала инициативу по оказанию помощи развивающимся странам в сокращении материнской и детской смертности («Мускокская инициатива»). «Восьмёркой» решено выделить на эти цели
5 млрд. долл. США в течение пяти лет. Российским вкладом станет проведение в 2011-2015 гг. научно-обучающих конференций, организация поставок медицинского оборудования и вакцин в развивающиеся страны.

В Мускоке была отмечена в целом успешная реализация Аквильской инициативы по продовольственной безопасности и подтверждено намерение «Группы восьми» продолжить оказывать содействие в этой области наиболее нуждающимся странам.

В сфере изменения климата лидеры «восьмерки» подтвердили настрой на достижение комплексного, справедливого и эффективного соглашения на период после 2012 года, которое охватывало бы все государства. Российская сторона предложила партнерам уделить особое внимание проблеме экологической устойчивости и адаптации к климатическим изменениям и провести международную конференцию по этим вопросам.

Россия совместно с Италией выступила также с предложением об активизации сотрудничества государств в предупреждении и ликвидации последствий природных бедствий и техногенных катастроф.

Отличительной особенностью саммита стало повышенное внимание к вопросам отчётности о выполнении принятых ранее обязательств. В подготовленном к саммиту специальном Мускокском докладе по отчетности отмечалось, что, несмотря на увеличение вклада государств «Группы восьми» в глобальные усилия по содействию международному развитию
(до 82 млрд. долл. США в 2009 г.), не все принятые ранее обязательства по увеличению объемов помощи были выполнены. Россия обещания о списании долгов беднейшим странам реализовала полностью.

Саммит показал, что «Группа восьми» сохраняет роль катализатора важных процессов, способных оказать серьезное воздействие на решение актуальных вопросов глобальной повестки дня. Он подтвердил полезность этого формата в качестве неформального механизма координации подходов и мобилизации многосторонних усилий для укрепления международного мира и безопасности, поиска ответов на новые вызовы, решения социально-гуманитарных проблем в сфере содействия международному развитию. В Мускоке лидеры «восьмёрки» добились взаимопонимания по острым международным вопросам, одобрили ряд инициатив, в реализацию которых вовлекается широкий круг государств и многосторонних институтов.

23 сентября в Нью-Йорке на встрече мининдел «Группы восьми», состоявшейся в ходе сессии Генассамблеи ООН, рассмотрена ситуация в сфере международной безопасности, включая острые региональные вопросы.

С 1 января 2011 г. председательство в «Группе восьми» перешло к Франции.

Поступательно развивалось, приобретало более широкий характер сотрудничество в формате БРИК (БРИКС).

15 апреля в Бразилиа прошел второй саммит БРИК, на котором лидеры четырех стран обсудили такие темы, как взаимодействие в рамках международных усилий по преодолению глобального финансово-экономического кризиса и решению задач посткризисного развития, в том числе в формате «Группы двадцати», актуальные вопросы противодействия новым вызовам и угрозам, проблематика изменения климата, новые перспективные направления взаимного сотрудничества.

По итогам саммита были приняты совместное Заявление лидеров и неофициальный документ о дальнейшем развитии сотрудничества. Объявлено о выпуске совместного статистического сборника с данными по каждой из четырех стран, который будет переиздаваться ежегодно. В присутствии лидеров государств объединения состоялось подписание Меморандума о сотрудничестве между государственными финансовыми институтами развития и поддержки экспорта стран-членов БРИК (российский участник Меморандума – Внешэкономбанк).

В привязке к саммиту 13-15 апреля в Бразилии состоялись вторая встреча высоких представителей по вопросам безопасности, встречи представителей банков развития, кооперативных организаций, политологический семинар и предпринимательский форум стран БРИК.

В соответствии с решениями второго саммита участники БРИК вели целенаправленную работу по укреплению своих позиций в «Группе двадцати», эффективно координировали действия по реформированию международных финансовых институтов.

В результате совместных усилий стран БРИК, выступающих с общих или близких позиций в «двадцатке», удалось выработать компромиссное решение по одному из важнейших вопросов перестройки международной финансовой архитектуры – реформе МВФ. Общая доля стран БРИК в Фонде в результате увеличилась с 10,71% до 14,18% и приблизилась к блокирующему пакету (15%). Кроме того, Бразилия, Россия, Индия и Китай вошли в число первых десяти стран в МВФ по размерам квоты.

Повестка дня практического взаимодействия в рамках БРИК была ориентирована в первую очередь на решение общих проблем модернизации экономики и общества, стоящих перед партнерами по объединению. Поэтому наряду с продолжением традиционной практики плодотворных встреч руководителей внешнеполитических и финансовых ведомств, продвижением сотрудничества в области банковского дела и предпринимательских кругов, усилия концентрировались на создании предпосылок для практического взаимодействия в сфере высоких технологий и инноваций, научно-технической и промышленной кооперации, энергетики, фармацевтики и сельского хозяйства.

Стремление целого ряда крупных развивающихся стран вступить в БРИК или установить с ним долговременные партнерские связи является зримым подтверждением растущего авторитета объединения. 23 декабря Южно-Африканская Республика стала его новым участником. Участие ЮАР в БРИКС (такова новая аббревиатура объединения) будет способствовать дальнейшему повышению его политического веса в мире, в том числе с учетом той важной роли, которую Южная Африка играет в Африканском союзе, «Группе двадцати», «Группе 77». Присоединение к объединению, в котором уже участвуют государства Европы, Азии и Латинской Америки, также и одной из ведущих стран Африки укрепляет его глобальный характер, отвечает перспективным тенденциям мирового развития, включая становление полицентричной международной системы.

  1. И дипломатическая деятельность (1)

    Дипломная работа
    Для российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.
  2. И дипломатическая деятельность (2)

    Дипломная работа
    События года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядка
  3. И дипломатическая деятельность (4)

    Дипломная работа
    Международные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества.
  4. И дипломатическая деятельность (5)

    Дипломная работа
    События года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядка
  5. И дипломатическая деятельность (6)

    Дипломная работа
    В своих выступлениях на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и специальном заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне по ядерному разоружению и нераспространению Президент России Д.
  6. И дипломатическая деятельность (7)

    Дипломная работа
    В рамках общего обновления российских основополагающих документов в сфере национальной безопасности и внешней политики 5 февраля Президентом Д.А.Медведевым была утверждена новая Военная доктрина Российской Федерации, актуализированная
  7. И дипломатическая деятельность (8)

    Дипломная работа
    По предложению России удалось дать старт многосторонним обсуждениям по вопросу о создании новой архитектуры евроатлантической безопасности на основе кодификации всего свода политических обязательств, которые были приняты государствами
  8. И дипломатическая деятельность (9)

    Дипломная работа
  9. Дипломатическая и консульская служба

    Дипломная работа
    Актуальность учебного курса «Дипломатическая и консульская служба» связана с тем, что курс является одним из базовых в системе подготовки студентов-международников.

Другие похожие документы..