И дипломатическая деятельность
МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Важным элементом работы Министерства оставалось оказание содействия развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации в интересах решения торгово-экономических, научно-технических, инновационных, культурных и иных задач, стоящих перед федеральными органами власти и перед российскими регионами, подъема экономики нашей страны, повышения уровня жизни населения субъектов Федерации. Особое значение придавалось партнерским связям с государствами СНГ – Белоруссией, Казахстаном и Украиной, с которыми граничат 27 из 83 российских регионов.
Продолжалось постоянное совершенствование нормативно-правовой базы межрегионального и приграничного сотрудничества.
Активизировались усилия по оказанию содействия российским регионам в их деятельности в европейских институтах межрегионального и приграничного сотрудничества – Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ), Европейском комитете по местной и региональной демократии (ЕКМРД), Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕПР), Комитете регионов Европы (КОР) и др. Сформирована и активно участвует в работе КМРВСЕ обновленная делегация Российской Федерации. Представитель России (заместитель Председателя Совета Федерации С.Ю.Орлова) переизбрана заместителем председателя Конгресса. Еще три россиянина выдвинуты на посты заместителей председателей уставных комитетов этой организации. В октябре в ходе осенней сессии КМРВСЕ при обсуждении доклада о состоянии местной и региональной демократии в России были отмечены достигнутый в нашей стране за короткие сроки впечатляющий прогресс в сфере демократических преобразований, нацеленность и далее следовать по пути укрепления основ гражданского общества и верховенства закона, сформулирован ряд рекомендаций.
Важным событием стало проведение в июле в Москве 15-й Европейской конференции министров Совета Европы (СЕ), ответственных за пространственное/региональное планирование (СЕМАТ). Председательство России (2007-2010 гг.) получило высокую оценку со стороны национальных делегаций стран-членов СЕ. Конференция стала эффективной площадкой для обмена опытом в сфере регионального развития, градостроительства, использования природных ресурсов на основе «умных технологий», совместного поиска путей в преодолении кризисных явлений на региональном уровне.
Приоритетными направлениями были совершенствование приграничных и межрегиональных связей субъектов Федерации, повышение эффективности их деятельности в составе действующих 11 еврорегионов, активное подключение российских регионов к еврорегиональному строительству на пространстве СНГ. В октябре при поддержке МИД России подписано соглашение о создании нового российско-украинского еврорегиона «Донбасс» с участием Ростовской и Луганской (Украина) областей. Завершена процедура принятия Мордовии в Ассамблею европейских регионов (АЕР). Достигнута договорённость о проведении юбилейной 40-й сессии Генеральной ассамблеи и Ежегодной конференции АЕПР в Курске в сентябре 2011 г.
Совершенствовалось взаимодействие МИД России с российскими регионами по линии Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России (СГС). В рамках оптимизации работы Министерства на этом направлении в апреле решением Президента Д.А.Медведева был упразднен рабочий орган Совета – Консультативный совет субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, часть функций которого была передана СГС.
XV заседание СГС в марте было посвящено вопросам сотрудничества российских регионов с международными организациями системы ООН и задачам более активного использования возможностей субъектов Российской Федерации в работе по обучению в российских вузах иностранных граждан и проживающих за рубежом соотечественников.
Совет рассмотрел перспективы взаимодействия субъектов Федерации с оперативными фондами, программами, а также спецучреждениями системы ООН и констатировал целесообразность перевода этих отношений в плоскость равноправного партнерства с учетом перехода России в категорию стран-доноров содействия международному развитию. Была подчеркнута важная роль более тесной координации органов исполнительной власти субъектов Федерации с МИД России и другими профильными министерствами и ведомствами в вопросах экспертизы и мониторинга проектов ООН в нашей стране.
Совет также высказался за наращивание взаимодействия соответствующих федеральных органов исполнительной власти с субъектами Федерации в вопросах организации приема в российские вузы иностранных граждан и проживающих за рубежом соотечественников. Поддержаны предложения о более активном участии российских регионов в экспорте образовательных услуг.
На XVI заседании в декабре рассматривался вопрос о взаимодействии МИД России и субъектов Федерации в формировании положительного международного образа регионов России и создании благоприятных условий за рубежом для реализации их инвестиционных проектов. Совет определил круг задач по эффективному использованию внешнеполитического инструментария в целях создания благоприятных инвестиционных условий для российских регионов. Особый акцент был сделан на информационной составляющей совместной работы, включая задействование интернет-ресурсов. На заседании также обсуждались вопросы, связанные с разработкой и реализацией субъектами Федерации программ поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. Совет утвердил соответствующие рекомендации, направленные на активизацию работы регионов в этой сфере.
В МИД России проводились презентации субъектов Российской Федерации перед дипломатическим корпусом с участием Министра иностранных дел и руководителей субъектов Федерации. Такие встречи способствовали расширению международных и внешнеэкономических связей регионов, рынков сбыта производимой ими продукции, привлечению потенциальных инвесторов в их экономику.
Совершенствовалась работа территориальных органов-представительств МИД России на территории Российской Федерации, являющихся одним из центральных звеньев системы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Проводилась актуализация соответствующих нормативных документов, решались организационно-штатные, кадровые и финансовые вопросы их деятельности. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации об оптимизации территориальных органов федеральных ведомств принято решение о закрытии с 1 июня 2011 г. четырех представительств МИД России. Одновременно признано целесообразным открыть с 1 февраля 2011 г. представительство в Смоленске.
Продолжалось взаимодействие с войсковыми казачьими обществами(ВКО) по координации их международных связей.
Активно работала Комиссия по вопросам международной деятельности казачьих обществ и объединений в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Проведено три заседания Комиссии, заслушаны доклады о международной деятельности трех ВКО. Осуществлялось регулярное взаимодействие с ВКО по вопросам проведения мероприятий за рубежом, возвращения на Родину казачьих регалий.
Проведены мероприятия, посвященные 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Казачий ансамбль «Живая Русь» в рамках гастрольного тура дал 14 концертов в Румынии, Сербии, Черногории, Чехии и Франции.
В Россию из США переправлена часть библиотеки и архива Кубанского казачьего войска, которая была передана государственному архиву Краснодарского края.
Проведены переговоры с руководством музея Лейб-гвардии казачьего Его Величества полка во Франции по вопросам передачи части коллекции музея храму полка в Санкт-Петербурге и создания на его базе постоянной экспозиции.
В Болгарии состоялась международная научно-практическая конференция «Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Роль казачества в освобождении Болгарии». Казачьей общине болгарского села Казашко были переданы книги о Великой Отечественной войне, пособия по изучению русского языка, церковная утварь.
Оказывалось содействие Администрации Президента Российской Федерации, Совету при Президенте Российской Федерации, Международному фонду поддержки казачества и ВКО, а также российским загранучреждениям в вопросах взаимодействия с казачьими организациями за рубежом.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Продолжалась целенаправленная работа по информационному обеспечению внешней политики страны, формированию ее позитивного образа на международной арене.
В рамках межведомственной координации информационной поддержки внешней политики, развития международного сотрудничества в области информации, а также противодействия информационно-кибернетическим угрозам и информационному терроризму плотно отслеживали международную информационную проблематику, готовили соответствующие позиционные материалы, обеспечивали участие нашей страны в международных организациях и в глобальных медиа-форумах.
Состоялось порядка 300 выступлений представителей руководства МИД России перед российскими и зарубежными СМИ. Министр иностранных дел С.В.Лавров провел 27 интервью с крупнейшими мировыми агентствами, изданиями и телекомпаниями, выступил на 62 пресс-конференциях, опубликовал 20 статей. Активно сотрудничали с информационным сообществом заместители Министра и официальный представитель МИД России. Еженедельно проводились брифинги для аккредитованных в Москве российских и иностранных журналистов, где освещались актуальные вопросы современной мировой политики и внешнеполитической деятельности России.
Принимались меры по популяризации за рубежом российской сети телевещания, включая англо-, испано- и арабоязычные каналы «Россия сегодня». Оказывалась поддержка обновленной версии проекта «Российской газеты» по выпуску спецприложения о нашей стране к ведущим печатным СМИ в США, Великобритании, Болгарии, Бразилии, Франции, Италии, Испании, Аргентине, ФРГ и Сербии. Информационная работа по линии российских диппредставительств включала регулярные выступления их руководителей в СМИ стран пребывания, выпуск собственных информационных бюллетеней, другой информационной продукции. Было существенно расширено содержание Интернет-сайтов загранучреждений, улучшено их оформление и подача материалов. Российская официальная внешнеполитическая информация ежедневно распространялась среди иностранной аудитории с охватом 30 млн. человек. В общей сложности подготовлено и опубликовано в российских и зарубежных СМИ 24 статьи и комментарийных материала по актуальным международным проблемам.
Продолжалось совершенствование Интернет-портала МИД России. На регулярной основе велось обновление информационно-справочного сегмента веб-ресурса Министерства, сохраняющего за собой ведущие позиции официального источника внешнеполитической информации, размещаемой в сети Интернет. В русле информационной открытости на сайте был реализован целый ряд крупных информационных проектов, в том числе «О председательстве России в СНГ», «65-летие Великой Победы», «Проект Договора о европейской безопасности», «Об оказании государственных услуг», «О совещании послов и постоянных представителей». На страницах сайта систематически осуществлялась информационная «подсветка» мероприятий с участием Министра иностранных дел России. В значительной степени этому способствовали мультимедийные возможности сайта, его многочисленные фото- и видеоматериалы.
Российские загранучреждения регулярно подпитывались электронными и печатными информационно-разъяснительными материалами. Им было направлено около 30 фотовыставок, касающихся различных аспектов жизни современной России, ситуации в социально-экономической сфере страны, достижений в области культуры, науки, образования и спорта, а также межнациональной политики. К 65-летию Победы все российские загранучреждения (РЗУ) получили подборку на DVD-дисках лучших советских и российских художественных фильмов о войне с переводом более чем на 10 иностранных языков.
ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основным направлением историко-архивной работы являлось противодействие попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России на международной арене, которое осуществлялось в тесном сотрудничестве с профильной Комиссией при Президенте Российской Федерации. Доминирующий тон информационным усилиям задавала тематика 65-летия Победы в Великой Отечественной, Второй мировой войнах и Нюрнбергского процесса. В результате во многом удалось отстоять историческую правду о событиях военных лет, объективно показать непреходящую роль нашей страны в достижении Великой Победы во Второй мировой войне, в разгроме нацизма и освобождении от него народов Европы и Азии, в формировании основ послевоенного мироустройства.
Противостоя предвзятым и нечистоплотным интерпретациям довоенных и военных событий, а также стремясь к переводу обсуждения спорных проблем в научно-академическую плоскость, активно участвовали в подготовке и проведении целого ряда международных научно-практических конференций, в том числе: «Мы победили вместе», «Война на уничтожение: нацистская политика геноцида на территории Восточной Европы» (Москва, апрель), «В память о жертвах Второй мировой войны в Центральной и Восточной Европе (Берлин, июль), «Решающий вклад Советского Союза в Победу во Второй мировой войне» (Москва, октябрь), «Нюрнбергский процесс: исторические и правовые аспекты» (Москва, ноябрь), «Мир без нацизма - глобальная задача всего человечества» (Москва, декабрь) и др.
Деполитизации дискуссионных вопросов способствовали и очередные заседания совместных комиссий отечественных историков с коллегами из Австрии, Германии, Литвы, Польши и Эстонии. В целях борьбы с искаженными толкованиями прошлого активно разрабатывались архивные документы: было подготовлено 12 справочно-аналитических материалов с последующим размещением ряда из них на веб-сайте МИД России.
Осуществлялось историко-документальное сопровождение визитов на высшем и высоком уровнях: копии и муляжи документов и фотографий из архива МИД России были представлены для вручения иностранным партнерам во время визитов Президента Д.А.Медведева на Кипр и Председателя Правительства В.В.Путина в Венесуэлу. Копии документов были подготовлены также и к визитам Министра иностранных дел С.В.Лаврова в Германию и Кению. Традиционно активно осуществлялась экспозиционная деятельность. С учетом доминантной юбилейной тематики в 193 РЗУ и представительства МИД на территории России была направлена выставка, посвященная 65-летию Победы. Кроме того, было подготовлено и развернуто свыше 50 выставок по другим историческим темам.
Осуществлялось содействие крупнейшим российским телеканалам («Первый», «Россия», ТВ «Центр», «Культура», НТВ) в подготовке материалов по истории международных отношений, внешней политики и дипслужбы России, а также фонду «Историческая память» – в реализации проектов историко-патриотической направленности. Подготовлено пять публикаций в научных журналах с использованием архивных документов.
Поддерживались многоплановые связи с институтами РАН, исследовательскими центрами, музеями, Российской национальной библиотекой, другими организациями научно-исторического профиля. В рамках мероприятий, посвященных 65-летию Великой Победы, выпущен XXV том серийного издания «Документы внешней политики СССР. 1942 год». Совместно с МИД Сербии был издан двусторонний документальный сборник «Советско-югославские отношения. 1945-1956». Продолжалась работа над рядом двусторонних сборников, в том числе по подготовке к изданию IV тома сборника документов «СССР и германский вопрос. 1941-1949» (в сотрудничестве с ИВИ РАН и Центром изучения новейшей истории в Потсдаме), а также в рамках проекта многотомного фундаментального труда «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». Активно участвовали в подготовке к изданию переписки первого Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина с руководителями зарубежных государств и международных организаций.
Деятельность архивов МИД России осуществлялась в тесной увязке с практическими нуждами российской дипслужбы: из подразделений Министерства и загранучреждений на государственное хранение было принято свыше 14,2 тыс. единиц документации, в т.ч. 602 договорных акта. Подготовлено около 8 тыс. ответов на запросы государственных организаций и частных лиц. Услугами читальных залов архивов воспользовались 375 исследователей (4839 посещений), в том числе 99 – из-за рубежа.
В соответствии с действующим законодательством продолжалась работа по переводу на открытый режим хранения архивной документации как МИД России (в научно-исследовательский оборот было введено 1846 рассекреченных дел архива Министерства), так и других государственных и ведомственных архивов в рамках плановой работы Межведомственной комиссии по защите гостайны (более 3000 единиц хранения).
Начата эксплуатация «Электронного архива МИД России», содержащего приказы по МИД СССР/РФ с 1970 по 2004 гг., используемые при выполнении поступающих социальных запросов. Были продолжены усилия по расширению имеющихся и созданию новых электронных хранилищ, в том числе «Электронной библиотеки».
ИНСПЕКЦИОННАЯ РАБОТА
Продолжалась работа по повышению эффективности инспекционной деятельности в системе МИД России. Совершенствовалась ее организационная и методологическая база: разработано новое Положение об инспекционной работе в системе МИД России, оптимизирована структура, осуществляющая организацию инспекций, совершенствуется технология их проведения. Упор делался на изучение, обобщение и популяризацию наилучшей практики и положительного опыта работы в системе Министерства, что способствовало развитию российской дипломатической службы в целом.
Было проинспектировано 12 посольств, постпредство при ЮНЕСКО в Париже, территориальные органы-представительства в четырех регионах Российской Федерации, Консульский департамент и Дипломатическая академия. Во главу угла ставилась оценка их политико-дипломатической, аналитической, информационно-разъяснительной работы, эффективности управления, состояния исполнительской и трудовой дисциплины; особое внимание уделялось соблюдению положений федеральных законов и иных правовых норм, регулирующих внешнеполитическую деятельность.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ
Негативные тенденции в международной обстановке определяли характер и направленность деятельности по обеспечению безопасности российских загранучреждений. Учитывался как общий рост террористической угрозы в мире, так и последствия финансово-экономического кризиса, особенно для развивающихся стран с наибольшим конфликтным потенциалом, стимулирующие дополнительную экстремистскую активность.
МИД России в тесной координации с другими федеральными органами исполнительной власти продолжал системную работу по реализации одобренного Председателем Правительства Российской Федерации комплекса мероприятий по обеспечению безопасности российских загранучреждений с учетом новых вызовов и угроз на 2008-2010 и последующие годы.
В соответствии с положением Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» были подготовлены и направлены на согласование в заинтересованные ведомства проекты постановлений Правительства в сфере безопасности.
Продолжалась последовательная работа по формированию единого информационного пространства МИД России. Осуществлялось согласование документов по созданию Департамента Ситуационно-кризисный центр (ДСКЦ) МИД России с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
И дипломатическая деятельность (1)
Дипломная работаДля российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.И дипломатическая деятельность (2)
Дипломная работаСобытия года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядкаИ дипломатическая деятельность (4)
Дипломная работаМеждународные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества.И дипломатическая деятельность (5)
Дипломная работаСобытия года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядкаИ дипломатическая деятельность (6)
Дипломная работаВ своих выступлениях на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и специальном заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне по ядерному разоружению и нераспространению Президент России Д.И дипломатическая деятельность (7)
Дипломная работаВ рамках общего обновления российских основополагающих документов в сфере национальной безопасности и внешней политики 5 февраля Президентом Д.А.Медведевым была утверждена новая Военная доктрина Российской Федерации, актуализированнаяИ дипломатическая деятельность (8)
Дипломная работаПо предложению России удалось дать старт многосторонним обсуждениям по вопросу о создании новой архитектуры евроатлантической безопасности на основе кодификации всего свода политических обязательств, которые были приняты государствамиИ дипломатическая деятельность (9)
Дипломная работаДипломатическая и консульская служба
Дипломная работаАктуальность учебного курса «Дипломатическая и консульская служба» связана с тем, что курс является одним из базовых в системе подготовки студентов-международников.