И дипломатическая деятельность

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Важным элементом работы Министерства оставалось оказание содействия развитию международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации в интересах решения торгово-экономических, научно-технических, инновационных, культурных и иных задач, стоящих перед федеральными органами власти и перед российскими регионами, подъема экономики нашей страны, повышения уровня жизни населения субъектов Федерации. Особое значение придавалось партнерским связям с государствами СНГ – Белоруссией, Казахстаном и Украиной, с которыми граничат 27 из 83 российских регионов.

Продолжалось постоянное совершенствование нормативно-правовой базы межрегионального и приграничного сотрудничества.

Активизировались усилия по оказанию содействия российским регионам в их деятельности в европейских институтах межрегионального и приграничного сотрудничества – Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ), Европейском комитете по местной и региональной демократии (ЕКМРД), Ассоциации европейских приграничных регионов (АЕПР), Комитете регионов Европы (КОР) и др. Сформирована и активно участвует в работе КМРВСЕ обновленная делегация Российской Федерации. Представитель России (заместитель Председателя Совета Федерации С.Ю.Орлова) переизбрана заместителем председателя Конгресса. Еще три россиянина выдвинуты на посты заместителей председателей уставных комитетов этой организации. В октябре в ходе осенней сессии КМРВСЕ при обсуждении доклада о состоянии местной и региональной демократии в России были отмечены достигнутый в нашей стране за короткие сроки впечатляющий прогресс в сфере демократических преобразований, нацеленность и далее следовать по пути укрепления основ гражданского общества и верховенства закона, сформулирован ряд рекомендаций.

Важным событием стало проведение в июле в Москве 15-й Европейской конференции министров Совета Европы (СЕ), ответственных за пространственное/региональное планирование (СЕМАТ). Председательство России (2007-2010 гг.) получило высокую оценку со стороны национальных делегаций стран-членов СЕ. Конференция стала эффективной площадкой для обмена опытом в сфере регионального развития, градостроительства, использования природных ресурсов на основе «умных технологий», совместного поиска путей в преодолении кризисных явлений на региональном уровне.

Приоритетными направлениями были совершенствование приграничных и межрегиональных связей субъектов Федерации, повышение эффективности их деятельности в составе действующих 11 еврорегионов, активное подключение российских регионов к еврорегиональному строительству на пространстве СНГ. В октябре при поддержке МИД России подписано соглашение о создании нового российско-украинского еврорегиона «Донбасс» с участием Ростовской и Луганской (Украина) областей. Завершена процедура принятия Мордовии в Ассамблею европейских регионов (АЕР). Достигнута договорённость о проведении юбилейной 40-й сессии Генеральной ассамблеи и Ежегодной конференции АЕПР в Курске в сентябре 2011 г.

Совершенствовалось взаимодействие МИД России с российскими регионами по линии Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России (СГС). В рамках оптимизации работы Министерства на этом направлении в апреле решением Президента Д.А.Медведева был упразднен рабочий орган Совета – Консультативный совет субъектов Российской Федерации по международным и внешнеэкономическим связям при МИД России, часть функций которого была передана СГС.

XV заседание СГС в марте было посвящено вопросам сотрудничества российских регионов с международными организациями системы ООН и задачам более активного использования возможностей субъектов Российской Федерации в работе по обучению в российских вузах иностранных граждан и проживающих за рубежом соотечественников.

Совет рассмотрел перспективы взаимодействия субъектов Федерации с оперативными фондами, программами, а также спецучреждениями системы ООН и констатировал целесообразность перевода этих отношений в плоскость равноправного партнерства с учетом перехода России в категорию стран-доноров содействия международному развитию. Была подчеркнута важная роль более тесной координации органов исполнительной власти субъектов Федерации с МИД России и другими профильными министерствами и ведомствами в вопросах экспертизы и мониторинга проектов ООН в нашей стране.

Совет также высказался за наращивание взаимодействия соответствующих федеральных органов исполнительной власти с субъектами Федерации в вопросах организации приема в российские вузы иностранных граждан и проживающих за рубежом соотечественников. Поддержаны предложения о более активном участии российских регионов в экспорте образовательных услуг.

На XVI заседании в декабре рассматривался вопрос о взаимодействии МИД России и субъектов Федерации в формировании положительного международного образа регионов России и создании благоприятных условий за рубежом для реализации их инвестиционных проектов. Совет определил круг задач по эффективному использованию внешнеполитического инструментария в целях создания благоприятных инвестиционных условий для российских регионов. Особый акцент был сделан на информационной составляющей совместной работы, включая задействование интернет-ресурсов. На заседании также обсуждались вопросы, связанные с разработкой и реализацией субъектами Федерации программ поддержки соотечественников, проживающих за рубежом. Совет утвердил соответствующие рекомендации, направленные на активизацию работы регионов в этой сфере.

В МИД России проводились презентации субъектов Российской Федерации перед дипломатическим корпусом с участием Министра иностранных дел и руководителей субъектов Федерации. Такие встречи способствовали расширению международных и внешнеэкономических связей регионов, рынков сбыта производимой ими продукции, привлечению потенциальных инвесторов в их экономику.

Совершенствовалась работа территориальных органов-представительств МИД России на территории Российской Федерации, являющихся одним из центральных звеньев системы координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации. Проводилась актуализация соответствующих нормативных документов, решались организационно-штатные, кадровые и финансовые вопросы их деятельности. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации об оптимизации территориальных органов федеральных ведомств принято решение о закрытии с 1 июня 2011 г. четырех представительств МИД России. Одновременно признано целесообразным открыть с 1 февраля 2011 г. представительство в Смоленске.

Продолжалось взаимодействие с войсковыми казачьими обществами(ВКО) по координации их международных связей.

Активно работала Комиссия по вопросам международной деятельности казачьих обществ и объединений в составе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества. Проведено три заседания Комиссии, заслушаны доклады о международной деятельности трех ВКО. Осуществлялось регулярное взаимодействие с ВКО по вопросам проведения мероприятий за рубежом, возвращения на Родину казачьих регалий.

Проведены мероприятия, посвященные 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Казачий ансамбль «Живая Русь» в рамках гастрольного тура дал 14 концертов в Румынии, Сербии, Черногории, Чехии и Франции.

В Россию из США переправлена часть библиотеки и архива Кубанского казачьего войска, которая была передана государственному архиву Краснодарского края.

Проведены переговоры с руководством музея Лейб-гвардии казачьего Его Величества полка во Франции по вопросам передачи части коллекции музея храму полка в Санкт-Петербурге и создания на его базе постоянной экспозиции.

В Болгарии состоялась международная научно-практическая конференция «Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Роль казачества в освобождении Болгарии». Казачьей общине болгарского села Казашко были переданы книги о Великой Отечественной войне, пособия по изучению русского языка, церковная утварь.

Оказывалось содействие Администрации Президента Российской Федерации, Совету при Президенте Российской Федерации, Международному фонду поддержки казачества и ВКО, а также российским загранучреждениям в вопросах взаимодействия с казачьими организациями за рубежом.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ

Продолжалась целенаправленная работа по информационному обеспечению внешней политики страны, формированию ее позитивного образа на международной арене.

В рамках межведомственной координации информационной поддержки внешней политики, развития международного сотрудничества в области информации, а также противодействия информационно-кибернетическим угрозам и информационному терроризму плотно отслеживали международную информационную проблематику, готовили соответствующие позиционные материалы, обеспечивали участие нашей страны в международных организациях и в глобальных медиа-форумах.

Состоялось порядка 300 выступлений представителей руководства МИД России перед российскими и зарубежными СМИ. Министр иностранных дел С.В.Лавров провел 27 интервью с крупнейшими мировыми агентствами, изданиями и телекомпаниями, выступил на 62 пресс-конференциях, опубликовал 20 статей. Активно сотрудничали с информационным сообществом заместители Министра и официальный представитель МИД России. Еженедельно проводились брифинги для аккредитованных в Москве российских и иностранных журналистов, где освещались актуальные вопросы современной мировой политики и внешнеполитической деятельности России.

Принимались меры по популяризации за рубежом российской сети телевещания, включая англо-, испано- и арабоязычные каналы «Россия сегодня». Оказывалась поддержка обновленной версии проекта «Российской газеты» по выпуску спецприложения о нашей стране к ведущим печатным СМИ в США, Великобритании, Болгарии, Бразилии, Франции, Италии, Испании, Аргентине, ФРГ и Сербии. Информационная работа по линии российских диппредставительств включала регулярные выступления их руководителей в СМИ стран пребывания, выпуск собственных информационных бюллетеней, другой информационной продукции. Было существенно расширено содержание Интернет-сайтов загранучреждений, улучшено их оформление и подача материалов. Российская официальная внешнеполитическая информация ежедневно распространялась среди иностранной аудитории с охватом 30 млн. человек. В общей сложности подготовлено и опубликовано в российских и зарубежных СМИ 24 статьи и комментарийных материала по актуальным международным проблемам.

Продолжалось совершенствование Интернет-портала МИД России. На регулярной основе велось обновление информационно-справочного сегмента веб-ресурса Министерства, сохраняющего за собой ведущие позиции официального источника внешнеполитической информации, размещаемой в сети Интернет. В русле информационной открытости на сайте был реализован целый ряд крупных информационных проектов, в том числе «О председательстве России в СНГ», «65-летие Великой Победы», «Проект Договора о европейской безопасности», «Об оказании государственных услуг», «О совещании послов и постоянных представителей». На страницах сайта систематически осуществлялась информационная «подсветка» мероприятий с участием Министра иностранных дел России. В значительной степени этому способствовали мультимедийные возможности сайта, его многочисленные фото- и видеоматериалы.

Российские загранучреждения регулярно подпитывались электронными и печатными информационно-разъяснительными материалами. Им было направлено около 30 фотовыставок, касающихся различных аспектов жизни современной России, ситуации в социально-экономической сфере страны, достижений в области культуры, науки, образования и спорта, а также межнациональной политики. К 65-летию Победы все российские загранучреждения (РЗУ) получили подборку на DVD-дисках лучших советских и российских художественных фильмов о войне с переводом более чем на 10 иностранных языков.

ИСТОРИКО-АРХИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Основным направлением историко-архивной работы являлось противодействие попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России на международной арене, которое осуществлялось в тесном сотрудничестве с профильной Комиссией при Президенте Российской Федерации. Доминирующий тон информационным усилиям задавала тематика 65-летия Победы в Великой Отечественной, Второй мировой войнах и Нюрнбергского процесса. В результате во многом удалось отстоять историческую правду о событиях военных лет, объективно показать непреходящую роль нашей страны в достижении Великой Победы во Второй мировой войне, в разгроме нацизма и освобождении от него народов Европы и Азии, в формировании основ послевоенного мироустройства.

Противостоя предвзятым и нечистоплотным интерпретациям довоенных и военных событий, а также стремясь к переводу обсуждения спорных проблем в научно-академическую плоскость, активно участвовали в подготовке и проведении целого ряда международных научно-практических конференций, в том числе: «Мы победили вместе», «Война на уничтожение: нацистская политика геноцида на территории Восточной Европы» (Москва, апрель), «В память о жертвах Второй мировой войны в Центральной и Восточной Европе (Берлин, июль), «Решающий вклад Советского Союза в Победу во Второй мировой войне» (Москва, октябрь), «Нюрнбергский процесс: исторические и правовые аспекты» (Москва, ноябрь), «Мир без нацизма - глобальная задача всего человечества» (Москва, декабрь) и др.

Деполитизации дискуссионных вопросов способствовали и очередные заседания совместных комиссий отечественных историков с коллегами из Австрии, Германии, Литвы, Польши и Эстонии. В целях борьбы с искаженными толкованиями прошлого активно разрабатывались архивные документы: было подготовлено 12 справочно-аналитических материалов с последующим размещением ряда из них на веб-сайте МИД России.

Осуществлялось историко-документальное сопровождение визитов на высшем и высоком уровнях: копии и муляжи документов и фотографий из архива МИД России были представлены для вручения иностранным партнерам во время визитов Президента Д.А.Медведева на Кипр и Председателя Правительства В.В.Путина в Венесуэлу. Копии документов были подготовлены также и к визитам Министра иностранных дел С.В.Лаврова в Германию и Кению. Традиционно активно осуществлялась экспозиционная деятельность. С учетом доминантной юбилейной тематики в 193 РЗУ и представительства МИД на территории России была направлена выставка, посвященная 65-летию Победы. Кроме того, было подготовлено и развернуто свыше 50 выставок по другим историческим темам.

Осуществлялось содействие крупнейшим российским телеканалам («Первый», «Россия», ТВ «Центр», «Культура», НТВ) в подготовке материалов по истории международных отношений, внешней политики и дипслужбы России, а также фонду «Историческая память» – в реализации проектов историко-патриотической направленности. Подготовлено пять публикаций в научных журналах с использованием архивных документов.

Поддерживались многоплановые связи с институтами РАН, исследовательскими центрами, музеями, Российской национальной библиотекой, другими организациями научно-исторического профиля. В рамках мероприятий, посвященных 65-летию Великой Победы, выпущен XXV том серийного издания «Документы внешней политики СССР. 1942 год». Совместно с МИД Сербии был издан двусторонний документальный сборник «Советско-югославские отношения. 1945-1956». Продолжалась работа над рядом двусторонних сборников, в том числе по подготовке к изданию IV тома сборника документов «СССР и германский вопрос. 1941-1949» (в сотрудничестве с ИВИ РАН и Центром изучения новейшей истории в Потсдаме), а также в рамках проекта многотомного фундаментального труда «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.». Активно участвовали в подготовке к изданию переписки первого Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина с руководителями зарубежных государств и международных организаций.

Деятельность архивов МИД России осуществлялась в тесной увязке с практическими нуждами российской дипслужбы: из подразделений Министерства и загранучреждений на государственное хранение было принято свыше 14,2 тыс. единиц документации, в т.ч. 602 договорных акта. Подготовлено около 8 тыс. ответов на запросы государственных организаций и частных лиц. Услугами читальных залов архивов воспользовались 375 исследователей (4839 посещений), в том числе 99 – из-за рубежа.

В соответствии с действующим законодательством продолжалась работа по переводу на открытый режим хранения архивной документации как МИД России (в научно-исследовательский оборот было введено 1846 рассекреченных дел архива Министерства), так и других государственных и ведомственных архивов в рамках плановой работы Межведомственной комиссии по защите гостайны (более 3000 единиц хранения).

Начата эксплуатация «Электронного архива МИД России», содержащего приказы по МИД СССР/РФ с 1970 по 2004 гг., используемые при выполнении поступающих социальных запросов. Были продолжены усилия по расширению имеющихся и созданию новых электронных хранилищ, в том числе «Электронной библиотеки».

ИНСПЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Продолжалась работа по повышению эффективности инспекционной деятельности в системе МИД России. Совершенствовалась ее организационная и методологическая база: разработано новое Положение об инспекционной работе в системе МИД России, оптимизирована структура, осуществляющая организацию инспекций, совершенствуется технология их проведения. Упор делался на изучение, обобщение и популяризацию наилучшей практики и положительного опыта работы в системе Министерства, что способствовало развитию российской дипломатической службы в целом.

Было проинспектировано 12 посольств, постпредство при ЮНЕСКО в Париже, территориальные органы-представительства в четырех регионах Российской Федерации, Консульский департамент и Дипломатическая академия. Во главу угла ставилась оценка их политико-дипломатической, аналитической, информационно-разъяснительной работы, эффективности управления, состояния исполнительской и трудовой дисциплины; особое внимание уделялось соблюдению положений федеральных законов и иных правовых норм, регулирующих внешнеполитическую деятельность.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЗАГРАНУЧРЕЖДЕНИЙ

Негативные тенденции в международной обстановке определяли характер и направленность деятельности по обеспечению безопасности российских загранучреждений. Учитывался как общий рост террористической угрозы в мире, так и последствия финансово-экономического кризиса, особенно для развивающихся стран с наибольшим конфликтным потенциалом, стимулирующие дополнительную экстремистскую активность.

МИД России в тесной координации с другими федеральными органами исполнительной власти продолжал системную работу по реализации одобренного Председателем Правительства Российской Федерации комплекса мероприятий по обеспечению безопасности российских загранучреждений с учетом новых вызовов и угроз на 2008-2010 и последующие годы.

В соответствии с положением Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» были подготовлены и направлены на согласование в заинтересованные ведомства проекты постановлений Правительства в сфере безопасности.

Продолжалась последовательная работа по формированию единого информационного пространства МИД России. Осуществлялось согласование документов по созданию Департамента Ситуационно-кризисный центр (ДСКЦ) МИД России с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

  1. И дипломатическая деятельность (1)

    Дипломная работа
    Для российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.
  2. И дипломатическая деятельность (2)

    Дипломная работа
    События года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядка
  3. И дипломатическая деятельность (4)

    Дипломная работа
    Международные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества.
  4. И дипломатическая деятельность (5)

    Дипломная работа
    События года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядка
  5. И дипломатическая деятельность (6)

    Дипломная работа
    В своих выступлениях на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и специальном заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне по ядерному разоружению и нераспространению Президент России Д.
  6. И дипломатическая деятельность (7)

    Дипломная работа
    В рамках общего обновления российских основополагающих документов в сфере национальной безопасности и внешней политики 5 февраля Президентом Д.А.Медведевым была утверждена новая Военная доктрина Российской Федерации, актуализированная
  7. И дипломатическая деятельность (8)

    Дипломная работа
    По предложению России удалось дать старт многосторонним обсуждениям по вопросу о создании новой архитектуры евроатлантической безопасности на основе кодификации всего свода политических обязательств, которые были приняты государствами
  8. И дипломатическая деятельность (9)

    Дипломная работа
  9. Дипломатическая и консульская служба

    Дипломная работа
    Актуальность учебного курса «Дипломатическая и консульская служба» связана с тем, что курс является одним из базовых в системе подготовки студентов-международников.

Другие похожие документы..