И дипломатическая деятельность

МНОГОСТОРОННЯЯ ДИПЛОМАТИЯ

Участие России в деятельности ООН

Россия продолжала линию на углубление многостороннего взаимодействия в рамках ООН в интересах решения глобальных проблем современности, выступала за дальнейшую консолидацию роли ООН, обладающей универсальным мандатом и общепризнанной легитимностью, в важнейших вопросах международной политики.

В условиях назревшей необходимости адаптации всемирной Организации, отметившей в 2010 году свое 65-летие, к реалиям современности Россия активно выступала за реформу международных институтов при укреплении центральной роли ООН и сохранении ее межгосударственной природы.

Россия придерживалась сбалансированной линии по реформированию Совета Безопасности ООН, акцентируя необходимость продолжения дискуссии по всем имеющимся предложениям без форсирования переговорного процесса, искусственного сужения повестки дня до одной или двух моделей, без попыток постановки на голосование тех или иных реформенных предложений до достижения по ним максимально широкого согласия. В рамках усилий по противодействию размыванию уставных полномочий СБ ООН, несущего главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, Россия решительно отводила попытки пересмотреть в ходе реформенного процесса полномочия этого ключевого органа ООН, а также прерогативы его постоянных членов.

Российская делегация приняла активное участие в сегменте высокого уровня стартовавшей в сентябре 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Состоявшаяся там дискуссия показала, что в международных отношениях складывается объединительная повестка дня по широкому кругу общих для всех государств глобальных вызовов и угроз, будь то вопросы международного и регионального мира и безопасности, восстановления мировых экономик после финансово-экономического кризиса, изменения климата, разоружения и нераспространения, борьбы с терроризмом или реформирования системы ООН, включая Совет Безопасности.

На 65-й сессии Генассамблеи ООН в результате целенаправленной работы российской делегации удалось обеспечить растущую поддержку инициированных Россией проектов резолюций «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности», «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности», «Сотрудничество между ООН и ОДКБ», «Сотрудничество между ООН и ШОС», а также резолюции «Недопустимость определенных видов практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости», имевшей особое значение в свете 65-й годовщины победы над фашизмом.

В рамках усилий в деле ядерного разоружения и сокращения стратегических ядерных потенциалов на рассмотрение Генассамблеи ООН Россией совместно с США был внесен проект резолюции «Двусторонние сокращения стратегических ядерных вооружений и новые рамки стратегических отношений», получивший консенсусную поддержку государств-членов ООН.

Россия принимала участие в деятельности Комиссии ООН помиростроительству, содействуя ее институциональному укреплению и повышению эффективности. Россия продолжила осуществлять ежегодные взносы в бюджет Фонда по миростроительству в размере 2 млн. долл. США.

На экономическом треке деятельности ООН Россия активно взаимодействовала с партнерами с целью повышения практической отдачи от нашего участия в многостороннем экономическом сотрудничестве, а также в области достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ).

Саммит ООН по ЦРТ, состоявшийся 20-22 сентября в Нью-Йорке, стал важнейшей площадкой для обсуждения глобальных социально-экономических и гуманитарных проблем. В своем выступлении Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров подтвердил приверженность России международному сотрудничеству в области развития и готовность к наращиванию конструктивного взаимодействия с широким кругом партнеров, включая частный сектор и гражданское общество, в интересах своевременного достижения ЦРТ.

Россия продолжает способствовать укреплению роли Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) в качестве авторитетного форума для поиска коллективных решений актуальных проблем международной социально-экономической повестки дня. 25 октября в ходе пленарного заседания 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Россия была переизбрана в состав ЭКОСОС на период 2011-2013 гг. За российскую кандидатуру отдали голоса делегации 182 государств-членов ООН.

Россия усилила свои позиции в Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Активно использовали потенциал комиссий для выхода на более высокий уровень экономического взаимодействия с нашими соседями по Европе, в АТР и на пространстве СНГ. В частности, особое внимание уделялось продвижению в рамках ЕЭКинициативы Президента Д.А.Медведева о создании новой правовой базы международного сотрудничества в сфере энергетики и обеспечения энерготранзита, использовали возможности ЕЭК для успешной реализации в нашей стране политики модернизации российской экономики.

Россия активно способствует экономическому развитию государств Центральной Азии в процессе сотрудничества с ними в рамках Специальной программы ООН для экономик стран Центральной Азии (СПЕКА). За счет средств из российского добровольного взноса в ЕЭК и ЭСКАТО реализуется ряд проектов по оказанию технического содействия странам Центральной Азии, в частности, по развитию евроазиатских транспортных связей, повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в регионе, интегрированному управлению водными ресурсами.

По линии ЭСКАТО осуществляется укрепление социально-экономического сотрудничества в Северо-Восточной Азии (СВА). Российские средства направлены на налаживание многостороннего энергетического сотрудничества и охрану исчезающих видов животных и птиц в СВА.

Важным событием в рамках взаимодействия России с ООН в 2010 году стало принятие Генассамблеей ООН инициированной Россией резолюции 65/244 «Повышение безопасности дорожного движения во всем мире». Резолюция провозгласила период 2011-2020 гг. «Десятилетием действий по безопасности дорожного движения» с целью стабилизировать, а затем и сократить прогнозируемую смертность от происходящих во всем мире дорожно-транспортных происшествий путем активизации деятельности на национальном, региональном и глобальном уровнях. Таким образом, Россия подтвердила свою лидирующую роль в международных усилиях по борьбе за безопасность на дорогах.

В списке глобальных приоритетов международного сообщества постепенно выдвигается на одно из первых мест проблематика устойчивого развития, охраны окружающей среды иурбанистики. Соответственно возрастает ее значение и в рамках российских внешнеполитических усилий, направленных на создание благоприятных условий для обеспечения здоровой окружающей среды, повышения качества жизни населения и укрепления экологической безопасности Российской Федерации.

Россия вносила свой вклад в работу Комиссии ООН по устойчивому развитию (КУР), продолжала наращивать участие в деятельности по линии Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и Программы ООН по населенным пунктам (ООН-Хабитат), основных международных природоохранных конвенций и соглашений.

В рамках объявленного ООН «Международного года биоразнообразия» 21-24 ноября в Санкт-Петербурге был организован Международный форум по проблемам, связанным с сохранением тигра на Земле, на уровне глав-государств стран ареала обитания тигра. В работе форума принял участие Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин.

Россия играла одну из ключевых ролей в международных усилиях по сокращению антропогенной нагрузки на климатическую систему планеты. Российские представители приняли активное участие в подготовке и проведении Климатической конференции ООН в Канкуне (Мексика).

Продолжалось проведение мероприятий, направленных на приведение сотрудничества с оперативными фондами и программами ООН в соответствие с Концепцией участия Российской Федерации в содействии международному развитию (СМР) и решением Президента Российской Федерации Д.А.Медведева о переводе отношений с ними в плоскость равноправного партнерства. Увеличен общий объем финансового участия России (регулярные и целевые взносы) в деятельности ПРООН до 2,1 млн. долл. США и ЮНИСЕФ – до 4 млн. долл. США. Велась работа по созданию необходимых предпосылок для учреждения Российского национального комитета ЮНИСЕФ. Создана межведомственная рабочая группа по участию Российской Федерации в СМР, которая приступила к разработке проекта национальной программы содействия международному развитию.

Российская Федерация продолжала активно участвовать в международном диалоге по проблематике финансирования развития и приняла участие в качестве наблюдателя в 8-м пленарном заседании инициативной группы государств по инновационным источникам финансирования развития (Токио, декабрь).

На базе Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У) МИД России и Российского научного центра «Курчатовский институт» создан Международный центр по энергоэффективности и изменению климата (МЦЭИК), одной из задач которого является оказание содействия в осуществлении проектов российского СМР в развивающихся странах. Началась проработка модальностей налаживания сотрудничества МЦЭИК с организациями системы ООН, в частности, с ПРООН, ЮНИДО, ЮНИТАР и ЕЭК ООН.

В рамках выполнения Административного соглашения с ЮНИДО объем наших добровольных взносов в Фонд промышленного развития ЮНИДО доведен до 5,2 млн. долл. США. За счет средств этих взносов начата реализация проектов в области передачи технологий, привлечения инвестиций и укрепления промышленного потенциала стран-участниц СНГ и других развивающихся стран.

На стабильный уровень вышло сотрудничество с международными гуманитарными организациями, оказывающими чрезвычайную продовольственную помощь. В истекшем году суммарный российский взнос на эти цели в Международную организацию гражданской обороны (МОГО) и Всемирную продовольственную программу ООН (ВПП) превысил 50 млн. долл. США. Совместно с ВПП был начат новаторский проект по созданию системы школьного питания в Армении с бюджетом 8 млн. долл. США. География российской продовольственной помощи по этим каналам включала Афганистан, Гаити, Киргизию, Таджикистан, Йемен и ряд африканских стран.

Россия продолжала укреплять взаимодействие с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (ФАО). Создано полноформатное Постоянное представительство Российской Федерации при ФАО и других международных организациях в Риме. Начата проработка вопроса о внесении Россией добровольного целевого взноса на программы технического сотрудничества ФАО, в том числе в странах СНГ.

Активно развивалось сотрудничество Российской Федерации с ЮНЕСКО, включая участие нашей страны в программной деятельности Организации.

Важной составной частью партнерства являлась работа 57 кафедр ЮНЕСКО, созданных на базе российских вузов, которые аккумулировали передовой опыт в сфере образования для устойчивого развития по различным аспектам и способствовали его распространению. Российские эксперты вошли в рабочую группу при Генеральном директоре ЮНЕСКО по подготовке проекта стратегии Организации на вторую половину Десятилетия ООН по образованию для устойчивого развития. В декабре в Москве состоялся Международный конгресс кафедр ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития.

В августе функционирующий в Москве Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) – ведущее подразделение ЮНЕСКО в области применения информационно-коммуникационных технологий в образовании – совместно с Министерством образования Республики Саха (Якутия) запустил флагманский проект ЮНЕСКО «Учителя Арктики», целью которого является обеспечение доступа к качественному образованию в Арктическом регионе.

Наша страна как государство-донор вносила существенный вклад в реализацию международной программы ЮНЕСКО «Образование для всех». 27-29 сентября в Москве состоялась первая Всемирная конференция по воспитанию и образованию детей младшего возраста. Принятый на форуме Московский план действий призван дать мощный импульс для повышения качества дошкольного образования в России и в мире в целом.

На базе 189 ассоциированных школ ЮНЕСКО в Российской Федерации осуществлялся ряд проектов, направленных на сохранение окружающей среды и всемирного культурного наследия. 27 мая – 2 июня в Ханты-Мансийске прошла конференция ассоциированных школ ЮНЕСКО «Чистая вода – живая планета» с участием представителей России, Украины, Польши, Чехии, Франции, Швейцарии, Японии и других стран.

22-23 ноября в Казани состоялся Международный форум стран СНГ и Балтии по Проекту «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» с участием генеральных секретарей комиссий по делам ЮНЕСКО и национальных координаторов Проекта, в ходе которого выдвинута инициатива по созданию партнерства стран региона.

Успешно развивалось сотрудничество в научной сфере по линии ЮНЕСКО, которое осуществлялось в соответствии с международными программами Организации.

В рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» (МАБ) 24-26 сентября в природном парке «Смоленское поозерье» (Смоленская область) состоялся международный семинар, в ходе которого был определен единый вектор в выработке правовых аспектов национальных законодательств, регулирующих деятельность биосферных резерватов и управление ими.

По линии Межправительственной океанографической комиссии (МОК) в апреле в Санкт-Петербурге состоялась Международная конференция «50 лет развития образования и просвещения для формирования будущего океанов и прибрежных территорий».

35-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО утвердила инициированный Российской Федерацией проект поправки к Программе и бюджету ЮНЕСКО на 2010-2011 гг. о создании научно-образовательного спутника ЮНЕСКО, запуск которого планируется осуществить в 2011 г. в рамках празднования 50-летнего юбилея полета в космос Ю.А.Гагарина.

Россия совместно с ЮНЕСКО вела активную работу по укреплению механизмов межкультурного диалога, в частности, в рамках инициативы Русской православной церкви по созданию Группы высокого уровня по межрелигиозному диалогу, а также координировала участие заинтересованных российских ведомств в мероприятиях «Международного года сближения культур 2010».

Наша страна продолжала активно участвовать в восстановлении православных святынь на территории края Косово (Республика Сербия).

  1. И дипломатическая деятельность (1)

    Дипломная работа
    Для российской дипломатии 2008 год складывался непросто. Он принес важные успехи и серьезные вызовы, был насыщен драматическими событиями, которые имели далекоидущие последствия не только для России, но и для общей расстановки сил на международной арене.
  2. И дипломатическая деятельность (2)

    Дипломная работа
    События года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядка
  3. И дипломатическая деятельность (4)

    Дипломная работа
    Международные события 2009 года, включая глобальный финансово-экономический кризис, способствовали формированию позитивной, объединительной повестки дня для всего мирового сообщества.
  4. И дипломатическая деятельность (5)

    Дипломная работа
    События года существенным образом прояснили на ряде важнейших направлений геополитическую ситуацию, сделав очевидным ее новое качество, которое проявлялось, прежде всего, в ускорении процесса формирования полицентричного миропорядка
  5. И дипломатическая деятельность (6)

    Дипломная работа
    В своих выступлениях на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и специальном заседании Совета Безопасности ООН на высшем уровне по ядерному разоружению и нераспространению Президент России Д.
  6. И дипломатическая деятельность (7)

    Дипломная работа
    В рамках общего обновления российских основополагающих документов в сфере национальной безопасности и внешней политики 5 февраля Президентом Д.А.Медведевым была утверждена новая Военная доктрина Российской Федерации, актуализированная
  7. И дипломатическая деятельность (8)

    Дипломная работа
    По предложению России удалось дать старт многосторонним обсуждениям по вопросу о создании новой архитектуры евроатлантической безопасности на основе кодификации всего свода политических обязательств, которые были приняты государствами
  8. И дипломатическая деятельность (9)

    Дипломная работа
  9. Дипломатическая и консульская служба

    Дипломная работа
    Актуальность учебного курса «Дипломатическая и консульская служба» связана с тем, что курс является одним из базовых в системе подготовки студентов-международников.

Другие похожие документы..