Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Управление персоналом для специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (промышленность)

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

    1. Тема: Принципы управления персоналом..

  1. Установки и модели поведения менеджера по персоналу (психолог – попечитель, специалист по контрактам, специалист по архитектонике организации).

  2. Место и роль управления персоналом в системе управления персоналом

  3. Задачи и функции менеджеров по персоналу.

  4. Подходы к управлению персоналом и типы организационных культур в системе кадрового менеджмента.

  5. Управление человеческим ресурсом.

    1. Тема:Персонал предприятия как объект управления.

  1. Понятие «персонал предприятия». Численность персонала. Движение персонала

  2. Система показателей, используемых в характеристике персонала: категории персонала

  3. Система показателей, используемых в характеристике персонала: структура персонала.

  4. Структура затрат на персонал: первоначальные и восстановительные издержки.

  5. Показатели оценки эффективности управления персоналом

    1. Тема: Кадровое, информационное, техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

  1. Понятие «кадровая политика». Принципы управления персоналом.

  2. Виды кадровой политики: пассивная, реактивная, превентивная и активная.

  3. Виды кадровой политики: открытая и закрытая

  4. Проектирование кадровой политики.

  5. Кадровая политика и ее планирование на предприятии.

  6. Информационное обеспечение процесса управления персоналом. Документы, регламентирующие деятельность персонала.

  7. Этапы определения потребности в персонале

  8. Методы определения потребности организации в персонале.

  1. Тема:Система работы с персоналом.

  1. Источники привлечения персонала

  2. Методы отбора персонала

  3. Подбор персонала и профориентация.

  4. Понятие и задачи оценки персонала. Анализ кадрового потенциала

  5. Оценка работников по результатам труда.

  6. Аттестация персонала и ее процедура.

  7. Адаптация нового сотрудника. Профессиональная и организационная адаптация

  8. Управление адаптацией

  9. Оценка результатов адаптации.

  10. Планирование деловой карьеры.

  11. Работа с кадровым резервом.

  12. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.

  13. Процесс обучения персонала

  14. Методы обучения персонала

  15. Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом.

  1. Тема: Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности..

  1. Мотивы человеческой деятельности.

  2. Современные теории мотивации: содержательные теории

  3. Современные теории мотивации: процессуальные теории

  4. Концепции стимулирования. Материальное и нематериальное стимулирование.

  1. Тема: Конфликты в коллективе.

  1. Конфликты в коллективе. Межличностный, межгрупповой, организационный конфликты.

  2. Понятие организационного конфликта.

  3. Источники организационных конфликтов.

  4. Функции организационного конфликта.

  5. Развертывание конфликта.

  6. Поведение специалиста по персоналу в организационном конфликте – модели.

  7. Способы разрешения конфликтных ситуаций.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (ДНЕВНОЕ И ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

Кейсы к теме Кадровая политика предприятия

Кейс 1.Кадровая политика «ЛУКОЙЛ-Украина»

Оптимизация численности

На протяжении 2003 года с целью снижения затрат, повышения эффективности эксплуатации объектов розничной сети деятельность ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина» была направлена на реструктуризацию бизнес-процессов и совершенствование структуры предприятия.

В ходе внедрения системы дилерства в розничной сети ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина» было ликвидировано (со снятием с государственной регистрации) 17 филиалов предприятия, на базе которых было создано 12 компаний-операторов, в результате чего численность работников ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина» сокращена с 1104 до 326 человек.

670 работников предприятия переведены в компании — дилеры с сохранением условий оплаты труда, соблюдением социальных гарантий и трудовых прав, предусмотренных действующим законодательством Украины.

108 работников были уволены по сокращению численности работающих в полном соответствии с требованиями законодательства о труде Украины с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск и выходного пособия в размере среднего месячного заработка, предусмотренных ст. 44 КЗоТ Украины.

Развитие и обучение персонала

В рамках программы развития персонала и с целью определения реального потенциала каждого сотрудника, создания высококвалифицированного кадрового резерва, в период с 02 по 25 июля 2003 года совместно со специалистами Межрегиональной академии управления персоналом проведено тестирование сотрудников ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина». В августе 2003 года проведена аттестация работников Центрального аппарата ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина», в ходе которой принято решение о внесении изменений в действующее штатное расписание предприятия, выдвинуто 32 работника для работы в других субъектах хозяйствования (в том числе и в дочерних предприятиях группы в Украине). Кроме этого, разработана программа обучения работников предприятия, предусматривающая:

Разработана программа тренингов, направленных на повышение качества обслуживания клиентов АЗС и порядка использования корпоративных стандартов Компании.

Создана автоматизированная программа тестирования работников АЗС по охране труда и пожарно-техническому минимуму.

В декабре 2003 года совместно с тренинговой компанией «СТС» проведен мастер — класс для топ — менеджеров ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина» по теме «Лучшие практики стратегического и оперативного управления в нефтяной отрасли» с вручением соответствующих сертификатов 21 работнику предприятия.

С целью повышения имиджа компании в регионах Украины, увеличения объемов розничной реализации нефтепродуктов, с персоналом АЗС компаний-операторов по отдельному графику проведено 5 тренингов на тему «Эффективные коммуникации в процессе продаж».

Мотивация персонала

Значительное внимание на протяжении 2003 года уделялось вопросам мотивации персонала.

Учитывая особенности предприятия, а также опыт аналогичных компаний других стран мира был разработан на основе тарифной системы оплаты труда и утвержден на Совете директоров предприятия проект заработной платы работников ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина», позволяющий осуществить дифференцированный подход в оплате труда различных групп работников в зависимости от сложности, условий труда, эффективности работы и конечных результатов.

В 2003 году 238 работников были поощрены денежными премиями за высокие производственные показатели, добросовестное отношение к исполнению функциональных обязанностей.

В канун профессионального праздника — Дня работников нефтяной и газовой промышленности, 25 лучших работников «ЛУКОЙ-Украина» были награждены грамотами и благодарностями Кабинета Министров Украины, Киевской городской администрации, Всеукраинской ассоциации «Нефтехимик Украины».

Аналогичная работа проведена и в других дочерних предприятиях и организациях, входящих в группу «ЛУКОЙЛ» в Украине.

Компания постоянно развивается. Мы гордимся своими сотрудниками и заинтересованы в том, чтобы у нас работали профессионалы. Если Вы готовы стать частью нашей команды, хотите присоединиться к одной из самых успешных компаний — пожалуйста, заполните и отошлите нашу анкету. Также Вы можете ознакомиться в этом разделе с требованиями к кандидатам на замещение вакантных должностей.

Кейс 2. ЮКОС – кадровая политика

Профессионал. Именно этим словом мы можем охарактеризовать сегодня каждого из 110 тысяч сотрудников нашей Компании, работающих в сотнях предприятий, раскиданных по 45 регионам страны. Именно им ЮКОС обязан своими нынешними достижениями, именно их мы ценим выше всего. Эффективный труд, личный вклад каждого в общее дело должны достойно оцениваться. Это главный принцип мотивации работников ЮКОСа, прозрачный и справедливый для всех без исключения. Наша компания одной из первых в России начала использовать в целях мотивации и собственные акции - как для поощрения высших менеджеров, так и рядовых сотрудников.

Приходящих к нам на работу вчерашних выпускников вузов и профессиональных училищ мы сразу окружаем заботой и вниманием. От того, кем они станут, зависит будущее Компании. Специально для них существует программа "молодой специалист" ориентированная на адаптацию молодых сотрудников к новой для них обстановке, на их обучение и развитие. Для работников среднего и низшего звена организован институт "мобильного персонала" - ротации наиболее перспективных сотрудников, "пробующихся" на разных участках работы. А те из них, кто обладает потенциалом лидера, целенаправленно готовятся на повышение в рамках программы "кадровый резерв".

И, конечно, мы не забываем тех, кто десятки лет назад создавал основу будущего ЮКОСа - наших ветеранов. Благодаря масштабному социальному проекту Компании - программе "Ветеран" - 40 тысяч наших работников, отдавшие многие годы жизни нефтяному Северу, смогут переехать на постоянное жительство в регионы с более благоприятным климатом.
Сегодня можно с уверенностью говорить, что в ЮКОСе сложился уникальный интернациональный коллектив профессионалов. Опыт международных корпораций, привнесенный в нашу компанию менеджерами ведущих западных фирм, в сочетании с профессионализмом и энергией российских сотрудников делают ЮКОС одной из самых прогрессивных российских компаний.
В области управления персоналом ЮКОС решает следующие задачи:

  • создание рабочей обстановки, основанной на открытости и взаимном уважении и способствующей раскрытию способностей каждого сотрудника;

  • развитие системы мотивации персонала, позволяющей каждому сотруднику рассчитывать на карьерный рост и вознаграждение, соответствующие его профессиональному уровню и личному вкладу в дело компании;

  • социальная защита сотрудников;

  • предоставление сотрудникам возможностей обучения и повышения квалификации.

Наши успехи в области кадровой политики получают общественное признание. В марте 2001 года ЮКОС стал лауреатом национальной премии "За успехи в управлении персоналом", учрежденной Профессиональной кадровой лигой и газетой "Ведомости". В рамках этого конкурса мы получили специальный приз "За успехи в управлении персоналом российской организации", а также премию "Инновационные технологии управления персоналом". А 10 декабря 2001 года мы стали "Предприятием эффективной системы управления персоналом - 2001" по итогам работы Всероссийской конференции "Кадры XXI века для российской экономики", которую проводил Российский союз промышленников и предпринимателей при поддержке правительства РФ.

Кейс 3. Кадровая политикакомпании AsstrA AG

Основой кадровой политики компании AsstrA AG являются

следующие принципы:

  • человеческие ресурсы – основные активы нашей компании;

  • сотрудник в команде единомышленников – основа успеха компании;

  • эффективное управление командой, управление человеческими ресурсами – первостепенная задача менеджеров компании «АсстрА»;

  • создание благоприятных условий для работы и творчества – когда труд приносит сотруднику радость в моральном и в материальном плане;

  • для нас важны профессиональные качества специалиста на рабочем месте;

  • для нас важны индивидуальные качества личности, способность к обучению, ориентация на коллективное творчество, открытость, честность;

  • мы содействуем совершенствованию профессиональных качеств наших сотрудников.

Реализация основополагающих принципов в компании «АсстрА» осуществляется через:

  • приверженность демократическому стилю управления, постоянное расширение делегирования полномочий на всех уровнях управленцев;

  • формирование четкой структуры компании, ее ежегодную адаптацию к изменяющимся условиям;

  • создание и обустройство рабочих мест, чтобы сотрудники располагали всем необходимым для продуктивной деятельности и были обеспечены оптимально-комфортными условиями для постоянного повышения производительности труда;

  • поощрение, поддержку инициативности и активности сотрудников, их идей и новых проектов;

  • открытость к диалогу с любым членом команды, готовность к обсуждению и разрешению вопросов и проблем;

  • принятие общей системы ценностей для всех сотрудников компании;

  • формирование, осуществление и постоянное совершенствование мотивационных программ;

  • формирование и проведение развивающих и образовательных программ как индивидуальных, так и коллективных;

  • формирование и постоянное расширение пакета социальных мероприятий для сотрудников компании;

  • участие в общественных благотворительных акциях.

Развивающие и образовательные программы

Мы работаем над повышением компетенции сотрудников компании. Определение потребности в обучении и организация обучающих мероприятий осуществляются по плану. Фирма оказывает финансовую поддержку (по согласованию) каждому сотруднику при принятии самостоятельного решения по получению дополнительного образования.

Социальные мероприятия

Социальная направленность деятельности компании проявляется в первую очередь в заботе о самих сотрудниках компании. Фирма обеспечивает сотрудников бесплатным питанием (обедами), организует регулярные спортивные и развлекательные мероприятия. У нас принято делать подарки ко дню рождения, рождению ребенка, ко дню свадьбы.

Общественные акции

Компания принимает участие в акциях по материальной поддержке незащищенных слоев населения, оказывает помощь воспитанникам детских домов и специальным благотворительным фондам. Эти финансовые отчисления добровольны, но традиционны для сотрудников AsstrA AG.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Экономика и управление проектами для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Экономика и управление проектами» изучается будущими экономистами-менеджерами по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятиях» (по отраслям), специализация «Промышленность».
  2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (3)

    Методические рекомендации
    М – 54 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов IV курса заочной формы обучения) / Сост.
  3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (5)

    Методические рекомендации
    Пособие содержит методические рекомендации и задания по выполнению контрольных и курсовых работ для студентов IV курса заочного отделения. Включены также вопросы к экзаменам и зачетам, списки рекомендованной литературы к их подготовке.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф информационные технологии в экономике (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
     Информационные системы и технологии в экономике: Учебник / Т. П. Барановская, В. И. Лойко, М. И. Семенов, А. И. Трубилин. - 2-е изд., переработанное и дополненное.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерский учет» Санкт-Петербург

    Учебно-методический комплекс
    Тема 6.1. Управленческий учет. Его сущность, составные части, функции, предмет, метод и способы управленческого учета. Принципы управленческого учета 48
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф4 Управление качеством (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Управление качеством» изучается будущими экономистами-менеджерами по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятиях» (по отраслям), специализация «Промышленность», 080507 «Менеджмент организации».
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 07 Маркетинг (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Разработка комплекса маркетинга, включающая разработку товара, его позиционирование с применением разнообразных мер по стимулированию сбыта, жестко связана со стратегическим менеджментом.
  8. Программа высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» (1)

    Программа
    Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» утверждена Приказом Министерства образования РФ № 686 от 2 марта 2 г. Квалификация выпускника – экономист-менеджер.
  9. Программа высшего профессионального образования по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» (2)

    Программа
    Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: предприятия отраслей народного хозяйства различных организационно-правовых форм, их структурные производственные и функциональные подразделения; объекты инфраструктуры предприятия;

Другие похожие документы..