Курс лекций Харьков 2002 Рецензенты: директор Института социальных наук Одесского национального университета имени И. И. Мечникова, доктор политических наук, профессор И. Н. Коваль

Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф.

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Курс лекций

Харьков

<Одиссей>

2002

Рецензенты:

директор Института социальных наук

Одесского национального университета имени

И.И. Мечникова, доктор политических наук,

профессор И.Н. Коваль;

заведующий кафедрой теории государства и

права Одесской национальной юридической

академии, кандидат юридических наук,

доцент Ю.Н. Оборотов.

Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф.

История политических и правовых учений:

Курс лекций.- X.: ООО <Одиссей>, 2002.- 448 с.

ISBN 966-633-150-0

Курс лекций по истории политических и правовых учений

подготовлен в соответствии с программой данной дисциплины, с

учетом новейших публикаций источников и научных исследо-

ваний в этой сфере. На конкретно-историческом материале с

применением <портретного метода> показано развитие теоре-

тических представлений о государстве и праве с древнейших

времен до наших дней. Особое внимание уделяется проблемати-

ке формирования теории правового демократического государ-

ства.

Для студентов юридических вузов и юридических факульте-

тов университетов и академий.

I

ISBN 966-633-150-0

Крестовская Н.Н.,

Цвиркун А.Ф.,

2002

ООО <Одиссей>,

подготовка к

печати,

оформление, 2002

Введение

Современное общество не перестает интересоваться

проблемами прошлого. Это связано, во-первых, с само-

ценностью исторического знания. История, точно так

же, как и искусство, не нуждается в апологии. Полити-

ческие и правовые учения - значительная, яркая часть

духовного наследия человечества, изучение которой все-

гда будет увлекательно для пытливого ума.

Во-вторых, людям свойственно прагматическое отно-

шение к историческому знанию, в духе лозунга: <Знать

прошлое - для того, чтобы понимать настоящее и пред-

видеть будущее>. В особенности это соображение каса-

ется европейской цивилизации, которая, по словам ве-

ликого историка Марка Блока, <всегда многого ждала

от своей памяти>. Действительно, история идей часто

мобилизуется для решения задач современности. Боль-

шинство проблем, относящихся к государству, праву, по-

литике, неоднократно обсуждалось в прошлом. Сложи-

лись системы аргументов в пользу того или иного реше-

ния этих проблем, знание которых - необходимая часть

современного политического и правового сознания.

В-третьих, в настоящее время резко возрастает значе-

ние истории политических и правовых учений как шко-

лы альтернативного мышления. Сопоставление различ-

ных теорий призвано способствовать формированию иде-

ологического плюрализма, признанию многомерности ис-

тины. Изучение студентами политических и правовых

теорий прошлого и настоящего так же важно для станов-

ления высококультурного юриста-профессионала, как для

экономиста - изучение истории экономических учений,

для философа - изучение истории философии.

История политических и правовых учений относит-

ся к числу историко-теоретических юридических дис-

циплин. В предметном и методологическом аспекте она

взаимодействует с теорией государства и права, истори-

ей государства и права, историей философии и историей

социологии.

История политических и правовых учений изучает

возникновение и эволюцию политической и правовой

теоретической мысли человечества. Ее предметом яв-

ляются оформленные в доктрину (теоретическое учение)

взгляды на государство, право, политику. За пределами

предмета исследования остаются отдельные взгляды, вы-

сказывания по поводу государства, права, политики, а

также цельные, но не получившие теоретического оформ-

ления суждения. Например, у Льва Толстого, Федора До-

стоевского есть интересные и глубокие рассуждения о

справедливости, законности, правомерном и неправомер-

ном поведении, но форма их изложения является не док-

тринально-теоретической, а художественно-публицисти-

ческой. В предмет истории политических и правовых

учений включаются только учения, содержащие реше-

ния общих проблем теории государства и права. Исто-

рия отраслевых юридических наук также остается за

пределами данной дисциплины.

Политико-правовые доктрины разнообразны по фор-

ме их изложения: теоретический трактат, философское

эссе, политический памфлет, публицистическая статья,

проект конституции. С содержательной стороны любая

доктрина включает три компонента:

1) логико-теоретическая (мировоззренческая) основа.

Как правило, она определяется общим мировоззрением

той или иной эпохи. Политические учения древности

опирались преимущественно на мифологические и фи-

лософские обоснования. Мировоззрение средних веков

было теологическим. Для мышления Нового и Новей-

шего времени характерен рационализм и позитивизм.

В последнее время стали популярны разного рода интег-

ративные, дуалистические подходы к исследованию го-

сударственно-правовых явлений;

2) представление о государстве, праве, политике как

сущем: решение вопросов о происхождении государства

и права, закономерностях их развития, о форме, социаль-

ном назначении и принципах устройства государства,

об основных принципах права, его соотношении с госу-

дарством, личностью, обществом, оценки существующего

государства и права. Этот компонент доктрины может

носить критический или апологетический по отноше-

нию к исследуемому предмету характер;

3) представление о государстве, праве, политике как

должном: программные положения об усовершенство-

вании государства и права, политические цели и зада-

чи. Программные положения политико-правовой док-

трины являются своего рода целью исследования госу-

дарства и права.

История политических и правовых учений использу-

ет разнообразные общенаучные (диалектический, систем-

ный) и специально-научные (сравнительно-историчес-

кий) методы. Определяющее значение в методологии

истории политических и правовых учений имеет прин-

цип и метод историзма. Он проявляется в исследовании

генезиса и эволюции той или иной теории, определении

предшественников и последователей ее автора.

Совокупность политико-правовых теорий, выработан-

ных человечеством, настолько велика по объему, что в

пределах ограниченных возможностей вузовской про-

граммы изучить ее не сможет даже самый старатель-

ный студент. Именно поэтому в дидактических целях

авторы данного учебного пособия ограничились пред-

ставлением взглядов лишь тех мыслителей, которые

были подлинными властителями дум своих современ-

ников и потомков, чьи идеи и сейчас сохраняют акту-

альность. Такой подход обусловил применение автора-

ми <портретного> метода изложения материала.

И последнее. Данный курс лекций создан на основе

опубликованных источников, монографических иссле-

дований, учебников и учебных пособий, созданных

российскими и украинскими учеными, а также лекций,

прочитанных авторами в различных вузах. Ниже пред-

ставлен список источников (различные варианты анто-

логий и хрестоматий) и учебной литературы, которые

авторы рекомендуют для изучения всех (или, по край-

ней мере, большинства) тем курса истории политичес-

ких и правовых учений. Кроме того, к каждой теме кур-

са лекций предлагаются отдельные издания источников

(если таковые на русском или украинском языке су-

ществуют) и дополнительная (как правило, монографи-

ческая) литература.

Источники и литература

ко всем темам

Антология мировой правовой мысли. В 5-ти т. - М.: Мысль,

1999. - Т.1. Античность. Восточные цивилизации. - 750 с;

Т.2. Европа: V-XVII вв. - 830 с; Т. 3. Европа. Америка: XVII-

XX вв. - 830 с; Т.4. Россия: XI-XIX в. - 813 с; Т.5. Россия:

Конец XIX - XX вв. - 829 с.

Антология мировой политической мысли. В 5-ти т. - М.:

Мысль, 1997. - Т. I. Зарубежная политическая мысль: истоки

и эволюция. - 830 с; Т. И. Зарубежная политическая мысль

XX в. - 830 с; Т. III. Политическая мысль в России: X -

первая половина XIX в. - 798 с; Т. IV. Политическая мысль

в России: вторая половина XIX - XX вв. - 829 с.

История политических и правовых учений: Хрестоматия для

юридических вузов и факультетов/ Сост. и общ. ред. Демиден-

ко Г.Г. - Харьков: Факт, 1999. - 1078 с.

История политических и правовых учений: Хрестоматия/

Под ред. Малахова. В.П. - М.: Академический проект, 2000. -

414 с.

My хаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права,

политологии, истории политических и правовых учений: Посо-

бие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. -

М.: Изд-во ПРИОР, 2000. - 1104 с.

История политических учений. Вып.1/ Под ред. Н.М. Азар-

кина. - М.: Юрист, 1994. - 132 с.

История политических учений. Вып.2 / Под ред. Марты-

шина О.В. - М.: Юрист, 1996. - 368 с.

История политических и правовых учений: Учебник для ву-

зов/ Под общ. ред. Нерсесянца B.C. - М.: ИНФРА-М, 1996. -

728 с.

История политических и правовых учений: Учебник / Под

ред. Лейста О.Э. - М.: Юрид. лит., 1997. - 575 с.

Себайн Д.Г., Торсон Т.Л. 1стор1я полггично! думки: Пер. з

англ. - К.: Основи, 1997. - 838 с.

Чанышев АЛ. История политических учений. Классическая

западная традиция (античность - первая четверть XIX в.). -

М.: МГИМО (университет) МИД РФ, РОССПЭН, 2000. - 479 с.

Тема 1

ГОСУДАРСТВО

И ПРАВО

В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ

ФИЛОСОФИИ

Государственно-правовые аспекты брахманизма - По-

литико-правовые аспекты буддизма - Брахманская на-

ука политики - Государство и право в доктрине дао-

сизма - Мораль, право и государство в концепции Кон-

фуция - Государство, мораль и право в концепции Мо

Цзы - Политико-правовая доктрина Шан Яна

Локальные (или речные) цивилизации земледельчес-

кого типа, сложившиеся на Востоке, являются самыми

древними на Земле. Политическая мысль Древнего Вос-

тока развивалась на основе религиозно-мифологическо-

го мировоззрения. В частности, главенствующей формой

знания в древневосточных обществах были мифы, преда-

ния и притчи. Древнейшие правовые предписания явля-

лись одновременно общемировоззренческими принципа-

ми (законами всего мира), религиозными заповедями и

моральными предписаниями. В полном соответствии с

этой традицией на Востоке политические и правовые

учения еще не обособились от мифов, не сформировались

в относительно самостоятельную сферу общественного со-

знания.

Учения о государстве и праве Древнего Востока не

отделялись от морали и представляли собой этико-пра-

вовые доктрины. По сей день можно отметить интерес-

ную закономерность: чем дальше на Восток, тем мень-

шее значение люди придают праву, и большее - морали,

неправовым способам регулирования отношений и при-

мирения в конфликтах. Преобразования в обществе и

государстве учения Древнего Востока связывали, как пра-

вило, с изменениями морального облика людей, нравствен-

ным совершенствованием правителя, что, впрочем, не ис-

ключало этатизма, а то и обожествления правителя.

Еще одна характерная черта политико-правовых уче-

ний Древнего Востока - отсутствие идеи прав челове-

ка. В правовом статусе личности мыслители видели

лишь одну сторону - обязанности. В полном соответ-

ствии с этим подходом они не мыслили участия народа

в отправлении государственной власти и возможности

сопротивления государственному произволу. Критика в

адрес государства была возможна только из уст избран-

ных, мудрых людей.

Политико-правовые учения Древнего Востока оста-

вались сугубо прикладными. В политических доктри-

нах разрабатывались не столько теоретические обобще-

ния, сколько конкретные проблемы техники и методов

отправления власти (яркий тому пример - <Артхаша-

стра>). Общетеоретические вопросы (например, проис-

хождение государства, его формы, перспективы разви-

тия государства), как правило, находились за пределами

этих учений.

Ведущими направлениями в идеологии Древней Ин-

дии являлись брахманизм и буддизм. Наиболее влия-

тельными этико-правовыми учениями Древнего Китая

являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм. Фи-

лософия права Древней Индии была менее подвержена

эволюции, что же касается Китая, то здесь философия

права проделала путь от полного слияния права с мора-

лью до их полного противопоставления. Однако провер-

ку временем выдержало учение, базирующееся на при-

оритете морали перед правом.

ГОСУДАРСТВЕННО - ПРАВОВЫЕ

АСПЕКТЫ БРАХМАНИЗМА

Брахманизм возник в середине I тысячелетия до н.э.

Зачатки этой идеологии восходят к священным кни-

гам - Ведам (древним ритуальным книгам ариев).

Конкретизацию идеи брахманизма получили в другой

8

древней книге - Упанишады (дословно - восседание

[учеников вокруг учителя]). К ведийской литературе при-

мыкают этическая литература сутр (дословно - нить)

и литература шастр (научные и политические тракта-

ты). Самая знаменитая из шастр - Законы Ману (введе-

ны в научный оборот в 1794 г.).

Брахманская этика и право. В истории духовной

жизни Индии исключительно большую роль сыграли

идея трансмиграции душ. На ее основе сложилась док-

трина сансара (жизненного круговорота) и кармы (за-

кона воздаяния). Согласно этой доктрине человек -

высший судья самому себе. Он сам - причина своей

нынешней судьбы, и тем самым он определяет свое бу-

дущее. Законы Ману гласят: <Всякое дело в этом мире

зависит и от определения рока и от усилия человека; но

пути рока непостижимы, а в делах человеческих нужны

усилия>.

Еще одна ключевая идея брахманизма, тесно связан-

ная с доктриной сансара - деление общества на нерав-

ноправные группы-варны, каждой из которых предна-

чертана своя дхарма - путь в широком смысле этого

слова, комплекс ритуальных, нравственных и правовых

обязанностей.

Варн у древних индийцев было четыре - варна жре-

цов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земле-

дельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низ-

шая варна (шудры). Согласно ведическому преданию,

варны произошли из тела первочеловека Пуруши, из

уст которого родился брахман, из рук - кшатрий, из

бедер - вайшья, а из ступней - шудра. Члены первых

трех варн считались дваждырожденными. Второе рож-

дение связывалось с изучением священных книг и по-

священием. У дваждырожденных в подчинении нахо-

дились шудры, лишенные возможности приобщиться к

священному знанию.

Душа человека после смерти будет блуждать по те-

лам людей низкого происхождения, животных и расте-

ний, если он грешил, нарушал предначертанную ему дхар-

му, либо, если он провел праведную жизнь, возродится в

человеке высшей варны или в небожителе. Таков закон

сансары и кармы.

Учение о карме и сансаре весьма неоднозначно. С од-

ной стороны, оно дает человеку абсолютную свободу,

наделяя его качеством вершителя своей судьбы. С дру-

гой - оно призывает к терпению и покорности даже в

самых сложных жизненных ситуациях. Ведь любые ис-

пытания, выпадающие на долю человека, есть не что

иное, как расплата за прегрешения в прежней жизни.

С понятиями дхармы и сансары связано понятие дан-

данити (дословно - палочное наказание). Законы Ману

утверждали, что Наказание - сын Бога-Владыки, оно -

защитник всех творений, <[воплощение] закона, который

создан из славы Брахмы>. Государственное принужде-

ние, понимаемое как продолжение карающей силы богов,

выступало средством обеспечения дхармы. Идея наказа-

ния была основным принципом политической теории:

ей придавалось столь огромное значение, что саму науку

управления государством называли учением о наказа-

нии. <Законы Ману> содержат неумеренные восхвале-

ния наказанию. Вот лишь некоторые из них: <Наказа-

ние - царь, оно - мужчина, оно - вождь и оно - кара-

тель....Весь мир подчиняется только посредством Нака-

зания...>; <Но где наказание черного цвета и с красными

глазами смело выступает, уничтожая преступников, там

подданные не возмущаются, если только правитель хоро-

шо судит>; <Наказанием весь мир держится в порядке,

ибо трудно найти человека безупречного; из страха нака-

зания весь мир предается предписанным ему занятиям>.

  1. Учебное пособие одесский национальный университет имени И. И. Мечникова 2010 ббк 83. 3(2=Рус) М

    Учебное пособие
    Учебное пособие создано на основе лекционного курса, который читается студентам филологического факультета специальности «русский язык и литература». 1801-1855 годы представлены в нем как звено литературного процесса, тот этап развития
  2. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1801 – 1855 гг.

    Учебное пособие
    Учебное пособие создано на основе лекционного курса, который читается студентам филологического факультета специальности «русский язык и литература». 1801-1855 годы представлены в нем как звено литературного процесса, тот этап развития
  3. Вимір Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції «vii прибузькі юридичні читання» 25-26 листопада 2011 року Миколаїв Іліон 2011

    Документ
    Президент Національного університету «Одеська юридична академія», доктор юридичних наук, професор, академік Національної академії правових наук України, Заслужений юрист України Ківалов С.
  4. Космология

    Документ
    Ф 56 Философия и космология 2008: Научно-теоретический сборник / Международное философско-космологическое общество. Гл. ред. О. А. Базалук. – Полтава: Полтавський літератор, 2008.
  5. Сформації суспільства: стан, проблеми, тенденції розвитку 1991 2006 рр. Науково-допоміжний бібліографічний покажчик київ 200 8

    Документ
    Вища освіта України в умовах трансформації суспільства: стан, проблеми, тенденції розвитку, 1991 – 2006 рр.: Наук.-допом. бібліогр. покажч. / АПН України.
  6. Рух опору на луганщині

    Документ
    У статті розглядається стан руху Опору в роки Великої Вітчизняної війни під час тимчасової окупації Луганщини німецько-фашистськими загарбниками. Підкреслено, що як і по всій Україні, на Луганщині діяли радянський, стихійний і націоналістичний
  7. Збірник наукових праць

    Документ
    Збірник «Актуальні проблеми політики» внесено до переліку ВАК України №1 наукових фахових видань, в яких можуть публікуватися результати дисертаційних робіт на здобуття наукових ступенів доктора і кандидата наук з юридичних,
  8. О. Н. Мосолов Ответственный редактор

    Документ
    К Календарь памятных дат Воронежского края (2012 – 2016 гг.). Информационно-справочное краеведческое издание / сост. В.И.Погорелов. – Воронеж: ГОБУ ДОД ВО «ОЦДОГПВ», 2011.
  9. А. Барбараш

    Документ
    Человечество входит в кризисный период. Теперь от науки, как никогда, требуется умение заглянуть далеко вперед. К этому и призывает книга, предлагая комплекс теорий и гипотез о загадках естествознания.

Другие похожие документы..