Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ

Кафедра всеобщей истории

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО НОВОЙ ИСТОРИИ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

для заочного отделения

Составители: к.и.н., доцент

Емалетдинова Г.Э.

Ассистент: Стародубцев М.В.

Учебно – методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры «___»_______200___г.

Заведующий кафедрой _____________ Сиротин С.В.

Стерлитамак – 2008

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования и науки

Российской Федерации

А.Г.Свинаренко

«31» января 2005 г.

Номер государственной регистрации

701 пед/сп (новый)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 032600 История

Квалификация учитель истории

Вводится в действие с момента переутверждения
вместо ранее утвержденного (14.04.2000 г., № 365пед/сп)

Москва 2005

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032600 ИСТОРИЯ

  1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Феде-
    рации №686 от 02.03.2000г.

  2. Квалификация выпускника - учитель истории

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя
истории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществ-
лять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; спо-
собствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и
последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать-разно-
образные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающих-
ся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать
необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской
Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою
профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в
других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяю-
щими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной
защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

1.3.1. Область профессиональной деятельности

Среднее общее (полное) образование.

1.3.2. Объект профессиональной деятельности.

Обучающийся.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Учебно-воспитательная;
социально-педагогическая;
культурно-просветительная;
научно-методическая;
организационно-управленческая.

Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, подготовлен к выполнению основ-
ных видов профессиональной деятельности учителя истории, решению типовых задач профес-
сиональной деятельности в учреждениях среднего общего (полного) образования.

1.4.Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

  1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее обра-
    зование.

  2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)
    общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-
    нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного)
    общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032600 ИСТОРИЯ

3.1.Основная образовательная программа подготовки учителя истории разрабатывается
на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя
учебный план, программы учебных дисциплин, программу практики.

  1. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной про-
    граммы подготовки учителя истории, к условиям ее реализации и срокам ее освоения опреде-
    ляются настоящим Государственным образовательным стандартом.

  2. Основная образовательная программа подготовки учителя истории состоит из дисци-
    плин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонен-
    та, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по
    выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в

федеральном компоненте цикла.

3.4. Основная образовательная программа подготовки учителя истории должна преду-
сматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную ат-
тестацию:

цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины;
цикл ДПП - дисциплины предметной подготовки;
ФТД - факультативные дисциплины.

3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной про-
граммы подготовки учителя истории должно обеспечивать подготовку выпускника в соответст-
вии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным обра-
зовательным стандартом.

3.6. Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение
профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности,
стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это может
быть достигнуто как включением в основную образовательную программу соответствующих
курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы (научно-
исследовательской, кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими специалистами и

т.д.).

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 032600 ИСТОРИЯ

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего

часов

ДПП.Ф.04 Новая и новейшая история зарубежных стран 1272

Новая история стран Запада. Эпоха Великих географических открытий
и интеграция мировой цивилизации. Модернизация европейского общест-
ва: переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному.
Секуляризация культуры и развитие научной картины мира. Формирование
общественно-политических и идейных течений (Просвещение, либера-
лизм, консерватизм, социализм). Кризис сословно-корпоративного строя и

формирование гражданского общества. Развитие государственно-правовой
системы (абсолютизм, представительная демократия, конституционализм).
Европейские революции Нового времени. Международные отношения в
Новое время.

Новейшая история стран Запада. Эволюция экономической системы,
социальной структуры, политико-правовой организации западного общест-
ва в XX веке. Новые явления массовой психологии и духовной культуры.
Системные кризисы индустриального общества. Тоталитаризм. «Новые
индустриальные страны». Модели социалистического строительства. Ми-
ровые войны и локальные конфликты Новейшего времени. Складывание
международно-правовой системы. Глобализация. Переход к информацион-
ному обществу.

Новая история стран Азии и Африки. Основные проблемы и тенденции развития восточных обществ. Возникновение представления о единстве исторического процесса в общечеловеческом масштабе, связанное с эпохой Великих географических открытий и складыванием колониальной системы. Борьба народов стран Азии и Африки против монополий. Особенности хозяйственного и социально-политического развития и формирования новых буржуазно-националистических идеологий. Передел мира и буржуазные революции на Востоке.

Новейшая история стран Азии и Африки. Крушение империалистиче-
ской колониальной системы и появление независимых государств, разные
пути их развития. Проблемы взаимоотношений современного капиталисти-
ческого мира и традиционного восточного общества. Функции религий в
общественно-политической жизни современных восточных государств.
Конфуцианство, ислам, индуизм, синтоизм, даосизм, буддизм.

СОДЕРЖАНИЕ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 3

Пояснительная записка 3

I. Объем дисциплины и виды занятий учебной работы 5

II. Содержание дисциплины 5

2.1. Разделы курса и виды занятий 5

2.2. Содержание разделов дисциплины 5

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 12

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля 13

4.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий 13

для самостоятельной работы студентов 13

4.2. Примерный перечень вопросов к экзамену по курсу 14

4.3. Примерная тематика курсовых работ 16

4.4. Примерный перечень вопросов, вынесенных на государственный итоговый междисциплинарный экзамен по истории 16

V. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 17

5.1. Рекомендуемая литература 17

5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины 19

5.3. Материально-техническое обеспечение курса 19

VI. Словарь основных терминов 19

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 32

Пояснительная записка 32

I. Разделы дисциплины и виды занятий 34

(тематический план) 34

II. Содержание разделов дисциплины и тем 35

2.1. Тематика лекций 35

2.2. Тематика семинарских занятий 42

III. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 53

3.1. Методические рекомендации для преподавателей 53

3.2. Методические рекомендации для студентов 56

IV. Содержание итогового и промежуточного контроля 58

4.1. Задания для самостоятельной работы студентов 58

4.2. Коллоквиумы: тематика и вопросы 59

4.3. Вопросы контрольных работ 63

4.4. Контрольные тесты для внутрисеместровой проверки 85

4.5. Контрольные задания для проверки остаточных знаний 97

4.6. Примерная тематика курсовых работ 103

4.7. Перечень вопросов к экзамену по курсу 104

4.8. Перечень вопросов и заданий для самооценки знаний студентов 106

V. Материалы государственного итогового междисциплинарного экзамена по истории 107

VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 107

6.1. Рекомендуемая литература 107

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины 109

VII. Словарь основных терминов 109

VIII. Хронологическая таблица 121

IX. ДИНАСТИЙНАЯ ТАБЛИЦА 128

Лекция 1. Страны Азии и Африки к началу нового времени. Особенности восточного феодализма. 139

Лекция 2. Основные этапы европейской экспансии в страны Востока в Новое время. 142

Лекция 3. Формационные и цивилизационные особенности развития Китая в Новое время. 147

Лекция 4. Проблемы формационного и цивилизационного развития Японии в Новое время. 177

Лекция 5. Проблемы формационного и цивилизационного развития Индии в Новое время. 202

Лекция 6. Османская империя. Проблемы формационного и цивилизационного развития. 239

  1. Учебно методический комплекс по новой истории стран азии и африки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  2. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителяистории по специальности 032600 История при очной форме обучения 5 лет.
  3. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (3)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  4. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Учебно-методический комплекс
    Новейшая история стран Азии и Африки освещает один из наиболее актуальных периодов истории стран Востока – начало кризиса и политического распада колониальной системы империализма, начала и завершения национально-освободительной борьбы
  5. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран азии и африки для дневного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (1)

    Учебно-методический комплекс
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  7. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент (2)

    Документ
    В современной России адаптация к меняющимся условиям жизни означает развитие способности к самостоятельному и ответственному выбору. Речь идет о мировоззренческом, политическом, нравственном выборе, способности выбирать, способ поведения
  8. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составители: к и. н., доцент

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по новейшей истории стран европы и америки для заочного отделения Составитель: к и. н., доцент

    Программа
    Программа построена по проблемно-хронологическому принципу, позволяющему наиболее эффективно отразить диалектику общего и особенного в развитии индустриального общества, выявить историческую логику этого процесса, проанализировать

Другие похожие документы..