Материалы международной научно-практической конференции 1 декабря 2008 г., Хабаровск Хабаровск Издательство тогу 2008

Современные коммуникативные технологии

в языковом образовании

Хабаровск 2008

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Современные коммуникативные технологии в языковом образовании

Материалы

международной научно-практической конференции

1 декабря 2008 г., Хабаровск

Хабаровск

Издательство ТОГУ

2008

УДК 800:378.147

ББК Ш 100.0я431

С568

Редакционная коллегия: И. Ф. Уманец, канд. социол. наук, доц.

Н. В. Калинина, канд. филол. наук, доц.

С. Е. Мельчагова, асп. ДВГГУ

Современные коммуникативныетехнологии в языковом
С568 образовании : материалы международной науч.-практ. конф.,
Хабаровск, 1 дек. 2008 г. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос.
ун-та, 2008. – 248 с.

ISBN 978-5-7389-0731-9

В сборник вошли материалы, отражающие опыт работы ученых, преподавателей из различных вузов России и ближнего зарубежья в области современных коммуникативных технологий в языковом образовании. В научных публикациях представлен широкий спектр мнений по самым различным аспектам рассматриваемой проблемы.

Для преподавателей вузов, специалистов в области образования, аспирантов.

УДК 800:378.147

ББК Ш 100.0я431

ISBN978-5-7389-0731-9 © Тихоокеанский государственный

университет, 2008

© Коллектив авторов, 2008

Научное издание

Современные коммуникативные технологии

в языковом образовании

Материалы

международной научно-практической конференции

1декабря 2008 г., Хабаровск

Печатается с авторских оригиналов

Оператор компьютерной верстки С. Е. Мельчагова

Дизайнер обложки М. В. Привальцева

Подписано в печать 01.12.08. Формат 60×84 1/16. Бумага писчая. Гарнитура «Таймс».

Печать цифровая. Усл. печ. л. 14,42. Тираж 100 экз. Заказ 298.

Издательство Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

Отдел оперативной полиграфии издательства

Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

с о д е р ж а н и е

Приветствие участникам от оргкомитета конференции………………… 8

Амитрова М.В. (Пенза)

Использование современных технологий в дистанционном обучении будущих инженеров иностранному языку ..……………………………………………... 11

Анастасова Е.В. (Красноярск)

Метод проектов в преподавании делового английского языка ……………………….……………………….... 17

Андреев Д.Ю., Мишукова А.С. (Красноярск)

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ ..………………...………………. 22

Белялова А.Р. (Томск)

КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ………………………………… 27

Гавриленко Н.Н. (Москва)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ПЕРЕВОДУ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ………………... 32

Гончарова Н.А., Кретинина Г.В. (Мичуринск)

ОБУЧЕНИЕ АНГЛОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ В КОНТЕКСТЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА ..………………………………….. 38

Горн Е.А. (Новосибирск)

МЕСТО СРАВНИТЕЛЬНОГО И СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В РАМКАХ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ …………………………………………..... 44

Гридасова О.И. (Курск)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………………………………………………. 49

Гуляева Н.В.(Томск)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ПОМОЩИ РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТА …………………………………… 54

Гуляева Н.В., Михалева Л.В. (Томск)

АСИНХРОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ В ОБУЧЕНИИ ИНостранным языкам ..……………………………... 59

Давыдова И.И. (Барнаул)

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКЕ СО СТУДЕНТАМИ ХИМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА ...…………………………………………………………………….... 64

Деркач А.К. (Тамбов)

ИЗУЧЕНИЕ ПРОСОДИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ...……………………………………………………………………. 69

Жукова О.Г. (Казань)

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПОЛИКУЛЬТУРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ …………………………………………………………... 75

Залялетдинова И.М. (Челябинск)

АНГЛИЙСКИЙ КЛУБ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ 81

Иванова Л.В. (Барнаул)

ТЕОРИЯ АББРЕВИАЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗАХ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПРЕССЫ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА) .…... 86

Кокорина С.В. (Красноярск)

ТЕСТИРОВАНИЕ НАВЫКА ГОВОРЕНИЯ: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД ……………………………………………………………………. 91

Комарова Е. Ю. (Пенза)

конструирование языкового теста с учетом требований коммуникативного подхода ………………... 95

Коннова З.И., Тимакина О.А. (Тула)

ИНТЕРНЕТ-КЛАСС И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ ПРИ ИНТЕРАКТИВНОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ …...….. 100

Красман В.А., Потураева Е.А. (Томск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ .…………………. 105

Криворучко Е.В.,Терентьева О.Г. (Хабаровск)

Проектная методика на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе ………………………………………... 109

Кручинкина Н.Д. (Саранск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИНЦИПА СИММЕТРИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФРЕЙМОВОЙ СТРУКТУРИРАЗАЦИИ ОТРАЖАЕМЫХ СОБЫТИЙ .. 114

Крылова А.С. (Казань)

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ .……………..… 119

Культенко М. В. (Барнаул)

КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННОЙ СКАЗКИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК МОЩНЫЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ ... 124

Лазько Ю.В. (Хабаровск)

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА С ЦЕЛЬЮ ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ………………………………………………... 129

Лупенкова Н.В. (Москва-Италия)

ВОСПИТАНИЕ РАЦИОНАЛЬНО-ИНТУИТИВНОГО ПОДХОДА У СТУДЕНТОВ-ПЕРЕВОДЧИКОВ, ЕГО РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ И В ТЕОРИЯХ ПЕРЕВОДА ...……. 133

Манаенков Б.С. (Липецк)

Иноязычная речевая деятельность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя общеобразовательных дисциплин …………………………… 141

Межуева И.В. (Мариуполь)

Интеллектуальная деятельность обучающихся иностранному языку в рамках педагогической системы …………………………………………………………………. 147

Морозова А.Ю. (Хабаровск)

Рефлексия в процессе воспитания студентов в пространстве ВУЗа …………………………………………………... 154

Николаева Л.А. (Кемерово)

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ ...................................................................................................... 163

Павловская Е. З. (ст. Вёшенская)

РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ….…………………………..... 168

Позднякова Е.В. (Биробиджан)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТА В ОРГАНИЗАЦИИ «ДИАЛОГА КУЛЬТУР» ………………………………………………………..………… 172

Раскачкина Е.В., Исаева Ю.О., Печёнова О.А., Ячменихина Е.Е. (Пенза)

ФОРМИРОВАНИЕ «ТВОРЧЕСТВА» КАК ЦЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА …………………………………………………….. 178

Раупов В. Р. (Хабаровск)

ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ РЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ …………………………………………… 183

Скубневская Т.В., Корытченко Н.А. (Барнаул)

О РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ С ПАТЕНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ НА НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ ……………………………………………………………………… 191

Слизкова М.В. (Новочеркасск)

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПЕРЕВОДА С ПОМОЩЬЮ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА …………………... 195

Солодкова И.М. (Казань)

АКТИВНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ………………. 198

Тутатчикова И.Н. (Абакан)

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПРИ ПОМОЩИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 202

Уманец И.Ф. (Хабаровск)

Социальное конструирование образовательного процесса ………………………………………………………………… 209

Усачёва О.В. (Тамбов)

Основные направления изменения приоритетных целей профессионального образования будущего учителя иностранных языков .…………………………………. 219

Федосеева Т.А. (Новокузнецк)

К ВОПРОСУ О КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ СТРАТЕГИЯХ И ТАКТИКАХ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РИТОРИЧЕСКОЙ ИГРЫ .…………………………….. 224

Юдаева О.В. (Москва)

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВО ВНЕАУДИТОРНОЕ ВРЕМЯ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ ВОЕННО-НАУЧНОГО КРУЖКА) …………………………… 230

Ященко Н.В. (Барнаул)

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА В ЭКОНОМИКЕ» .………..……… 236

Сведения об авторах ..…………………………………………………….. 243

Приветствие участникам от оргкомитета конференции

Уважаемые коллеги!

Мы выражаем Вам огромную признательность за участие в работе международной научно-практической конференции «Современные коммуникативные технологии в языковом образовании», организованной кафедрой иностранных языков Тихоокеанского государственного университета и проведенной 1 декабря 2008 г.

Проведение подобного рода мероприятий создает благоприятные условия для продуктивного обмена опытом, установления и расширения профессиональных деловых контактов.

Коммуникативные исследования и коммуникативный подход в России находится на стадии становления. Констатируется, что «коммуникативное обучение и образование приобретает в России свой собственный статус». «Коммуникация, коммуникативные процессы и взаимодействия становятся ведущей силой созидания, осмысления, утверждения конституирования новых отношений во всех сферах социальной жизни. Коммуникативные знания и умения все больше признаются обязательным компонентом современного профессионализма, и тем самым необходимым компонентом современного образования» (Матьяш, О.И., Биби С.А. Коммуникативное образование в России: история и современность // Сибирь. Философия. Образование. 2003 (выпуск 7), 2003, с. 60-76).

При нынешней динамике преобразований в России особо востребованными будут коммуникативное знание и коммуникативные умения, которые будут применяться следующих областях: профессиональные межличностные отношения, организационные отношения, политические дискуссии и общественные дебаты, межнациональные и межкультурные связи.

Работа проводимой конференции осуществлялась по основным направлениям:

  1. Личностно-развивающий аспект современных коммуникативных технологий.

  2. Психолого-педагогический аспект современных коммуникативных технологий.

  3. Креативность в процессе преподавания иностранных языков.

  4. Современные коммуникативные технологии в языковом образовании (проблемно - поисковая технология, игровая технология, технология интерактивного обучения, сценарно-контекстная технология, проектная технология, кейс-метод, дискурсивный метод и другие).

  5. Реализация современных коммуникативных технологий в государственном стандарте по иностранному языку.

  6. Опыт и перспективы использования современных коммуникативных технологий в техническом вузе.

  7. Проектирование личностно-развивающего образовательного пространства преподавателя иностранного языка в системе повышения квалификации педагогических кадров.

  8. Понятие языкового коллектива и языковой общности, тональности общения и коммуникативной стратегии.

  9. Социокультурный подход в обучении иностранным языкам.

  10. Междисциплинарный подход в изучении иностранных языков в вузе.

  11. Учебник для высшей школы: опыт и перспективы.

  12. Лингвистические теории в обучении иностранному языку.

  13. Внеучебные мероприятия в языковом образовании.

Активное участие ведущих ученых, преподавателей из Пензы, Красноярска, Томска, Москвы, Мичуринска, Новосибирска, Курска, Барнаула, Тамбова, Казани, Челябинска, Барнаула, Тулы, Хабаровска, Саранска, Москвы, Липецка, Мариуполя, Кемерово, ст. Вёшенской, Биробиджана, Новочеркасска, Абакана, Тамбова, Новокузнецка, Казани, Твери заставило по-новому взглянуть на современные коммуникативные технологии в языковом образовании.

Организаторы конференции выражают благодарность участникам и надеются на дальнейшее сотрудничество с кафедрами ведущих вузов России и ближнего зарубежья и ждут ваших предложений по организации научно-практических конференций в ваших вузах. Профессорско-преподавательский состав кафедры готов принять участие в формировании научно-практических сборников с целью обмена опытом и знаниями.

Большой опыт практической деятельности и теоретические наработки преподавателей кафедры позволяют выходить на межрегиональный и международный уровень. Мы рады любому сотрудничеству по проблемам языкового образования в высшей школе.

В будущем кафедра планирует организацию Интернет - конференций, которые дадут возможность организовывать подобные мероприятия в режиме on-line. Использование мультимедийных технологий разрешит чаще организовывать встречи, конференции, семинары по проблемам высшей школы.

Приглашаем к внедрению инновационных форм обучения всех заинтересованных лиц.

C уважением профессорско-преподавательский состав кафедры иностранных языков ТОГУ и редакционная коллегия

Наш электронный адрес: irina@mail.khstu.ru.

Кафедральный сайт: http://dfl.khstu.ru/sait.htm

  1. Материалы международной научно-практической конференции 1 декабря 2008 г., Хабаровск Хабаровск Издательство тогу 2008 (1)

    Документ
    Современные коммуникативные технологии в языковом С568 образовании : материалы международной науч.-практ. конф., Хабаровск, 1 дек. 2008 г. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан.
  2. Материалы межрегиональной научно-практической конференции 21 февраля 2011 года Российская академия правосудия Западно-Сибирский филиал (г. Томск) ббк 67

    Документ
    Уже более десяти лет прошло с момента вступления в силу действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, семь лет действует Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
  3. Кафедра библиотековедения и информационных ресурсов Материалы студенческой научно-практической конференции (22 октября 2008 года) Смоленск 2009

    Документ
    Ч-77 Чтение как основное средство обучения и развития человека: сборник материалов студенческой научно-практической конференции, 22 октября 2008г. / Смол.
  4. Xii международная научно-практическая конференция «туризм и сервис: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития»

    Документ
  5. Граничных регионов россии-китая-монголии материалы научно-практической конференции 20-22 октября 2010 г., г. Чита (Россия) Чита «Экспресс-издательство» 2010

    Документ
    Социально-эколого-экономические проблемы развития приграничных регионов России-Китая-Монголии / Материалы научно-практической конференции. – Чита: «Экспресс-издательство», 2010.
  6. Забайкальского края: оценка и перспективы развития Материалы межрегиональной научно-практической конференции Часть I иркутск Издательство бгуэп 2010 (1)

    Документ
    Под редакцией канд. экон. наук, проф. Ф.Ф. Бигзаева, д-р экон. наук, проф. Т.Д. Макаренко, канд. соц. наук, Р.Н. Каргиной, канд. экон. наук Н.В. Солдатовой, канд.
  7. Забайкальского края: оценка и перспективы развития Материалы межрегиональной научно-практической конференции Часть I иркутск Издательство бгуэп 2010 (2)

    Документ
    Д 31 Демографическая политика Забайкальского края: оценка и перспективы развития: материалы межрегион. науч.-практ. конф.: в 2 ч. /под ред. проф. Ф.Ф.
  8. Нном вузе сборник материалов Четвертой международной научно-практической интернет-конференции 1 ноября 22 декабря 2007 г. Орел 200 8

    Документ
    международной научно-практической интернет-конференции /Отв. ред. д.пед.н., проф. Б.Г. Бобылев. 1 ноября – 22 декабря 2007 г., ОрелГТУ. – Орел:ОрелГТУ, 2008.
  9. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 24 марта 2011 г.) Москва

    Сборник статей
    Н 12 Научные чтения – 2011: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 24 марта 2011 г.) / отв. ред. И. Б. Петрунина; РПА Минюста России, Казанский юридический институт (филиал).

Другие похожие документы..