«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Администрация Тульской области

Комитет Тульской области по семейной,

демографической политике, опеке и попечительству


ДОКЛАД

«О ПОЛОЖЕНИИ ДЕТЕЙ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ.

2009 год»

Настоящий доклад подготовлен комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 года № 839 «Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации».

Доклад содержит анализ основных аспектов положения детей в Тульской области в 2009 году, а также мер, направленных на совершенствование политики в отношении детей.

Доклад подготовлен на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, информационно-аналитических материалов органов исполнительной власти Тульской области: департамента здравоохранения, департамента образования, департамента социального развития, департамента по спорту, туризму и молодежной политике, департамента культуры, департамента труда, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства, департамента финансов, службы занятости населения Тульской области, а также Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, государственной инспекции труда в Тульской области, Управления внутренних дел по Тульской области, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области,

Тульского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Управления Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации по Тульской области.

ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

В 2009 году сохранялись существующие тенденции в демографическом развитии Тульской области.

По предварительным сведениям территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, численность постоянного населения области по состоянию на 01.01.2010 составила 1540,3 тыс. человек. За 2007-2009 годы численность населения уменьшилась на 40,2 тыс. человек.

Вместе с тем за этот период несколько сократились темпы убыли населения: в 2009 году естественная убыль населения составила 15290 человек, что на 3643 человека меньше, чем в 2007 году. Коэффициент естественной убыли составил -9,9 на 1000 человек населения (Российская Федерация – -1,8; Центральный Федеральный округ – -4,7) против -12,0 промилле в 2007 году.

Численность детей в возрасте 0-17 лет по расчетным данным по состоянию на 01.01.2010 составила 234,9 тыс. человек, их доля в общей численности населения составляет 15,3%. За период 2007-2009 годов численность детского населения уменьшилась на 15,7 тыс. человек или 6,3%.

Вместе с тем, начиная с 2003 года, наблюдается рост рождаемости. За 2007-2009 годы рождаемость увеличилась на 14,2%.

В 2009 году родилось 14773 ребенка, что на 1604 человека (12,2%) больше, чем в 2007 году. Показатель рождаемости по сравнению с 2007 годом увеличился с 8,4 родившихся на 1000 человек населения до 9,6 (Российская Федерация – 12,4; Центральный Федеральный округ – 10,8).

Рост показателей рождаемости произошел не только за счет благоприятной половозрастной структуры населения репродуктивного возраста, но и за счет комплексных мер государственной поддержки молодых семей в связи с рождением и воспитанием детей, о чем свидетельствует увеличение доли вторых и последующих рождений в семьях. В 2009 году доля вторых и последующих рождений составила 40,8% (2008 г. – 39,7%).

В 2009 году по сравнению с 2007 годом на 6% уменьшилось количество детей, родившихся у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке. Доля таких детей в общем числе новорожденных за этот период сократилась с 25,8% до 23,8%.

Численность умерших в 2009 году составила 30063 человек, что на 2039 человек (на 6,5%) меньше, чем в 2007 году. Показатель смертности по сравнению с 2007 годом уменьшился с 20,4 умерших на 1000 человек населения до 19,5 (Российская Федерация – 14,2; Центральный Федеральный округ – 15,5).

Наблюдается устойчивое снижение младенческой и детской смертности.

По сравнению с 2007 годом уровень младенческой смертности снизился на 19,1% и составил 7,6 на 1000 родившихся живыми (в 2007 г. – 9,4).

В структуре причин младенческой смертности болезни перинатального периода составили 37,5%, врожденные аномалии – 31,3%, болезни органов дыхания – 13,4%, травмы и отравления – 4,5%, инфекционные и паразитарные заболевания – 4,5%.

По предварительным данным показатель детской смертности (смертность детей в возрасте 0-14 лет) составил 0,7 на 100000 человек соответствующего возраста (2007 г. – 0,9; 2008 г. – 0,8).

В структуре детской смертности врожденные аномалии составили 25,1%, болезни перинатального периода – 24%, травмы и отравления – 16,4%, болезни органов дыхания – 11,9%.

Одним из источников восполнения потерь численности населения является приток мигрантов. Начиная с 2005 года, число прибывающих в область превышает число выбывающих из нее, частично компенсируя естественные потери населения (2006 г. – на 6,4%, 2007 г. – на 24,8%, 2008 г. – на 25,9%, 2009 г. – на 16%).

В 2009 году количество прибывших в Тульскую область превысило число выбывших из нее на 2452 человека (2008 году – на 3592 человека). Общий объем миграции сократился по сравнению с 2008 годом на 15%.

По итогам 2009 года мигранты в трудоспособном возрасте среди прибывших в Тульскую область составили 76,1%, моложе трудоспособного – 11,6%, среди выбывших – 75% и 12,4% соответственно. Миграционный прирост за счет детей и подростков в возрасте 0-15 лет составил 13,7%.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ семей с детьми

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области, среднедушевые доходы населения Тульской области в 2009 году составили 13488 рублей, превысив на 18,4% уровень 2008 года, что обеспечило 2,81 величины прожиточного минимума на душу населения, в то время как в 2008 году этот показатель составил 2,69. Отмечался рост реальных доходов населения, рассчитанных с учетом изменения индекса потребительских цен, на 2,7%.

Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная работникам за 2009 год, составила 14305,2 рубля, что выше уровня 2008 года на 10,5%. Реальная заработная плата за 2009 год, рассчитанная с учетом изменения индекса потребительских цен, составила 97,8% к 2008 году.

Среднемесячная заработная плата за 2009 год в организациях образования составила 10828,6 рубля, в организациях здравоохранения и предоставления социальных услуг – 11750,4 рубля, что составляет соответственно 75,7% и 82,1% от заработной платы в экономике области в целом.

Средняя заработная плата по отраслям экономики в целом за 2009 год обеспечивала 2,73 прожиточного минимума для населения трудоспособного возраста (в 2008 году – 2,79), тогда как в учреждениях образования – 2,06, здравоохранения и предоставления социальных услуг – 2,24 (2008 г. – соответственно 1,95 и 2,19).

В течение 2009 года отмечалось замедление темпа роста потребительских цен.

За 2009 год повышение цен на продовольственные товары составило 7,6% (2008 г. – 18,2%, 2007 г. – 20%). Среди продуктов питания, входящих в пищевой рацион ребенка, подорожали цены на сухие молочные смеси для детского питания на 11,8%, мясопродукты – 4,9%, рыбопродукты и овощи – 10,6%, сливочное масло – 13,3%, молоко и молочные продукты – 4,2%, сахар – 47%, кондитерские изделия – 6,4%, фруктово-ягодные консервы для детского питания – 7,6%.

Стоимость минимального набора продуктов питания по Тульской области в декабре 2009 года составила 2114,81 рубля в расчете на месяц и осталась на уровне декабря 2008 года.

Цены на непродовольственные товары возросли на 11% (2008 г. – 11,1%, 2007 г. – 9,1%). Среди товаров детского ассортимента цены на одежду для детей дошкольного возраста подорожали на 35,7%, одежду для детей школьного возраста – 20%, детскую обувь – 17,7%, белье для детей ясельного возраста – 17,5%, игрушки – 8,3%, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары – 19,6%, в том числе: портфели ученические – 28,1%, учебники – 25,1%, школьные тетради – 20,8%.

Цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 16,1% (2008 г. – 19,3%, 2007 г. – 13,8%).

Последствия нестабильной экономической обстановки обусловили неблагоприятное развитие ситуации в сфере занятости населения.

В 2009 году численность граждан, обратившихся в целях поиска работы в службу занятости населения, увеличилась с 37,7 тыс. человек в 2008 году до 57,6 тыс. человек в 2009 году (в 1,5 раза).

Безработными признано 40 тыс. человек, что в 2,1 раза больше, чем в 2008 году.

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения по состоянию на 01.01.2010, составила 16,5 тыс. человек, что на 8,3 тыс. человек больше, чем на 01.01.2009.

В общем числе безработных доля женщин сократилась с 62,2% до 53% (9,5 тыс. человек), молодежи в возрасте 16–29 лет – с 29,3% до 28,9%. Четверть безработных имеют несовершеннолетних детей.

Уровень регистрируемой безработицы на конец года составил 2,1% (2008 г. – 1,01%, 2007 г. – 0,87%).

В целях обеспечения социальной поддержки населения службой занятости населения Тульской области осуществлялось предоставление гражданам государственных услуг по оказанию содействия в трудоустройстве в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и долгосрочной целевой программой «Содействие занятости населения

Тульской области на 2009-2011 годы», утвержденной постановлением администрации Тульской области от 14.05.2009 № 330.

Проводимые мероприятия позволили трудоустроить в 2009 году 29,8 тыс. человек, обратившихся за содействием в трудоустройстве. В программе «Организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы» принял участие 681 человек. В период активного поиска постоянной работы более 5,3 тыс. человек были заняты на оплачиваемых общественных работах, среди которых многодетные и одинокие родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей- инвалидов.

Мероприятия, проводимые органами занятости населения Тульской области, позволили трудоустроить каждую третью женщину. Из 6 тыс. вакансий, зарегистрированных в органах службы занятости населения, около 40% составили вакантные места, где могут работать представители слабого пола. Это такие профессии, как медсестра, кондитер, повар, воспитатель детского сада, швея.

В ситуации, когда женщины не могут трудоустроиться, принимались меры по их профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации, участию в специальных программах, в том числе, направленных на содействие в трудоустройстве граждан с низкой конкурентоспособностью на рынке труда.

Всем обратившимся женщинам оказывались информационные и профориентационные услуги, цель которых – преодоление негативных последствий безработицы, социальная адаптация незанятых женщин, испытывающих трудности с трудоустройством.

Среди направленных центрами занятости населения на профессиональное обучение доля женщин составила 58%.

Повышению конкурентоспособности безработных женщин, их последующему трудоустройству способствовала подготовка по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда: швея, повар, продавец продовольственных и непродовольственных товаров, кассир торгового зала, кладовщик, оператор связи, парикмахер, маникюрша, пошивщик кожгалантерейных изделий, лифтер, оператор котельной, бухгалтер, оператор ЭВМ, менеджер по работе с персоналом, менеджер (в коммерческой деятельности).

В рамках программы «О дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области в 2009 году» в общественных и временных работах приняли участие 30,8 тыс. человек, находящихся под риском увольнения, что позволило предприятиям сохранить рабочие места, а работникам поддержать уровень оплаты труда.

Кроме того, участие в программе дало возможность организовать собственное дело 703 безработным гражданам. Из числа безработных граждан, зарегистрировавшихся в качестве индивидуальных предпринимателей и получивших из федерального бюджета средства на развитие собственного дела, в 2009 году женщины составили более 40%. Они нашли применение в следующих видах деятельности: парикмахерские услуги, сельское хозяйство, пошив одежды, оказание услуг в сфере торговли, консультационных и правовых услуг.

Улучшению положения семей с детьми способствовала целенаправленная деятельность по повышению заработной платы.

В результате принимаемых мер увеличен размер заработной платы в бюджетной сфере, причем ее рост составил от 15,3% до 19,2% против 10,5% в отраслях экономики области в целом. Рост заработной платы обеспечивался в основном за счет повышения эффективности труда, оптимизации расходов учреждений, основанных на введенной новой системе оплаты труда.

Повышение заработной платы работников других отраслей экономики осуществлялось также через систему социального партнерства. Так, Областным трехсторонним соглашением, заключенным между администрацией Тульской области, Тульской Федерацией профсоюзов и Тульским областным союзом работодателей, с 1 декабря 2008 года установлена минимальная заработная плата в Тульской области в размере 4330 рублей, а для работодателей реального сектора экономики – не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Тульской области.

Принимаются меры по сокращению задолженности по заработной плате. По состоянию на 1 января 2009 года сумма задолженности составила 62,9 млн. рублей. Максимальная сумма задолженности приходилась на 1 июля 2009 года – 155,4 млн. рублей. К концу 2009 года суммарная задолженность по заработной плате из-за отсутствия собственных средств организаций сократилась на 30,1% и составила 43,9 млн. рублей.

Численность работников, перед которыми имелась задолженность по заработной плате в течение года сократилась на 35,5% и на 1 января 2010 года составила 5782 человека.

  1. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (2)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен комитетом Тульской области по семейной, демографической политике, опеке и попечительству в соответствии со статьей 22 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и постановлением
  2. Закон от 24 июля 1998 г. N 124-фз "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

    Закон
    Об организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" см.
  3. • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

    Закон
    • Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 26.08.2011г. № 103/5002 «Об изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в образовательных учреждениях Челябинской области, апробирующих ФГОС НОО».
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009г.); Фз «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (24 июля 1998 г. N 124-фз)

    Документ
    Преподавание образовательной области «Искусство» в 2011/2012 учебном году следует осуществлять в соответствии с ниже перечисленными нормативными документами:
  5. Прав ребенка в российской федерации

    Документ
    (в ред. Федеральных законов от 20.07.2 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 30.06.2007 № 120-ФЗ,от 23.
  6. Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

    Доклад
    Доклад подготовлен в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" и направляется в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
  7. Об уполномоченом по правам ребенка в архангельской области

    Статья
    Настоящий закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в Архангельской области, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.
  8. «Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области» (1)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с п. 3 ст. 9 Закона Тамбовской области от 31 декабря 2009 г. № 609-З «Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области» на основании:
  9. «Об Уполномоченном по правам ребенка в Тамбовской области» (2)

    Доклад
    –сведений, полученных в ходе непосредственного участия Уполномоченного в работе исполнительной и законодательной ветвей власти области, конференций, заседаний «круглых столов»,

Другие похожие документы..