Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в городе москве

Уполномоченный по правам человека в городе Москве

ДОКЛАД

О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДЕ МОСКВЕ,
О СОБЛЮДЕНИИ И ЗАЩИТЕ ПРАВ, СВОБОД

ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
В 2011 ГОДУ

Москва

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3

По вопросу истребования жилого помещения от добросовестного

приобретателя

5

По вопросу о постановке на жилищный учет отдельных категорий лиц

11

О жилищных правах бывших беженцев в городе Москве

16

О жилищных правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

22

О жилищных правах бывших несовершеннолетних узников фашизма

29

О жилищных правах инвалидов

33

О мерах социальной поддержки инвалидов и семей, имеющих

детей-инвалидов, по оплате жилья

39

О соблюдении прав человека в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения

45

О сопровождаемом проживании лиц с ограниченными возможностями здоровья

50

О соблюдении прав человека в психиатрических больницах

56

О соблюдении прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы

60

О деятельности органов опеки, попечительства и патронажа

64

О выплатах приемным семьям

67

О совершенствовании механизма обеспечения защиты прав несовершеннолетних

68

О бесплатной юридической помощи

79

Заключение

84

Приложение 1. О результатах социологических исследований,

проведенных Уполномоченным по правам человека в городе Москве

87

Приложение 2. Проблема насилия в отношении детей в городе Москве

117

Введение

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с пунктом 15 части 2 статьи 8 Закона города Москвы от 15 апреля 2009 года № 6 «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве», в том числе, в целях объективной и открытой оценки ситуации в области прав человека в городе Москве, выработки рекомендаций и предложений для органов государственной власти и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления) по совершенствованию законодательных и организационных инструментов защиты прав человека.

Институт Уполномоченного по правам человека в городе Москве (далее - Уполномоченный) существует немногим более двух лет. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный не наделен распорядительными функциями и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы.

Однако за столь незначительное время своего существования Уполномоченный, являясь по сути гарантом государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их признания и соблюдения органами государственной власти и иными государственными органами города Москвы, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными гражданскими и муниципальными служащими, организациями города Москвы, снискал авторитет как у москвичей, так и у должностных лиц органов власти и организаций города.

Деятельность Уполномоченного осуществляется на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности.

Любое лицо, которое считает свои права, свободы или законные интересы нарушенными органами государственной власти и иными государственными органами города Москвы, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными гражданскими и муниципальными служащими, организациями города Москвы, может обратиться к Уполномоченному за помощью.

Процедура обращения к Уполномоченному проста и не усложнена формальностями во избежание задержек, трудностей и расходов для граждан.

Деятельность Уполномоченного в ходе рассмотрения им обращения гражданина чрезвычайно прозрачна. Заявитель получает информацию о предпринимаемых Уполномоченным действиях, а также о ходе дела и конечном результате.

Специалистами аппарата Уполномоченного ведется личный прием граждан без предварительной записи. Обращения граждан принимаются как в ходе личного приема, так и по почте, электронной почте, в экстренных случаях - по телефону или факсу. Работает официальный сайт Уполномоченного. Граждане все более активно обращаются к Уполномоченному, используя новые технологии связи.

Кроме того, для повышения правовой грамотности жителей города специалистами аппарата Уполномоченного по телефону осуществляется информирование о задачах и полномочиях Уполномоченного, функциях и компетенции органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, а также даются необходимые разъяснения о способах и средствах защиты нарушенного права.

По телефону к специалистам аппарата Уполномоченного в 2011 году обратилось 733 человека.

В 2011 году к Уполномоченному поступило 3251 письменное обращение, что на 621 обращение больше, чем за период с сентября 2009 года по декабрь 2010 года, проанализированный в докладе Уполномоченного за 2010 год. Принято на личном приеме 1288 человек. Более половины всех обращений в той или иной степени касались вопросов реализации прав и законных интересов несовершеннолетних.

С положительным либо частично положительным результатом разрешено 13,1% поступивших письменных обращений; нарушения прав и свобод не выявлены в ходе рассмотрения 3,9% обращений; по результатам изучения 32,7% обращений даны разъяснения форм и средств, которые возможно использовать для защиты своих прав и свобод; направлены по подведомственности либо территориальности, в том числе с контролем, в органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, в организации города Москвы, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу, а также в адрес уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в других субъектах Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 34,7% обращений; достигнуто иное решение по существу дел в 6,6% случаев.

Наибольшее количество письменных обращений касается следующих вопросов:

реализация норм жилищного законодательства, включая вопросы предоставления жилых помещений, выселения, жилищно-коммунальной сферы товариществ собственников жилья и управления жилым фондом, - 32,0%;

вопросы уголовного, гражданского или административного судопроизводства - 24,2%;

реализация прав детей (в том числе, права жить и воспитываться в семье, права на общение с родителями и другими родственниками, прав на образование, охрану здоровья, отдых и другие) - 18,0%;

споры, связанные с воспитанием детей, - 5,7%;

пенсионное и социальное обеспечение и охрана здоровья - 4,4%;

соблюдение прав человека в местах принудительного содержания - 3,1%;

жестокое обращение и эксплуатация - 3,1%;

трудовые права - 2,4%;

экономические и имущественные права - 1,5%;

личные права и свободы, политические права - 0,6%.

По сравнению с 2010 годом существенно (на 12,3%) увеличилось количество письменных обращений, касающихся вопросов уголовного, гражданского или административного судопроизводства.

Наибольшее количество устных обращений было по жилищным вопросам - 39,5%, по судебным вопросам - 6,8%, по вопросам опеки и попечительства - 4,2%, по вопросам трудового права - 3,9%, по вопросам образования - 3,7%, жалоб на действия (бездействие) органов исполнительной власти города Москвы - 3,6%.

Примерно такое же процентное соотношение вопросов, поступивших в аппарат Уполномоченного от граждан по телефону.

В помощь отдельным категориям граждан по делам, где усматривались системные нарушения, сотрудниками аппарата Уполномоченного составлено 10 проектов процессуальных документов (исков и заявлений в суд, кассационных и надзорных жалоб).

Уполномоченный привлекался для участия в судебных процессах в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве государственного органа для дачи заключения в пределах своей компетенции по 34 гражданским делам. Сотрудники аппарата в качестве представителей Уполномоченного по доверенности участвовали в 62 судебных заседаниях. Составлены заключения по 18 гражданским делам. Судебная работа стала вестись более активно, чем в предыдущий период.

Более полная информация о работе по защите прав граждан и по другим направлениях деятельности Уполномоченного представлена в последующих разделах доклада, отражающих аспекты деятельности Уполномоченного по вопросам, носящим системный характер или имеющим отношение к защите прав какой-либо конкретной категории граждан.

  1. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в городе москве (2)

    Доклад
    О предоставлении льготного проезда реабилитированным лицам, являющимся одновременно инвалидами или участниками ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС …….
  2. Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в городе москве (3)

    Доклад
    Настоящий доклад является первым ежегодным докладом Уполномоченного по правам человека в городе Москве о своей деятельности, соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина за период, прошедший после его вступления в должность.
  3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году (1)

    Доклад
    В 2009 году исполняется 200 лет институту омбудсмана. Первый парламентский омбудсман был учрежден в 1809 году в Швеции. Однако в течение очень длительного времени Швеция являлась единственным государством, где был создан и развивался этот институт.
  4. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году (2)

    Доклад
    Распространение института омбудсмана в других государствах Европы и мира началось после Второй мировой войны. Это связано с тем, что государство стало более активно вмешиваться во все сферы общественной жизни, стало предоставлять больше услуг гражданам.
  5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2008 году (3)

    Доклад
    Традиционно эти конфликты разрешал суд. Однако правосудие из-за его медлительности и дороговизны очень часто не устраивало граждан. Требовался новый эффективный открытый для граждан механизм защиты их прав.
  6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 году (1)

    Доклад
    Настоящий доклад подготовлен в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона города Москвы от 3 октября 2001 года № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве» и направляется в Московскую городскую Думу и Мэру Москвы.
  7. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2004 году (2)

    Доклад
    нии жилого помещения двум несовершеннолетним, которые находились под опекой и не имели закрепленного жилья, поскольку матери отказались от них в родильных домах, дав согласие на их последующее усыновление.
  8. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году (1)

    Доклад
    В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) и его представителей,
  9. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в 2006 году (2)

    Доклад
    В основу доклада положены итоги обобщений и анализа письменных и устных обращений граждан, материалы проверок, проведенных с участием Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве (далее - Уполномоченный) и его представителей,

Другие похожие документы..