Учебника для студентов педагогических специальностей вузов

8. Не выступает ли личность в качестве пассивного объекта воспитания?

Вопрос не случайный. Не в такие уж отдаленные времена острой критике подвергалась так называемая бездетная педагогика, когда во многих научно-теоретических работах расписывалась главным образом воспитательная деятельность педагогов, ее методы и приемы и не обращалось внимания на то, как воспринималась эта деятельность детьми и какую реакцию она у них вызывала. Между тем школьная практика показывает, что проводимая воспитательная работа может вызывать у детей как положительное, так и отрицательное отношение, что и определяет уровень их активности.

Если различные воспитательные влияния учащийся воспринимает положительно, задумывается над своим поведением и, проявляя активность, стремится к самосовершенствованию и саморазвитию, тогда воспитание действительно играет определяющую роль в его личностном формировании. Если же воспитание не вызывает у учащихся положительного отношения и активности, оно не играет позитивной роли в его развитии и даже может иногда провоцировать определенное сопротивление.

Как видим, учащийся не выступает в качестве пассивного объекта воспитательных воздействий. У него формируется внутренняя позиция (отношение) к этим воздействиям, в зависимости от которой он может или активно работать над своим совершенствованием (саморазвитием), или же оставаться пассивным.

Понимание указанных положений привело к тому, что все воздействия и влияния, которые сказываются на развитии личности, стали подразделять на две группы - внешние и внутренние. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам личностного развития человека. Природные склонности, способности и задатки, а также вся совокупность его чувств и переживаний (отношений), которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относятся к внутренним факторам.

С этой точки зрения должно быть понятно, что воспитание играет определяющую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой. Именно эта активность и собственное стремление растущего человека к своему совершенствованию в конечном итоге и определяют его личностное развитие.

Например, как иногда трудно завзятому курильщику бросить эту дурную привычку. Внешние стимулы (разъяснения, запреты, увещевания) не помогут, если они не побудят самого курильщика проявить волевые усилия к прекращению курения. Чтобы школьник хорошо учился, различные советы, поучения и замечания учителя оказываются действенными только тогда, когда они находят положительный отклик в его сознании и чувствах и превращаются во внутренние императивы (побуждения) его активности в овладении знаниями и личностном формировании в целом.

Из этого следует — и это необходимо подчеркнуть, - что процесс .развития личности по существу приобретает характер саморазвития. Л.Н.Толстой сравнивал развитие человека с тем, как растет плодовое дерево. Ведь в буквальном смысле не человек его выращивает - оно само растет. Он только создает условия и стимулирует этот рост: рыхлит и удобряет почву, когда нужно, поливает, уничтожает вредителей и т.д.

9. Какие выводы следуют для педагогики и воспитания из содержания рассмотренных вопросов?

Эти выводы сводятся к следующим положениям.

1. Поскольку источники развития личности находятся вне личности, а само развитие происходит по "социальной программе", появляются возможности путем совершенствования социально-экономических отношений в обществе и улучшения воспитания оказывать действенное педагогическое влияние на личностное формирование растущего человека.

2. Исходя из того, что развитие личности является многофакторным процессом, необходимо постоянно изучать и учитывать влияние всех тех факторов, которые сказывается на этом развитии. Именно с учетом средовых влияний, природных способностей и задатков воспитуемых, воспитание в состоянии играть определяющую роль в формировании личности.

3. Выступая в качестве внешнего фактора развития личности, воспитание может быть эффективным только при условии, если оно будет опираться на внутренние психолого-педагогические механизмы личностного формирования учащихся и стимулировать их собственную активность, их стремление к саморазвитию.

4. В процессе воспитания необходимо учитывать, что дети в подавляющем большинстве обладают весьма богатыми природными возможностями и способностями в области интеллектуального, художественно-эстетического и морального развития. Убеждение в наличии этих способностей должно подвигать воспитателей и учителей к совершенствованию своей практической педагогической деятельности (выявлению и развитию этих способностей, действенной помощи тем, кто испытывает определенные трудности в учении и т.д.).

5. Особое значение в школьном воспитании, в работе каждого учителя приобретает выработка умения стимулировать активность и внутреннее стремление учащихся к саморазвитию, совершенствованию своей учебной работы и поведения. Без такого умения педагогическая деятельность учителя становится малопродуктивной и не оказывает действенного влияния на личностное развитие учащихся.

ГЛАВА V. СУЩНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА, ЕГО ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ

1. Чем отличается воспитание как педагогический процесс от средовых, бытовых и других влияний, сказывающихся на формировании личности?

Изучающему всякую науку весьма важно осмысливать сущность ее основных понятий. "Научный подход, научная позиция, - писал математик академик А.Д.Александров, - требует точности понятий, точности употребляемых терминов, тем более что одни и те же слова употребляются сплошь и рядом в разных смыслах". Это относится и к педагогике и, в частности, к понятию воспитания, которое зачастую трактуется произвольно и употребляется в самых различных значениях. Например, когда еще не раскрывалась научная сущность этого термина, под воспитанием понимался процесс подготовки подрастающих поколений к жизни.

Но ведь эту подготовку можно осуществлять в процессе повседневного общения и взаимодействия детей со взрослыми или же в процессе проведения специальной организованной воспитательной работы. Ясно, что и в том, и в другом случае понятие воспитания будет иметь различный смысл. Это различие довольно четко проявляется в таких формулировках, как: "воспитывает среда", "воспитывает бытовое окружение", "воспитывает школа". Когда говорят, что воспитывает среда или бытовое окружение, то имеют в виду не специально осуществляемую воспитательную деятельность, а то повседневное(стихийное)влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на формирование личности.

Иное значение имеет выражение "воспитывает школа". Оно четко указывает на специально организованную и сознательно осуществляемую воспитательную деятельность. Это, в частности, отмечал еще. К.Д.Ушинский. Он писал, что в отличие от средовых и бытовых влияний, имеющих чаще всего стихийный и непреднамеренный характер, воспитание в педагогике рассматривается как преднамеренный, т.е. специально организованный педагогический процесс.

Это отнюдь не означает, что школьное или вузовское воспитание отгораживается от средовых и бытовых влияний. Наоборот, эти влияния должны постоянно учитываться, при этом следует опираться на их положительные моменты и нейтрализовать отрицательные. Суть дела в том, что воспитание как педагогическую категорию, как научное понятие нельзя смешивать с разнообразными стихийными влияниями, которые испытывает личность в своей повседневной жизни.

Из произвольного и неоднозначного понимания воспитания как педагогического процесса проистекают и различные, зачастую неверные трактовки его как научного понятия. В отдельных научно-методических работах и во многих учебных пособиях по педагогике воспитание трактуется то как процесс педагогического воздействия на формируемую личность, то как процесс руководства или управления ее развитием.

Но следует обратить внимание, что как первое, так и второе определения отражают только внешнюю характеристику воспитательного процесса и не проясняют главного: каким должно быть это воздействие, руководство или управление. Следовательно, данные определения не раскрывают подлинной сущности процесса, обозначаемого термином воспитание, и поэтому не являются инструментальными.

С другой стороны, по смыслу приведенных определений речь в них идет только о деятельности воспитателя (педагога) и не учитывается положение воспитуемых как субъектов этого сложнейшего процесса. Между тем уже отмечалось, что воспитание только тогда оказывает действенное влияние на формирование личности, когда последняя проявляет собственную активность в работе над собой и стремится к саморазвитию. Но как раз об этой важной сущностной характеристике данного процесса в приведенных определениях умалчивается.

2. В чем состоит педагогическая сущность воспитания и каким должно быть его определение как научного понятия?

Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Э.Торндайк писал: "Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений".

Как уже отмечалось, благодаря своей творческо-преобразующей деятельности (труду, познанию и т.д.) люди накапливают знания в различных областях жизни и науки, приобретают разнообразные практические умения и навыки, способы творческой деятельности, а также развивают социальные и духовные отношения, что в совокупности принято называть общественным опытом, или человеческой действительностью. Как подчеркивается в философии, развитие человека как социального существа, как личности и происходит только путем "присвоения" человеческой действительности. Собственно, само воспитание возникло и совершенствовалось как необходимое и важнейшее средство "присвоения" подрастающими поколениями этой действительности.

Как осуществляется указанное "присвоение"?

Различные компоненты общественного опыта: знания, практические умения и навыки, способы творческой деятельности, социальные и духовные отношения, создавались трудом и творческими усилиями многих поколений людей. Следовательно, в названных компонентах общественного опыта опредмечена соответствующая деятельность людей: познавательная, трудовая, творческая, социальная и духовная.

Все это важно для понимания сущности воспитания. Чтобы подрастающее поколение могло "присвоить" этот опыт или овладеть им, ему необходимо распредметить его, т.е. в той или иной мере воспроизвести, повторить заключенную в его различных компонентах деятельность (познавательную, трудовую и т.д.) и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий человек овладевает общественным опытом. Учащемуся нельзя передать или, как иногда говорят, транслировать звания, тем более выработать у него практические умения и навыки, если не включить его в познавательную, практическую и другие виды деятельности.

Это легко показать на таком примере. Чтобы учащиеся овладели теоремой Пифагора по геометрии, им необходимо в той или иной форме распредметить, воспроизвести и повторить (разумеется, в более свернутом виде) те познавательные действия, которые в свое время осуществил ученый, доказывая эту теорему. Только с помощью соответствующих видов деятельности учащиеся овладевают и другими компонентами общественного опыта. В этом состоит одна из важных сущностных характеристик воспитания.

Имея в виду деятельностный характер воспитания, К.Д.Ушинский писал: "...Почти все ее (педагогики. – И.Х.) правила вытекают посредственно или непосредственно из основного положения: давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности".

Обратим, однако, внимание на то, что Ушинский указывает не только на необходимость обеспечить "душе воспитанника правильную деятельность", но и на "обогащение его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности". Это весьма важное положение. Дело в том, что личностное развитие человека зависит не только от самого факта участия его в деятельности, но главным образом от отношения к этой деятельности и степени проявляемой им активности. Ведь можно, например, трудиться, как и учиться, без всякого желания, как говорят, спустя рукава. Такой труд и учение не только не приводят к успеху, но иногда и формируют к ним негативное отношение, что отнюдь не будет способствовать позитивному развитию личности.

Все это ставит перед каждым педагогом задачу - постоянно стимулировать своих питомцев к организуемой деятельности и формировать к ней положительное отношение. Именно деятельность и положительное отношение к ней выступают в качестве сущностной характеристики воспитания и личностного развития учащихся.

Приведенные суждения, на наш взгляд, достаточно четко раскрывают педагогическую сущность воспитания и позволяют подойти к аргументированному определению его как научного понятия. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования (активизации) разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Указанный подход к трактовке развития личности и ее формирования получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) к этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Именно в этом состоит подлинная сущность этого сложнейшего процесса.

3. Что означает понятие воспитания в широком и узком смысле?

Для осмысления сущности и путей осуществления воспитания важное значение имеет уяснение тех специфических способов, с помощью которых воспитуемые овладевают различными компонентами общественного опыта. Даже не очень сведущему в педагогике человеку нетрудно понять, что для овладения знаниями, практическими умениями и навыками, а также способами творческой деятельности учащихся необходимо включать в активную учебно-познавательную деятельность и специально обучать их.

Иную специфику имеет формирование у личности социальных и духовных отношений (гражданственности, патриотизма, мировоззрения, художественно-эстетических взглядов, вкусов, убеждений и т.д.). В процессе обучения учащиеся овладевают главным образом знаниями (идеями) о сущности и содержании этих отношений. Но отношения, кроме знаний (идей), включают в себя сложнейший комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений и привычек поведения, и для их формирования требуется специфическая и разнообразная воспитательная работа.

Указанные особенности воспитательного процесса в целом повлекли за собой ряд его специфических трактовок. В частности, выделяются понятия: "воспитание в широком смысле", или "образование", "обучение", и "воспитание в узком смысле". В чем состоит сущность этих понятий?

Когда воспитание обозначает весь процесс всестороннего развития личности и включает в себя как овладение знаниями, умениями и навыками, так и формирование у нее социальных и духовных отношений, оно трактуется в широком значении. Когда речь идет об овладении знаниями, умениями и навыками под руководством педагога, этот процесс называют обучением. Формирование же у растущей личности социальных и духовных отношений обозначается понятием воспитание в узком смысле. С этой точки зрения целостный процесс воспитания в его широком и узком смысле можно представить в виде следующей схемы:

  1. Курс лекций (электронный учебник) Для студентов педагогических специальностей Саратов 2009

    Список учебников
    Вашему вниманию представлен электронный учебник по ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ для студентов педагогического отделения химического факультета Саратовского Государственного университета им.
  2. Курс лекций (электронный учебник) Для студентов педагогических специальностей приложения к лекциям

    Список учебников
    - развивать познавательные интересы учащихся, вырабатывать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые свойства, преодолевать трудности в учении;
  3. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (1)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  4. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (3)

    Учебное пособие
    М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  5. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (4)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  6. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (5)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  7. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (2)

    Учебное пособие
    М 79 Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  8. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (6)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих методы мониторинга в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения знаний,
  9. Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

    Список учебников
    Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы: Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений.

Другие похожие документы..