Учебника для студентов педагогических специальностей вузов

5. Какой смысл имеет понятие всестороннего и гармонического развития личности?

В развитии и формировании личности большое знание имеет прежде всего физическое воспитание, укрепление ее сил и здоровья, выработка двигательных функций, физической закалки и санитарно-гигиенической культуры. Без крепкого здоровья и надлежащей физической закалки человек теряет необходимую работоспособность, не в состоянии проявлять волевых усилий и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, что, безусловно, может мешать ему в его личностном развитии. К тому же современное производство зачастую культивирует гиподинамию (малую подвижность) и однообразные движения, что иногда может приводить к физическому уродованию личности.

Это выразительно показано в кинокартине Ч.Чаплина "Новые времена". В этом фильме изображен рабочий, который многие годы работает у конвейера и занят только одной операцией - завинчиванием гайки. Это привело к тому, что и в обыденной обстановке он все время рукой импульсивно воспроизводит действия, имитирующие завинчивание гайки... У другого рабочего труд сводится только к нажатию на кнопку, и он настолько "привыкает" к этой операции, что и в житейском поведении его рука самопроизвольно производит движения, связанные с надавливанием на кнопку. Беседуя, например, с кем-либо из своих товарищей, он то и дело тычет ему пальцем в пуговицы пиджака, в нос и т.д., производя впечатление человека с психической травмой.

Не случайно в настоящее время на крупных предприятиях создаются спортивно-оздоровительные комплексы, вводится производственная гимнастика и т.д. Физическое воспитание стало органической частью учебной и внеклассной работы в школе, и предпринимаются меры к его совершенствованию.

Ключевой проблемой всестороннего и гармонического развития личности является умственное воспитание. Только благодаря интеллектуальной деятельности человек создал все богатства материальной и духовной культуры и обеспечивает непрерывный прогресс в области науки, техники и социально-экономических отношений. Обычно умственное воспитание связывают с овладением научными знаниями, с развитием творческих способностей и задатков. Не менее важное значение в этом отношении имеет развитие мышления личности, сообразительности, памяти, умения самостоятельно добывать и пополнять свои знания. Расширение интеллектуального кругозора, овладение новейшими достижениями науки и техники и другими общечеловеческими ценностями особенно важно в настоящее время, когда в мире все большее значение приобретает процессы глобализации, рыночной конкуренции и интеграции межгосударственных отношений.

Не менее существенную роль во всестороннем развитии личности играет приобщение ее к современным техническим достижениям, к передовым технологиям и информационно-компьютерным средствам. Это требует содержательного и методически эффективного политехнического образования, знакомящего учащихся в теории и на практике с научными основами современного производства и способствующего овладению умениями и навыками труда на наиболее распространенных машинах, также умелого обращения с различными инструментами и техническими приспособлениями. Только таким путем можно создать предпосылки для подготовки учащейся молодежи к работе на современном производстве и для свободного профессионального самоопределения.

Весьма велика роль в формировании личности морального развития. Жизнь в современном обществе требует высокой культуры поведения и общения между людьми, умения поддерживать благожелательные отношения и тем самым создавать комфортную обстановку для себя, утверждать свое достоинство и личностную самоценность. В то же время наш техногенный и экологически неустойчивый век чреват различными опасностями, и каждому человеку как на производстве, так и в обыденной жизни необходимо проявлять высокую требовательность к себе, уметь пользоваться свободой, строго соблюдать дисциплину труда, отвечать за свои поступки, укреплять устойчивость социальных отношений в обществе.

Вместе с тем огромное значение имеет духовный рост членов общества, приобщение их к сокровищам отечественной и мировой литературы и искусства, формирование высоких эстетических чувств и вкусов, т.е. эстетическое формирование человека.

Всестороннее развитие личности включает в себя еще два компонента. Первый из них касается склонностей, творческих задатков и способностей. Ими обладает каждый здоровый человек, и обязанность школы - выявлять и развивать их, формировать у учащихся индивидуальную красоту, личностное своеобразие, творческий подход к выполнению любого дела.

Второй компонент относится к производительному труду и его большой роли в формировании личности. Только он позволяет преодолевать односторонность личностного развития человека, создавать предпосылки для его полноценного физического формирования, стимулировать умственное и нравственно-эстетическое совершенствование.

Таким образом, в качестве составных частей всестороннего развития личности выступают: умственное воспитание, техническое (политехническое) образование, физическое воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, которые необходимо сочетать с развитием творческих способностей и задатков учащихся и вовлечением последних в посильную трудовую деятельность.

Но всестороннее развитие должно носить гармонический (согласованный) характер. Это значит, что полноценное воспитание должно основываться на одновременном и взаимосвязанном развитии всех указанных выше сторон личности. Если же та или иная сторона, например физическое или нравственное развитие, осуществляется с определенными издержками, это неизбежно будет негативно сказываться на формировании личности в целом.

В последнее время понятие всестороннее и гармоническое развитие личности иной раз трактуется как разностороннее развитие, поскольку, дескать, всестороннее развитие осуществляется не в полной мере. Вряд ли подобная подмена устоявшихся понятий является обоснованной. Дело в том, что необходимость всестороннего развития личности выступает как воспитательный идеал общества с высокоразвитым техническим базисом, как его педагогическая тенденция. Мера же и глубина этого развития зависят от конкретных социально-экономических условий, в которых оно осуществляется. Важно, однако, чтобы воспитание способствовало и умственному, и техническому, и нравственному, и эстетическому, и физическому формированию личности, что отвечает объективным потребностям общества и интересам самой личности. Понятие же разностороннее развитие такого выразительного терминологического смысла не имеет и может трактоваться как угодно, чего наука обычно должна избегать.

6. Какие требования предъявляются к содержанию всестороннего развития личности в современных социально-экономических условиях?

Понимание социально-экономической обусловленности целей воспитания позволяет уяснить и детализировать те требования, которые предъявляются современным обществом к содержанию всестороннего развития формируемой личности.

Одно из этих требований - в полной мере раскрыть и развить созидательные способности личности, ее интеллектуальный и творческий потенциал, открыть ей широкие горизонты для полноценной деятельности как в производственной, так и в духовной сфере. Для успешного решения этой задачи необходимо, чтобы содержание школьного образования соответствовало современному состоянию развития науки и техники, способствовало глубокому и прочному овладению знаниями о природе, обществе и человеке, придавало учебно-воспитательной работе развивающий характер.

Не менее важно также и то, чтобы в условиях демократизации и гуманизации общественных отношений молодежь научилась ориентироваться во множестве мнений и убеждений, приобретала умение противостоять встречающимся трудностям, разумно пользовалась достижениями современной цивилизации, не поддавалась влиянию ошибочных воззрений, придерживалась здоровых моральных  и общественных принципов, овладевала общечеловеческими ценностями.

Существенным требованием к всестороннему и гармоническому развитию личности является гражданско-патриотическое и национальное воспитание. Оно включает в себя уважение к государственным символам, сохранение и развитие духовных богатств, национальных обычаев и культуры народа, стремление к демократии как форме участия всех граждан в решении государственных дел, доброжелательное отношение к другим народам и странам.

В содержательном отношении большое значение во всестороннем развитии личности имеет ее морально-эстетическое формирование. Современный человек должен вырабатывать у себя принципы высоконравственного поведения, гуманности, высокой культуры межличностных отношений и общения, проявлять милосердие к другим людям и заботу об их благополучии, поддерживать общественный порядок и дисциплину, преодолевать эгоистические наклонности, быть требовательным к себе, уважать старших по возрасту, чутко относиться к детям, стремиться к поддержанию здорового психологического микроклимата в семье.

Все более обостряются вопросы экологии в современном мире. В этой связи важную роль в личностном формирований человека играют его экологическое развитие, воспитание природоохранительной культуры, борьба с загрязнением окружающей среды, привитие бережного отношения к природным ресурсам, растительному и животному миру.

Существенное место в содержании всестороннего развития личности занимают приобщение к регулярным занятиям физкультурой и спортом, формирование санитарно-гигиенической культуры, проявление постоянной заботы о своем здоровье и соблюдении здорового образа жизни.

7. Решается ли задача всестороннего и гармонического развития личности в школьном воспитании в других странах мира?

В зарубежной педагогике термин всестороннее развитие личности используется не всегда, но сама по себе эта цель ставится и реализуется. В проспекте-рекламе одной из английских школ, например, указывается: "Мы стремимся сформировать у наших детей беглость речи, знания и умения в основных областях (грамотность, счет, физкультура, музыка, искусство и ремесла, основы наук), развить у них пытливость и критичность ума, направленного на познание человека и окружающего мира, сформировать чувство ответственности и заботы о других людях..."

ГЛАВА IV. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

1. Какое значение имеет данная проблема для разработки педагогической теории?

Как показано в предыдущих главах, и предметом исследования педагогики, и основной целью (идеалом) современного воспитания является всестороннее и гармоническое развитие личности. Но отдельные авторы, как бы забывая об этом, подчеркивают, что воспитание в современных условиях должно носить личностно-ориентированный характер.

Подобное уточнение лишено какого-либо научного смысла. В самом деле, если и предметом педагогики, и целью воспитания является их непосредственная направленность на личностное развитие человека, то воспитание попросту не может не быть личностно-ориентированным.

Другое дело, что воспитание должно характеризоваться высокой эффективностью и педагогической действенностью. Здесь, действительно, вопросы есть. Естественно, для их успешного решения необходимо знать, что же такое личность как предмет воспитания, как происходит ее развитие и какие факторы, влияющие на это развитие, нужно учитывать в процессе ее формирования. Эти вопросы имеют существенное значение как для разработки педагогической теории, так и для практической воспитательной работы учителя.

2. В чем состоит сущность понятий: личность, ее развитие и формирование?

Проблемы, связанные с развитием человека как личности, освещаются в философии, этике, психологии и других науках. Педагогика же имеет свой, более широкий аспект исследования, особенно если касаться практической стороны воспитания. Немало глубоких теоретических и методических идей по этим вопросам содержится в трудах Я.А.Коменского, Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, а также многих современных педагогов.

Существенное значение для педагогики имеет прежде всего осмысление самого понятия личность и относящихся к нему других научных терминов. Попытаемся подойти к их рассмотрению генетическим путем.

В общем развитии человека наблюдаются две взаимосвязанные линии - биологическая и социальная. Когда рождается ребенок, то говорят, что родился человек как биологическое существо, но отнюдь нельзя сказать, что родилась личность. Процесс биологического созревания и изменения человека происходит и в его дальнейшем соматическом и физиологическом развитии, в специфических возрастных этапах этого развития - детства, отрочества, юности, возмужания и старости.

Однако процесс биологического развития человека теснейшим образом связан с прижизненным приобретением множества социальных свойств и качеств, которые позволяют ему познавать окружающий мир и принимать участие в его преобразовании и совершенствовании. Как видим, понятие человек синтезирует в себе как биологические, так и развивающиеся у него прижизненно социальные свойства и качества. С этой точки зрения человек рассматривается в науке как биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания.

Понятие личность включает в себя только социальные свойства и качества человека. В этом смысле данное понятие характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность его социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает прижизненно.

Для характеристики человека и личности важное значение имеет понятие индивидуальности. Индивидуальность как понятие обозначает то особенное и выдающееся, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, что придает каждому человеку своеобразную красоту и неповторимость и обусловливает специфический стиль его деятельности и поведения.

В процессе жизнедеятельности человека и личности происходит их развитие. Под развитием следует понимать процесс взаимосвязанных количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественных взглядов и убеждений.

Формирование выступает как результат развития личности и обозначает ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств. В Толковом словаре русского языка говорится: Формировать - значит "придавать форму чему-нибудь... устойчивость, законченность, определенный тип".

  1. Курс лекций (электронный учебник) Для студентов педагогических специальностей Саратов 2009

    Список учебников
    Вашему вниманию представлен электронный учебник по ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ для студентов педагогического отделения химического факультета Саратовского Государственного университета им.
  2. Курс лекций (электронный учебник) Для студентов педагогических специальностей приложения к лекциям

    Список учебников
    - развивать познавательные интересы учащихся, вырабатывать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые свойства, преодолевать трудности в учении;
  3. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (1)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  4. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (3)

    Учебное пособие
    М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  5. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (4)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  6. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (5)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  7. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (2)

    Учебное пособие
    М 79 Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  8. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (6)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих методы мониторинга в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения знаний,
  9. Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

    Список учебников
    Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы: Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений.

Другие похожие документы..