Учебника для студентов педагогических специальностей вузов

4. Как сказывается совершенствование методов исследования на разработке педагогики?

Будучи в составе философии и после выделения из системы философского знания, педагогика долгое время развивалась на умозрительной основе, а педагогические идеи выступали как результат интеллектуально-творческой деятельности отдельных мыслителей.

Отмечая это, польский педагог В.Оконь писал: "В течение столетий интуитивно-умозрительный вывод действий, относящихся к обучению и воспитанию, был единственным способом, практически использовавшимся в педагогике и дидактике. Такой подход характерен для великих педагогов; его осуществляли Ян Амос Коменский в "Великой дидактике", Иоганн Генрих Песталоцци в книге "Как Гертруда учила своих детей", Фридрих Гербарт в "Избранных педагогических лекциях" и Константин Дмитриевич Ушинский в произведении "Человек как предмет воспитания...". В этих разновидностях педагогического жаргона превалируют выражения типа "учитель должен", "обязан" или "надо", "необходимо" и т.д.".

Подобный подход к научному исследованию в настоящее время квалифицируется как метод теоретического моделирования, однако выводимые на его основе теоретические идеи нуждаются в практическом обосновании и подтверждении. Это потребовало значительного расширения методов научно-педагогических исследований. В частности, в XIX в. широкое развитие получают экспериментальная педагогика, диагностические и социологические методики. Все это положительно сказывалось не только на научной объективности и глубине педагогической теории, но и существенно повышало ее практическую направленность.

Важнейшими из современных методов педагогически; исследований являются следующие:

педагогическое наблюдение;

исследовательская беседа;

изучение школьной документации и продуктов деятельности учащихся;

педагогический эксперимент;

изучение и обобщение передового педагогического опыта;

теоретический анализ педагогических идей;

педагогическое моделирование;

социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, метод компетентных оценок и независимых характеристик);

методы математической статистики.

5. Какие дисциплины входят в систему педагогических наук?

В процессе развития педагогики в ней стали формироваться и выделяться отдельные научные дисциплины. В настоящее время в систему педагогических наук входят: общая педагогика, изучающая общие закономерности воспитания, образования и обучения; преддошкольная и дошкольная педагогика; школьная педагогика; школоведение; сурдо-, тифло- и олигофренопедагогика; частные методики; история педагогики; сравнительная педагогика; педагогика семейного воспитания; педагогика детских и юношеских организаций; военная педагогика; педагогика профтехобразования; педагогика высшей школы; этнопедагогика; педагогическая инноватика и др.

Нельзя не обратить внимание на то, что, возникнув в качестве науки о воспитании детей, педагогика под влиянием общественных потребностей все более расширяет границы своего исследования и уже охватывает вопросы личностного развития человека в целом, включая все этапы его возрастного формирования. Поэтому некоторые ученые считают необходимым изменить само название этой отрасли знания.

Например, Альбин Динер - автор вышедшей в 1964 г. в ФРГ двухтомной работы "Очерки философии", предлагает назвать ее антропогогикой (от греч. anthropos - человек, gogos - вести). За рубежом также начинают пользоваться термином андрагогика (от греч. andros - мужчина, gogos - вести), выделяя таким образом научную дисциплину о воспитании взрослых.

6. Можно ли считать педагогику и наукой, и искусством?

Иногда даже в научной литературе педагогику неправомерно рассматривают как науку и как искусство. Здесь допускается смешение двух аспектов воспитания как педагогического явления - теоретического и практического, которые отнюдь не тождественны.

Теоретический аспект воспитания выступает как предмет научно-педагогического исследования и, естественно, составляет область особой науки. Но, будучи совокупностью теоретических идей по вопросам воспитания, педагогика не может быть искусством. Искусством может быть только практическая воспитательная деятельность, если она достигает высокой степени совершенства. Разумеется, между этими аспектами воспитания существует органическая взаимосвязь. Чтобы хорошо воспитывать, нужно обстоятельно знать педагогическую теорию. С другой стороны, творческий подход к воспитанию способствует развитию и обогащению теоретических основ воспитания.

Весьма убедительно раскрывал отличие педагогики как науки и воспитательной деятельности как искусства преподаватель Главного педагогического института в Петербурге А.Г.Ободовский (1795-1852). В изданном им в 1835 г. пособии "Руководство к педагогике, или науке воспитания" он писал: "Полное и систематическое изложение теории воспитания, т.е. правил и методов, относящихся к воспитанию, называется наукою воспитания или педагогикою; употребление же теории воспитания на самом деле составляет педагогическое искусство... Кто имеет основательное и полное познание науки воспитания, тот называется теоретическим воспитателем; кто же приводит успешно правила воспитания в исполнение, т.е. в самом деле воспитывает, тот есть практический воспитатель и педагог".

ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ (ИДЕАЛ) СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Какое значение имеет четкое определение целей воспитания для педагогической теории и воспитательной практики?

Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целями воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы.

Выдающийся физиолог В.М.Бехтерев (1857-1927) писал о том, что решение вопроса о целях воспитания - это непосредственное дело педагогической науки. "Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели, - подчеркивал он, - есть во всяком случае дело науки..."

Цели воспитания оказывают большое влияние на разработку педагогической теории. Они сказываются прежде всего на характере воспитания. Оно, например, может быть авторитарным и гуманистическим, вербально-морализирующим и носить характер организации разнообразной практической деятельности воспитуемых.

В зависимости от целей воспитания разрабатываются его содержание, система учебных предметов, изучаемых в школе, их социальная направленность. Не меньшее значение имеют цели воспитания для разработки его методических основ. В свое время воспитание преследовало цель формирования послушной, безропотно подчиняющейся установленному порядку личности и основывалось главным образом на понуждении детей к определенным формам поведения, к различным внешним воздействиям, вплоть до физических наказаний.

Цель современного воспитания - формирование свободной личности, обладающей чувством собственного достоинства и высокой социальной самоценности. Поэтому оно базируется на уважении и доброжелательном отношении к детям, проникнуто гуманностью, глубокой верой в их интеллектуальное и морально-эстетическое развитие.

Исключительно велика роль целей воспитания в практической воспитательной деятельности учителя. К.Д.Ушинский отмечал, что как архитектору при проектировании здания нужно знать, для чего оно должно быть предназначено, так и педагог не может целенаправленно осуществлять воспитание, если он не в состоянии ясно и точно определить... цели своей воспитательной деятельности".

А.С.Макаренко подчеркивал: воспитатель должен Уметь проектировать личность воспитанника, но для этого ему необходимо знать цели воспитания и хорошо представлять, какой должна быть эта личность, какие качества необходимо у нее формировать.

2. Из чего исходит научная педагогика, разрабатывая цели воспитания?

В мировой педагогике распространен абстрактно-философский подход к определению целей воспитания, которые, как правило, носят характер благих пожеланий и не имеют необходимой детерминации.

Немецкий педагог В.Рейн (1847-1929), например, писал о том, что "воспитатель должен вырабатывать из воспитанника истинно хорошего человека, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искреннего..." Подобную мысль высказывал и американский психолог и педагог Э.Торндайк (1874-1949). "Воспитание в целом, - отмечал он, - должно развивать в человеческом существе благожелательность к людям... Эти цели воспитания вообще - доброжелательное отношение к людям, устроение полезной и счастливой жизни, стремление к благородным, чистым наслаждениям - это в то же время и в частности конечные цели школьного воспитания".

Видимо, возражать против подобных целей воспитания вряд ли возможно. Но они сформулированы слишком общо, без необходимой аргументации.

Некоторые же педагоги вообще пытались отрицать необходимость определения целей воспитания. Например, американский философ и педагог Д.Дьюи (1859-1952) утверждал, что развитие человека фатально обречено наследственными инстинктами, и всякие попытки ставить перед воспитанием общественные цели он квалифицировал как проявление первобытной магии. Он предлагал осуществлять воспитание, целиком следуя за инстинктивными влечениями детей.

Не следует, однако, думать, что разработка целевых установок воспитания полностью зависит от субъективных позиций и взглядов ученых-педагогов. Есть глубинные объективные факторы, которые в конечном итоге оказывают определяющее влияние на решение этой сложной, проблемы. Именно из этих факторов и исходит научная педагогика при разработке целей воспитания, исследуя общественно-экономические и личностные детерминанты, которые оказывают решающее влияние на направленность этих целей. Какую же эволюцию претерпели и претерпевают цели воспитания, если рассматривать их с историко-педагогической точки зрения?

3. Чем было обусловлено одностороннее воспитание в эпохи домашинного производства?

Исследуя объективные предпосылки, которые так или иначе влияли на цели воспитания в различные эпохи, научная педагогика связывает их направленность с требованиями общественного производства. Именно характер и уровень развития производства, а также те отношения, которые складываются между людьми в системе этого производства, в конечном итоге и обусловливают соответствующие цели воспитания.

Обозревая историческую эволюцию воспитания, ученые не могли не обратить внимания прежде всего на его особенности в эпохи домашинного производства. Они установили, что в этот период воспитание по-разному осуществлялось по отношению к высшим и низшим сословиям общества, но и в том, и в другом случае оно носило односторонний и дуалистический характер. Высшая, аристократическая прослойка общества целиком посвящала себя интеллектуально-духовной деятельности и чуждалась физического труда. Уделом же большинства населения был малопроизводительный и тяжелый физический труд, по существу лишенный серьезного интеллектуального содержания. Этот разрыв между интеллектуальным и физическим трудом, которым занимались различные сословия людей, и обусловливал односторонний характер их воспитания и развития.

В этом нельзя усматривать лишь одну негативную сторону. Освобождение части людей от изнурительного и малопроизводительного труда позволяло им заниматься наукой, искусством, развивать духовную жизнь, которые достигли значительного расцвета уже в античном обществе и, в частности, в Древней Греции. Здесь впервые зарождается и идея о необходимости всестороннего развития личности, высказанная Платоном и нашедшая свое выражение в формуле "калокагатхии" (от греч. kalós - прекрасный, agathós - добрый).

Педагог М.М.Рубинштейн писал: "Вера в тесное единство добра, истины, красоты, освященное святостью, дала Платону полную возможность и право... требовать всестороннего гармонического развития человека".

Однако эта идея носила ограниченный характер и включала в себя главным образом интеллектуальное и эстетическое формирование личности и развитие культуры тела. Прославленный древнегреческий идеал "гармонической личности", как писал философ В.П.Тугаринов, не требовал ни духовного богатства, ни тем более нравственной чистоты, но предъявлял большие требования к эстетическому и физическому совершенству.

В период средневековья идея о всестороннем развитии личности была предана забвению и на первый план в воспитании стал выступать религиозный аскетизм как средство поддержания божественного благочестия. Выдвинутая вновь в эпоху Возрождения Т.Мором и Т.Кампанеллой, а затем французскими просветителями XVIII в. К.-А.Гельвецием, К.Дидро, Ж.-Ж.Руссо и другими, эта идея, однако, не могла получить своего практического осуществления, ибо для этого не было соответствующих общественно-экономических предпосылок. Такие предпосылки сложились только с развитием машинного производства.

4. Какие особенности машинного производства обусловили необходимость всестороннего и гармонического развития личности как основной цели (идеала) современного воспитания?

Машинное производство, пришедшее на смену ручному труду, коренным образом изменило характер трудовой деятельности людей и выдвинуло новые требования к их подготовке. Главное в этих изменениях состояло в следующем. При ручном производстве трудовая деятельность человека была тесно связана с предметом труда и непосредственным выполнением производственных операций. Но поскольку ручной труд был малопроизводительным и требовал большого физического напряжения, он поглощал все силы и время большинства людей и фактически серьезно ограничивал их интеллектуальное и духовное развитие. Только небольшая прослойка общества - аристократическая верхушка могла заниматься интеллектуальной и нравственно-эстетической деятельностью, лишаясь, однако, оздоровительно-развивающего влияния физического труда, что обусловливало определенный разрыв между ними.

Машинное производство, наоборот, требовало соединения физического и интеллектуального труда. Связано это было с тем, что радикально изменился характер производственной деятельности человека. Эта деятельность опосредовалась машиной, которая выполняла все производственные операции. Деятельность же человека стала сводиться главным образом к управлению этой машиной и поддержанию ее в рабочем состоянии.

Каждая машина предназначена для выполнения одной-двух производственных операций, что, естественно, до крайних пределов доводит дифференциацию (разделение) труда внутри самого производства, порождает узкую специализацию рабочих. Но технический уровень производства постоянно совершенствуется, нередко в нем происходят настоящие технические перевороты, появляются новые, более сложные машины и механизмы, расширяются комплексная механизация, автоматизация и компьютеризация производства, коренным образом изменяющие характер трудовой деятельности рабочих. Она все более интеллектуализируется, что предъявляет все возрастающие требования к подготовке рабочих.

Чтобы работать на современном производстве, необходимо иметь основательную общеобразовательную и техническую (политехническую) подготовку, широкое умственное развитие, знать устройство и работу машин и быстро овладевать новыми трудовыми операциями, когда на смену устаревшим приходят новые технологии. Сама природа крупного промышленного производства обусловливает необходимость перемены труда, быстрого приобщения рабочего к новым производственным технологиям, совмещения профессий, ставит задачу замены частичного рабочего, простого носителя частичной общественной функции, широко развитым индивидуумом.

Современное общество характеризуется еще более интенсивным развитием машинной индустрии, появлением еще более высоких технологий и, следовательно, предъявляет более высокие требования к подготовке и развитию всех участников общественного производства. Все это в конечном итоге привело к тому, что формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная общественная потребность, но и становится основной целью (идеалом) современного воспитания.

Однако к обоснованию необходимости всестороннего развития личности следует подходить и с другой стороны. В преобразующей мир человеческой деятельности происходит самореализация личности, ее творческое самосозидание. С этой точки зрения назначение, задача каждого человека заключается в том, чтобы всесторонне развить свои многообразные способности и творческие задатки.

Таким образом, и объективные потребности машинного производства, и интересы самой личности обусловливают необходимость ее всестороннего и гармонического развития. Поэтому современная школа так или иначе решает эту проблему.

  1. Курс лекций (электронный учебник) Для студентов педагогических специальностей Саратов 2009

    Список учебников
    Вашему вниманию представлен электронный учебник по ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ для студентов педагогического отделения химического факультета Саратовского Государственного университета им.
  2. Курс лекций (электронный учебник) Для студентов педагогических специальностей приложения к лекциям

    Список учебников
    - развивать познавательные интересы учащихся, вырабатывать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые свойства, преодолевать трудности в учении;
  3. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (1)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  4. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (3)

    Учебное пособие
    М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  5. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (4)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  6. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (5)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  7. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (2)

    Учебное пособие
    М 79 Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  8. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (6)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих методы мониторинга в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения знаний,
  9. Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

    Список учебников
    Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы: Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений.

Другие похожие документы..