Учебника для студентов педагогических специальностей вузов

7. Какие методические положения должны лежать в основе планирования классным руководителем воспитательной работы?

В обязанность классного руководителя входит ведение следующей документации: классного журнала, личных дел учащихся, составление планов внеклассной воспитательной работы.

Что касается классного журнала и личных дел, то здесь особых сложностей нет. Классному руководителю необходимо следить за аккуратным и регулярным ведением журнала и своевременной подготовкой отдельных документов для личных дел учащихся (табелей успеваемости, различных справок о здоровье и т.д.).

Сложной и не до конца решенной является проблема планирования работы классного руководителя. Иногда даже в печати высказывается мнение о ненужности этих планов, поскольку классный руководитель якобы проводит воспитательную работу, сообразуясь с текущими и возникающими вопросами жизни и работы учащихся, которые невозможно предвидеть заранее.

Ошибочность данного мнения подтверждается психофизиологическими исследованиями. Как уже отмечалось, всякая деятельность человека осуществляется по заранее составляемой им мысленной программе, т.е. носит обдуманный характер. Эта программа выполняет две функции: во-первых, стимулирует личность к осуществлению намеченной деятельности и, во-вторых, служит сличающим механизмом этой деятельности с ее мысленной программой, побуждая человека к коррекции и совершенствованию выполняемой работы. Чем сложнее деятельность человека и чем более продолжительный период времени она охватывает, тем более важное значение приобретают ее предварительное обдумывание, программирование, или, иначе говоря, планирование. Именно это и обусловливает большую роль планирования классным руководителем своей воспитательной работы.

Есть, однако, различные подходы и методические рекомендации по составлению планов внеклассной воспитательной работы. С научной точки зрения при их разработке необходимо исходить из сущности процесса воспитания и теоретических подходов к его осуществлению. Укажем в данном случае на несколько ключевых положений.

Во-первых, воспитание и развитие личности происходит только в процессе ее активного участия б разнообразных видах деятельности, которые и нужно предусматривать в планах воспитательной работы.

Во-вторых, воспитание должно направляться на всестороннее и гармоническое развитие учащихся, что также отражается при планировании воспитательной работы.

И, наконец, в-третьих, процесс воспитания должен включать в себя два взаимосвязанных направления: первое должно способствовать решению задач всестороннего развития учащихся, т.е. их умственному, нравственному, эстетическому и физическому развитию; второе направление должно быть связано с решением тех или иных ведущих воспитательных задач по преодолению недочетов в поведении и личностном формировании учащихся.

Сама технология составления плана внеклассной воспитательной работы включает в себя следующие методические этапы:

— вначале анализируется состояние учебной работы, поведения и уровня воспитанности учащихся и на этой основе определяется общая направленность предстоящей воспитательной работы и одна-две ведущие воспитательные задачи, связанные с преодолением имеющихся в классе недостатков и дальнейшим развитием учащихся. Все эти вопросы составляют содержание первого раздела плана "Характеристика особенностей класса и важнейшие задачи воспитательной работы на предстоящую учебную четверть или полугодие";

— затем разрабатываются система и разнообразные формы внеклассной воспитательной работы по всестороннему развитию учащихся, охватывающие познавательную, гражданско-патриотическую, трудовую, нравственную, художественно-эстетическую и спортивно-оздоровительную деятельность;

— на следующем этапе разрабатываются формы и виды внеклассной работы с учащимися по решению ведущих воспитательных задач;

— далее в плане предусматриваются виды работ по объединению педагогических усилий классного руководителя, учителей и родителей в решении поставленных воспитательных задач;

— на заключительном этапе план оформляется и определяется порядок проведения намеченных видов внеклассной работы в той хронологической последовательности, в которой наиболее целесообразно их осуществлять.

ГЛАВА XXXIV. УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ

1. Какое значение имеет совершенствование управления школой? Каковы принципы деятельности ее управленческих органов?

Школа - исключительно сложный и весьма разветвленный по своей внутренней структуре механизм. Она успешно функционирует только при условии, если каждое ее отдельное звено и подразделение действуют слаженно и эффективно. Все это требует разработки и осмысления научных основ управления школой и совершенствования руководства проводимой учебно-воспитательной работой. Весьма многообразной является структура управленческих органов в школе. Условно их можно разделить на четыре группы.

Первую группу составляют должностные лица школы: директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, заместитель по воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций.

Вторую группу составляют: общешкольная конференция представителей учителей, родителей и учащихся, а также педагогический совет школы и входящие в его состав предметные комиссии (секции).

Третья группа включает в себя органы ученического самоуправления (ученический комитет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ).

В четвертую группу входят органы родительской общественности (родительский комитет школы, родительские комитеты классов).

Немаловажное значение имеют научно-обоснованные принципы управленческой деятельности этих органов. Наиболее существенные из них следующие:

— скоординированность, согласованность и деловое сотрудничество всех управленческих органов в определении ведущих задач школы и ее учебно-воспитательной деятельности;

— демократизм, гласность и опора на общественное мнение учителей, родителей и учащихся в осуществлении всеми управленческими органами и должностными лицами своих обязанностей и функций;

— персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей и воспитателей групп продленного дня за выполнение своих обязанностей;

— поддержание здорового психологического микроклимата в школе, творческой активности и инициативы, высокой требовательности к качеству учебно-воспитательной работы;

— тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принимаемых в школе решений по совершенствованию обучения и воспитания учащихся;

— поощрение педагогического творчества, инновационных поисков и стимулирование учителей и классных руководителей к овладению передовым педагогическим опытом.

2. Какие функциональные обязанности возлагаются на должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой?

Эти обязанности детально определяются специальными положениями, регламентирующими деятельность директора школы, его заместителей и других должностных лиц по различным вопросам учебно-воспитательной работы, которые утверждаются Министерством образования Республики Беларусь. Раскроем наиболее существенные из них.

Функции и обязанности директора школы. Директор школы несет персональную ответственность за деятельность школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы.

В его обязанности входят:

— правильный подбор и расстановка кадров, руководство педагогическим коллективом школы, создание условий для повышения профессионального, научно-теоретического и психолого-педагогического уровня учителей, стимулирование их педагогического творчества и внедрение передового педагогического опыта обучения и воспитания;

— осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного процесса, качеством знаний и личностным развитием учащихся, содержанием и организацией внеклассной работы;

— организация воспитательной работы по профессиональной ориентации учащихся и оказание им помощи в жизненном самоопределении;

— оказание практической помощи и активизация деятельности органов ученического самоуправления, деловое сотрудничество с общественными организациями учителей и учащихся по совершенствованию учебно-воспитательной работы в школе;

— определение и конкретизация в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего распорядка и уставом школы круга обязанностей работников школы;

— организация работы и оказание помощи органам родительской общественности;

— осуществление деловых контактов с местными общественными организациями, учреждениями и базовыми предприятиями;

— поддержание необходимого санитарно-гигиенического режима в школе, охрана труда и соблюдение техники безопасности в процессе учебных занятий и других видов деятельности учащихся, учителей и обслуживающего персонала школы;

— укрепление и развитие современной учебно-материальной базы школы;

— прием на работу и увольнение с работы обслуживающего персонала школы;

— представление учителей и других работников школы по согласованию с педагогическим советом школы к поощрениям и награждениям.

Функции и обязанности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе. Они включают в себя:

— организацию учебных занятий в школе и воспитательной работы в процессе обучения;

— контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных занятий и качеством успеваемости учащихся;

— организацию внеклассной учебной работы по различным предметам (предметных кружков, обществ, олимпиад, конкурсов и т.д.);

— регулирование учебной нагрузки учащихся;

— анализ учебно-воспитательной работы школы и составление статистических и письменных отчетов о результатах деятельности педагогического коллектива;

— реализацию и контроль за выполнением указаний вышестоящих органов образования по вопросам совершенствования учебно-воспитательной работы;

— обобщение и внедрение передового педагогического опыта по повышению качества учебно-воспитательной работы;

— руководство работой предметных методических комиссий (секций) учителей.

Обязанности заместителя директора по воспитательной работе в школе. К ним, в частности, относятся:

— организация и координация внеклассной воспитательной работы с учащимися;

— проведение методической работы с классными руководителями и воспитателями групп продленного дня по совершенствованию воспитания учащихся;

— поддержание деловых контактов с родителями учащихся, руководителями внешкольных детских организаций;

— научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитательной работы в школе, обобщение и внедрение передового педагогического опыта.

В условиях обновления и реформирования школы для выполнения указанных выше должностных обязанностей директор школы и его заместители должны сочетать в себе высокую педагогическую образованность, компетентность и нравственную культуру, проявлять деловитость и ответственность в работе, обладать инициативой и творческим подходом к совершенствованию обучения и воспитания, поддерживать инновационные начинания и передовой опыт учителей и классных руководителей.

3. По каким направлениям осуществляется управленческая деятельность должностных лиц школы по организации и руководству учебно-воспитательной работой?

Директор школы, его заместители и другие управленческие органы в школе должны хорошо знать основные направления организации учебно-воспитательной работы и руководство ею. К важнейшим из этих направлений относятся следующие:

— обеспечение всеобуча;

— организация и совершенствование учебно-воспитательной работы с учащимися и контроль за ее качеством;

— руководство внеклассной учебно-воспитательной работой и поддержание связей с внешкольными детскими учреждениями;

— организация работы с родителями учащихся;

— планирование учебно-воспитательной работы школы.

Рассмотрим кратко содержание и методические основы работы по каждому из этих направлений.

4. В чем заключается работа педагогического коллектива школы по обеспечению всеобуча?

Важной современной тенденцией развития системы образования в мире является переход к всеобщему среднему образованию. В Республике Беларусь обязательной является базовая девятилетняя школа, хотя большинство учащихся практически оканчивает полную среднюю школу. В этих условиях педагогическому коллективу каждой школы необходимо обеспечивать выполнение закона о базовом образовании учащихся и поддерживать их стремление к получению полноценного среднего образования. Для этого необходимо: а) вести учет детей, подростков и юношей, подлежащих обучению; б) проявлять заботу о посещении ими учебных занятий; в) стимулировать их к овладению знаниями.

По этим вопросам следует вести разъяснительную работу с родителями учащихся, а также укреплять учебно-материальную базу школы, создавать интернаты для учащихся, проживающих в отдаленных населенных пунктах, или организовывать их подвоз в школу.

5. Какие проблемы необходимо решать по организации и совершенствованию учебно-воспитательной работы в школе и контролю за ее качеством?

Кардинальной проблемой руководства школой является организация и совершенствование учебно-воспитательной работы и осуществление контроля за ее качеством. Деятельность директора школы и его заместителей в этом направлении носит весьма разветвленный характер и включает в себя:

— рациональное распределение учебных поручений учителям и научно обоснованное планирование программного материала по каждому предмету в каждом классе с последующим обсуждением этих планов в предметных методических комиссиях (секциях);

— продуманное составление расписания учебных занятий (уроков) с тем, чтобы первые-четвертые уроки отводились для более сложных предметов, а уроки по естественно научным предметам чередовались с занятиями по предметам гуманитарного цикла; чтобы не допускалось такое положение, когда в один день в расписании предусмотрено проведение только письменных занятий, а в другой — преимущественно предметов устного характера и т.д. Так- же тщательно планируется проведение различных форм внеклассной учебной и воспитательной работы (занятий предметных кружков, научных обществ, спортивно-оздоровительных секций, коллективов художественной самодеятельности, олимпиад, конкурсов и т.д.);

— регулярное посещение и анализ директором школы и его заместителями уроков и внеклассных занятий, проводимых учителями, с целью оказания им помощи в их методическом совершенствовании;

— осуществление таких видов внутришкольного контроля, как предупредительный, текущий, тематический, когда изучаются отдельные аспекты обучения и воспитания, как, например, активизация познавательной деятельности учащихся, осуществление развивающего обучения, воспитание патриотизма и т.д., и фронтальный, когда контролю подвергаются все аспекты учебно-воспитательной работы в школе или по отдельным предметам;

— содержательное проведение научно-методической работы с учителями-предметниками и классными руководителями с использованием таких ее форм, как подготовка и обсуждение научно-методических докладов (рефератов); коллективное посещение и обсуждение уроков и внеклассных занятий наиболее опытных учителей; знакомство с новинками психолого-педагогической литературы; обмен опытом учебно-воспитательной работы; изучение инновационных процессов в педагогике и т.д.;

— объединение усилий школы и родителей по улучшению учебно-воспитательной работы с учащимися.

6. Какие вопросы предусматриваются при составлении годового плана учебно-воспитательной работы школы?

На каждый учебный год в школе под руководством директора и его заместителей составляется развернутый план учебно-воспитательной работы. Состоит он примерно из следующих разделов.

1. Вступление. Общий анализ работы школы за предыдущий год и определение важнейших задач совершенствования учебно-воспитательной работы в предстоящем учебном году,

2. Работа педагогического совета школы.

3. Организация и совершенствование учебно-воспитательной работы.

4. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися.

5. Методическая работа.

6. Помощь органам ученического самоуправления.

7. Работа с родителями учащихся.

Годовой план учебно-воспитательной работы школы составляется в начале учебного года, обсуждается и принимается на педагогическом совете.

  1. Курс лекций (электронный учебник) Для студентов педагогических специальностей Саратов 2009

    Список учебников
    Вашему вниманию представлен электронный учебник по ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ для студентов педагогического отделения химического факультета Саратовского Государственного университета им.
  2. Курс лекций (электронный учебник) Для студентов педагогических специальностей приложения к лекциям

    Список учебников
    - развивать познавательные интересы учащихся, вырабатывать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые свойства, преодолевать трудности в учении;
  3. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (1)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  4. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (3)

    Учебное пособие
    М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  5. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (4)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  6. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (5)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  7. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (2)

    Учебное пособие
    М 79 Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  8. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (6)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих методы мониторинга в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения знаний,
  9. Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

    Список учебников
    Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы: Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений.

Другие похожие документы..