Учебника для студентов педагогических специальностей вузов

Значительное развитие получила педагогическая мысль в России. В XVII в. Епифаний Славинецкий (ум. в 1675) создал труд "Гражданство обычаев детских".

Выходец из Беларуси Симеон Полоцкий считал, что главным фактором воспитания является пример родителей и учителей, а также окружающая среда. Он выступал против теории "врожденных идей", которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое должно направляться на формирование у них чувств и разума.

Вопросы образования и воспитания разрабатывал М.В.Ломоносов. Он заботился о подготовке учителей и создал такие учебные книги, как "Риторика" (1748) и "Российская грамматика" (1755).

Немалые заслуги перед российской педагогикой имеет Н.И.Новиков (1744-1818). Он издавал первый в России журнал "Детское чтение для сердца и разума". Новиков считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, Доброжелательное отношение к людям. В статье "О воспитании и наставлении детей" он впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой. Примечательным является его суждение о том, что педагогика "есть особенно тонкая наука, предполагающая себе многие знания и в исполнении требующая много наблюдательного духа, внимания и просвещенного практического рассудка".

Огромный вклад в развитие отечественной педагогики внес К.Д.Ушинский (1824-1870). Характер его педагогических идей и взглядов хорошо обозначен уже в названиях его важнейших работ: "О пользе педагогической литературы" (1857), "О народности в общественном воспитании" (1857), "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (в 2 т., 1868-1869) и др. Созданные им учебные книги для детей начальных классов "Детский мир" (1861) и "Родное слово" (1864) выдержали множество переизданий.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н.Толстой. В своем имении Ясная Поляна он открыл начальную школу для крестьянских детей, в которой реализовывал свои мысли об обучении и воспитании. Придерживаясь идеи свободного воспитания, он обращал внимание на развитие любознательности и познавательных интересов детей, формирование у них самостоятельности и творческих способностей, создал учебник для начальной школы "Азбука".

В Беларуси вопросы воспитания разрабатывали Ф.Скорина (ок. 1490 - ок. 1541), Л.Зизаний (Тустановский) - (? — после 1633). Последний учительствовал в братских школах ив 1596 г. издал учебные пособия: "Азбука", "Лексис", "Грамматика словенска" и др. Позже значительный вклад в развитие образования и белорусской педагогической мысли внесли отец поэта М.Богдановича А.Е.Богданович (1862-1940), писательница Тётка (А.Пашкевич) (1876-1916), написавшая книгу "Первое чтение для деток белорусов", Я.Колас (1882-1956), создавший пособие "Второе чтение для детей белорусов", а также "Методику родного языка".

К настоящему времени педагогика сложилась как фундаментальная наука по вопросам обучения и воспитания, без знания и умелого использования теоретических и методических идей которой невозможно дальнейшее совершенствование деятельности образовательно-воспитательных учреждений в соответствии со всевозрастающими требованиями к их работе, предъявляемыми нашим обществом.

Под влиянием этих требований педагогика выходит на более высокий уровень своего развития. Проводимые во многих странах реформы образования главным вопросом поставили разработку инновационных идей и методик, которые способствовали бы более эффективному развитию формируемой личности в процессе специально организованного обучения и воспитания.

Краткий исторический экскурс в развитие педагогики позволяет представить не только своеобразие различных идей и концепций по вопросам воспитания, но и понять, насколько сложна и трудна разработка его теоретических и методических основ.

Таким образом, на разработку педагогической теории определяющее влияние оказывали и оказывают объективные потребности общества в воспитании и подготовке к жизни молодого поколения, а также идеология и политика общества. Есть, однако, и другие факторы, которые сказываются на ее развитии. К ним, в частности, относятся:

— методология исследования педагогических явлений и процессов;

— связь педагогики с другими науками;

— модернизация и обогащение методов педагогического исследования

ГЛАВА II. ВЛИЯНИЕ МЕТОДОЛОГИИ, СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

1. Что следует понимать под методологией науки и какое влияние она оказывает на развитие педагогической теории?

Под методологией науки обычно понимается совокупность тех исходных теоретических идей и положений, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений и которые решающим образом сказываются на интерпретации сущности и развития этих явлений. Простейший пример. Долгое время считалось, что в развитии детей определяющее значение имеют понуждение и различные наказания ("Уши мальчика на его спине"). И подобные меры популяризировались в педагогике, послужив основой авторитарного подхода к воспитанию. Потом стало утверждаться другое методологическое положение: развитие детей происходит гораздо успешнее, когда в процессе воспитания они испытывают уважение к себе, когда их естественное стремление к деятельности, к свободе и укреплению личного достоинства не подавляются, а, наоборот, стимулируются. Это послужило основой развития гуманистического воспитания, которое в настоящее время получило всеобщее признание.

Указанные методологические подходы к разработке различных проблем воспитания существуют до сих пор. Традиционно эти подходы с некоторой долей условности продолжают сохраняться в терминах идеалистическая и материалистическая методология. Их сущность и принципиальное различие выступают довольно рельефно, что вытекает из рассмотрения следующего вопроса.

2. Какие методологические положения лежат в основе развития научной педагогики?

Важнейшими из этих положений являются следующие.

Первое. В отличие от имеющих хождение в педагогике концепций, которые по существу отрывают формирование человека от общества и сводят это формирование к самопроизвольному (спонтанному) развертыванию заложенных в нем каких-то внутренних потенций, научная педагогика рассматривает этот процесс как социально-детерминированный. Она исследует объективные производственно-экономические условия и потребности общества в формировании человеческой личности и в соответствии с ними совершенствует педагогическую теорию. Вот почему развитие социально-экономических отношений в обществе неизбежно находит свое отражение в разработке и обновлении теоретических и методических идей по вопросам воспитания.

Второе. Источники развития человека как личности находятся не внутри личности, как это иногда представляется, а вне личности. Они включают в себя все богатство разнообразного общественного опыта (научных знаний, умений и навыков, способов творческой деятельности, социальных и духовных отношений), созданного людьми в процессе творческо-преобразующей деятельности. Только овладевая этим опытом, человек развивается и формируется как личность, как общественное существо.

Третье. Рассматривая формирование человека как результат развертывания в нем "внутренней программы" развития, представители идеалистической педагогики по существу считают его пассивным объектом средовых влияний и воспитания. В противовес этому научная педагогика исходит из того, что развитие растущей личности в решающей мере зависит от ее собственной активности, от ее собственных усилий в работе над собой. Именно поэтому люди в одних и тех же, казалось бы, равных условиях развиваются и формируются по-разному. С этой точки зрения подлинное воспитание, как уже отмечалось в предыдущей главе, состоит в том, чтобы стимулировать активность самих учащихся в организуемой деятельности, побуждать их к саморазвитию и личностному самосовершенствованию.

Четвертое. Некоторые представители педагогики придерживаются мнения, что личностное (умственное и нравственное) развитие человека якобы предопределено природной (биологической) наследственностью и что влияние этой наследственности носит фатальный характер.

Научная педагогика не отрицает роли наследственности в развитии человека. Но она исходит из того, что человек обладает весьма богатыми возможностями в своем личностном развитии и что при правильно поставленном воспитании он не только может весьма успешно овладевать общественным опытом (знаниями, умениями и т.д.), но и совершенствовать свои природные склонности, способности и творческие задатки. Как отмечал И.П.Павлов, все в человеке может изменяться к лучшему и совершенствоваться, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Пятое. Искажение некоторыми педагогами подлинной сущности и социальной обусловленности развития личности тормозит процесс совершенствования воспитания. Научная же педагогика, отражая объективные требования общества к воспитанию, стремится к его совершенствованию, к повышению его роли в социальном и духовном формировании личности, к утверждению человека как высшей ценности общества, обладающего огромными возможностями в своем интеллектуальном, моральном и художественно-эстетическом формировании.

Указанными методологическими положениями отнюдь не ограничиваются те исходные посылки, которые обусловливают разработку теоретических и методических основ воспитания. Важно, однако, понять, что только их глубокое осмысление создает правильную научную ориентировку в изучении и овладении курсом педагогики.

3. Какое влияние на развитие педагогики оказывают ее связи с другими науками?

Эти связи имеют два основных аспекта. Один из них состоит в использовании идей других наук для разработки воспитательной теории, другой — в заимствовании ее отдельных методов и методик исследования.

Большое значение для уяснения сущности воспитания имеют, например, философские идеи о роли деятельности как фактора развития личности, о влиянии бытия и социальных условий на формирование ее сознания и др. Идеи логики и психологии широко используются при разработке принципов организации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения. Физиологическая теория условнорефлекторной деятельности помогает раскрывать научные основы формирования у воспитуемых практических умений, навыков и привычек поведения, а также развития способностей и творческих задатков. Положения этики используются при раскрытии процесса нравственного воспитания, идеи эстетики - при освещении вопросов художественно-эстетического развития растущей личности и т.д.

В то же время педагогика развивается благодаря творческому использованию методов исследования других наук. В частности, расширению методов экспериментальных исследований в педагогике способствовали такие науки, как физиология человека, психология, социология и др. Математика обогащает педагогику методами статистической обработки опытно-экспериментального материала.

Таким образом, идеи различных наук о человеке помогают глубже и всестороннее исследовать сущность и закономерности его личностного развития. Указывая на это положение, К.Д.Ушинский в предисловии к первому тому своего труда "Человек как предмет воспитания" писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

В условиях, когда человековедение превращается в одну из генеральных проблем современной науки, творческое использование в педагогике идей других наук о воспитании имеет особенно большое значение.

"Однако, - писал известный российский психолог Б.Г.Ананьев, - существует и некоторая опасность, таящаяся в такой ситуации: поток крайне разнородной научной информации уже сейчас превышает возможность ее своевременной переработки; некоторые из педагогических приложений гипертрофируются и противопоставляются самой педагогике, притязая на собственную теорию воспитания; возрастает дробность подходов к воспитанию и обучению... Преодолеть такие тенденции можно лишь путем строгого отбора, организации и интеграции педагогических приложений разных наук в системе самой педагогики..."

Нельзя не указать также и на то, что педагогика, в свою очередь, обогащает другие науки. Например, разработанные в ней теоретические идеи о роли воспитательного коллектива в формировании личности (В.А.Лай, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко) восприняты в философии, социологии, психологии и других науках.

Более того, хотя другие науки и накопили немало полезного материала, относящегося к развитию личности, ни одна из них всесторонне не раскрывает закономерностей воспитания. Эту сложнейшую проблему решает только педагогика и переводит ее в область практического осуществления.

Вот почему предметом особой гордости каждого учителя должно служить то, что среди представителей других наук о человеке только он, владея педагогической теорией и соответствующими методиками, или, как иногда говорят, технологиями, в состоянии действенно воспитывать и формировать личность, развивая ее интеллектуально-творческие способности, высокую духовность и нравственно-эстетическую культуру.

  1. Курс лекций (электронный учебник) Для студентов педагогических специальностей Саратов 2009

    Список учебников
    Вашему вниманию представлен электронный учебник по ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ для студентов педагогического отделения химического факультета Саратовского Государственного университета им.
  2. Курс лекций (электронный учебник) Для студентов педагогических специальностей приложения к лекциям

    Список учебников
    - развивать познавательные интересы учащихся, вырабатывать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые свойства, преодолевать трудности в учении;
  3. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (1)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  4. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (3)

    Учебное пособие
    М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  5. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (4)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  6. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (5)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения
  7. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (2)

    Учебное пособие
    М 79 Мониторинг развития системы образования. Часть 2. Практические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  8. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (6)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих методы мониторинга в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения знаний,
  9. Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений

    Список учебников
    Самостоятельная учебно-научная деятельность студентов: психофизиологические и организационно-методические основы: Учебник для студентов всех специальностей и направлений подготовки высших учебных заведений.

Другие похожие документы..