Новые информационные технологии в учебном процессе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова

Кафедра всеобщей истории и этнографии

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

программа курса

для государственных университетов

Специальность 0702 – История

Якутск 2002

Составитель: Климова М. П.

(ученая степень, ученое звание

ассистент

должность, Ф.И.О.)

Рабочая программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры всеобщей истории и этнографии ИФ

от “_____”_________2002 г. протокол №

зав. кафедрой, д.и.н., проф.: А.И. Гоголев

Программа одобрена Методическим Советом ИФ

от”_____”_________2002 г. протокол №

Председатель МС ИФ, доц. О.А. Парфенова

Рабочая программа утверждена на заседании научно- методического совета ЯГУ

“_____”__________2002 года. Протокол №_____________

Председатель научно методического Совета ЯГУ: _______

А.Н. Яковлева

Выписка из учебного плана:

Дневное отделение

Специальность 0702 – «История»

Факультет исторический

Курс – IV; семестр – 7.

Всего аудиторных часов – 36 ч.

Лекции – 16 ч.

Практические занятия – 20 ч.

СРС – 36 ч.

Зачет – 7 семестр

Экзамен – нет

Всего: 72 ч.

РАЗДЕЛ I. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 0702 – ИСТОРИЯ

1.1. Практическая и исследовательская деятельность специалиста по курсу направления на изучение технических средств, теории и методологии исторической науки с целью углубления понимания условий развития современного мира, прогнозирования будущего.

1.2. Специалист должен быть подготовлен:

1) к обучению в магистратуре по направлению 520800 – «История»;

2) к освоению профессиональных образовательных программ по специальностям: 020700 – «История», 020800 – «Историко-архивоведение», 052700 – «Музейное дело» в сокращенные до 1 года сроки;

3) к профессиональной деятельности в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой.

Специалист отвечает следующим требованиям:

1) хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории и умеет применять свои знания в практической деятельности;

2) знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

3) знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

4) имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

5) владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

6) свободно владеет государственным языком Российской Федерации – русским языком;

7) способен читать и использовать научную литературу на иностранном языке (языках);

8) знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

9) умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирование) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

10) способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

11) понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии. Основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит в целостной системе знаний;

12) способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

13) способен поставить цель и сформировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных наук;

14) знаком с методами управления, умеет организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагогической деятельности;

15) методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

16) владеет общей и частной методиками в профессиональной сфере;

17) умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литературе;

18) обладает необходимыми знаниями в области библиографии;

19) способен уметь применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;

20) обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации; владеет современной методологией и методикой решения профессиональных задач;

21) способен формировать собственные исследовательские программы в сфере профессиональной специализации.

Раздел II. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ

2.1. Принципы построения курса

Курс «Новые информационные технологии в учебном процессе» преподается как дисциплина, изучающая основы применения новых информационных технологий в образовательном процессе.

2.1.1. Основания для чтения курса

Настоящий курс разработан для студентов исторического отделения в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС).

2.1.2. Адресат курса

Студенты IV курса очной формы обучения исторического отделения исторического факультета.

2.1.2. Главная цель курса

1) в общеинтеллектуальном плане изучение курса «Новые информационные технологии в учебном процессе» необходимо для понимания закономерностей развития техники, процессов и событий НТР, их влияния на развитие мировой цивилизации; для понимания и оценки достижений НТР в экономической, политической и культурной сферах;

2) в теоретическом плане изучение новых информационных технологий и методик их применения в учебном процессе дает возможность ознакомиться, изучить и сопоставить различные методики обучения, их достоинства и недостатки;

3) в практическом плане студент должен уметь самостоятельно работать с информационными источниками (Интернет), самостоятельно создать электронную обучающую программу по учебному курсу на выбор студента.

2.1.4. Ядро курса

- курс «Новые информационные технологии в учебном процессе» в предметном плане охватывает технические характеристики различных устройств, записывающих и воспроизводящих информацию, пакеты программ для ЭВМ, применяемые в учебном процессе, устройство и работу локальных сетей и Интернет, методику применения новых технологий в образовательном процессе.

- Курс лекций представляет собой систематическое описание основных элементов учебно-методического и технического обеспечения учебного процесса, основанное на проблемном принципе.

Выделены следующие основные разделы:

  1. Структура аудио-видео средств

  2. Аудио-видео средства в обучении

  3. Архитектура ПЭВМ

  4. Применение ПЭВМ в учебном процессе

  5. Практические прикладные программы

  6. Телекоммуникационные сети и базы данных

  7. Работа в сетях и с базами данных

2.1.5. Требования к начальной подготовке, необходимые для успешного усвоения курса

Знание отдельных разделов «Информатики и математики», в частности:

Архитектура ПЭВМ

Работа с ПЭВМ

Работа с прикладными программами для ПЭВМ

Практические навыки работы с ПЭВМ

2.1.6. Уровень требований по сравнению с Госстандартом

Курс по Госстандарту является составной частью системы согласованных дисциплин по подготовке специалиста- историка, преподавателя истории, и отвечает основным требованиям Госстандарта, предъявляемых к образованию и подготовке специалистов-историков.

2.1.7. Объем курса в часах:

В распределении часов курса соблюдается принцип относительно равного деления на лекционные и практические занятия (16 и 20 часов):

Всего аудиторных часов – 36 ч.

Лекции – 16 ч.

Практические занятия – 20 ч.

СРС – 36 ч.

Всего: 72 ч.

В связи с ограниченным количеством аудиторных часов некоторые темы изучаются студентами самостоятельно.

  1. 2.1.8. Основные понятия курса:

- в области теории обучения: методы и приёмы обучения, использование аудиосредств в обучении, использование аудио-визуальных средств в обучении, методика работы с техническими средствами и т.д.;

- в области истории техники: магнитные записывающие устройства, аудионосители, видеоносители и т.д.;

2.1.9. Курс выстроен так, что обеспечивает формирование общепредметных учений, обладающих свойством переноса

Курс нацелен на привитие навыков обобщения, анализа и оценивания.

      1. Курс является обеспечивающим:

- для дальнейшего обучения в магистратуре по направлению 520800 – «История»;

- для освоения профессиональных образовательных программ по специальностям: 020700 – «История», 020800 – «Историко-архивоведение», 052700 – «Музейное дело» и 020200 – «Политология».

2.1.11. Практическая часть курса

Студент после прохождения курса «Новые информационные технологии в учебном процессе» и практических занятий может (должен):

- овладеть понятийным аппаратом изучаемого курса;

- выделять главное, существенное в текстах учебников, лекциях по естественно-научным дисциплинам;

- формировать вопросы по существу обсуждаемой проблемы, участвовать в дискуссии;

- сознательно применять логические приемы мышления (аналогия, сравнение, анализ). Производить классификацию явлений, ситуаций, понятий, законов;

  • представлять результаты работы в удобной для восприятия форме;

  • уметь работать с ПЭВМ; прикладными программами, базами данных, электронными программами проверки знаний;

  • уметь работать с аудио-видео- записывающей и воспроизводящей аппаратурой;

  • уметь применять все достижения техники в учебном процессе;

- адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль (до, в ходе и после выполнения работы).

      1. Учет индивидуальных особенностей студентов

- использование методического обеспечения, учитывающего начальную подготовку;

- подбор индивидуальных заданий разного уровня сложности;

- предъявление обязательных минимальных требований к уровню знаний и умений студента.

      1. Особая технология организации учебного процесса

- Лекции с использованием видеоматериалов;

- Деловая игра;

- Практические задания для самостоятельной разработки;

- Рейтинг.

      1. Области применения полученных знаний

- Образование (средняя и высшая школа);

- Наука;

- Музейное дело;

- Архивы и т.д.

      1. Организация контроля

- Контроль первоначального уровня знаний (тестирование);

- Промежуточный контроль (семинары, контрольные работы, тестирование, рефераты, доклады и т.д.);

- Итоговый контроль (защита аттестационной работы, зачёт – 7 семестр).

    1. . Цели курса

После прохождения курса «Новые информационные технологии в учебном процессе» студент будет:

2.2.1. Иметь представление:

- о роли и месте новейших технических средств в учебном процессе;

- о проблеме взаимодействия человека и искусственных информационных пространств в процессе освоения окружающей среды;

- о неравномерности распределения информации в используемых технических новшествах и проблеме их использования в учебном процессе;

- об общем и особенном в использовании новых информационных технологий в учебном процессе.

2.2.2. Знать:

  • основные понятия, определения, термины курса «Новые информационные технологии в учебном процессе» (понятийный аппарат);

  • основные методики использования технических средств и учебном процессе.

2.2.3. Уметь:

- решать поставленные задачи, опираясь на принципы цивилизованного и формационного подходов к анализу исторических процессов;

- анализировать проблемные ситуации;

- ставить проблему, формировать задачу и цель, отыскивать нужную информацию;

  • конспектировать предлагаемые научные и научно-популярные труды и статьи;

  • создавать базы данных, электронные обучающие и проверяющие программы;

  • поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, использовать их для решения методов изученных наук.

  1. Новые информационные технологии в учебном процессе (2)

    Документ
    Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с современными информационными технологиями, техническими средствами и программным обеспечением, необходимыми для жизни и деятельности в информационном обществе.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Новые информационные технологии в учебном процессе Для специальности 010701 Физика

    Учебно-методический комплекс
    Требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Специальность 010701 – физика) к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы и к уровню подготовки выпускника по
  3. Указатель «Новые информационные технологии в учебном процессе»

    Указатель
    Образование сегодня стоит перед необходимостью глубоких перемен, отражающих переживаемую современным обществом глобальную социокультурную трансформацию.
  4. Применение новых информационных технологий в учебном процессе. Спиральное развитие экспериментальных систем, создаваемых в рамках учебного процесса

    Документ
    В настоящей статье излагаются некоторые возможности использования новых информационных технологий. Рассматривается процесс создания и развития в рамках учебного процесса так называемых спиральных экспериментальных систем (СЭС) как
  5. Информационные технологии в учебном процессе: преподавание естественнонаучных дисциплин

    Документ
    В данной работе представлен анализ причин, тормозящих внедрение информационных технологий в образовательный процесс преподавания физики; перечислены опасности, подстерегающие педагогов, занимающихся этой проблемой; намечены пути преодоления
  6. Районный конкурс «Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе» Номинация «Экономика»

    Конкурс
    XXI век - это век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль играет экономика в жизни человека, и
  7. Указатель «Информационные технологии в учебном процессе»

    Указатель
    Образование сегодня стоит перед необходимостью глубоких перемен, отражающих переживаемую современным обществом глобальную трансформацию. Перемены требуют от образовательных учреждений реорганизации деятельности, переосмысления своего
  8. Основные теоретические подходы информационного общества (информационные технологии в учебном процессе) 6

    Документ
    Информационная сфера в сегодняшнем мире превращается в особый вид ресурса и отражает растущую зависимость общества от информации, от развития средств ее получения, хранения и передачи.
  9. Информационные технологии в образовательном процессе гоу №339

    Документ
    Введение в школу компьютера, приобретение программно-методических комплексов по предметам позволяют совершенно по-новому строить преподавание ряда предметов.

Другие похожие документы..