Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. Логика Для специальности

Новокузнецкий филиал-институт

Государственного образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет гуманитарный

Кафедра Философии

«3» сентября 2008г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.В. Логика

Для специальности: 080502 – «Экономика и управление на предприятии (промышленность)

Цикл дисциплин учебного плана: ОГСЭ

Компонент учебного плана: ВУЗОВСКИЙ

Формы обучения: очная, заочная

Новокузнецк

Новокузнецкий филиал – институт

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Кафедра Философии

Факультет _______Гуманитарный

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

ОГСЭ. В ЛОГИКА

( шифр и наименование дисциплины по рабочему учебному плану ООП)

Для специальности 080502 – Экономика и управление на предприятии (промышленность)

для _________очной, заочной____ форм обучения

Составитель(и) / разработчик(и) программы

К.ф.н., доцент Верхотурова И.Г.

(Ф.И.О., должность и степень)

Новокузнецк

Лист- вкладка рабочей программы учебной дисциплины

Логика, ГСЭ, региональный

Список основной учебной литературы

*Указание о контроле на момент переутверждения программы

Сведения об учебниках

Соответствие ГОС (для федеральных дисциплин) или соответствия требованиям ООП (для региональных и вузовских) – указание на недостаточно отраженные в учебнике разделы

Количество экземпляров в библиотеке на момент переутверждения программы

Дата

Внесение, продление или исключение/ Подпись отв. за метод работу

Наименование, гриф

Автор

Год издания

1

2

3

4

5

6

7

Логика [Текст]. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ. - 256 с.

В. И.Кириллов

2004

соответствует

150

Логика [Текст]: учебник для юридических вузов. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ,. - 256 с.

В. И.Кириллов

2003

соответствует

100

Пояснительная записка

Уровень логической культуры человека характеризуется совокупностью логических средств (логических приемов, способов рассуждения), которыми он владеет. Логическая культура формируется в ходе общения, учебы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Изучение логики, как показывают исследования, является наиболее продуктивным способом формирования и повышения логической культуры мышления. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и заканчивая любой профессиональной деятельностью.

Знание логики является неотъемлемой частью гуманитарного образования. Юристам логика позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, намечать системы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов: протоколов допроса и осмотра, обвинительных заключений, решений и постановлений, рапортов и т.д. Экономисты и управленцы могут применить это знание при разработке программ развития. Психологи и социологи в общении с людьми обязаны отдавать себе отчет в правильности применения понятий, суждений и, в особенности, форм умозаключения. Кроме того, знание логики и осознанное применение логических норм и правил поможет в повседневной жизни, при создании любых текстов. Логика является эффективным средством контроля любого мыслительного процесса. В настоящее время разрабатывается раздел логики, называемый логикой норм. Логика норм позволяет упростить решение многих вопросов права, например, легко находить противоречия в кодексах и других нормативных актах, выяснять, вытекает ли данная норма из других норм и не является ли ее включение в нормативный акт ненужным и т.д. Эти вопросы должны решаться при совершенствовании законодательства и управленческих актов

Цель изучения дисциплины «Логика» состоит в том, чтобы помочь студентам овладеть основами логического анализа рассуждений, содействовать развитию их способностей к последовательному, корректному представлению своих мыслей и обоснованию высказываемых ими идей.

Задачами дисциплины являются изучение классического наследия традиционной логики; ознакомление с элементами современной символической логики; выработка умения практического применения логики, поэтому значительное место отводится выполнению упражнений и решению задач.

В структуре изучаемой дисциплины выделяют следующие основные темы:

1. Понятие и операции с понятиями.

2. Суждение и его виды.

3. Законы логики и их роль в познании.

4. Умозаключение и его виды.

5. Доказательство и опровержение. Основы аргументации.

Программой предусмотрено чтение лекций и проведение семинарских занятий.

В ходе изучения дисциплины студенты выполняют следующие виды самостоятельной работы:

1. Выполнение упражнений по предыдущей теме с использованием сборников задач и упражнений по логике, а также задач и упражнений из учебников по логике;

2. Теоретическая подготовка к занятиям по новой теме.

Требования к уровню освоения содержания курса

По окончании обучения по дисциплине “Логика” студент должен уметь:

1. С помощью логических форм анализировать структуру высказываний, умозаключений.

2. Осознано выбирать способ определения понятий.

3. Осуществлять перевод с естественного языка на символический, что облегчает видение логической структуры языка.

4. Определять способ и структуру доказательств и опровержений.

5. Отличать корректные вопросы от некорректных.

6. Различать различные формы обсуждения и определять их эффективность.

7. Решать логические задачи и выполнять упражнения по заданным темам.

Содержание курса

Содержание курса

Тема 1.Предмет и значение логики

Процесс познания. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Роль языка в познании.

Понятие логической формы. Конкретное содержание и логическая структура мысли. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие логического закона. Закон как логически необходимая связь между мыслями. Формы правильных рассуждений и их детерминированность законами логики. Истинность мысли и формальная правильность рассуждений. Возникновение логики как науки. Основные этапы развития логики. Современный этап развития логики. Значение логики для науки и техники. Роль логики в повышении культуры мышления.

Тема 2.Логика и язык

Язык как знаковая информационная система. Функции языка. Языки естественные и искусственные. Логический анализ языка как средство выявления его законов. Понятие знака. Предметное и смысловое значение языковых выражений. Логические термины: логические связки, кванторы. Понятие об искусственном языке науки логики. Употребление переменных в логике: предметные, предикатные, пропозициональные. Понятие истинностной функции. Понятие о языке логики высказываний. Роль искусственных языков для выявления структуры мысли. Логика и язык права.

Тема 3.Основные законы (принципы) правильного мышления

Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость, доказательность. Значение основных законов (принципов) логики для правильного мышления. Закон тождества. Закон непротиворечия. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Методологическая функция основных законов классической логики.

Тема 4.Понятие. Определение и классификация

Понятие как форма мышления. Выражение понятий в языке. Основные логические приемы формирования понятий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. Роль понятий в познании.

Признаки предметов и их виды. Признаки существенные и несущественные, отличительные и неотличительные. Свойства и отношения как признаки. Объем понятия. Классы. Подклассы. Элементы класса. Отношение принадлежности элемента к классу и включение класса в класс. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий. Общие и единичные понятия. Конкретные и абстрактные, относительные и безотносительные, собирательные и несобирательные, пустые и непустые понятия. Понятия различных уровней абстракции. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнозначность, перекрещивание, подчинение (отношение рода и вида). Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круговые схемы Эйлера и диаграммы Венна для выражения отношений между понятиями. Операции с классами (объемами понятий): пересечение, объединение, разность классов, дополнение. Основные законы логики классов: коммутативность и ассоциативность операций пересечения и объединения; законы дистрибутивности, законы поглощения и др. Обобщение ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний. Деление понятий. Виды деления: по видоизменению признака, дихотомическое деление. Правила и возможные ошибки в делении. Классификация и ее виды. Классификация по существенным признакам (естественная). Классификация по несущественным признакам (вспомогательная). Значение деления и классификации в науке и практике. Определение понятий. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Явное определение – определение через род и видовое отличие. Генетическое и операциональное определения как его разновидности. Правила явного определения. Ошибки, возможные в определении. Неявные определения: контекстуальные, индуктивные, через аксиомы. Приемы, сходные с определением: описание, характеристика, разъяснение посредством примера и др. Значение определений в науке и практическом рассуждении. Связь определений (дефиниций) с формированием и развитием понятий. Научная терминология.

Тема 5.Суждения и нормы.

Общая характеристика суждения. Суждение и предложение. Повествовательное, побудительное и вопросительное предложения и их логический смысл. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения. Виды простых суждений: атрибутивные, суждения с отношениями, суждения существования. Суждения с простыми и сложными субъектами и предикатами.

  1. Учебно методический комплекс дисциплины «Психология и педагогика» для специальности Физика

    Документ
    Психология и педагогика является интегративной дисциплиной в системе общей и профессиональной подготовки будущих специалистов, основная цель которой - формирование систематизированного представления об общих основах психологии и педагогики,
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Н-р. 00 «Риторика»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине «Риторика» (ГСЭ.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика» изучается будущими экономистами по специальностям 080102 «Мировая экономика», 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», относится
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 07 Экономическая теория (ч. 3: история экономических учений)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта по специальности 080102.65 Мировая экономика, утвержденного 17 марта 2 г.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 03, Гсэ. Ф. 04 «Отечественная история» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 03, Гсэ. Ф. 04 «Отечественная история» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 03, Гсэ. Ф. 04 «Отечественная история» (3)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 03, Гсэ. Ф. 04 «Отечественная история» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 03, Гсэ. Ф. 04 «Отечественная история» (5)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –

Другие похожие документы..