Научно-практическое пособие Екатеринбург 2010 ббк 86. 2 С904

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Кафедра философии

П. Е. Суслонов

E. С. Губина

Религиозная ситуация
и основные религиозные направления
на территории Уральского региона

Научно-практическое пособие

Екатеринбург

2010

ББК 86.2

С904

С904

Суслонов П. Е.

Религиозная ситуация и основные религиозные направления на территории Уральского региона: научно-практическое пособие / П. Е. Суслонов, Е. С. Губина. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010. – 111 с.

Авторы:

П. Е. Суслонов, начальник кафедры философии УрЮИ МВД России,
кандидат философских наук, доцент;

Е. С. Губина, старший оперуполномоченный Центра по противодействию экстремизму ГУВД по Свердловской области

Рецензенты:

В. Б. Куликов, начальник кафедры педагогики и психологии УрЮИ
МВД России, доктор философских наук, профессор;

С. Г. Банных, начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Уральского государственного института
противопожарной службы МЧС России, кандидат философских наук, доцент

Рассмотрено на заседании кафедры философии УрЮИ МВД России (протокол № 5 от 6 мая 2010 г.).

Издается по решению редакционно-издательского совета УрЮИ МВД России.

© П. Е. Суслонов, Е. С. Губина, 2010

© Уральский юридический
институт МВД России, 2010

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..

4

Раздел 1. Государственно-конфессиональные отношения:
понятие и формы ……………………………………………………………….

5

Раздел 2. Государственно-конфессиональные отношения
в России: история и современность ………………………………………..

7

Раздел 3. Правовые основы государственной политики
в сфере свободы совести и вероисповедания ……………………………

12

Раздел 4. Особенности религиозных направлений,
распространенных на территории Уральского региона ………………..

19

§ 1. Христианство ………………………………………………………….

19

§ 2. Иудаизм ………………………………………………………………..

45

§ 3. Ислам …………………………………………………………………..

47

§ 4. Буддизм ………………………………………………………………...

57

§ 5. Новые религиозные движения в России ……………………………..

63

Раздел 5. Религиозная безопасность личности, общества
и государства …………………………………………………………………

87

§ 1. Понятие и направления религиозной безопасности ………………..

87

§ 2. Толерантность в религиозной сфере и проблема ксенофобии ……..

88

§ 3. Религиозный экстремизм ……………………………………………..

91

§ 4. Права и свободы личности в религиозной сфере и проблема
тоталитарных сект …………………………………………………………

99

Заключение ……………………………………………………………………

105

Список рекомендуемой литературы ………………………………………

106

Введение

Феномен религиозной веры с древних времен присутствует в жизни общества, и религия часто является важным фактором, определяющим поведение наших граждан.

Неотъемлемым правом сотрудника милиции является самоопределение в отношении к религии: принимать или не принимать ее. Однако сегодня в нашем обществе многие определились в этом плане, поэтому, работая на благо нашей Родины и государства, охраняя права и свободы граждан, принадлежащих к разным религиозным направлениям или неверующих, сотрудники милиции должны представлять, какие духовные ценности и идеи могут определять их поступки.

Религия (и всё, что с ней было связано в последние двадцать лет в России) получила распространение не только в среде определенных групп людей, но и вошла в повседневный быт, стала массовым явлением. Большинство наших граждан утверждают, что они «во что-то верят», многие регулярно посещают храмы и соблюдают отдельные религиозные обряды. Так или иначе, феномен веры присутствует в жизни современного российского общества, и органы государственной власти и правопорядка не могут с этим не считаться.

Уважая свободу выбора каждого, сотрудники милиции должны, в первую очередь, обеспечивать свободу и безопасность каждого человека в отдельности и государства в целом. Но для того, чтобы давать верную оценку тем или иным проявлениям религиозности и принимать правильные решения, им необходимо иметь определенные знания в этой области.

В пособиипроводится анализ деятельности религиозных объединений на территории Уральского региона; классифицируются действующие религиозные объединения исходя из их религиозных доктрин; описываются основы вероучений действующих на территории Уральского федерального округа религиозных организаций и групп; отображаются положения законодательства в сфере свободы совести и вероисповедания.

В пособии особое внимание уделено политико-правовым аспектам религиозной деятельности, проблеме совершенствования нормативно-правового регулирования взаимодействия религиозных объединений и сотрудников органов внутренних дел, понятию и проблемам религиозной безопасности, противодействия проявлениям религиозного экстремизма и деструктивной деятельности в религиозной сфере.

Данный текст предназначен для проведения занятий в системе служебно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел, пособие также предполагается использовать в практической деятельности по организации противодействия экстремизму различными подразделениями органов внутренних дел.

Раздел 1.

Государственно-конфессиональные отношения:
понятие и формы

Государственно-конфессиональные отношения – это совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимодействия между государственными органами (институтами государства) и религиозными объединениями, в том числе и неформализованными. Государственно-кон-фессиональные отношения являются составной частью внутренней и внешней политики государства, в их основе лежат законодательно закрепленные представления о месте и роли религии и религиозных объединений в жизни общества. В ходе формирования государственно-конфессиональных отношений определяется правовой статус религиозных объединений,который можно определить как совокупность прав и обязанностей религиозного объединения в отношении с государственными органами, юридическими лицами.

В государственно-конфессиональных отношениях можно проследить как влияние религии на государство через систему ценностных ориентаций граждан этого государства, так и влияние государства на религиозную жизнь через принятие законодательства, регулирующего деятельность религиозных объединений, устанавливающего права и свободы человека и гражданина в сфере свободы совести и вероисповедания.

Из истории известны три основные формы государственно-конфессио-нальных отношений и, соответственно, три вида правового статуса религиозных объединений в государстве.

Государственная религия (в христианской стране – государственная церковь). Для правового статуса государственного религиозного объединения характерны следующие черты:

  • выполнение определенных государственных функций (например, в сфере брачно-семейных отношений – регистрация браков, рождений, смертей);

  • государственное финансирование деятельности религиозного объединения;

  • наличие широких имущественных прав на землю и иную недвижимость;

  • полное или частичное освобождение от налогов;

  • включение норм религиозного права в правовую систему государства;

  • возможность участвовать в политической жизни и влиять на принятие государственных решений;

  • совмещение поста главы государства и главы религиозного объединения;

  • обязанность лиц, занимающих государственные должности, исповедовать государственную религию;

  • согласование назначения на высшие должности в религиозном объединении с государственной властью.

В современном мире такая форма государственно-конфессиональных отношений существует в Великобритании, где статусом государственного религиозного объединения наделена Англиканская церковь, в Дании и Исландии, где таким статусом наделена Евангелическо-лютеранская церковь, в Греции, где государственной является Православная церковь. Почти в 30 странах государственной религией официально признан ислам, и их правовые системы строятся на основе шариата (Иран, Судан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и т. д.).

Крайней формой государственной религии является теократия – государственноподобное религиозное объединение, где государственная власть непосредственно принадлежит духовенству. Ныне таким государством является Ватикан.

Следует иметь в виду, что наличие государственной религии не исключает признания и соблюдения прав и свобод лиц иных вероисповеданий или неверующих и их объединений, хотя их возможности и ограничены.

Светское государство нынеявляется наиболее распространенной формойгосударственно-конфессиональных отношений. Для нее характерны следующие признаки:

  • наделение всех религиозных объединений равными правами и обязанностями;

  • на религиозные объединения не возлагается выполнение никаких государственных функций;

  • государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. государство не вмешивается во внутренние дела религиозного объединения, а религиозное объединение не вмешивается во внутренние дела, не влияет на принятие государственных решений;

  • государство не берет на себя обязанность финансировать деятельность религиозных объединений;

  • объем прав и свобод человека и гражданина не зависит от его религиозной принадлежности.

В настоящее время светскими государствами являются США, Франция, Германия, Турция и многие другие, включая Российскую Федерацию.

Консенсуальная форма государственно-конфессиональных отношений – это такая форма, при которой объем прав и обязанностей религиозных объединений зависит от достигнутого между ее руководством и государством консенсуса (соглашения), который фиксируется особым соглашением – конкордатом(от лат. «сердечное соглашение») или совокупностью соглашений, заключаемых в рамках действующего законодательства. При такой форме сохраняется автономия религиозного объединения и светскость государства. Для нее характерны следующие черты и необходимы следующие условия:

  • наличие волеизъявления к заключению соглашения религиозного объединения;

  • наличие большего числа последователей религиозного направления (по сравнению с другими направлениями) и высокая степень их доверия государству. Это не нарушает права представителей других религий, а, наоборот, позволяет наиболее оптимально реализовать права религиозного большинства. Религиозные меньшинства при этом пользуются стандартным набором прав и свобод, соответствующих международным нормам;

  • религиозным объединениям, заключившим с государством такое соглашение, предоставляется возможность участвовать в широком спектре общественных отношений в интересах всего общества и государства, т. е. на них возлагается определенная степень социальной ответственности. Религиозные объединения могут реализовывать различные социальные проекты, выходящие за рамки собственно религиозной деятельности.

В современных условиях, как правило, консенсуальный правовой статус получают сразу несколько религиозных направлений в стране, являющихся для нее наиболее распространенными, укорененными, традиционными. Например, в Италии такой статус имеют католики, протестанты и иудеи. В Испании это католики, евангелисты, иудеи и мусульмане. В ряде случаев в законодательстве может употребляться термин «официально признанные (традиционные)» религиозные объединения, как, например, в Литве или Болгарии.

В качестве вывода следует отметить, что все вышеназванные формы складывались исторически и присущи каждому конкретному обществу; нельзя говорить о какой-то из них как наиболее «прогрессивной».

  1. Научная библиотека (10)

    Библиографический указатель
    Настоящий библиографический указатель составлен в помощь студентам. В указатель включены библиографические описания книг и статей из журналов на русском языке за 2005–2011 (1кв.

Другие похожие документы..