Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет»

_____________________________________________________________

М. В. Иванова, М. А. Штанько

ВВЕДЕНИЕ В РЕГИОНОВЕДЕНИЕ.

МЕТОДЫ РЕГИОНОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Учебное пособие

Издательство

Томского политехнического университета

Томск 2007

ББК: У 04 (0)

И 20

И

И 20

ванова М.В. Введение в регионоведение. Методы регионоведческих исследований: учебное пособие/М.В. Иванова, М.А. Штанько. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. – 98 с.

В пособии раскрывается междисциплинарный характер комплексного регионоведения, дается представление о методологии, методах научного познания, их классификации, проблемах метода в регионоведении, сложностях становления его методологической базы. Значительную часть пособия составляет характеристика научных подходов, методов – общенаучных, географических, экономических, политических наук, которые применяются в регионоведческих исследованиях.

Пособие предназначено для студентов специальности «Регионоведение».

ББК: У 04 (0)

И 20 И 20

Рекомендовано к печати Редакционно-издательским советом

Томского политехнического университета

Рецензенты

Доктор политических наук, профессор ТГУ

Щербинин А.И.

Доктор исторических наук, профессор ТГУ

Куперт Ю.В.

© Томский политехнический университет, 2007

© Оформление. Издательство ТПУ, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие ……………………………………………………………… 4

  1. Регион, регионоведение, проблема метода в регионоведении ………………………………………………………… ………………….. 5

  1. Метод, методология: общие положения …………………………. .12

  1. Научные подходы в регионоведении ………………………………15

  1. Общенаучные методы в регионоведении ………………………… 29

  1. Методы географических, экономических наук, лингвистики

в регионоведческих исследованиях …………………………………... 42

  1. Методы политических исследований ……………………. …….. 53

Библиографический список …………………………………………… 91

ПРЕДИСЛОВИЕ

Проблема метода – одна из важных проблем любой науки, так как способ сбора, обработка, представления информации в немалой степени определяют достижение результатов теоретического и практического характера, то есть, в конечном счете, развитие науки.

Для комплексного регионоведения проблема метода имеет особую значимость, которая определяется, по крайней мере, двумя обстоятельствами.

Цель комплексного регионоведения – создание целостного, слитного образа территории, выявление и осмысление региональной специфики. Речь идет о региональной специфике таких базовых регионоведческих характеристик, как природа, население, человек и многообразные проявления его деятельности, хозяйство. Совершенно очевидно, что достижение названной выше цели невозможно без обращения к методам и приемам многих наук, а также к искусству, литературе. То есть междисциплинарный характер комплексного регионоведения проявляется не только в пересечении его предметного поля с предметными полями географических, исторических, экономических, демографических и т.д. наук, но и во взаимодействии методов последних.

Кроме того, комплексное регионоведение как область научного знания находится в стадии становления и оно пока не сформировало своей собственной методологической базы. Выработка своих методов, безусловно, является для комплексного регионоведения важной задачей. Насколько она реализуема, покажет время. Для самоутверждения этой области научного и образовательного знания сегодня значимо не только обзаведение своими методами, но адаптация заимствованных методов к ее проблемам, предмету. Вряд ли можно утверждать, что это – уже законченный процесс. Не случайно даже в учебнике «Регионоведение» Ю.Н. Гладкого и А.И. Чистобаева, наиболее, по сравнению с другими подобными учебными пособиями, приближенном к проблематике мирового комплексного регионоведения, отсутствует раздел о методах регионоведческого анализа.

Информация о методах, которые применяются в регионоведческих исследованиях, «разбросана» по учебникам географии, экономики, теории международных отношений, политологии и т.д. В данном пособии предпринимается попытка во-первых, ее интеграции, и, во-вторых, определения, по возможности, регионоведческого потенциала описываемых методов.

Разумеется, отбор включенных в пособие методов носит авторский, субъективный характер. Но он не произволен: отбор базировался, прежде всего, на программе курса «Введение в регионоведение», имеющейся в Государственном образовательном стандарте специальности «Регионоведение». В дальнейшем при изучении других учебных дисциплин методологический багаж будущих специалистов-регионоведов будет расширяться и углубляться, т.к. каждая из них имеет выход на проблемы методов.

Пособие состоит из шести разделов, каждый из которых сопровождается вопросами и заданиями для самоконтроля.

Первые пять разделов написаны доцентом, кандидатом исторических наук М.В. Ивановой, шестой составлен старшим преподавателем, кандидатом философских наук М.А. Штанько на основе учебника К.П. Боришполец «Методы политических исследований».

1. РЕГИОН, РЕГИОНОВЕДЕНИЕ, ПРОБЛЕМА МЕТОДА В РЕГИОНОВЕДЕНИИ

Процесс глобализации, как известно, идет рука об руку с процессом регионализации, т.е. разделением мира на регионы.

Общий смысл понятия «регион» выражает следующее его определение: регион – это «крупная индивидуальная территориальная единица» (например, природная, экономическая, политическая и др.). Предметная же конкретика данного понятия проходит через то множество его определений, которыми изобилует как отечественная, так и зарубежная литература. Универсального определения понятия «регион», пригодного «на все случаи жизни», не существует. Более того, его не может быть, ибо, по справедливому утверждению американского ученого У. Изарда, понятие «регион» обычно детер-минируется тем вопросом, изучением которого занимается исследователь. То есть определения природного, экономического, культурно-исторического, международного, геостратегического и т.д. регионов, при всем том, что их роднит (это индустриальные территориальные единицы), будут отличаться.

Регионы различаются по типам:

  1. регионы, выделяемые по единичным признакам;

  2. регионы, выделяемые по нескольким признакам;

  3. регионы, охватывающие почти всю совокупность проявлений человеческой деятельности в пределах рассматриваемой территории.

Вариант общего определения региона третьего типа предложен профессором МГИМО (У) А.Д. Воскресенским.

Под регионом в широком смысле слова, по А.Д. Воскресенскому, понимается определенная территория, представляющая собой сложный территориально-экономический и национально-культурный комплекс, который может быть отграничен признаками наличия, интенсивности, многообразия и взаимосвязанности явлений, выражающихся в виде специфической однородности географических, природных, экономических, социально-исторических, национально-культурных условий, служащих основанием для того, чтобы выделить эту территорию.

Следует обратить внимание, что данная трактовка позволяет относить к комплексным регионам как соответствующие территории внутри отдельных стран, так и территории, охватывающие ряд стран, то есть выделять «внутренние» и «внешние» регионы.

Разумеется, для будущих регионоведов-востоковедов, предметом особого внимания являются мировые регионы.

По А.Д. Воскресенскому, региональное членение мира может выглядеть следующим образом.

  1. Географические макрорегионы – Азия, Африка, Америка, Австралия и Океания, Европа; мезорегионы (средние регионы) – Центральная, Северная, Южная Америка, Европа, Австралия и Океания, Северо-Восточная, Западная и Центральная Азия, Северная (арабская) Африка и Африка южнее Сахары, а также регионы (субрегионы) – с подразделением Америки на Центральную, Северную, Южную, Европы – на Северную, Восточную, Центральную и Южную (в другом членении – Западную, Центральную, Восточную, причем в состав региона Европа в разных классификациях в целом и в ее части включают разное количество стран), а Западную, точнее Юго-Западную Азию – на Ближний и Средний Восток. Однако понятие «Ближний и Средний Восток» шире, чем Юго-Западная Азия, так как в него включают не только 16 государств последней, но также Египет и Судан.

Это членение мира опирается на определение региона как обширной территории, охватывающей главные подразделения континентов или их целостные части.

  1. Историко-культурные регионы: китайский, корейский, вьетнамский (Вьетнам, Лаос, Камбоджа), индийский (Индия, Непал, Бутан, Шри-Ланка), индо-иранский (Пакистан, Афганистан, Иран, Таджикистан), тюркский (состоящий из шести государств), арабский (состоящий из семнадцати государств), российский (Россия, Украина, Белоруссия или, в другой интерпретации, страны СНГ), европейский (состоящий из тринадцати стран).

Североамериканский, латиноамериканский, африканский регионы объединяются в соответствующие региональные общности по таким параметрам, как геополитическая традиция, современная тенденция к интеграции, этнолингвистическое, этнокультурное, этнопсихоло-гическое единство.

Данное членение мира базируется преимущественно на историко-культурных параметрах.

  1. Культурно-религиозные макрорегионы, или цивилизационные комплексы.

К подобным регионам обычно относят конфуцианско-буддийский, индуистский, мусульманский, православный, западно-христианский, латиноамериканский, африканский, тихоокеанский.

Деления мира на культурно-религиозные макрорегионы, или цивилизационные комплексы, по А.Д. Воскресенскому, опирается на понимание региона как некой части, характеризующейся общностью исторического развития территории, географического положения (в большей степени), природных и трудовых ресурсов, специализацией хозяйства (в меньшей степени).

В соответствии с разными параметрами, отдельные страны по этим классификациям могут входить в один, два или даже три региональных кластера.

Некоторые исследователи посчитали продуктивным использование понятия международно-политический регион. В контексте науки о международных отношениях это «совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, объединенных общей логикой таким образом, что эта логика и координаты ее существования являются взаимообусловленными».

Правомерно деление мира на геоэкономические и геополитические регионы. К ним относят «сообщества соразвития»: американское, европейское и азиатско-тихоокеанское. Такое членение соответствует делению на «торговые блоки».

Геоэкономические очертания, по мнению А.Д. Воскресенского, приобретают в последнее время некоторые исторические регионы (Юго-Восточная Азия, страны арабского Магриба, страны Персидского (Арабского) залива, страны Бенгальского залива. Такое членение, как правило, опирается на более узкое определение региона как «сложного культурно-территориально-экономического комплекса, имеющего ограниченные внутренние ресурсы, свою структуру производства и социальных отношений и определенные (специфические) потребности в связях с внешней средой».

Вопрос о регионах, как и, соответственно, вопрос о региональных и субрегиональных системах международных отноше-ний, является крайне дискуссионным.

Кроме изложенной выше регионализации мира, есть и другое его деление на регионы.

Так, в учебнике «Социально-экономическая география зарубеж-ного мира» (под ред. В.В. Вольского) называется одиннадцать цивилизационных макрорегионов мира: Западная Европа, Центрально-Восточная Европа, Российско-Евро-азиатский регион, Северная Африка и Средний Восток, Южная Азия, Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Африка южнее Сахары, Северная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания.

Следует заметить, что в цивилизационной регионализации мира большинство авторов либо разделяют подход, нашедший отражение в работах А.Д. Воскресенского, либо близки к нему. В учебнике же под ред. В.В. Вольского явно превалирует физико-географический критерий и затушевывается культурно-религиозный.

Своеобразную картину культурно-исторических регионов и субрегионов мира представляют Ю.Н. Гладкий, А.И. Чистобаев. Это Западная Европа, Восточная Европа, Евразийский макрорегион, Афро-азиатские макрорегионы, Англоязычная Америка, Латинская Америка, Австралия и Океания. В составе афро-азиатских макрорегионов ученые выделяют Месопатамию, Египет и Левант, Аравию, Магриб, Малую Азию, Иран–Афганистан, Центральную Азию, Японию, Китай, Индокитай, островную Юго-Восточную Азию, Индостан, Африку южнее Сахары. Как видно, это деление мира на культурно-исторические регионы не вполне совпадает с вариантом А.Д. Воскресенского.

Дискуссионным является вопрос о границах Восточной Европы. Долгое время Восточная Европа рассматривалась под углом зрения противостояния Восток-Запад и подразумевала, как правило, семь государств. По нынешним классификациям некоторых международных организаций к странам Восточной Европы относят Эстонию, Латвию, Литву, Россию, Белоруссию, Украину, Молдавию, бывшие же страны «народной демократии» относят к Центральной Европе.

По классификации ученых-географов МГУ, все отмеченные выше государства отнесены к единому региону – Центрально-Восточная Европа.

В Восточную Азию обычно включают КНР, Японию, Северную и Южную Кореи, Монголию и Тайвань. Но в последнее время все большее распространение получает и «расширительное» понимание Восточной Азии как геоэкономического ареала, в который входят Япония, КНР, Южная Корея, Тайвань, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Индонезия. С некоторыми оговорками в это образование включают также Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Мьянму, а в самое последнее время – Монголию, российский Дальний Восток, некоторые государства на тихоокеанских островах, Австралию, Новую Зеландию.

Не сложилось единства мнений и по вопросу о границах Азиатско-Тихоокеанского региона. Имеется несколько вариантов их определения. Согласно первому к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии. Второй вариант предполагает включение в АТР стран Тихоокеанской Азии, США, зоны Австралии и Новой Зеландии. Государства Южной Азии в этом случае также попадают в перечень стран АТР, но из него исключаются латиноамериканские государства. Третий вариант предполагает фокус на азиатских составляющих АТР от Берингова пролива до Мьянмы. Разумеется, понимание региональных событий в последнем случае требует обращения к политике таких государств, как США, Канада, Индия, Австралия.

  1. Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2010 (1)

    Документ
    Современные международные отношения: учебное пособие / В.Л. Хмылёв; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.
  2. Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2010 (2)

    Документ
    Рассмотрены основные проблемы современных международных отношений и внешней политики России – ведущие теории международных отношений, военная и экономическая безопасность, информационные процессы в международных отношениях, международные
  3. Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета Издательство Томского политехнического университета 2010 (3)

    Документ
    Консалтинг – динамично развивающееся направление деловой активности, к которому прибегают менеджеры всех уровней с целью оптимизации своей деятельности.
  4. Настоящее учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 032301 «Регионоведение», а также может представлять интерес для всех, интересующихся историей и культурой Китая. Удк 008(510)+7036(510)(075. 8)

    Учебное пособие
    П 30 Культура Китая: учебное пособие / В.В. Петрик; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.
  5. Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсам «Моделирование систем» и«Автоматизированные системы управления аэс» для студентов специальностей 220301 и 140404 Издательство Томского политехнического университета

    Методические указания
    Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсам «Моделирование систем» и «Автоматизированные системы управления АЭС» для студентов специальностей 220301 и 140404
  6. Пособие соответствует всем основным требованиям государственного стандарта, подготовлено на кафедре истории и регионоведения тпу и предназначено для студентов специальности «Регионоведение» и«Таможенное дело». Удк

    Документ
    министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  7. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета томск- 2008 (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие представляет собой значительно расширенный курс лекций, читаемых автором студентам специальности «Регионо-ведение» Томского политехнического университета в рамках дисциплин «Социально-политическая система АТР» и «Социально-политическая
  8. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета томск- 2008 (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие представляет собой значительно расширенный курс лекций, читаемых автором студентам специальности «Регионо-ведение» Томского политехнического университета в рамках дисциплин «Социально-политическая система АТР» и «Социально-политическая
  9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007 (1)

    Учебное пособие
    Традиционное общество России (IX–XVII вв.): учебное пособие / Н. И. Гузарова, В. Н. Гузаров. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2007.
  10. Учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II

    Учебный комплекс
    Р894 Мозаика: учебный комплекс по русскому языку как иностранному. II сертификационный уровень: общее владение. Книга для студента / Н.Н. Ананьина, Л.

Другие похожие документы..