Л. В. Антипова Становление продуктивных взаимодействий дошкольников с ровесниками как важное направление их успешного развития

СЕВЕРНЫЙ РЕГИОН:

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА

НАУЧНЫЙ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ

2(22)

2010

Сургут

Издательство СурГУ

2010

СОДЕРЖАНИЕ

От редакции………………..…………………………………………………..…….6

наука: психология, педагогика

Л.В. Шибаева, В.П. Алексеева

Развитие культуры чтения и понимания научных текстов

в процессе образования студентов…………………………………………………..7

Л.В. Антипова

Становление продуктивных взаимодействий дошкольников с ровесниками как важное направление их успешного развития……………………………………………..…………………...14

И.П. Грехова, М.В. Самойлова

Стихосложение как форма развития детской речи в норме

и патологии…………………………………………………………………..………19

Т.В. Вымекаева, Т.В. Квачук

Преодоление тревожности у детей дошкольного возраста с диагнозом

«детский церебральный паралич» в условиях проектной формы

психологической работы……………………………..…………………………......26

И.В. Осокина

Особый ребенок

(из опыта консультирования)……………………...………………………………..33

В.Ф. Лашманова

Арифметизация матриц SWOT-анализа в прогнозных моделях

управления вузом………………………………………………………………...….39

Э.Ф. Насырова

Реализация дидактических принципов интегративно-модульной технологии

обучения………………………………………………………………………...……43

Д.В. Новиков

Аутокомпетентность режиссера как компонент

профессиональной компетентности………………………………………………...48

Д.С. Соловов

Роль репетиции в воспитательном процессе театрального коллектива………….51

Н.Н. Сидорова

Взаимосвязь гимназии и университета – успешное решение проблем

современного образования…………………………………………………………..54

П.И. Совертков, С.Р. Мугаллимова

Поиск обратных задач для формирования процедурного компонента

образования…………………………………………………………………………...57

С.А. Денисов, В.Ю. Базилов

Полевой археологический эксперимент

школьного исторического клуба…………………………………………...…….....62

М.В. Крапивина

Читаем драму (заметки с семинара юных литературоведов)……………...……...68

А.В. Притуло

Работа методической службы по формированию

методической компетентности воспитателя дошкольного образовательного

учреждения как один из факторов, влияющих на оценку состояния

системы дошкольного образования………………………………...………………73

Проблемы образования

М.В. Мархинина

Круглый стол «Проблемы и задачи высшей школы Югры»………………...…..78

Л.В. Шибаева

Научное сообщество провинциального университета как субъект становления наукоемких направлений развития территорий…………………………………….…………..83

Н.С. Бирюкова

Феномен элитного образования и современный университет……………..……87

А.Я. Кодинцев

Юридическое образование в СССР в середине 50-х годов

ХХ века………………………………………………………………………..…….90

СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Я.Г. Солодкин

К истории экспедиции Ермака: неизвестное свидетельство о времени «сибирского взятия»…………………………………………………………………..………….94

В.В. Корнеев

Философский контекст каузальной теории власти…………….…………………98

О.Г. Колосова

Система договорного регулирования оплаты труда в нефтегазовом комплексе……106

Л.А. Грицай

Социально-психологические особенности проявления родительских установок современной российской молодежи (на примере Центрального региона РФ

и Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)…………………………..111

Т.Ю. Денисова

Инструментальные возможности искусства в сфере связей

с общественностью……………………………………………………………...….116

urbi et orbi

А.А. Хадынская

Своеобразие экфрасиса в ранней лирике Г. Иванова в контексте

пасторальной традиции…………………………………………………………….123

ВЕСТИ ИЗ ЛАБОРАТОРИЙ

Лаборатория психофизиологии и психологии обучения факультета психологии Сургутского государственного университета..…………………………..……………………...128

ПЕРЕВОДЫ

В.В. Мархинин (мл.)

Философ о политике..…………………………………………………………..…..132

Б. Рассел

Революция синдикалистов……………………...………………….………………134

здоровье на севере

В.С. Павловская

Здоровье студентов Сургутского государственного университета и факторы,

его определяющие………………………………………..…………………………138

Наши авторы………………………………………………………..……………..140

От редакции

Дорогие друзья!

Этот номер мы решили посвятить объявленному в 2010 г. Году Учителя, поэтому рубрика «Наука» представлена статьями по психологии и педагогике. Спектр рассматриваемых проблем чрезвычайно широк, что свидетельствует о бьющейся в этом направлении научной мысли как в нашем регионе, так и за его пределами.

Редакция журнала провела круглый стол «Проблемы и задачи высшей школы Югры», где наши коллеги очень честно и с большой заинтересованностью ответили на самые разные вопросы, в том числе и прокомментировали изречение философа В. Соловьева, тематически нам близкое.

Рубрика «Проблемы образования» перекликается с тематикой научных материалов в освещении важных моментов в картине современного образования. В последнее время актуальным стал вопрос о непрерывности и преемственности образования, поэтому мы постарались дать слово всем участникам педагогического процесса: и воспитателю детского сада, и школьному учителю, и вузовскому преподавателю.

Нестандартные, творческие формы работы с детьми на уроках и во внеучебное время освещены в статьях П.И. Соверткова и С.Р. Мугаллимовой, С.А. Денисова, М.А. Крапивиной.

В этом номере мы постарались быть для наших читателей максимально полезными, потому что большинство из нас педагоги и психологи априори, так как являются родителями, дедушками и бабушками.

Рубрика «Вести из лабораторий» соответственно представляет работу Лаборатории психофизиологии и психологии обучения факультета психологии СурГУ: ее сотрудники оказывают реальную практическую помощь и университету, и жителям нашего города.

В рубрике «Социальные и культурные процессы» традиционно освещаются вопросы различной тематики. Среди постоянных авторов вновь приятно видеть Я.Г.Солодкина, В.В.Корнеева, Т.Ю. Денисову, есть и новые имена: О.Г. Колосова и Л.А. Грицай.

Рубрику «Переводы» вновь наполнил очередной материал нашего коллеги
В.В. Мархинина (мл.): впервые осуществленный на русский язык перевод статьи Б.Рассела о синдикализме.

Читателей ждет премьера рубрики «Здоровье на Севере», статья Павловской В.С. о здоровье студентов СурГУ.

Мы заинтересованы в сотрудничестве, материалы принимаются редакцией постоянно по адресу: Сургут, ул. Энергетиков, 8, СурГУ, офис 121, редакция журнала «Северный регион», или по электроннму адресу: sev_region@. Обращаем внимание читателей на изменение требований к оформлению материалов (см. с. 197), убедительно просим их придерживаться. Редакция вправе отклонять материалы без объяснения причин. Гонорары журнал не выплачивает, но каждый автор имеет право на три экземпляра со своей статьей.

С уважением,

редакция журнала «Северный регион: наука, образование, культура»

наука: психология, педагогика

Л.В. Шибаева, В.П. Алексеева

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ЧТЕНИЯ

И ПОНИМАНИЯ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

I

Развитие творческого отношения к чтению – становление думающего читателя – длительный, многоступенчатый процесс, в котором возможно выделить ряд уровней, зафиксировав их в психологическом исследовании. В отечественной психологии [1, 2, 3,4] чтение рассматривается как одна из форм развивающейся деятельности. Подобный подход позволяет связать динамику читательской активности с уровнями развития способов деятельности; тогда степень компетентности личности как читателя может быть охарактеризована в терминах использования более и менее эффективных приемов чтения. На этом пути, как известно, разработаны многообразные тренинги чтения, адресованные как школьникам и студентам, так и взрослым.

Результатом развития совершенных приемов чтения является адекватное понимание текста, которое может быть проверено на основе пересказа. Его адекватность проверяется в терминах таких показателей, как полнота изложения (рассказа), точность воспроизведения содержания и пр.; все это в психологических исследованиях может быть выражено с помощью объективных характеристик (например, количества воспроизведенных пересказчиком смысловых единиц текста).

Однако если подойти к развитию читательской деятельности в ином исследовательском ракурсе, а именно, когда чтение трактуется как творчество, то требования к развитию чтения следует переинтерпретировать (на каждом этапе роста человека как читателя) c точки зрения «веса» творческой компоненты в его читательской активности. Исследование своеобразия восхождения личности к все более высоким уровням читательской компетентности протекает в многообразных формах, что требует определения концептуальных оснований, на базе которых возможно выявление того, как совершается генезис творчества в работе с текстами. Это выявление должно иметь своей основой эмпирические данные.

С этой целью на факультете психологии под нашим руководством проводился цикл исследований. Охарактеризуем некоторые из них. Первое исследование было проведено в 2002 г. [5]. Оно было направлено на изучение того, как осознаются цели чтения научной литературы студентами психологами по сравнению с преподавателями. В качестве концептуального основания исследования были выбраны два положения. Одним из них было представление о том, что высшие уровни развития чтения можно рассматривать в ходе полидеятельностного анализа: предполагалось, что на высоких уровнях чтение становится средством решения многообразных задач профессионального и личностного развития человека. Мы предполагали, что при таком подходе степень осознания субъектом характера своего профессионального и личностного развития найдет отражение в понимании целей чтения, его назначения с точки зрения тех замыслов, которые ставит развивающаяся личность.

Вторым основанием явилось представление о развивающемся читателе, мысль которого поначалу обращена на текст как на объект деятельности, но который на более высоких уровнях интеллектуального развития оказывается способным выделять сложные планы своего взаимодействия как субъекта чтения с автором текста. Мы полагали, что развивающийся читатель будет все более аналитически относиться к тексту как средству культурной коммуникации, которая может быть и «межпоколенческой». Такой читатель оказывается в состоянии реконструировать замысел автора, устанавливать, в какую сферу культуры или практики вносит вклад его текст; такой читатель может проникать в тонкости читаемого, улавливать множественность планов, которые содержит текст, осознавать то, о какой сфере реалий (например, в области психологии) идет в нем речь. Это приводит к пониманию того, зачем ему необходимо обращаться к тексту именно данного автора.

И первое, и второе основания предполагают, что высокие уровни читательской деятельности обусловливаются не только и не столько развитостью ее приемов, сколько тем, как читатель осознает возникающую перед ним задачу, соотнося с ней свои субъективные усилия. Если «примериваемые» субъектом способы работы с текстом адекватны сложности задачи по овладению его содержанием, то у читателя постепенно складывается все более уверенное понимание того, в какой мере он готов к чтению определенных текстов. Следствием этого может быть развитие адекватного уровня притязаний относительно преднамеренно усложняемых личностью задач чтения.

Описанные представления о развитии творческого читателя легли в основу эксперимента, направленного на выявление «семантических пространств» в сознании читателей-студентов, которые анализировали свою читательскую активность, осмысляли свое отношение к авторам и к произведениям, значимым как для профессиональной деятельности, так и для развития общей культуры.

Исследование проводилось на основе методики репертуарных решеток Дж.А. Келли. Как известно, этот метод предполагает введение в репертуарную решетку (например, размером 12х12 ячеек) некоторого набора понятий из той области действительности, к которой относится исследовательский вопрос. Смысл его состоит в том, чтобы выяснить, какими категориями оперирует испытуемый, анализируя данную область явлений, в какой мере они дифференцированы, то есть насколько когнитивно сложным является ее осознание. Понятия, вводимые для обозначения явлений изучаемой области, называются элементами. Их испытуемый сравнивает по тройкам, так что один элемент тройки оказывается противопоставленным двум другим. Выявленные различия называются конструктами. Каждый конструкт соотносится с каждым элементом, все элементы получают характеристику с точки зрения той степени, с какой в них субъективно для испытуемого выражены характеристики конструктов. Характеристики выражаются в баллах от –3 до +3. Данные, полученные после соотнесения каждого элемента с каждым конструктом, подвергались корреляционному анализу; затем их подвергали кластеризации, а также факторному анализу. Уже данные первичного корреляционного анализа позволили определить, насколько близкими или далекими для испытуемого являются признаки, представленные в элементах и конструктах.

В исследовании принимали участие восемь преподавателей в составе эталонной группы, 15 студентов третьего курса и 15 студентов-пятикурсников.

Исследование состояло из двух частей. В первой элементами служили фамилии крупных психологов, чьи произведения были включены в программу профессиональной подготовки студентов (Фрейд, Юнг, Адлер, Левин, Маслоу, Роджерс и др.). Студенты, сравнивая их по тройкам, должны были определить, что общего и что различного имеется у данных авторов. Эта репертуарная решетка далее обозначается как РР1.

Предметом второй части исследования были особенности осознания студентами различных компонентов читательской деятельности: цели чтения, приемы, обозначенные в элементах репертуарной решетки – от самых простых (деление текста на смысловые части) до самых сложных (например, выделение смысловых частей, различных по модальности: описательных, объяснительных, поясняющих, убеждающих, полемических и т.д.). В состав элементов этой репертуарной решетки (РР2) входил и элемент «Я сам». Таким образом, сравнивая элементы решетки РР2, студенты характеризовали цели чтения, его приемы, соотносили их с характеристиками себя как читателя.

После корреляционного и кластерного анализа проводилось сопоставление данных по следующим показателям: на какое число непересекающихся группировок (кластеров) разбились все характеристики, которыми оперировали испытуемые; что это были за группы и насколько многочисленными и дифференцированными оказывались параметры внутри групп.

Количественные характеристики данных, полученных на основе применения репертуарных решеток РР1, представлены в таблице 1.

Таблица 1

  1. Том I культурология. Педагогика алматы  астана  баку  гродно  киев  кишинев  коламбия люденшайд  минск  невинномысск  ташкент  харьков  элиста 2010

    Документ
    В первом томе представлены доклады и сообщения студентов, аспирантов и молодых ученых учебных заведений и организаций Беларуси, Казахстана, Молдавии, Монголии, России,Узбекистана, Украины, посвященных проблемам культурологии и педагогики.
  2. Первого дня конференции – Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества

    Документ
    29–30 сентября 2005 года в столице Республики Карелия – городе Петрозаводске состоялась Международная научно-практическая конференция «Стратегия библиотечного обслуживания детей и юношества» – III конференция Библиотечной Ассоциации
  3. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  4. Указатель поступлений литературы за период с 01 янв 2000 по 31 дек 2002 Край в целом

    Указатель поступлений литературы
    4. Российская Федерация. Президент (Б.Н. Ельцин). Федеральный закон "О федеральном бюджете на год": от 31.
  5. Образование и наука III материалы III региональной научно-практической конференции 24 и 27 марта 2009 г. Новоуральск 2009 ббк 74+75 о 23

    Документ
    О – 2359 Образование и наука – III: Материалы III региональной научно-практической конференции «Образование и наука», Новоуральск, 24 и 27 марта 2009 г.
  6. Актуальные проблемы молодежи в условиях изменяющейся России

    Документ
    А43 Актуальные проблемы молодежи в условиях изменяющейся России : матер. Всерос. (заочной) науч.-практич. конф. г. Балашов, 20—21 сентября 2010 г. / под ред.
  7. Публичный доклад директора (11)

    Доклад
    Год основания образовательного учреждения - 1963. ГОУ СОШ №37 имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности по следующим образовательным программам: основной образовательной программе начального общего образования, основной
  8. Виктор дизендорф гомо антиполитикус или записки „шестидесятника“ Опыт малохудожественного повествования об очередном потерянном поколении москва

    Документ
    Перед тобой, читатель, книга о 1960-х годах. Так, по крайней мере, она задумана, и замысел этот возник у меня давно. Я поделился им с Валерой Тарановым в Киселевске, городе нашего детства и юности, еще летом 2 г.
  9. Подписано в печать 26. 06. 01. Формат 60х84 Объем 15,3 п л

    Документ
    Предлагаемое читателю издание продолжает публикации по гендерной проблематике Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая. В нем представлены работы, отражающие широкий круг гендерных проблем и подходов в современных

Другие похожие документы..