Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» Для направления «бакалавр юриспруденции» 030. 500. 62

Вопросы для изучения

  1. Понятие, виды и особенности источников трудового права России.

  2. Конституция РФ в системе источников трудового права. Влияние положений Конституции РФ на развитие трудового законодательства.

  3. Международно-правовые акты о труде как источники трудового права. Характеристика конвенций, рекомендаций МОТ ООН, актов СНГ, международных договоров.

  4. Единство и дифференциация законодательства о труде.

  5. Общая характеристика регионального законодательства.

  6. Понятие, виды локальных нормативных актов и их значение в регулирование социально-трудовых отношений.

  7. Трудовой договор, обычай, судебная практика в системе источников трудового права.

Задания для самостоятельной работы

  1. Проведите анализ бланкетных норм ТК РФ с указанием нормативных актов, к которым они отсылают (федеральный закон, указ Президента РФ, акт Правительства РФ или ведомства, коллективный договор или соглашение, локальный акт и т.п., с его полным наименованием, датой принятия и номером).

  1. Укажите перечень статей, содержащих отсылки на локальные акты по следующей таблице.

№ п/п

Норма ТК РФ

Название локального акта

Порядок его принятия

Примечание

Задачи для предварительной подготовки

Задача 1. Какие статьи Конституции РФ направлены на регулирование трудовых правоотношений. Приведите нормативные акты, позволяющие обосновать развитие конституционных положений в законодательстве о труде РФ и субъектов РФ.

Задача 2. Являются ли источниками трудового права:

  1. нормативные акты о труде Союза ССР;

  2. Гражданский кодекс РФ;

  3. акты профсоюзных органов;

  4. приказы, распоряжения руководителя организации;

  5. устав г. Ижевска;

  6. акты судебных органов;

  7. трудовой договор.

Обоснуйте свой ответ.

Задача 3. Найдите положения в ТК РФ, которые:

- могут конкретизироваться работником (работниками) по соглашению с работодателем;

- отсылают к другим нормативным актам о труде;

- применяются по усмотрению работодателя;

  • в настоящее время не действуют.

Задача 4. Приведите примеры общего и специального в правовом регулировании:

  1. порядка заключения трудового договора;

  2. оснований расторжения трудового договора;

  3. рабочего времени и времени отдыха;

  4. мер поощрений и дисциплинарных взысканий.

Обоснуйте свой ответ со ссылками на положения ТК РФ и иных нормативных правовых актов.

Задача 5. Серов поступил на работу для выполнения строительных работ на дому к своему дальнему родственнику Чирову. Проработав неделю, Серов попросил, чтобы Чиров заключил с ним трудовой договор, завел трудовую книжку и произвел двойную оплату за работу в выходные дни. Чиров отказался выполнить требования Серов, а по истечении двух дней, когда последний закончил кладку кафеля в ванной комнате, произвел с ним расчет и сказал, что больше в его помощи не нуждается. Серов обратился в суд, дополняя свои требования еще и восстановлением на прежней работе.

Решите дело.

Задача 6. К адвокату за разъяснениями о соответствии международно-правовым нормам обратились:

а) дворник Ромов, заработная плата которого ниже прожиточного минимума;

б) учительница Ванина, которой заработную плату выдали продуктами питания;

в) родители одной из школ, считая минимальный возраст в 14 лет для поступления на работу несовершеннолетних недопустимым;

г) группа женщин, которым отказали в приеме на работу на шахту;

д) украинец Кучин и беларус Лукин, которых уволили с работы, так как у них не было разрешения на работу в России.

При ответе следует сравнить положения конвенций МОТ, актов СНГ с нормами трудового законодательства РФ.

Задача 7. Приведите примеры, когда Пленум Верховного Суда РФ, разъясняя нормы трудового права, давал их расширительное или ограничительное толкование.

Что такое «оценочные» понятия в трудовом праве? Какова роль и значение судебной практики в развитии трудового законодательства?

Нормативные акты и судебная практика
  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

  2. Трудовой кодекс РФ от 21 декабря 2001 г.

  3. Резюме международных трудовых норм. Международное бюро труда. Женева. 1988.

  4. Конвенции и рекомендации МОТ, принятые в 1919-1990 гг., в 2-х томах. Женева. 1991.

  5. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Права человека. Сборник международных документов. М. 1986.

  6. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1991. № 52.

  7. Соглашение о взаимном признании виз государств – участников Содружества Независимых Государств (Москва, 13 ноября 1992 г.) // Бюл. МД 1994. № 4.

  8. Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 801; 1999. № 43. Ст. 5124.

  9. Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (с измен. от 16 мая 1997 г., 13 августа 1998 г.) // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. № 20. Ст. 2242; 1998. № 33. Ст. 3967.

  10. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан: утв. Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 г. № 5487-1 (в ред. Федерального закона от 22 августа, 29 декабря 2004 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318; СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3607.

  11. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (с изм. от 21 июня 2002 г., 2 ноября 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 35. Ст. 3607.

  12. Закон РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; 2002. № 30. Ст. 3033; 2003. № 50. Ст. 4855; 2004. № 27. Ст. 2711.

  13. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изм. на 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 150; 2004. № 35. Ст. 3607.

  14. Постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. № 273/П-23 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (с учетом решения Верховного Суда РФ от 15 апреля 2004 г.) // Бюллетень МТ РФ. 2004. № 11.

  15. Закон Свердловской области от 8 апреля 1997 г. «О защите трудовых прав граждан на территории Свердловской области» (в ред. Областного Закона от 11 декабря 1998 г.) // Екатеринбург, 2000.

  16. Закон Ленинградской области от 22 сентября 1998 г. № 34-оз «О социальном партнерстве в Ленинградской области» // Вестник Законодательного Собрания Ленинградской области. 1999. № 6.

  17. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» // Бюллетень ВС РФ. 1996. № 1.

  18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень ВС РФ. 2004. № 6.

Рекомендуемая литература
  1. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование. ЛГУ. 1985.

  2. Безина А.К. Судебная практика в механизме правового регулирования трудовых отношений. Казань, 1989.

  3. Богдановская И.Ю. Судебный прецедент – источник права? // Государство и право. 2002. № 12. С. 5-10.

  4. Бугров Л.Ю. Конституционные основы трудового права РФ // Правоведение. 1997. № 2.

  5. Дивеева Н.И. Договорные основы трудового права России. Барнаул. 1999.

  6. Ершова Е.А. Российские нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения / Трудовое право. 2005. № 1. С. 8-19.

  7. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: новые источники. // Государство и право. 1996. № 1. С. 43-52.

  8. Каринский С.С. Дифференциация и унификация советского трудового законодательства // Правоведение. 1966. № 3.

  9. Курс российского трудового права. В 3 т. Т. 1: Общая часть // Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб., 1996.

  10. Лазаревский Н.И. Судебная и административная практика, как источник права. // Вестник гражданского права. 1916. № 1. С. 12-38.

  11. Левиант Ф.М. Единство и дифференциация советского трудового права // Вестник ЛГУ. 1958. № 2.

  12. Лившиц Р.З. Источники трудового права // Трудовое право России. Учебник для вузов. Отв. ред. Р.З. Лившиц, Ю.П. Орловский. М., 1998. С. 48-61.

  13. Лебедев В. Локальные нормативные акты, регулирующие наемный труд // Российская юстиция. 2002. № 8.

  14. Нуртдинова А.Ф. Проблемы совершенствования Трудового кодекса Российской Федерации // Трудовое право. 2004. № 4-5. С. 53-57.

  15. Нуртдинова А.Ф. Разграничение полномочий по регулированию трудовых отношений между федеральными и региональными органами государственной власти // Трудовое право. 2004. № 6. С. 59-65.

  16. Рогалева Г.А. Локальное регулирование труда и система источников трудового права. М., 2003.

  17. Сборник правовых актов Международной организации труда, действующих в Российской Федерации // Составитель С.П. Маврин. СПб., 2004.

  18. Сергеева Т.В. Обычай как источник права // Правоведение. 1997. № 2. С.79-86.

  19. Смолярчук В.И. Источники советского трудового права. М. 1978.

  20. Снигирева И.О. Конституционная основа трудового законодательства // Трудовое право. 2004. № 4-5. С. 43-51; № 6. С. 12-19.

  21. Судебная практика в советской правовой системе. Под ред. С.Н. Братуся. М., 1975.

  22. Таль Л.С. Очерки промышленного рабочего права. М. 1918.

  23. Тарасова В.А. Предмет и понятие локальных норм права // Правоведение. 1968. № 4.

  24. Усачев В.П. Договорное регулирование полномочий субъектов Федерации в российском трудовом праве // Государство и право. 2002. № 4.

  25. Хохлов Е.Б. Судебные акты как источник российского трудового права // Судебная практика в российской правовой системе. СПб., 2003.

  26. Шахов В.Д. Акты субъектов РФ и местного самоуправления в системе источников трудового права России // Правовая реформа России: проблемы теории и практики. Екатеринбург. 1996.

4. Субъекты трудового права

Методические рекомендации

В ходе изучения темы «Субъекты трудового права» необходимо усвоить понятие и классификацию субъектов трудового права. Основное внимание при изучении этой темы уделяется изучению субъектов трудового правоотношения. Трудовой кодекс Российской Федерации содержит в ст. 20 легальные понятия работника и работодателя. В ходе изучения темы обращается внимание на то, что работником и работодателем являются только те субъекты, которые уже состоят в трудовых отношениях. Основным вопросом, подлежащим освящению, является вопрос о правосубъектности работника и работодателя. С учетом изменений, внесенных в Трудовой кодекс РФ с 06 октября 2006 г., наиболее актуальным являются вопросы правосубъектности работодателя. Закон разделил работодателей на три вида (юридических лиц, предпринимателей и физических лиц). Трудовой кодекс РФ уравнивает в правовом положении как работодателей юридические лица и предпринимателей, однако характеристика правосубъектности указанных лиц имеет существенную специфику, в том числе в вопросах прекращения работодательской правосубъектности. В рамках темы изучаются вопросы возникновения трудовой правоспособности и дееспособности граждан, минимальный возраст, с которого может быть заключен трудовой договор, а также особенности трудовой правосубъектности граждан, не достигших возраста 16 лет.

В рамках изучения темы необходимо обратить внимание и на иных субъектов трудового права. Центральное внимание здесь принадлежит коллективным субъектам: профессиональным союзам, трудовому коллективу, объединениям работодателей. Необходимо обсудить вопрос об обоснованности отсутствия в Трудовом кодексе РФ категории «трудовой коллектив».

Внимание также уделяется специальной правосубъектности органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере труда, а также федеральных и профсоюзных инспекторов труда.

Некоторые проблемы необходимо обсуждать путем организации дискуссии между студентами о необходимости или отсутствии таковой в изменении действующего законодательства (метод развивающейся кооперации).

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» Для направления «бакалавр юриспруденции» 030. 500. 62 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права; метод и система трудового права; основные принципы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового правоотношения; трудовой
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для направления «бакалавр юриспруденции» 030. 500. 62 (3)

    Учебно-методический комплекс
    Специалист должен иметь представление о правовом регулировании трудовых и связанных с ними общественных отношений, знать действующее законодательство РФ и уметь применять полученные знания на практике.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Право социального обеспечения» для специальности 021100 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Юрист должен уметь решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям, указанным в п.1.3 настоящего государственного об­разовательного стандарта.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Назначение наказания судом» для специальности «юриспруденция» 030. 501 для направления «бакалавр юриспруденция» 030. 500 (очная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
    Юрист в рамках специальности юриспруденция получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции. Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Назначение наказания судом» \ для специальности «юриспруденция» 030. 501 для направления «бакалавр юриспруденция» 030. 500

    Учебно-методический комплекс
    - понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине (103)

    Учебно-методический комплекс
    Понятие, предмет, метод, задачи уголовного права; принципы российского уголовного права; уголовный закон; уголовная ответственность; понятие преступления; состав преступления; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; множественность
  7. Программа семинарских занятий Темы курсовых и выпускных квалификационных работ Методические указания по выполнению контрольной работы студентам озо задания контрольной работы для студентов озо

    Программа
    Понятие, предмет, метод, задачи уголовного права; принципы российского уголовного права; уголовный закон; уголовная ответственность; понятие преступления; состав преступления; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; множественность
  8. Н. Н. Белоус; Р. В. Рогаткина;бгу им акад. И. Г. Петровского. Брянск : Десяточка, 2009. 43 с. Isbn 978-5-91877-026-9 : 228. 80

    Документ
    Белоус, Н.Н. Изучение физической картины мира в курсе естествознания : метод.пособие для преподавателей общеобразоват.учреждений / Н. Н. Белоус ; Р.В.Рогаткина;БГУ им.
  9. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг (1)

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.

Другие похожие документы..