Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» Для направления «бакалавр юриспруденции» 030. 500. 62

2. Основные принципы трудового права

Методические указания

Приступая к изучению настоящей темы следует обратить внимание на многообразие подходов и взглядов авторов, исследующих принципы права с точки зрения не только юридических дисциплин и, прежде всего, трудового права, а также теории и философии права. В науке права принципы различают с точки зрения объективного содержания и его субъективного значения. В объективном смысле принцип рассматривается как отражение естественной или общественной закономерности, а его существование обусловлено законами природы или общества. Субъективное же значение принципа усматривается в том, что он представляет собой руководящую нить поступков человека (См.: Дмитриева И.К. Принципы российского трудового права: Монография. М., 2004. С. 17). Современные принципы трудового права, таким образом, отражают сложившуюся систему общественных, социально-трудовых отношений, во взаимосвязи с закономерностями развития экономики и проводимой государственно-правовой политикой в сфере труда.

Принципы трудового права (правового регулирования) в литературе раскрывается, как основополагающие руководящие идеи (начала, главные положения), выражающие сущность и основные свойства (главные направления, общую направленность) развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов (закрепленные в действующем законодательстве).

Небесспорной, но заслуживающей внимания выступает позиция ученых, по мнению которых, первым принципом трудового права по хронологии выступает свобода трудового договора, сформулированный еще в XVIII в., когда трудовые отношения регулировались гражданско-правовым договором личного найма (Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: В 2-х т. Т. I. Историко-правовое введение. Общая часть. Коллективное трудовое право: Учебник. М., 2003. С. 162).

В процессе изучения настоящей темы необходимо рассмотреть особенности принципов трудового права по степени охвата правовой материи, системой иерархического строения, содержанием и др. Важным аспектом в изучении выступает понимание деления авторами принципов на три или же на четыре уровня: 1) общеправовые (не называют межотраслевые принципы); 2) межотраслевые (не называют общеправовые принципы); 3) отраслевые; 4) внутриотраслевые (отдельных частей, институтов либо групп норм трудового права) (К.Н. Гусов, С.П. Маврин, О.В. Смирнов, В.Н. Толкунова и др.). Опираясь на существующую систему принципов трудового права необходимо показать развитие идей при определении характера правового регулирования отдельных видов общественных отношений, устанавливаемых нормами какой-либо части, института или группы норм.

Согласно ст. 15 Конституции РФ и ст. 10 ТК РФ общепризнанные принципы международного права и трудового права рассматривается в качестве приоритетной части отраслевой системы принципов трудового права. Поэтому особое внимание следует уделить ст.ст. 2-14, 24, 60, 64 и других норм ТК РФ и соответствующим положениям Конституции РФ, актам Международной Организации Труда (конвенциям и рекомендациям МОТ), которая является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций.

При характеристике и освещении принципов свободы труда, запрещения принудительного труда и дискриминации в сфере труда и других основных принципов правового регулирования следует показать во взаимосвязи положений Конституции РФ с ТК РФ и международно-правовыми актами, основными трудовыми права и обязанностями граждан как субъектов трудового права. Следует обосновать роль и значение для развития отечественного законодательства о труде положениями Филадельфийской декларации МОТ (1944 г.); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Женевской декларации (1998 г.) и др.

Изучив данную тему студент должен:

- знать понятие и систему принципов трудового права;

- обосновать значение принципов трудового права в правовом регулировании труда;

- уметь показать взаимосвязь норм-принципов Конституции РФ с положениями ТК РФ, международно-правовыми актами;

- характеризовать содержание принципа обеспечения свободы труда, запрещения принудительного труда.

Учет этических факторов в формировании принципов трудового права предполагает применения такого метода обучения, как деловая игра.

Вопросы для изучения

1. Понятие значение принципов трудового права. Виды принципов трудового права.

2. Нормативное закрепление принципов в трудовом законодательстве. Принципы правового регулирования.

3. Принцип свободы труда и его содержание в трудовом праве России. Проблема права на труд как принципа правового регулирования.

4. Правовое запрещение принудительного труда в России: история и современность.

5. Принцип запрета дискриминации в трудовых отношениях. Деловые качества работника.

6. Принцип единства и дифференциации трудовых отношений.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте содержание принципов трудового права и приведите примеры правовых норм, в которых эти принципы нашли свое отражение. Результаты отразите в таблице.

Принцип правового регулирования труда

Его краткая характеристика

Реализация данного принципа в действующем законодательстве

2. Разделите группу на две подгруппы, одна из которых будет обосновывать необходимость отмены ограничения применения труда женщин на подземных работах, доказывая дискриминационный характер запретов, а другая будет отстаивать необходимость сохранения таких ограничении (деловая игра).

Задачи для предварительной подготовки

Задача 1. Найдите в действующем законодательстве:

- общеправовые принципы, относящиеся к трудовому праву;

- межотраслевые принципы, регулирующие трудовые отношения;

- конституционные принципы трудового права;

- отраслевые принципы трудового права;

- принципы отдельных институтов трудового права;

и дайте им краткую характеристику.

Задача 2. Ночной клуб «До зарницы!» разместил в местной газете объявление, в котором пригласил на работу барменов для работы в ночное время. С целью трудоустройства к администратору обратилось двое молодых людей, которые закончили специальные курсы и оба имели небольшой опыт работы барменом. Единственное различие между ними состояло в том, что один из них, Федор, был афро-россиянином (имел черный цвет кожи), а второй, Степан, – уроженцем села Вавож со светлым цветом кожи. На работу был принят Федор. При этом администратор объяснил Степану, что преимущество было отдано Федору ввиду его темного цвета кожи.

Имела ли место дискриминация по признаку цвета кожи? Вправе ли Степан требовать устранения дискриминации в сфере труда и каким способом?

Задача 3. Является ли принудительным трудом:

  1. призыв на военную службу;

  2. невыплата заработной платы;

  3. понижение в классном чине или звании;

  4. направление студентов на уборку помещений учебного заведения;

  5. дисциплинарный перевод.

В каких актах приводится понятие «принудительный труд»? При ответе на задачу используйте положения законодательства РФ и международно-правовых актов.

Задача 4. Петренко и Иванчук сначала вместе закончили школу, а после службы в Советской Армии поступи работать в Ижевский машиностроительный завод слесарем 5 разряда. В связи с сокращением численности работников (слесарей 5 разряда) Петренко был уволен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а Иванчук оставлен на работе. Петренко обратился к начальнику цеха с требованием объяснить, почему при равной квалификации, производительности труда и стаже работы он был уволен, а Иванчук нет. Начальник цеха объяснил, что Иванчук является членом профсоюза, а Петренко два года назад вышел из профсоюза, заявив об его бесполезности. Уволить члена профсоюза сложней, поэтому для увольнения был выбран Петренко.

Была ли допущена дискриминация в сфере труда в отношении Петренко? Решите задачу, разделившись на две группы, одна из которых будет обосновывать наличие дискриминации, а другая – ее отсутствие (деловая игра).

Задача 5. Предложите модели правового регулирования, которые обеспечивали бы наиболее эффективное регулирование привлечения иностранных работников российскими работодателями, при этом не должно допускаться их дискриминации (мозговой штурм).

Нормативные акты и судебная практика

  1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Права человека. Сборник международных документов. М. 1986.

  2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г.).

  3. Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1991. № 52.

  4. Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Принята 19 июня 1998 г. на сессии Международной Конференции Труда. Международное бюро труда. Женева. 1988.

  5. Конвенция МОТ № 29 «О принудительном или обязательном труде» 1930 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1919-1956. Женева. 1991. Т. I. С. 197-208.

  6. Конвенция МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда» 1957 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1919-1956. Женева. 1991. Т. II. С. 1161-1164.

  7. Конвенция МОТ № 111 «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Женева. 1991. Т. II. С. 1262-1265

  8. СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М. 1989.

  9. Устав Международной Организации Труда и Регламент Международной Организации Труда. Международное Бюро Труда. Женева. 1996.

  10. Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями).

  11. Закон РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями и дополнениями).

  12. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (с изменениями и дополнениями).

  13. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ» (с изменениями и дополнениями).

  14. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» (с изменениями и дополнениями).

  15. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

  16. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изменениями и дополнениями).

  17. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями и дополнениями).

  18. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень ВС РФ. 2003. № 12.

  19. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ» (с изменениями и дополнениями).

Рекомендуемая литература

  1. Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в трудовом праве России. Пермь, 1992.

  2. Дмитриева И.К. Принципы российского трудового права: Монография. М., 2004.

  3. Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое: вопросы теории. М. 1978.

  4. Иванов С.А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период. Некоторые проблемы // Государство и право. 1994. № 8-9.

  5. Курс российского трудового права. В 3 т. Т. 1: Общая часть // Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб., 1996.

  6. Лушников А.М., Лушникова М.В. Курс трудового права: В 2-х т. Т. 1. Историко-правовое введение. Общая часть. Коллективное трудовое право: Учебник. М., 2003.

  7. Маврин С.П.Современные проблемы общей части российского трудового права. СПб., 1993.

  8. Маврин С.П. Принципы трудового права в условиях рыночной экономики // Правоведение. 1992. № 2.

  9. Пашерстник А.Е. О сфере действия и принципах советского трудового права // Советское государство и право. 1991. С. 70-79.

  10. Пашков А.С., Смирнов О.В. Основные принципы советского трудового права // Вестник ЛГУ. 1971. Выпуск 4. № 23.

  11. Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений. М. 1972.

  12. Смирнов О.В. Основные принципы советского трудового права. М., 1977.

  13. Хохлов Е.Б. Экономические методы управления и трудовое право. Л. 1991.

3. Источники трудового права

Методические указания

Приступая к изучению настоящей темы, следует обратить внимание на те особенности правопонимания, которые связаны с общетеоретическими и отраслевыми исследованиями источников права и трудового права. Так, при анализе источников права признается тот факт, что несмотря на то, что данные теории права в настоящее время в России и зарубежных странах остаются наиболее распространенными и наиболее широко признаваемыми юристами-теоретиками и практиками, они тем не менее не являются общепризнанными (Марченко М.Н. Источники права: учеб. пособие. М., 2005. С. 29).

В учебно-научной литературе по трудовому праву характеристика категории «источники права» раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах – в материальном и формальном или юридическом смысле слова. При этом в процессе более подробного освещения данного аспекта мнения расходятся. Одни авторы предлагают источники трудового права отождествлять с понятием нормативно-правовые акты, регулирующие рынок труда и отношения по организации и применению труда наемных работников (О.В. Смирнов). Другие же, считают целесообразным использовать категорию «источники правового регулирования социально-трудовых отношений» под которой признаются любые формы объективированного выражения трудового права, представленные в виде правовых текстов, получивших легитимизацию и ставших, в силу этого, юридически значимыми правилами поведения общего, коллективного или индивидуального значения (С.П. Маврин). Поэтому важным выступает критическое осмысление данных и иных теоретических конструкций во взаимосвязи практического преломления в ст.ст. 5-13, 40, 45 и др норм ТК РФ, в положениях постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. (с изм. от 28 декабря 2006 г.), в конституционных, международно-правовых и иных актах

Освещая вопрос видовой классификации источников (форм) трудового (до 1917 г. промышленного) права (Устав о Промышленном Труде, изд. 1913 г.; КЗоТ 1918, 1922, 1971 гг.) следует уделить внимание взглядам ученых дореволюционного, советского и современного периодов. В качестве таковых называли: 1) силы творящие право; 2) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права; 3) материалы, положенные в основу того или иного законодательства 4) средства познания действующего права.

Должное внимание потребуется при сравнительном изучении системы источников трудового права и системы трудового законодательства. Для чего потребуется изучение данного вопроса в монографических трудах ученых советского и современного времени (Молодцов М.В., Хохлов Е.Б. и др.).

Важным в изучении выступает система нормативных правовых актов, в которую включаются: 1) законодательные акты, представленные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов субъектов РФ, Трудовым кодексом РФ, трудовыми кодексами субъектов РФ, отдельными законами (федеративными и региональными);2) нормативные Указы Президента РФ;3)Постановления и иные акты Правительства РФ, а также высших органов исполнительной власти субъектов РФ;4) акты министерств и ведоств РФ, акты отраслевых и функциональных органов исполнительной власти субъектов РФ; 5) правовые акты органов муниципальной власти и местного самоправления; 6) локальные нормативные акты. (Маврин С.П., Филиппова М.В., Хохлов Е.Б. Трудовое право России: Учебник. СПб., 2005. С. 82-90).

Несомненный интерес представляет рассмотрение причин и исходных теоретических позиций в тех различиях во взглядах ученых при освещении роли и значения, места судебной практики, трудового договора, обычая в системе источников трудового права.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» Для направления «бакалавр юриспруденции» 030. 500. 62 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права; метод и система трудового права; основные принципы трудового права; источники трудового права; субъекты трудового права; понятие трудового правоотношения; трудовой
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «трудовое право» для направления «бакалавр юриспруденции» 030. 500. 62 (3)

    Учебно-методический комплекс
    Специалист должен иметь представление о правовом регулировании трудовых и связанных с ними общественных отношений, знать действующее законодательство РФ и уметь применять полученные знания на практике.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Право социального обеспечения» для специальности 021100 «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    Юрист должен уметь решать зада­чи, соответствующие его квалификации и квалификационным тре­бованиям, указанным в п.1.3 настоящего государственного об­разовательного стандарта.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Назначение наказания судом» для специальности «юриспруденция» 030. 501 для направления «бакалавр юриспруденция» 030. 500 (очная форма обучения)

    Учебно-методический комплекс
    Юрист в рамках специальности юриспруденция получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции. Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Назначение наказания судом» \ для специальности «юриспруденция» 030. 501 для направления «бакалавр юриспруденция» 030. 500

    Учебно-методический комплекс
    - понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине (103)

    Учебно-методический комплекс
    Понятие, предмет, метод, задачи уголовного права; принципы российского уголовного права; уголовный закон; уголовная ответственность; понятие преступления; состав преступления; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; множественность
  7. Программа семинарских занятий Темы курсовых и выпускных квалификационных работ Методические указания по выполнению контрольной работы студентам озо задания контрольной работы для студентов озо

    Программа
    Понятие, предмет, метод, задачи уголовного права; принципы российского уголовного права; уголовный закон; уголовная ответственность; понятие преступления; состав преступления; неоконченное преступление; соучастие в преступлении; множественность
  8. Н. Н. Белоус; Р. В. Рогаткина;бгу им акад. И. Г. Петровского. Брянск : Десяточка, 2009. 43 с. Isbn 978-5-91877-026-9 : 228. 80

    Документ
    Белоус, Н.Н. Изучение физической картины мира в курсе естествознания : метод.пособие для преподавателей общеобразоват.учреждений / Н. Н. Белоус ; Р.В.Рогаткина;БГУ им.
  9. Библиографический указатель трудов преподавателей и сотрудников Санкт Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг (1)

    Библиографический указатель
    Петербургской академии управления и экономики. 1990-2010 гг. (из фондов Библиотеки академии) / С.-Петерб. акад. упр. и экон.; сост. В. А. Светлова; предисл.

Другие похожие документы..