Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

__________________________________________________________________

Н.В. Козлова

Психолого–акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования

Учебное пособие

Издательство ТПУ

Томск – 2007

УДК

ББК

Печатается по решению учебно-методического совета Томского политехнического университета

Рецензенты:

О.М. Краснорядцева, д.психол. н., профессор

С.В.Тимченко, д.ф-м.н., профессор

Л.Г. Смышляева, к.п.н., доцент

Н.В. Козлова

Психолого–акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования. Учебное пособие для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» и студентов психологических специальностей. – Томск. – Издательство ТПУ. -2007. – 151 с.

В учебном пособии рассматриваются теоретико-методологические и технологические акмеологические системы знаний как основы повышения качества высшего профессионального образования в условиях инноваций.

Содержание издания представляет потенциалы современного психолого-акмеологического знания в возможности их использования в реальных практиках процесса обучения в вузе.

Предназначено для слушателей дополнительной профессиональной образовательной программы получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» и курсов повышения квалификации психолого-педагогических кадров, студентов психологических и педагогических специальностей, преподавателей высших учебных заведений, аспирантов.

УДК

ББК

Научный редактор:

М.Г. Минин, д.п.н., профессор, директор Института инженерной педагогики Томского политехнического университета

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 5

ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКМЕОЛОГИИ 6

Акмеология как высокоорганизованная область знания о человеке 6

Акмеология в системе наук о человеке 9

Методологическое обеспечение акмеологии 13

Общие особенности методологии акмеологии 16

Частные акмеологические принципы 18

Теоретические и теоретико-практические исследования в акмеологии 22

Контрольные вопросы и задания 28

Темы рефератов, эссе 29

Библиографический список 30

Система законов, методов и методик акмеологии 34

Предмет и законы акмеологии 34

Стратегия акмеологического исследования 44

Методы развивающего воздействия 50

Теоретические и теоретико-практические исследования в акмеологии 52

Контрольные вопросы и задания 58

Темы рефератов, эссе 59

Библиографический список 60

Понятийно-терминалогический аппарат акмеологии 62

Теоретические и теоретико-практические исследования в акмеологии 75

Контрольные вопросы и задания 78

Темы рефератов, эссе 79

Библиографический список 79

Компетентность как базовая акмеологическая категория и основание модернизации современного образования 81

Компетентностный подход в современном российском образовании 81

Модели компетенций 96

Контрольные вопросы и задания 114

Темы рефератов, эссе 114

Библиографический список 115

Акмеориентированные технологии в современном высшем образовании 117

Концепция гуманитарно-технологического развития личности 117

Гуманитарные акмеологические технологии в практике высшего профессионального образования 124

Специфика гуманитарных технологий и их возможности в практике высшего профессионального образования 126

Структура гуманитарных технологий 128

Контрольные вопросы и задания 134

Темы рефератов, эссе 135

Библиографический список 135

Образовательные технологии, обладающие акмео-потенциалом 138

Знаково-контекстное обучение 139

Проблемное обучение 141

Проектное обучение 143

Игровые технологии обучения 146

Обучение на основе изучения конкретных ситуаций (кейс-стади) 147

Технология обучения через дискуссию 148

Контрольные вопросы и задания 150

Темы для рефератов, эссе 150

Библиографический список 151

Введение

Данное учебное пособие адресовано слушателям, обучающимся по программе «Преподаватель высшей школы». Оно выступает ориентиром самостоятельного изучения современных взглядов на психолого–акмеологические проблемы как потенциал инновационного высшего профессионального образования в рамках курса «Психолого–акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования». Изучение материалов, представленных в учебном пособии и в рекомендованных литературных источниках, а также самостоятельный библиографический поиск повысит эффективность и продуктивность усвоения курса, а также возможности рефлексии по отношению к собственным стратегиям профессионального становления. В учебном пособии отражены тенденции развития акмеологического знания и их образовательный потенциал, рассматриваемый с позиций современных тенденций в образовании – необходимости изменения содержания, характера и направленности профессиональной подготовки, где процесс приобретения профессиональных знаний преломляется через личностную, ценностно-смысловую сферу субъектов образовательного процесса в вузе. Содержание учебного пособия отражает теоретический уровень акмеологии и в тоже время, изучение поставленных вопросов позволят определить собственные конкретные практические находки, позволяющие построить образовательную программу, связанную с системой акмеологического знания и реализовать ее в рамках конкретных учебных занятий.

Итогом изучения данного курса может стать возможность качественно по-новому подойти к проблеме обучения современного специалиста с опорой на теорию и методологию акмеологии, поскольку это наука о наивысших достижениях в области профессионального мастерства. Обобщенные знания о прогрессивном развитии зрелой личности, путях самореализации и самоактуализации, могут оказаться концептуальным звеном в реализации инновационных процессов в современном высшем профессиональном образовании.

ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АКМЕОЛОГИИ

Акмеология как высокоорганизованная область знания о человеке

Теоретические основы акмеологии были заложены в русской философии, а экспериментальные в отечественной медицине, социологии и психологии. Идеи акмического можно найти у Н.И. Пирогова, В.М. Бехтерева, П.А. Сорокина и др. Особенно ярко акмическое представлено в литературе (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий). А. Ахматова писала: «Я стала акмеисткой …, потому что мы чувствовали себя людьми ХХ века и не хотели оставаться в предыдущем». Выбор в пользу акмеистической школы был выбором в пользу нового, более тревожного и драматичного и, в конечном счете, более человечного мироощущения. Одно из требований акмеистов – смотреть на мир глазами первооткрывателя.

В античных биографиях слово «акме» означает высшую точку, время расцвета, лучшую пору в жизни и творчестве. Часто, наряду с датами рождения и смерти человека, указывались хронологические границы пережитого им «периода расцвета». И современную акмеологию – науку о «периоде расцвета» – интересуют люди разных профессий, достигающие вершин своих возможностей, и как долго удерживаются они на этом уровне. Главной проблемой акмеологии становится не отрезок жизненного времени, объективно, статистически наиболее благоприятный для творчества в той или иной области, а состояние духа самого творца, которое может превратить любой период жизни в «период расцвета».

Само понятие «акмеология» впервые было введено Н.А. Рыбниковым в 1928 г. для обозначения особого раздела возрастной психологии – психологии зрелости или взрослости. Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» показал место и значение акмеологии в системе наук о человеке, поместив ее в ряд: «педагогика – акмеология – геронтология». Это обстоятельство определялось принципом развития, на который опирался Б.Г. Ананьев при анализе психофизиологических функций, психических процессов, психических свойств и состояний человека. Конечным продуктом онтогенетического развития человека, с точки зрения Б.Г. Ананьева, является обретение им собственной индивидуальности, когда он становится субъектом своего жизнетворчества, самостоятельного, глубоко осознанного выстраивания своего жизненного пути.

А.А. Деркач, анализируя научное творчество Б.Г. Ананьева, считает, что такая индивидуальность фактически представляет собой полисистемное образование, интегрирующее важнейшие свойства личности, субъекта и индивида, присущие определенному конкретному человеку. Сознание и самосознание индивидуальности – это внутренний мир человека, который, по выражению Б.Г. Ананьева, постоянно работает. Результат работы этого внутреннего мира, так или иначе влияя на познание человеком внешнего мира и самого себя, на возникшие при этом переживания, опосредует деятельность и поведение в заданных ему или созданных им самим обстоятельствах (А.А. Деркач).

Б.Г. Ананьев отмечал внутреннюю противоречивость развития личности, проявляющуюся в неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, доказывая, что изменчивость является основной характеристикой личностных свойств и проявляется она на протяжении всего жизненного пути человека. «Индивидуальная изменчивость свойств человека как личности, – писал Б.Г. Ананьев, – определяется взаимодействием основных компонентов статуса (экономического, правового, семейного, школьного и т.д.), сменой ролей и систем отношений в коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека».

Применение комплексного подхода к изучению человека как целостной системы позволило сделать Б.Г. Ананьеву вывод о том, что это позволяет точнее выявлять сенситивные периоды для формирования той или иной функции человека, прицельнее корректировать проявления того или иного свойства, более ясно учитывать индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики и по их взаимосвязям строить процесс обучения и воспитания, выводить развитие каждого человека на уровень акме. Изучение взаимосвязей между формированием и развитием различных свойств у человека, с позиции Б.Г. Ананьева, сосредоточено на изучении однородных гомогенных связей между определенной частью воспитания и соответствующей ей стороной развития, в результате чего можно получить лишь локально-однолинейные эффекты в обучении и воспитании. Изучение же внутренних взаимосвязей между основными сторонами развития человека откроет возможность планировать, прогнозировать и получать более мощные и отдаленные во времени от момента воздействия на личность изменения в ее структуре.

Комплексные исследования, проведенные Б.Г. Ананьевым и его учениками, представляют собой синтез, который обусловлен целенаправленным изучением основных характеристик человека – индивида, личности, субъекта деятельности и взаимосвязей между ними как целостно трактуемой структуры, детерминирующей психические явления «изнутри». Результаты изучения взрослых людей в научной школе Ананьева свидетельствуют о том, что человек, проходя ступень своего развития, которая обозначается как зрелость, переживает и фазы подъема, и относительной стабильности, и начинающейся инволюции. В соответствии с такой позицией Б.Г. Ананьев ориентировал акмеологов на исследование ключевых закономерностей развития и функционирования взрослого человека в рамках вышеназванной проблематики и на разработку основ акмеологии как особого научного явления, считая, что необходимо научное освещение феноменологии акме, объективирование общего и различного в ней у разных людей, прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики акме.

Идеи Н.А. Рыбникова и Б.Г. Ананьева были развиты в работах Н.В. Кузьминой, которая имеет значительные исследования в области педагогической психологии. Ею было впервые предложено понимание труда как целостной динамичной системы, описаны модели высокопродуктивной и малопродуктивной деятельности. Н.В. Кузьмина формирует ряд положений для обоснования новой науки – акмеологии: положения о профессионализме деятельности и личности, о факторах достижения или не достижения вершин профессионализма и др. В работах Н.В. Кузьминой получает дальнейшее развитие начатая циклом исследований Б.Г. Ананьева экспериментальная акмеология. Значительный вклад в развитие акмеологии принадлежит также А.А. Бодалеву, который исследовал: роль социальной макро- и микросреды в достижении человеком вершины своего развития; акме и индивидуальность человека; акме и популярность; акмеология и педагогика; акме и проблема саморазвития.

Методологическую рефлексию акмеологии впервые осуществил И.Н. Семенов, выделивший основные тенденции ее развития, способы взаимодействия с другими науками, статус и четыре основных этапа ее развития:

Первый – латентный, когда складывались исторические, культурологические, социальные, философские, научные, практические, педагогические предпосылки выделения в научном познании такой сферы человековедения, как акмеология;

второй этап – номинационный, когда социальная потребность в такого рода знании была осознана и обозначена путем введения в 1927 году специального термина «акмеология»;

третий этап – инкубационный, определяемый возникновением концептуальной идеи о необходимости констелляции исследований акмеологической проблематики в качестве новой области человекознания. Предпосылкой к этому явилась систематизация и обобщение, анализ и дифференциация человекознания. Завершился этот этап выдвижением программы развертывания акмеологии в качестве особой дисциплины;

четвертый – институциональный этап – связанный с созданием ряда социальных структур: акмеологической кафедры, лабораторий в вузах и, наконец, Международной академии акмеологических наук.

А.А. Деркач говорит о втором после совершившегося становления акмеологии этапе, даже эпохе, рассматривая эту область знания во взаимодействии с психологической наукой, «концентрации» основных ценных с акмеологической точки зрения идей и исследований вокруг акмеологии (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадриков и др.). Кроме того, это этап проведения конкретных акмеологических исследований, проверивших и доказавших правомерность основных принципов и средств акмеологии и обогативших ее новыми проблемами, данными, моделями, технологиями. Именно на этом этапе была осуществлена операционализация акмеологического аппарата, средств акмеологической поддержки (А.А. Бодалев, О.С. Анисимов, С.А. Анисимов, А.С. Гусева, Г.И. Марасанов, Л..Э. Орбан, А.Ю. Панасюк, А.П. Ситников и др.).

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что акмеология выделилась в самостоятельную науку, доказав свою значимость для решения современных социальных, кадровых, профессиональных, образовательных, педагогических и других проблем.

Сложившаяся за три десятилетия научная традиция создала в принципе достаточно единое понимание сущности и задач акмеологии (А.А  Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина,И.Н. Семенов, Е.А. Суслова, Е.А. Яблокова, Н.В. Гончаренко). Акмеология – это наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

  1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (5)

    Учебное пособие
    В пособии в краткой форме изложены теоретические и практические вопросы законодательства в сфере международного и отечественного социально–культурного сервиса и туризма, выделены важнейшие положения современной нормотворческой практики
  2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (1)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Макиенко М.А., Ботьева О.В., Брылина И.В., Гульбин Г.К., Макаренко Н.И., Мигуренко Р.А., Рубанова Е.В., Плотников Ю.С., Фадеева В.
  3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (3)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А. и др. Философия: Учебное пособие / Составители: А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко, О.В. Ботьева, И.В. Брылина, Г.К. Гульбин, Н.
  4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены основы современной философии, основные этапы ее развития, важнейшие проблемы философии на основании государственного образовательного стандарта.
  5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
  6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
  7. Элективный курс по философии Учебное пособие

    Элективный курс
    Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
  8. Пособие по проектированию Издательство тпу

    Документ
    Основы теории, технологический, конструктивный и гидравлический расчеты кожухотрубчатого теплообменника. Учебное пособие для студентов Химико-Технологического факультета ТПУ,
  9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007 (2)

    Учебное пособие
    В пособии раскрывается междисциплинарный характер комплексного регионоведения, дается представление о методологии, методах научного познания, их классификации, проблемах метода в регионоведении, сложностях становления его методологической базы.

Другие похожие документы..