Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

базируются на основном психологическом законе превращения психических процессов, способностей, свойств личности в средства «обеспечения» оптимального осуществления деятельности. При этом принципиальным является суждение об изменчивости, вариативности психического и возникающей отсюда сложности обнаружения инвариантности, устойчивости;

  • определяются выявлением, с одной стороны, критериев целевого направления развития, критериев желательного качества, а затем, в соответствии с ними – выделение уровней его настоящего данного состояния и классифицирование средства, содействующие развитию, а также факторов – ему препятствующих;

  • опираются на отсутствие в законах жесткой, абсолютной формы, что позволяет рассматривать их как законы-тенденции («резервы» Б.Г. Ананьева, «зона ближайшего развития» Л.С. Выготского и др.);

  • ориентируются на временные характеристики личности, психики, развития, что представляется в акмеологии существенными параметры темпов развития, при учете его прогрессивного, нелинейного характера, и понятие «своевременности», близкое понятию сенситивности, но носящее принципиальный для соотношения личности и социума, его задач и требований характер;

  • опираются на понятия модели (имеется в виду общая методологическая модель самого предмета акмеологии, моделирование ситуаций, которые станут содействующими развитию личности, моделирование акмеологических средств и т.д., внешних условий оптимизации деятельности), алгоритма (предполагает выявление сущностных, вариантных и оптимальных характеристик того или иного способа деятельности) и «стратегии» (обозначает наиболее оптимальный и радикальный способ действия);

  • определяются опорой на вариативность законов, проявляющейся как в частных закономерностях, так и в различии ведущих системных способов связи закономерностей.

    1. Закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала, устанавливающего взаимозависимости между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности.

      1. Определены сущностные характеристики и основные направления развития личностно-профессиональных качеств, умений, акмеологических инвариант профессионализма (антиципации, саморегуляции, образной сферы, умений принимать решения), описаны изменения, происходящие в процессе личностно-профессионального развития: расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в приобретении знаний и др. (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин и др.).

      2. Установлено, что движущей силой личностно-профессионального развития выступают противоречия, основным из которых является противоречие между способностями, одаренностью личности, мотивацией достижений и требованиями конкретной профессиональной деятельности, нормативностью поведения человека (возникающие противоречия между целями, задачами и наличными средствами их достижения, между стремлениями и возможностями их удовлетворения, между тенденциями изменчивости и стремлением к стабильности и др. личность разрешает, овладевая алгоритмами продуктивной деятельности и решения профессиональных задач, построения индивидуальных программ профессионального роста, разработки и применения методов психологической поддержки).

      3. Выявлены изменения диалектических связей в процессе личностно-профессионального развития (К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, Л.И. Катаева): личность все более овладевает общественным опытом, но одновременно приобретает самостоятельность и автономность; индивидуализация и социализация являются взаимосвязанными компонентами единого процесса личностно-профессионального развития, в результате чего изменяется образ «Я» личности. Основными психологическими механизмами формирования адекватного образа «Я» являются: проявление личностной мобильности, включающей психологическую компетентность, позитивное самовосприятие, социальную адаптированность, стремление к профессиональному мастерству. Диалектический синтез активной и рефлексивной сторон профессионального самоопределения у каждого человека обеспечивает успех профессиональной карьеры, социальную защищенность в условиях рыночных отношений.

      4. Показаны особенности умножения личностного потенциала в процессе личностно-профессионального развития (В.М. Дьячков): эффективное изменение направленности личности (расширение круга интересов, изменение потребностей, актуализация роли мотивов достижения, возрастание потребности в саморазвитии); приобретение опыта и повышение квалификации; развитие сложных частных способностей; развитие профессионально важных психологических качеств; развитие личностно-деловых качеств (организованности, исполнительности, инициативности, дисциплинированности, нормативности поведения); развитие акмеологических инвариант профессионализма (антиципации, саморегуляции, образной сферы, умения принимать решения).

      5. Определено на основе обобщенных и обоснованных критериев и показателей профессионализма и личностно-профессионального роста (В.М. Дьячков, А.К. Маркова) понятие профессионал. Это личность, достигшая высокого уровня квалификации, сознательно изменяющая и развивающая себя в ходе профессиональной деятельности, вносящая индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедшая индивидуальное предназначение в профессии, ориентированная на высокие достижения, гармонично сочетающая личные интересы и интересы общества.

      6. Разработана дескриптивная психолого-акмеологическая модель личностно-профессионального развития (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, В.М. Дьячков, А.А. Мироедов), включающая две подструктуры – «развитие профессионализма личности» и «развитие профессионализма деятельности». В подструктуру «развитие профессионализма личности» входят: освоение новых технологий и алгоритмов решения профессиональных задач (анализа, прогноза и принятия управленческих решений), совершенствование стиля руководства, формирование акмеологических инвариант профессионализма, развитие некоторых личностно-деловых качеств (исполнительности, инициативы, дисциплинированности, нормативности, организованности), раскрытие потенциала личности, изменение системы мотивов и ценностей. В подструктуру «развитие профессионализма деятельности» входят: повышение профессиональной компетентности (расширение системы профессиональных знаний, повышение дифференциально-, ауто- и социально-психологической компетентности), совершенствование системы профессиональных умений (освоение новых технических средств деятельности, новых компьютерных и информационных технологий, развитие коммуникативных умений).

      7. Выявлены психолого-акмеологические условия и факторы личностно-профессионального развития, позволяющие оптимизировать этот процесс. Среди таких факторов: повышение престижа конкретного вида деятельности, повышение социального статуса и правовой защищенности личности (К.А. Абульханова, В.И. Виноградов, Р.Л. Кричевский, Е.А. Яблокова), совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки профессионалов (различные формы, применение интенсивных методов, создание индивидуальных и авторских программ развития), развитие личностно-профессиональных качеств, совершенствование стиля деятельности.

      8. Выявлены психологические факторы, препятствующие личностно-профессиональному развитию: природообусловленные ограничения, «размытость», нечеткость целей и мотивов достижений, негативный морально-психологический климат в коллективе.

      9. показана особая значимость в умножении личностного потенциала психологической культуры профессионала (К.А. Абульханова, Н.Т. Селезнева). Психологическая культура – интегративная характеристика личности, представленная личностным конструктом «Я-профессионал», которая интегрирует пять структурных (аксиологический, социальный, психологический, когнитивный, профессиональный) и пять функциональных (диагностический, целеполагающий, моделирующий, интерпретирующий, регулирующий) компонентов. Способы связи и закономерности их развития проявляются в качественных изменениях профессионального самосознания, ценностных отношений, способностей творческой реализации в ответственных профессиональных позициях (информатора, лидера, определителя, партнера, субъекта-партнера). При этом психологическая культура обусловливает ценностно-смысловую и технологическую модель успешного овладения ответственными профессиональными позициями партнера, субъекта – партнера управления.

      10. Выявлены взаимосвязи развития и умножения личностного потенциала и системы представлений о самом себе как профессионале в различных профессионально значимых позициях.

    Данный закон и его основные составляющие определяют необходимость в ходе профессионального обучения акцентировать внимание на развитии блока важнейших профессионально значимых личностных качеств; формировать в процессе подготовки и профессионального совершенствования навыки самоуправления, приобретения опыта управленческих действий в нестандартных ситуациях взаимодействия, установки к взаимодействию; развивать установку на личностное самосовершенствование путем познания своих возможностей и правильной самооценки достигнутого профессионального мастерства.

      1. Закон самовыражения личности в профессии, отражающий процессуальный и личностно-смысловой аспекты процесса деятельности.

      1. Способом наиболее полного раскрытия личности в профессиональной деятельности (стремление реализовать свои личные и профессиональные качества, развить свою индивидуальность, завоевать авторитет и общественное признание) выступает профессиональное самоопределение и самоутверждение.

      2. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению представляет собой сложное многоуровневое образование, структура и компоненты которого претерпевают существенные изменения с возрастом в соответствии с установленной в психологии логикой развития личности.

      3. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс развития личности на основе наиболее полного использования ею своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей.

      4. На каждой стадии профессионального самоопределения личностью осознаются и формируются определенные цели и задачи, которые соотносятся с общественно выработанными требованиями, нормативами и реализуются в соответствии с ними и собственными «ресурсами», интересами, потребностями и ценностными ориентациями.

      5. Процесс профессионального самоопределения является динамичным и охватывает существенную часть жизненного пути человека, внося специфический вклад в развитие личности на каждом этапе ее становления, являясь составной частью личностного самоопределения в целом.

      6. Главными структурными составляющими профессионального самоопределения являются профессиональные способности, профессиональная мотивация, профессиональное самосознание, свойства темперамента, межличностные отношения, которые интегрируются в качестве своеобразные иерархические структуры на разных этапах овладения профессией.

      7. Личностное самоопределение рассматривается как интегративный компонент, обеспечивающий формирование индивидуального стиля деятельности личности, что позволяет выделить следующие позиции – личностную, социальную, управленческую (С.Н. Козловская).

      8. Процесс профессионального самоопределения является уникальным и неповторимым, в ходе которого формируются индивидуальный стиль деятельности и интегрированные структуры психологических компонентов профессионального становления личности (в процессе профессионального самоутверждения человек стремится к выявлению зоны личной ответственности за развитие своей индивидуальности средствами профессионального самоутверждения).

      9. Неудовлетворенность реализованностью своих профессиональных притязаний и ограниченность социального пространства для самоутверждения влияют на функционирование ценностно-смысловой и мотивационной сферы, определяя тем самым специфическое содержание процесса профессионального самоутверждения и его направленность.

      10. Знание психологических особенностей профессионального самоутверждения позволяет прогнозировать этот процесс, моделировать его и управлять им, обеспечивая тем самым более эффективное профессионально-личностное развитие человека.

      11. Сущность профессионального самоутверждения может быть представлена как мотивационный процесс психической активности, направленный на достижение личностно значимых результатов в профессиональной сфере, посредством актуализации «Я-концепции» личности и создания дополнительного мотива профессиональной деятельности.

      12. Содержание профессионального самоутверждения определяется степенью выраженности потребности личности в профессиональной деятельности, профессиональными притязаниями, ценностными ориентациями, профессиональной самооценкой и интернальностью в сфере профессиональной деятельности (С.Б. Наседкин).

      13. Стратегии профессионального самоутверждения представляют собой совокупность саморегулятивных способов личностной активности, направленных на создание обобщенных моделей отражения, выражения и осуществления потребности в профессиональной деятельности, позволяющие согласовывать индивидуальные особенности самосознания с требованиями профессиональной среды и направляющие на достижение личностно значимых результатов в профессиональной сфере (В.Н. Кузнецов, С.Б. Наседкин, И.Н. Никитин).

      14. В стратегиях профессионального самоутверждения взаимно преломляются события профессиональной жизнедеятельности человека и его индивидуально-типологические особенности. Обладая потенциально равными возможностями в выборе стратегии профессионального самоутверждения и способов личностной саморегуляции, люди прибегают к не всегда адекватным и эффективным приемам их реализации.

      15. Обогащение доминирующих стратегий более эффективными приемами овладения задачами профессионального самоутверждения (развитие социально-перцептивных, когнитивных, коммуникативных, рефлексивных способностей, возможность перехода от тактик «резервирования» прошлого и будущего к тактикам «опережающего времени», выработка более тонких механизмов оценивания и самооценивания и т.д.), возможно с помощью «метатехник» (Г.И. Марасанов, С.Б. Наседкин, А.П. Ситников, И.Н. Никитин, В.А. Храпик) ввиду их целостного рассмотрения. Развитие метатехник связано, прежде всего, с тем, что личность может оформить свои притязания и ожидания в виде целей, намечать планы и программы достижения целей, строить в соответствии с ними свои действия, оценивать события своей профессиональной жизни, требующие изменения стереотипных к ним подходов.

      16. Личностно-профессиональный рост рассматривается через явления развития как непрерывный процесс, в рамках которого личность приобретает способность управлять текущими событиями, формировать конструктивные и позитивные межличностные взаимоотношения, интеллектуальные, организаторские способности как «по вертикали», так и «по горизонтали», воспринимать жизнь во всем ее многообразии, быть открытым для жизненного и социального опыта и т.д.

      17. Профессиональное самоопределение выступает источником профессионально-личностного развития и определяется ориентацией личности на свои способности, возможности, притязания, мотивы и т.д. (В.Г. Асеев, Н.Н. Сащенко, С.Б. Наседкин).

      18. Содержание профессионального самоутверждения связано как с нормативно-ролевым, так и морально-нравственным аспектом ценностных ориентации, определяемым в зависимости от усвоенности культурных и профессиональных норм, нравственного потенциала, воспитания, условий социальной макро- и микросреды, его способностей и склонностей.

      19. Психологическими показателями профессионального самоутверждения в мотивационно-ценностной сфере (В.Г. Асеев, С.Б. Наседкин) являются: ценность профессиональной деятельности; ценность профессиональных межличностных отношений (как индикатор признания профессиональных заслуг начальством, подчиненными и сослуживцами); наличие профессиональных притязаний; профессиональная интернальность; стремление к профессионально-личностному росту; удовлетворенность как критерий конгруэнтности профессиональных притязаний достигаемым результатам и на уровне ситуаций, и на личностном уровне (к профессиональной жизни в целом).

      20. Профессиональное самоутверждение является основой самоотношения, где личностные характеристики «Я» оцениваются не абстрактно, а по отношению к мотивам профессиональной деятельности (В.А. Храпик).

      21. Содержание профессионального самоутверждения определяется сформированностью профессиональной «Я-концепции», согласованностью результатов профессиональной карьеры с собственными ожиданиями, профессиональными притязаниями, ценностно-смысловой позицией в профессиональных взаимоотношениях, способностью к структурированию временной пролонгированности профессиональной жизни, степенью уверенности в себе и умением оформлять свои притязания в виде генерализованных мотивов-целей (К.А. Абульханова, А.А. Деркач, С.Б. Наседкин).

    Представляется, что в многоаспектной деятельности по созданию интегративной образовательно-воспитательной системы высшей школы, формирующей человека, своими индивидными, личностными и субъектными характеристиками наиболее отвечающего требованиям века информационной цивилизации, самое активное участие, наряду с другими науками, должна принять и акмеология. Важнейшим направлением в наработках, полученных акмеологией в последнее десятилетие, является прослеживание объективных и субъективных условий, которые, взаимодействуя, превращают человека из объекта внешних воздействий в сознательного творца самого себя как индивида, личности, субъекта, основной вектор в жизнедеятельности которого – приумножение основных ценностей жизни и культуры.

    1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (5)

      Учебное пособие
      В пособии в краткой форме изложены теоретические и практические вопросы законодательства в сфере международного и отечественного социально–культурного сервиса и туризма, выделены важнейшие положения современной нормотворческой практики
    2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (1)

      Учебное пособие
      Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Макиенко М.А., Ботьева О.В., Брылина И.В., Гульбин Г.К., Макаренко Н.И., Мигуренко Р.А., Рубанова Е.В., Плотников Ю.С., Фадеева В.
    3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (3)

      Учебное пособие
      Корниенко А.А. и др. Философия: Учебное пособие / Составители: А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко, О.В. Ботьева, И.В. Брылина, Г.К. Гульбин, Н.
    4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (4)

      Учебное пособие
      В учебном пособии изложены основы современной философии, основные этапы ее развития, важнейшие проблемы философии на основании государственного образовательного стандарта.
    5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

      Учебное пособие
      В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
    6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

      Учебное пособие
      В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
    7. Элективный курс по философии Учебное пособие

      Элективный курс
      Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
    8. Пособие по проектированию Издательство тпу

      Документ
      Основы теории, технологический, конструктивный и гидравлический расчеты кожухотрубчатого теплообменника. Учебное пособие для студентов Химико-Технологического факультета ТПУ,
    9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007 (2)

      Учебное пособие
      В пособии раскрывается междисциплинарный характер комплексного регионоведения, дается представление о методологии, методах научного познания, их классификации, проблемах метода в регионоведении, сложностях становления его методологической базы.

    Другие похожие документы..