Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

Контрольные вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте основные актуальные проблемы современного высшего профессионального образования.

  2. Представьте историю становления категории «акмеология» как формирующейся парадигмы высшего профессионального образования.

  3. Разработайте глоссарий (словарь основных понятий) по теме «Акмеология в системе высшего профессионального образования».

  4. Обоснуйте состоятельность акмеологии для решения задач современного высшего профессионального образования.

  5. Приведите аргументы, доказывающие ценность акмеологического подхода в системе высшего профессионального образования.

  6. Представьте основные аспекты взаимосвязи акмеологии с педагогикой высшей школы.

  7. Дайте характеристику основных методологических ориентиров акмеологии.

  8. Сформулируйте принципы акмеологических исследований в контексте Вашего профиля обучения студентов.

  9. Назовите дефициты профессионального становления современного специалиста. Докажите возможности акмеологии в устранении этих дефицитов?

  10. Оцените достоинства и дефициты собственного профессионализма, обусловливающие готовность профессиональной реализации.

Темы рефератов, эссе

  1. Современные тенденции высшего профессионального образования.

  2. Вхождение России в Болонский процесс: осмысление опыта, проблем, перспектив.

  3. Акмеологический подход в высшем профессиональном образовании – перспективы развития высшей школы.

  4. Основные позиции акмического движения в России.

  5. Уровни методологического анализа акмеологического подхода.

  6. Акмеологический анализ достижений специалистов Вашего образовательного профиля.

  7. Образовательное пространство как средство достижения «акме».

  8. Содержательные акмеологические акценты реализуемых образовательных программ Вашего профиля.

Библиографический список

Основная литература (о)

  1. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта. В кн.: Основы общей и прикладной акмеологии. М: РАГС, 1995. С.85-95, 108.

  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. 2-ое изд. – СПб.: Питер, 2001. – 260 с.

  3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. С.103.

  4. Бодалев А.А. О предмете акмеологии. // Психол. журн. Т.14. 1993. № 5. С.73-79.

  5. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. – М.: РАГС, 2000. – 124 с.

  6. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология – наука о путях достижения вершин профессионализма. М., 1993.

  7. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. – Шуя: Шуйс. Гос. Пед. Ун-т, 1995. – 242 с.

  8. Ломов Б.Ф. О комплексном изучении человека. В кн.: Познание человека. М.: Наука, 1988.

  9. Семенов И.Н. Акмеология – новое направление междисциплинарных исследований человека // Общественные науки и современность. 1998. № 3. С. 134-135.

  10. Шукшинов В.Е., Взятышев В.Ф., Романькова Л.И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. М., 1996.

Дополнительная литература (д)

  1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. М.: Мысль, 1977. 224 с.

  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.303 с.

  3. Абульханова-Славская К.А. Субъект – символ российского самосознания. В кн.: Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИП РАН, 1995. С.10-28.

  4. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л.Рубинштейна. М.: Наука, 1989. 169 с.

  5. Анисимов О.С. Акмеологическая концепция самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1994. 35 с.

  6. Анисимов О.С. Профессионализм в воспитании и образовании. В кн.: Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995. С. 205-219.

  7. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. Т. 6. № 3. 1991. С.54-72.

  8. Асеев В.Г. Мотивация поведения человека. М.: Наука, 1976. 225 с.

  9. Байер И.В., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. М., 1997.

  10. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М.: Флинта. –Наука. -1998. – 168 с.

  11. Бодалев А.А. Изучение взрослого человека – важная задача акмеологической науки. – М.; Флинта-Наука, 1996. – 167 с.

  12. Бодалев А.А. О содержательном богатстве феномена общения и его вариативности // Мир психологии. 1996. № 3.

  13. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. М.–Воронеж, 1996.

  14. Бодалев А.А., Деркач А.А., Климов Е.А., Семенов И.Н., Суслова Е.А., Яблокова Е.А. Программа курса: общая и прикладная акмеология (для слушателей и аспирантов). М., 1994.

  15. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. 108 с.

  16. Гусева А.С. Закономерности гуманитарно-технологического развития государственных служащих: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1997. 60 с.

  17. Гусева А.С., Деркач А.А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М.: Международный психолого-акмеологический конгресс-центр, 1997. 299 с.

  18. Дементий Л.И. Типология ответственности и личностные условия ее реализации: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1990. 21 с.

  19. Деркач А.А., Старовойтенко Е.Б., Кривокулинский А.Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАГС, 1993. 156 с.

  20. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. С. 6.

  21. Джидарьян И.А. Проблема счастья в русском менталитете. В кн.: Российский менталитет. М.: ИП РАН, 1996. С. 187-223.

  22. Дусавицкий А.К. Дважды два = икс? М.: Знание, 1985.

  23. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.; Екатеринбург: Академический проект: Деловая книга, 2003. – 336 с.

  24. Кузьмина Н.В., Зимичев А.П. Проблемы акмеологических наук. СПб., 1990.

  25. Логинова Н.А. Становление комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Л., 1990. 32 с.

  26. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1992. 444 с.

  27. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Составители А.П.Поляков, Р.К.Медведев. М., 1995. 285 с.

  28. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психол. журн. Т.16. 1995. № 1. С.3-12.; №2. С. 3-19.

  29. Освальд В. Великие люди. СПб., 1898.

  30. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1990. 331 с.

  31. Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. и др. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М., 1990.

  32. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М.: Ин-т авиационной и космической медицины, 1997. 296 с.

  33. Пэрна И.Я. Жизнь человека (из дневниковых записей). СПб., 1993.

  34. Пэрна И.Я. Ритмы жизни и творчества. Петроград, 1925.

  35. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Наука, 1957. 328 с.

  36. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.: Педагогика, 1976. 416 с.

  37. Семенов И.Н. Акмеологический подход к развитию духовных ценностей и творческих способностей в игрорефлексике. В кн.: Духовная деятельность и ее специфика. Запорожье, 1993. С.21-27.

  38. Семенов И.Н. Экзистенциально-акмеологический и рефлексивно-психологический подходы к изучению одаренных и личностных ориентации непрерывного образования. В кн.: Психолого-педагогические аспекты перестройки образования. T.VI. Тверь: ТГУ, 1994. С.78-82.

  39. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации творчества и рефлексии. В кн.: Наука о человеке. Под ред. Б.Ф. Ломова и др. М., 1990. С.35-48.

  40. Сетров М.И. Степень и высота организации систем. В кн.: Системные исследования. Ежегодник. М., 1969. С.156-167.

  41. Старовойтенко Е.Б. Система жизненных отношений личности и общий психолого-педагогический принцип их развития. В кн.: А.А. Деркач, Е.Б. Старовойтенко, А.Ю. Кривокулинский. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений. М., 1992. С.7-45.

  42. Татенко В.А. Психология в субъектном измерении. Киев: «Просвiта», 1996. 404с.

  43. Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. Л., 1969. С. 46.

  44. Флоренский П.А. Время и пространство // Социологические исследования. М., 1988. № 1. С.113.

  45. Фурс Р.Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура и пути оптимизации: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1996. 22 с.

Система законов, методов и методик акмеологии

Предмет и законы акмеологии

Для понимания возможности использования психолого-акмеологического знания в системе высшего профессионального образования, опираясь на ее конкретно-методологические принципы, необходимо определение предметного поля акмеологии.

Проблема профессионального развития личности изучается по нескольким научным направлениям:

  1. Разработка научных основ психологии профессий. Исследования С.Г. Гелперштейна, М.А. Рыбакова, К.К. Платонова и др. позволили раскрыть сущность и содержание таких важных психологических категорий, как профессиональное самоопределение, профессиональная пригодность, профессиональный отбор и подготовка, профессиональная квалификация. В рамках данного направления совершенствовались и методы профессиографического подхода.

  2. Непосредственное изучение индивидуально-психологических особенностей и конкретных свойств личности в различных видах профессиональной деятельности. В рамках данного направления была разработана концепция формирования и развития психологических профессионально важных качеств специалиста (В.Д. Шадриков). Под профессионально важными понимаются такие качества специалиста, которые непосредственно включены в трудовую деятельность и обусловливают ее эффективность. Таковыми могут являться общесоматические (конституциональные), нейродинамические свойства человека, особенности психических процессов и функций, личностные характеристики (способности, направленность, интересы). Развитие психологических профессионально важных качеств способствует повышению эффективности и надежности деятельности.

  3. Разработка психологических основ профессионального мастерства, рассматриваемое как одно из направлений психологии труда (Г.Г. Голубев, Е.А. Климов, А.К. Маркова, К.К. Платонов). В рамках данного направления изучаются условия и факторы профессионального самосовершенствования, роста квалификации, профессиональной компетентности, развития профессиональных умений и навыков.

  4. Собственно акмеологическое – направлено на изучение акмеологических закономерностей и детерминант развития профессионализма и выявление законов, определяющих развитие зрелой личности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.П. Реан и др.).

Выделение предмета исследования должно отвечать профилю акмеологического исследования, т.е.:

  • иметь цель оптимизацию функционирования – личности, деятельности профессионала, кадров и т.д. или оптимизацию развития и совершенствования личности;

  • гармонизировать, осуществлять поиск соответствия тех или иных структур (личности, деятельности, профессии и т.д.), находить их конгруэнтности;

  • выявлять закономерности функционирования, проявления тех или иных качеств, структур, систем, отвечающих оптимальному направлению их развития.

Исходя из вышесказанного, предметом акмеологии является совершенствование личности (а также ее качества индивида и индивидуальности) в жизни, деятельности, профессии, приводящее к максимальной самореализации самой личности и оптимальному способу осуществления – стратегичности – жизни, высокому профессионализму, компетентности деятельности, профессии. Совершенствование личности в своем сущностном качестве означает оптимальную интеграцию ее психологической, духовной, нравственной, профессиональной культуры.

Проблемное пространство акмеологической науки, ее ориентации и социальный спрос определили общеметодологические принципы, позволившие представить самую общую характеристику ее объекта – развивающегося человека, личности (индивида, индивидуальности), выявить основные характеристики развития – ценностный и субъектный характер.

Методологическое определение предмета акмеологии раскрывается на основе конкретно-методологических принципов – модель изменения реального объекта от наличного к стартовому, идеальному состоянию. Целью данной модели является не ее уровневое строение, а изменение, совершенствование способа ее организации от наличного к более оптимальному (М.И. Сетров).

Методологическое осмысление в акмеологии позволяет вскрыть основное противоречие акмеологического знания: с одной стороны, не заданность, не конечность, а проективность высшего «вершинного», желательного состояния личности, невозможность его определения как «порога», с другой – определенность и жесткость целого ряда критериев, факторов, условий, необходимых для достижения этого оптимального состояния. Это противоречие снимается методологическим смыслом понятия «оптимальность», к которому постепенно пришла акмеология, выстраивая систему понятий «организованность», «конструктивность», «проектирование». Высший уровень, совершенное состояние, качество определяется не абстрактно, а по критерию оптимальности, которая определяется относительно данного субъекта, данной совокупности условий, особенностей его деятельности.

Развитие акмеологии позволяет сегодня представить основные ее законы, которые имеют следующие основные характеристики:

  • носят целевойхарактер, при котором и процедуры объективного диагносцирования и технологии развития и субъективные рефлексивные способы совершенствования самого субъекта все имеют единую целевую направленность на оптимальность, высший уровень совершенствования;

  • имеют социально-антропологический характер, т.е. интегрированы по субординационному или координационному принципу экзистенциально-природные особенности человека, сущностные характеристики его внутренних сил с социальными условиями его жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская);

  • носят критериальный характер, представляя собой не описательные и не объяснительные законы, а сопрягаются с критериями определения уровней, по которым будут распределяться респонденты, критериями дефицитов и потенциалов их данного состояния, критериями для привлечения акмеологических развивающих оптимизирующих средств;

  1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (5)

    Учебное пособие
    В пособии в краткой форме изложены теоретические и практические вопросы законодательства в сфере международного и отечественного социально–культурного сервиса и туризма, выделены важнейшие положения современной нормотворческой практики
  2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (1)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Макиенко М.А., Ботьева О.В., Брылина И.В., Гульбин Г.К., Макаренко Н.И., Мигуренко Р.А., Рубанова Е.В., Плотников Ю.С., Фадеева В.
  3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (3)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А. и др. Философия: Учебное пособие / Составители: А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко, О.В. Ботьева, И.В. Брылина, Г.К. Гульбин, Н.
  4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены основы современной философии, основные этапы ее развития, важнейшие проблемы философии на основании государственного образовательного стандарта.
  5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
  6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
  7. Элективный курс по философии Учебное пособие

    Элективный курс
    Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
  8. Пособие по проектированию Издательство тпу

    Документ
    Основы теории, технологический, конструктивный и гидравлический расчеты кожухотрубчатого теплообменника. Учебное пособие для студентов Химико-Технологического факультета ТПУ,
  9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007 (2)

    Учебное пособие
    В пособии раскрывается междисциплинарный характер комплексного регионоведения, дается представление о методологии, методах научного познания, их классификации, проблемах метода в регионоведении, сложностях становления его методологической базы.

Другие похожие документы..