Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

Общие особенности методологии акмеологии

Общие особенности методологии определяются тем, что акмеология использует общеметодологические принципы и подходы, выработанные человечеством на рубеже XXI века, и одновременно раскрывает их объяснительное для своего предмета значение. Кроме общих методологических принципов современного гуманитарного, естественного и точного знания, она обращается к более специальным, более конкретным методологическим принципам, которые исполняют роль мета-теории, сближаясь с определением предмета акмеологии.

Комплексный подход. Разработка комплексного подхода, приведшая к новой области – человекознанию, связана с именем Б.Г. Ананьева. Она отвечала четко сформулированной им цели – поиску целостного подхода к человеку и интеграции знаний о нем в самостоятельную область знания. Н.А. Логинова дала определение комплексного подхода — направленность на выявление многоаспектности, многофакторности, разнородности онтологических детерминант и онтологических составляющих. Специфика комплексного подхода в акмеологии заключается в том, что он задает ориентацию на единство изучения и реального практического совершенствования человека. Он нацеливает на сопоставление таких разноаспектных модальностей как реальное и идеальное состояние, стихийно-сложившееся и оптимальное качества. Он дает стратегию преобразования наличного уровня развития в высший, оптимальный, он соединяет часто разобщенные аспекты функционирования человека и его развития. Комплексный подход в акмеологии открывает перспективу интеграции разных качеств, модальности человека – как индивида, как личности, как индивидуальности и как субъекта (Н.А. Логинова). Он соединяет представление о личности в жизни, в жизненном пути и в деятельности.

Системный подход. Системный подход выявляет уровневое строение, взаимодействие уровней, обеспечивающее функционирование целого. Развитие принципа системности в психологии связано с именами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова. Специфика системного подхода в акмеологии состоит в том, что ее предмет не имеет четкого уровневого строения, представляет собой онтологически неоднородную, но функционально единую и движимую к оптимальному состоянию систему. Акмеологическая система имеет целевой, проектируемый моделируемый характер. В акмеологии предполагается достижение более оптимального способа организации. Достижение оптимального состояния системы в процессе ее изменения обеспечивается конструктивностью преобразований, наличием алгоритмов, инструментально-оперативных средств акмеологического содействия.

Субъектный подход. Принцип субъекта является парадигмальным для акмеологии. Личность становится субъектом совершенствования как непосредственного самосовершенствования, так и опосредованного своей деятельностью и акмеологическими технологиями. В качестве основного признака субъекта выделены: способность совершенствования, способность человека достигать высшего оптимального уровня своего развития, идеала (С.Л. Рубинштейн). Однако для личности достижение субъектности не есть достижение заранее отмеченной планки, а непрерывное движение к самосовершенствованию (А.А. Деркач). С этой точки зрения понятие «акме» означает не конечный пункт жизненного движения и развития, а ту вершину, с которой открываются новые горизонты дальнейшего движения. Одновременно субъект – это автономия, самостоятельность, инициатива и ответственность. Важнымкритерием субъектности для акмеологии является свобода владения внешними и внутренними условиями своей жизнедеятельности, способности к построению оптимально развивающих саму личность и других людей как субъектов отношений – исторически зрелому типу жизнеотношений (Е.Б. Старовойтенко). Наконец, важнейшим критерием субъектности личности является наличие «я»-концепции, которая, несомненно, представляет собой и базисное личностное образование, но в своей конкретной архитектонике, в своей соразмерности позволяет судить о мере субъектности личности.

Принцип гуманизма. Последним из методологических принципов, которые составляют базис акмеологии, является принцип ценности, гуманизма. Общее философско-методологическое содержание этого основополагающего в развитии человеческого принципа (в силу его многоаспектности, исторической изменчивости и других причин), определяется первоначально выработанной обществом категории идеала или ценности, как блага, как пользы, интереса, цели, человека, и разрабатываемым на этой основе понимание человека как следующего, стремящегося достигающего блага, должного, ценностей. Э.Кант достаточно четко выделил эту нравственную способность человека – подняться над миром необходимости, жестокости, стихийности и самому определить свое поведение по высшим законам человечества. Актуальными в современной психологии, а в последствие и в акмеологии стали исследования оптимизма-пессимизма, счастья, т.е. психологической способности-неспособности человека верить в лучшее, будущее, а тем самым и идеалы и ценности, а также исследования проблемы укорененности–оптимизма–счастья в самой личности (как ее имманентного свойства) или их связи с жизненным путем, его благополучием-неблагополучием (И.А. Джидарьян).

Самым существенным является то, что акмеология в отличие от идеологии, вколачивавшей ценности в сознание людей, является наукой о личности и потому она может предложить и предлагает людям ряд понятий, целую совокупность ориентиров, проблем, на почве которых могли бы заново произрасти ценности (А.А. Деркач).

Принцип ценности для акмеологии совпадает с принципом гуманизма и заключается в приоритете не абстрактных за пределами жизни человека достижимых ценностях, а ценностей его собственной личности, ее здоровья, оптимизма, трудоспособности.

Принципы ценности и гуманизма направлены на поддержку личности:

  • путем признания ее качества как субъекта и ее способности самостоятельно разрешать жизненные противоречия;

  • на «раскрепощение», актуализацию ее интеллектуальных возможностей, ее сознания как способов, владение которыми дает возможность личности оптимально разрешать противоречия;

  • путем моделирования для личности более естественных или искусственных ситуаций, в которых она поднимается на новый уровень раскрытия своих возможностей.

Гуманистическая задача акмеологии состоит в том, чтобы содействовать подлинности жизни человека, полноте его самореализации.

Частные акмеологические принципы

Принцип субъекта деятельности. В отличие от общего субъектного принципа субъектно-деятельностный подход, развиваемый Б.Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским, А.А. Деркачем, Е.А. Климовым, В.Д. Шадриковым и др., образует связывающий общую и профессиональную акмеологию принцип. В основе этого принципа лежит определение и понимание категории личности. В акмеологии личность рассматривается в своем развивающемся, функционирующем состоянии. Функционируя, личность «вписывается» (Б.Г. Ананьев) в другие системы – жизнедеятельности в целом, деятельности, общения, познания, поэтому функционирование личности должно осуществляться в качестве и по критериям каждой из обозначенных систем. Акмеология рассматривает личность одновременно в психологическом качестве и социально-профессиональном, с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом. При этом в акмеологии личность рассматривается в целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии. Развитие личности в акмеологии учитывается и в стадиально-возрастном качестве, и в функционально-деятельном (профессиональном, развитие в профессии, становление профессионалом) и в ситуативном (развитие личности в трудных ситуациях, содержащих противоречие, или ситуациях, требующих позитивного влияния, решающего, оптимизирующего ситуацию воздействия).

Принцип субъекта деятельности получил многократную и многоуровневую конкретизацию, начиная от определения педагогической системы и ее функциональных компонентов, разработанных Н.В. Кузьминой. А.А. Деркач выделил в деятельности ее принципиальные функциональные макрокомпоненты:

  • гностический,состоящий в используемой системе знаний и способности к операциональному, продуктивному применению их деятельности:

  • проектировочный, который связан с целевым характером деятельности, что позволило гораздо более конкретно связать способы осуществления деятельности с предполагаемыми ее этапами, событиями, уровнями осуществления и т.д.

  • конструктивный, в понимание которого заложена суть акмеологического подхода: конструктивность дает оптимизацию системы деятельности и способа деятельности субъекта, она исключает стихийный случайный характер деятельности, минимизирует ошибки и «отказы», снижает «цену» осуществления деятельности.

  • организаторскийкомпонент деятельности выражал методологическую тенденцию сближения понятий «деятельности» и «организации», которая уже наметилась в теории управления. Он одновременно указывает и на задачу упорядочивания всех составляющих, всех звеньев деятельности и на связь прогнозирующего, проектирующего, т.е. интеллектуального способа организации деятельности с практическим осуществлением.

  • коммуникативныйкомпонент соответствовал нарастающему в психологии осознанию того, что деятельность это не только деятельность индивидуального субъекта, но носит совместный кооперативный характер (Б.Ф. Ломов).

К.А. Абульханова конкретизировала принцип субъекта деятельности. Субъект деятельности это новое, преобразованное качество личности, которое означает полную перестройку всей системы ее психической организации, а не только включение способностей, целей и соответствие ее потребностям. Это качество субъекта возникает через разрешение противоречия между наличными возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемые обществом к ее исполнителю. Функция субъекта заключается в разрешении этого противоречия в настоящей (в данный момент осуществляемой) деятельности и на протяжении всей своей деятельно-профессиональной жизни. Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей инстанцией деятельности. Категория субъекта раскрывает смысложизненные и побудительно-смысловые качества личности в ее отношении к деятельности – инициативу и ответственность (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Дементий, Е.Н. Пащенко и др.).

Принцип субъекта деятельности в акмеологии позволяет раскрывать пути наиболее полного и удовлетворяющего саму личность самовыражения в профессии, что является условием творчества и позволяет обеспечивать наивысшую социальную, профессиональную эффективность деятельности и кадров различных профессий.

Принцип жизнедеятельности. Принцип жизнедеятельности является конкретным и основополагающим для акмеологии и исторически и теоретически, и логически (А.А. Деркач). Понятие акме связано с жизненным путем личности, с ее жизненными вершинами (П.А. Флоренский, Н.И. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев). Этот принцип определяет методологическую проблему не конечности вершины, а соотношения вершины как достигнутого человеком максимума и его еще не полностью реализованных при этом возможностей, его творческого неисчерпаемого потенциала (А.А. Бодалев). Совершенствование и самовыражение человека есть процесс постоянного восхождения, а не точка, не результат. Достигнутый уровень открывает новый спектр объективных возможностей человеку, умножая его силы (К.А. Абульханова-Славская).

Принцип жизнедеятельности и теория жизненного пути позволили К.А. Абульхановой-Славской разработать понятие стратегии жизни, связанное с представлением о ее субъекте как направляющем и регулирующем, организующим ход своей жизни. Для акмеологии центральным становится не только принцип жизнедеятельности, теория жизненного пути, биографический подход, но принцип личности как субъекта жизни. Он означает «овладение» личностью условиями своей жизни, создание ей вторичных условий жизни путем построения особых жизненных опор, жизненных отношений и позиций (К.А. Абульханова-Славская). Для акмеологии, в этой связи, особую актуальность приобретает понятие жизненной или временной перспективы. К.А. Абульханова-Славская конкретизировала его на три различные перспективы:

  • когнитивную,которая сводится к теоретическим умственным планам на будущее;

  • личностную,которая состоит в мотивации будущего, в жизненных и личностных еще не реализованных резервах;

  • жизненную, которая сводится к социальным возможностям и перспективам личности, сделавшей карьеру не только в профессии, но и в самой жизни.

Функция принципа субъекта жизни и жизнедеятельности для акмеологии определяется тем, что позволяет увидеть место и роль, смысл и значение деятельности, труда в жизненном пути личности, понять жизнь как задачу самореализации личности, которую она, прежде всего, осуществляет в деле всей своей жизни (А.А. Деркач).

Принцип потенциального и актуального. К числу акмеологических отнесен принцип потенциального и актуального, имплицитного и эксплицитного(С.Л. Рубинштейн). Это общефилософский принцип позволяет понять саму личность как проективную, перспективную, не исчерпывающуюся наличными данными систему.

Для акмеологии он служит в двоякой функции:

  • методологического ориентира на резервы, возможности личности, которые могут реализоваться в будущем ей самой или при акмеологической поддержке;

  • практико-диагностического ориентира. Он предполагает использовать при диагностике наличного состояния личности не столько констатирующие, измерительные, сколько проективные процедуры. На этапе самой акмеологической поддержки (игротехник, тренингов) он ориентирует на субъекта, его рефлексию как на самостоятельные способы умножения личностью своего потенциала,как на средства расширения ее сознания (О.С. Анисимов).

Понятие имплицитность сводится к понятию неисполъзованностъ, незагруженность.Развернувшиеся в последнее время исследования социального мышления показали, что личность не так часто и не полностью использует свои интеллектуальные ресурсы, не «загружает» свой интеллект, стремится к решению более легких или стандартных задач (К.А. Абульханова-Славская). Задача акмеологии состоит в том, чтобы препятствовать случайному, стихийному «использованию» человеком своих психических ресурсов, открыть путь и мотивацию полноценной самореализации (А.А. Деркач).

Принцип обратной связи. Применительно к акмеологии принцип обратной связи имеет следующий смысл: выражаясь, объективируясь в жизни, профессии, общении, личность получает не только результаты этой объективации – результаты труда, оценки людей, занятую должность в карьере, но и воспринимает себя в новом качестве – воплощенной в формах своей жизни, своей деятельности. Этот неизмеримый ни социально, ни профессионально результат лучше других дает ей показатели успешности, продуктивности своих действий. Обратная связь – это поддержка, подтверждение правильности для человека того пути, которым он идет, того отношения, которое он проявил, подтверждение адекватности темпов, которыми он идет к цели, нравственности способов их достижения. Активность личности «питается» этой обратной связью, поддерживается ей, ориентируется или переориентируется (К.А. Абульханова-Славская).

Обратная связь образует основу оценочной деятельности личности, ее утверждения или отрицания тех или иных проявлений, результатов, признания-непризнания, принятия как важных или второстепенных. Обратная связь есть раскрытие опосредованного характера самопознания личности через самореализацию (А.А. Деркач).

  1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (5)

    Учебное пособие
    В пособии в краткой форме изложены теоретические и практические вопросы законодательства в сфере международного и отечественного социально–культурного сервиса и туризма, выделены важнейшие положения современной нормотворческой практики
  2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (1)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Макиенко М.А., Ботьева О.В., Брылина И.В., Гульбин Г.К., Макаренко Н.И., Мигуренко Р.А., Рубанова Е.В., Плотников Ю.С., Фадеева В.
  3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (3)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А. и др. Философия: Учебное пособие / Составители: А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко, О.В. Ботьева, И.В. Брылина, Г.К. Гульбин, Н.
  4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены основы современной философии, основные этапы ее развития, важнейшие проблемы философии на основании государственного образовательного стандарта.
  5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
  6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
  7. Элективный курс по философии Учебное пособие

    Элективный курс
    Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
  8. Пособие по проектированию Издательство тпу

    Документ
    Основы теории, технологический, конструктивный и гидравлический расчеты кожухотрубчатого теплообменника. Учебное пособие для студентов Химико-Технологического факультета ТПУ,
  9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007 (2)

    Учебное пособие
    В пособии раскрывается междисциплинарный характер комплексного регионоведения, дается представление о методологии, методах научного познания, их классификации, проблемах метода в регионоведении, сложностях становления его методологической базы.

Другие похожие документы..