Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

Акмеология в системе наук о человеке

Первоначально акмеология понималась и развивалась как раздел возрастной психологии. Однако, как отмечалось выше, ее научный статус приобретается, как только объектом становится не широкий спектр всевозможных характеристик зрелого человека как таковых, но прежде всего, – мастерство его профессиональной деятельности, его профессионализм,уже с точки зрения которого акмеологией привлекаются к рассмотрению и исследуются различные стороны жизни взрослого человека, характеристики его психики, условия его воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессиональной деятельности, способы овладения и уровень владения ими и т.д., – но теперь уже строго в перспективе выявления, изучения и дальнейшего практического использования различного рода факторов, способствующих повышению профессионального мастерства, достижению вершин профессионализма (А.А. Деркач). Таким образом, акмеология уже не может рассматриваться как раздел возрастной психологии, выходит за рамки чисто психологической науки, обращаясь к результатам научных исследований, полученных в других областях знания, например, в социологии и педагогике, а также при изучении теории и технологии конкретных производств и видов профессиональной деятельности и, интегрируя их на основе применения собственных понятий, реализации собственного методологического основания, нацеленного на достижение специфических теоретических и практических целей, не свойственных тем отдельно взятым наукам, данными которых пользуется акмеология.

Необходимо отметить, что профессиональная деятельность, являющаяся объектом изучения акмеологии, исследуется также другими науками, рассматривающими ее в своих специфических аспектах, преследуя собственные цели.

Общая психология исследует механизмы мотивации деятельности, особенности аффективного поведения, закономерности различных психических функций человека: мышления, восприятия, памяти и т.д.

Психологии труда выявляет особенности психических процессов, наблюдаемые у людей, занятых конкретными видами профессиональной деятельности, и формулирует рекомендации по оптимизации этих процессов, а также определяет требования, предъявляемые к системе обучения будущих профессионалов, касающиеся степени развития различных психических способностей.

Социология труда исследует профессиональную деятельность в аспекте складывающихся в ее процессе социальных отношений, закономерностей и развития, способов диагностирования и воздействия на процесс их протекания.

Акмеология занимает в этом комплексе наук свое особое место. Выдвигая в качестве своей главной задачи изучение факторов, влияющих на повышение профессионального мастерства и их дальнейшее применение на практике, акмеология проводит собственные исследования и синтезирует данные всех перечисленных выше научных дисциплин на основе ключевого понятия «профессионализм».Акмеологами анализируются различные технологии конкретных видов профессиональной деятельности, выявляются наиболее продуктивные из них, разрабатываются методологические основания и методики различных способов внедрения наиболее продуктивных технологий в различные сферы профессиональной деятельности людей, при этом широко используются данные психологии и педагогики.

Существенное отличие акмеологии от этих наук состоит в том, что акмеология целенаправленно выделяет профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета своего исследования и имеет своей задачей построение, разработку и совершенствование систем повышения профессионального мастерства, для которых ключевыми являются понятия продуктивности и уровня профессионализма. Акмеология предполагает спецификацию своих методов для каждой конкретной профессии. Исследования самой профессии, ее технологий – необходимая составная часть акмеологических исследований, без которой не могут быть созданы и прикладные акмеологические программы.

Связь акмеологии с другими науками, особенно с психологией и педагогикой, сложна и многообразна. Психологические науки исследуют закономерности отражения объективной реальности в психике человека безотносительно к его профессии, профессионализму деятельности, уровню продуктивности деятельности. Выводы психологии акмеология учитывает, но используется их применительно к профессионализму.

Педагогика – нормативная наука, она формулирует принципы и правила, определяет средства, формы, методы организации учебно-воспитательного процесса, т.е. предписывает, что делать, не отвечая на вопрос: как делать? Ответ на этот вопрос ищет акмеология. Кроме того, педагогика во многом описательная наука, не нашедшая на сегодня способов измерения эффективности учебно-воспитательного процесса, выявления продуктивных технологий деятельности, рациональных способов совершенствования и коррекции деятельности, поскольку не ориентирует личность на достижение вершин в своей профессии. Акмеология создала новые технологии в этой области, экспериментально их проверила и получила ощутимые результаты. В отличие от педагогики, акмеология предлагает практикам программы и инструментарий, рассчитанные на совершенствование и самосовершенствование профессионализма мышления и деятельности.

Предмет акмеологии – объективные и субъективные факторы, содействующие и препятствующие достижению вершин профессионализма, творческого долголетия специалистов, а также закономерности в организации обучения профессионализму будущих специалистов, совершенствовании и коррекции их деятельности.

К объективным факторам относится качество полученного воспитания и образования; к субъективным – талант и способности человека, его ответственность, компетентность, умение эффективно решать профессиональные задачи.

Акмеология также исследует закономерности предотвращения и разрешения основного противоречия образования: между растущим объемом научно-теоретической и научно-практической информации, с одной стороны, и временем, необходимым для овладения ею или создания новой информации, обеспечивающей продуктивное решение творческих задач, – с другой.

Таким образом, акмеология предоставляет практикам не просто рекомендации по наиболее желательным параметрам различных характеристик профессиональной деятельности, выявляемым самой акмеологией, но и собственно акмеологический продукт – способы достижения таких параметров, которые реализуются акмеологами-практиками, а также передаются в распоряжение обучаемых ими профессионалов для дальнейшего самостоятельного использования с целью повышения уровня своего профессионализма.

Как теория профессионализма акмеология не может считаться психологической наукой взрослости, но, исследуя профессионализм, обращается к его условиям и факторам, находимым, выделяемым и анализируемым на различных этапах жизни человека, которые, сами будучи рассматриваемыми при этом через призму профессионализма, понимаются ею уже как этапы становления, развития и совершенствования профессионального мастерства и передачи его поколению будущих профессионалов. Именно это обстоятельство и сближает акмеологию с другой психологической наукой – с психологией «жизненного пути», также стремящейся к целостному охвату всей человеческой жизни.

Акмеология, таким образом, является научным способом изучения максимальных возможностей человеческой природы (ее интересуют позитивные, а не негативные достижения). Изучая свой объект и опираясь на данные жизни и культуры, истории, акмеология не только ищет, подобно любой другой науке, закономерности проявления максимальных возможностей человека, но и ставит насущные (для политики, воспитания, культуры) вопросы о таком изменении условий жизни людей, которое давало бы дорогу талантам, не оставляло бы их нереализованными. Социально-экологический и практически-критический аспекты в акмеологии должны быть мощно звучащими, поскольку они обнаруживают, насколько верен общетеоретический поиск в рамках фундаментальной акмеологии (А.А. Бодалев).

В целях изучения и анализа профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии акме-форм в жизнедеятельности человека, в его становлении как профессионала, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности.

Полученное в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах достижения вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системообразующий по методологическому значению онтологический атрибут, как «акмеологичность» социокультурного бытия человека.

Методологическое обеспечение акмеологии

Целостное видение конкретного человека во всех его измерениях и взаимосвязях потребовало создания методологии, адекватной многоплановости и многомерности человеческой жизни. Особую фундаментально-прикладную роль для акмеологии играет психология, в рамках которой она получила признание и успешно развивается.

Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый.

Акмеологический подход предполагает целостность и интеграцию в рамках единой системы не только исследовательских, но и деятельностных, развивающих моделей, алгоритмов и технологий. Учет этих вопросов дает возможность более четко определить предметное поле акмеологии. Приоритетным в нем, безусловно, является Человек, реальный носитель собственного опыта и социальных ценностей и его «акме». При этом, степень желаемой зрелости – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность (А.А. Деркач). Это состояние никогда не является статичным и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.

Таким образом, вырисовывается ключевая группа задач, которые призвана решать акмеология (А.А. Деркач):

  • научное освещение феномена «акме», объективирование в ней общего и самобытного у разных людей;

  • прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики «акме»;

  • разработка круга проблем: «профессионализм и его основные характеристики»; «профессионализм и здоровье человека»; «условия и факторы достижения высокой профессиональной компетентности»; «пути предотвращения профессиональной деформации» и др.;

  • анализ зависимостей между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности;

  • разработка технологичных стратегий и тактик организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма;

  • создание исследовательско-развивающего инструментария и организационно-методического обеспечения, позволяющего, с одной стороны, выявить достигнутый уровень профессионализма социальным субъектом (как отдельным человеком, так и общностью людей), развивать его и продуктивно задействовать. С другой стороны, интегрировать профессионально-деятельностные модели, алгоритмы и технологии с продуктивной жизнедеятельностной активностью человека в рамках избранной им жизненной стратегии в едином социальном контексте.

В методологическомплане акмеология по своему общенаучному статусу является современной комплексной наукой фундаментально-прикладного характера. Фундаментальность определяется тем, что она познает закономерности такой сферы реальности, которая в своей онтологической определенности не схватывается никакой другой существующей ныне наукой. Прикладнойдисциплиной акмеология является в том смысле, что она на базе познанных фундаментальных закономерностей разрабатывает такие практически ориентированные технологии, которые не могут быть выведены, эксплицированы из уже существующих социологических процедур, психологических методов и педагогических приемов.

Акмеология, как любая новая наука, находящаяся в состоянии мета-научной саморефлексии (Е.А. Суслова), обретает свой парадигмальный статус в системе всех трех оснований: философского, гуманитарного, социально-научного. При этом под акмеологической парадигмойпонимается, прежде всего, ее самостоятельность, отграничивающая на качественном уровне одно научное знание от другого, когда имеющиеся знания о человеке не могут объяснить проблемы его жизнедеятельности с точки зрения существующих наук (например, с позиций антропологии, этнологии, социологии, наконец, психологии). О парадигмальной самостоятельности акмеологии можно говорить также с точки зрения критериев выделения научного знания.

Онтологический критерий, согласно которому выделяются специфические объекты науки, различные проявления, воплощения, взаимодействия объекта в сфере социальной реальности. Такими объектами акмеологии являются профессиональная деятельность и личностное развитие. Эти объекты равно и инновативны для современной отечественной науки, и актуальны, требуют решения целого комплекса проблем прикладного, практического характера.

Эпистемологический критерийсвидетельствует о теоретико-познавательных возможностях акмеологии, ее отличии от других наук, изучающих человека и профессиональные аспекты его деятельности.

Институционально-организационный критерийотражает формы институционализации и организации акмеологии как научной, практической, учебной, издательской, ассоциативной (научные сообщества, междисциплинарное и международное признание и т.п.) деятельности.

Этический критерий,пожалуй, менее всего в поле зрения акмеологии. С одной стороны, согласно этому критерию, нужно заниматься определением профессионально-нравственных качеств, ценностей, норм, правил поведения, которыми должен руководствоваться в своей деятельности сам акмеолог. С другой стороны, он должен разрабатывать морально-нравственные принципы, ценности, профессиональную ментальность, духовность у своего основного объекта – Человека труда.

В акмеологическомплане в качестве системообразующего фактора интеграции указанных типов научных знаний выступает тот их аспект, который определяет возможности их конструктивного использования в качестве решения важнейшей практической задачи культивирования человеком своего профессионального мастерства вплоть до его высших собственно «акме-форм», которые подлежат дальнейшей трансляции в культуре.

  1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (5)

    Учебное пособие
    В пособии в краткой форме изложены теоретические и практические вопросы законодательства в сфере международного и отечественного социально–культурного сервиса и туризма, выделены важнейшие положения современной нормотворческой практики
  2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (1)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Макиенко М.А., Ботьева О.В., Брылина И.В., Гульбин Г.К., Макаренко Н.И., Мигуренко Р.А., Рубанова Е.В., Плотников Ю.С., Фадеева В.
  3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (3)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А. и др. Философия: Учебное пособие / Составители: А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко, О.В. Ботьева, И.В. Брылина, Г.К. Гульбин, Н.
  4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены основы современной философии, основные этапы ее развития, важнейшие проблемы философии на основании государственного образовательного стандарта.
  5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
  6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
  7. Элективный курс по философии Учебное пособие

    Элективный курс
    Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
  8. Пособие по проектированию Издательство тпу

    Документ
    Основы теории, технологический, конструктивный и гидравлический расчеты кожухотрубчатого теплообменника. Учебное пособие для студентов Химико-Технологического факультета ТПУ,
  9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007 (2)

    Учебное пособие
    В пособии раскрывается междисциплинарный характер комплексного регионоведения, дается представление о методологии, методах научного познания, их классификации, проблемах метода в регионоведении, сложностях становления его методологической базы.

Другие похожие документы..