Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути человека;

  • как субъекта предметной деятельности;

  • как субъекта общения;

  • как субъекта самосознания.

    Интегрально-технологическая совокупность формирования и функционирования составных частей и подструктур личности представляет ее как многомерное, многоуровневое целостное образование, включенное в социокультурную реальность. В психических процессах проявляются психические свойства личности, сами же психические процессы, выполняя определенную роль в ее жизнедеятельности, переходят в свойства личности, поэтому они не могут изучаться в отрыве друг от друга. С.Д. Смирновым выделяются в личности две основныесоставляющие: потребностно-мотивационная и познавательная сферы личности.

    Первая представлена: потребностями; мотивами; интересами; эмоциями; волей; задатками и способностями; темпераментом и характером.

    Вторая составляющая представлена: ощущениями и восприятием; вниманием; памятью и представлениями; воображением и мышлением.

    Простое отнесение данных психологических компонентов к какой-либо сфере личности без учета интегративно-технологического подхода не обеспечивает реализацию личностных возможностей в профессиональной деятельности. Именно интегративно-технологический подход требует всестороннего учета свойств личности как целостности, включенной в профессиональную деятельность. Деятельность зачастую связана с постоянным нервным, интеллектуальным, эмоционально-волевым и коммуникативным напряжением и предполагает наличие у субъекта определенной культуры психической деятельности. При этом личностная активность проявляется как саморегуляция и самореализация. Наличное состояние психики субъекта рассматривается как исходная ступень его психо-социокультурного самоусовершенствования в процессе гуманитарно-технологического развития. На высшей ступени психического развития субъекта достигается полная идентичность истинной культурно-психической сущности субъекта с истинной социокультурной сущностью явлений действительности. Степень психической активности личности позволяет судить об уровне психической культуры (культура мышления, культура памяти, культура эмоций, культура воли), которая является необходимой базой общей гуманитарно-технологической культуры личности как многоаспектного интегративного образования. Психическая культура – это показатель качественных изменений исходной психологической ступени личности, а также интегральный фактор ее общекультурологического развития. Психическая культура, в зависимости от ситуации, позволяет субъекту существенно менять когнитивные, эмоциональные, поведенческие процессы: мировосприятие и мироотношение, стиль мышления и образ действий.

    В модели личности, представленной В.Д. Шадриковым, особое внимание уделяется потенциальной динамике, функционированию и развитию структурных уровней и подсистем личности в деятельности. Им выделяется:

    • подсистема формирования мотивов;

    • подсистема целеобразования;

    • информационная основа деятельности (опыт, знания);

    • профессионально важные качества.

    Варианты структуры личности позволяют представить два решения профессиональной подготовки: определение теоретической модели личности, на базе которой может строиться анализ профессиональных требований к субъекту деятельности и выделение профессионально важных качеств, выступающих как один из основных элементов интегративных знаний о профессионализме субъекта деятельности и описывающихся соответствующей системой критериев и показателей. Понимание интегративно-технологических характеристик субъекта деятельности связано с выделением категории активности, как фактора, влияющего на профессионализм деятельности (К.А. Абульханова). Категория активности позволяет исследовать ведущее значение интеграции и технологии процессов самодвижения, саморегуляции в отношении человека к социокультурной реальности, т.е. преобладающую роль внутренних условий детерминации над внешними и, соответственно, их интеграцию и технологизацию в соответствии с профессиональным статусом и функциями деятельности личности. Внутренние причины (побудительные силы) категорий людей с различной мерой профессиональной ответственности по-разному инициируют проявление индивидуального поведения в профессиональной деятельности. Анализ субъекта деятельности в процессе самопознания, саморазвития, самосовершенствования повышает значимость внутренних условий, через которые всегда действуют все внешние причины. По мнению Л.Я. Дорфмана, если источник активности индивида находится вне его, он перестает быть субъектом.

    Интегративно-технологический подход алгоритмизирует сведения о человеке как индивидуальности. По определению Б.Г. Ананьева, индивидуальность будет являться «глубиной» его как личности и субъекта деятельности. Любая индивидуальность – многогранное явление, в котором специфическое не сводится к единичности. Единичность указывает лишь на факт существования индивидуальности, но качественная определенность индивидуальности – это интегративность. Сущностное определение индивидуальности связано с использованием понятий «целостность», «неделимость», «самобытность». Сущность индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особенностей.

    Таким образом, интегративно-технологический подход объединяет, упорядочивает параметры всех сущностных проекций человека в единую целостность – субъект профессиональной деятельности, соотнося его исходные и искомые данные с социальными и психическими явлениями, влияя на них и управляя ими с помощью специального алгоритма. Моделирование гуманитарно-технологического развития на акмеологической основе предполагает алгоритмизацию параметров половозрастного развития, индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей, нейродинамических свойств психики, психических процессов и состояний; потребностей, интересов, мотивов, ценностей, убеждений, мировоззренческих ориентаций; развитых качеств, сформированных способностей; профессиональных знаний, умений, навыков; самобытных индивидуальных проявлений личности, стиля деятельности, которые присущи только данному субъекту. На этой основе разрабатываются конкретные виды гуманитарных технологий.

    Гуманитарные акмеологические технологии в практике высшего профессионального образования

    Гуманитарные технологии относятся к акмеологической научной категории по нескольким причинам:

    во-первых, их целевая направленность, предназначение не только отражают общественные личностные, деятельностные проблемы, но и характеризуют способ их решения в виде определенного набора процедур и операций;

    во-вторых, применение гуманитарных технологий предполагает создание условий для всестороннего проявления и воспроизводства сущностных сил личности как субъекта профессиональной деятельности;

    в-третьих, организация жизнедеятельности человека с помощью различных видов гуманитарных технологий обеспечивает всестороннюю самореализацию личности на уровне жизненного и профессионального акме.

    На осознанное изменение внутренних состояний индивида, оценивание его реальной значимости технологизацию психофизиологических состояний субъекта деятельности ориентированы по своему целевому назначению гуманитарные технологии. В результате внутренних технологических изменений индивид приобретает способность:

    • адекватно реагировать на изменение определенных личных качеств;

    • защищать себя от накопления отрицательных эмоций;

    • эффективно использовать внутренние психофизические ресурсы;

    • мотивировать себя на достижение цели;

    • осуществлять взгляд на будущее.

    Акмеологический анализ феномена технологии позволяет вычленить те ее сущностные характеристики, которые правомерно использовать при разработке гуманитарных технологий, применяемых в профессиональной деятельности и при профессиональном обучении.

    1. Гуманитарные технологии можно применять как процесс; как образование; как сторону общественных отношений; как способ (вид, момент) деятельности.

    2. Гуманитарные технологии можно рассматривать как средство не только практического, но и творческого достижения поставленных целей.

    3. «Творческое» в гуманитарных технологиях будет выражать этимологическую сущность технологии; «искусство», «мастерство».

    4. Определенный «момент», «способ», «прием» гуманитарной технологии может иметь содержание и форму конкретной техники. Техника может применяться как «сила воздействия», как «манера», как «контроль» (ситуации, поступков, состояний).

    5. Применяемое вгуманитарных технологиях акмеологическое знание должно быть технологизировано по определенным критериям, соотносимым с его сущностными проекциями.

    Кроме того, исследования социальных, психических и технологических явлений, закономерности их развития и функционирования позволяют с акмеологических позиций говорить о различных уровнях технологизации соответствующих объектов:

    • социальных – на уровне общественных явлений, в структуре управления и социальных отношений;

    • психических – на уровне личности как функционально-динамической и структурной целостности;

    • технологических – на уровне средств и способов деятельности, ее структурно-функциональной организации.

    Данные положения являются предпосылкой и основанием для разработки гуманитарных технологий, ориентированных на профессиональную деятельность. При этом используется накопленный опыт разработчиков конкретных видов технологий, теоретико-методологическая база акмеологии, категории, принципы, подходы, методы наук, составляющих основу ее научной ориентации: гуманитарной, естественнонаучной, технической.

    Специфика гуманитарных технологий и их возможности в практике высшего профессионального образования

    Впервые развернутое понятие «гуманитарные технологии» в научный оборот введено В.П. Зинченко, В.М. Шепелем. Гуманитарные технологии понимаются как «практическое использование систематизированного гуманитарного знания в целях обеспечения направленного воздействия на совершенствование личности, ее предметно-вещественной, социальной и природной среды». Гуманитарным технологиям отводится роль самовыражения человека, его самореализации. Определяя гуманитарные технологии как самые ресурсонасыщаемые, В.М. Шепель считает, что с помощью гуманитарных технологий возможно активизировать работу, создавая каждому личностный простор в жизнедеятельности человека.

    В рамках высшего профессионального образования возможно выделение гуманитарных технологий как самостоятельного вида учебной работы, направленного на задействование на технологическом уровне потенциалов человека как целостности в практическом плане, так и в рамках использования образовательных технологий акмического типа.

    Общей предпосылкой разработки гуманитарных технологий в условиях вузовского образования, и методологическим принципом их конструирования могут выступать положения психологических, акмеологических наук о целостности человека. При этом именно с акмеологических позиций гуманитарные технологии, прежде всего, ориентированы на раскрытие личностного потенциала, духовное и профессиональное самовыражение человека в процессе деятельности и призваны максимально подключить самые разносторонние сведения человекознания.

    В этой связи гуманитарные технологии не ограничены только интеллектуальным потенциалом человека, так как в самовыражении его сущностных сил присутствует и эмоционально-чувственный, и волевой, и коммуникативный компонент, а накопление и развитие таких сил, способность к их реализации во многом зависит от самочувствия и здоровья человека. Овладение гуманитарными технологиями актуализирует проблему самоценности человеческой жизни, возможность наиболее полного раскрытия физического, социального и духовного потенциала каждой личности. Гуманитарные технологии рассматриваются как инновационный ресурс управления человеческой сущностью, как метод познания и самопознания человека, развития и саморазвития, самореализации его потенциальных возможностей, реальных способностей (А.А. Деркач, А.С. Гусева).

    Данные экспертного опроса (50 работников научных учреждений, преподавателей вузов и практиков, в том числе 80 % докторов и кандидатов наук, опрошенных в ходе работы Международной российско-американской научно-практической конференции «Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрение» (Белгород, 18–20 апреля, 1991 г)) показали, что гуманитарные технологии направлены на обеспечение:

    • «полного раскрытия личностных способностей и «гуманизацию социальных процессов;

    • «самоценности человеческой жизни»;

    • «техники максимального самовыражения духовных сил личности»

    • «соединение научных знаний с гуманистическими ценностями»;

    • «оптимизации условий жизнедеятельности человека»;

    • «адаптации человека к окружающей среде»;

    • «конструирование» с помощью гуманитарных технологий «здоровых социальных сред».

    Таким образом, интегративно-технологический подход акмеологии, раскрывающий совокупность психологического, этического, экологического, физиологического, эргономического и других аспектов технологии может сыграть существенную роль в подготовке современных специалистов.

    В целом процессы интеграции и технологизации акмеологических знаний интеллектуализируют деятельность, придают целеполаганию научную организованность и позволяют выработать модель поведения личности в зависимости от требований социокультурной среды, функциональной (социальной) роли (статуса), условий и задач ее деятельности. Смысл и назначение гуманитарной технологии – оптимизировать процесс деятельности, исключить из него все виды действий и операций, которые не являются необходимыми для получения искомого результата. Объектом технологизации становится личностный и профессиональный ресурс человека, способы и средства жизнедеятельности. В этих пределах находится путь самосовершенствования личности:

    • социализируется самосознание;

    • определяется самопознание;

    • дифференцируется саморазвитие;

    • актуализируется самоопределение;

    • формируется самоорганизация.

    1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (5)

      Учебное пособие
      В пособии в краткой форме изложены теоретические и практические вопросы законодательства в сфере международного и отечественного социально–культурного сервиса и туризма, выделены важнейшие положения современной нормотворческой практики
    2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (1)

      Учебное пособие
      Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Макиенко М.А., Ботьева О.В., Брылина И.В., Гульбин Г.К., Макаренко Н.И., Мигуренко Р.А., Рубанова Е.В., Плотников Ю.С., Фадеева В.
    3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (3)

      Учебное пособие
      Корниенко А.А. и др. Философия: Учебное пособие / Составители: А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко, О.В. Ботьева, И.В. Брылина, Г.К. Гульбин, Н.
    4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (4)

      Учебное пособие
      В учебном пособии изложены основы современной философии, основные этапы ее развития, важнейшие проблемы философии на основании государственного образовательного стандарта.
    5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

      Учебное пособие
      В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
    6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

      Учебное пособие
      В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
    7. Элективный курс по философии Учебное пособие

      Элективный курс
      Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
    8. Пособие по проектированию Издательство тпу

      Документ
      Основы теории, технологический, конструктивный и гидравлический расчеты кожухотрубчатого теплообменника. Учебное пособие для студентов Химико-Технологического факультета ТПУ,
    9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007 (2)

      Учебное пособие
      В пособии раскрывается междисциплинарный характер комплексного регионоведения, дается представление о методологии, методах научного познания, их классификации, проблемах метода в регионоведении, сложностях становления его методологической базы.

    Другие похожие документы..