Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

Проблема измерения и оценивания компетенций.

  • Дайте характеристику моделей компетенции (МК1–МК4) с позиции организации учебного процесса в системе высшего профессионального образования.

  • Уточните термин «успешная деятельность» студента с позиции компетентностного подхода.

  • Выделите подсистемы, компоненты и отдельные элементы структурной модели компетентности О.Г. Берестневой.

  • Представьте диагностические методики оценки компетентности.

    Темы рефератов, эссе

    1. Ориентировочные критерии оценки компетентности Вашего профиля обучения.

    2. Развитие инновационного и творческого потенциала студентов.

    3. Ценностно-смысловая и мотивационная сферы как показатели компетенций будущих специалистов.

    4. Компетенции как неотъемлемое требование к выпускникам высшей школы.

    5. Практическая значимость учета мотивационной и операционально-технологической сторон профессионализма.

    6. Востребованность компетентностного подхода в условиях существенной модернизации современного образования.

    7. Компетентность и компетенции (на материале профессиональной деятельности Вашего профиля).

    8. Образовательные методы, отражающие реальный процесс «приращивания» компетенций.

    Библиографический список

    Основная литература (о)

    1. Андреев А. Знания или компетенции // Высшее образование в России. - 2005. - № 2 – С. 3-11.

    2. Байденко А. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. -2004. -№11. –С.3-13.

    3. Бодалев А.А. О предмете акмеологии. // Психол. журн. Т.14. 1993. № 5. С. 73–79.

    4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. – 2003. – №10.

    5. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2004.

    6. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. – М.: РАГС, 2000. – 124 с.

    7. Зеер Э., Сыманюк Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России.-2005. -№4.-С. 22-28.

    8. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект). // Высшее образование сегодня . – 2006. - № 4. -С. 20-27.

    9. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. – Шуя: Шуйс. Гос. Пед. Ун-т, 1995. – 242 с.

    10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. -2003. -№2.-С.58-64.

    Дополнительная литература (д)

    1. Анисимов О.С. Профессионализм в воспитании и образовании. В кн.: Основы общей и прикладной акмеологии. М.: РАГС, 1995. С. 205-219.

    2. Вербицкий А.А., Ларионова О. Гуманизация, компетентность, контекст – поиски оснований интеграции // Вестник высшей школы. -2006. -№5. –С. 19-25.

    3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня . - 2003. - № 5. С.23-29.

    4. Зимняя И.А. Социально-профессиональная компетентность как целостный результат профессионального образования (идеализированная модель). // Проблемы качества образования. Кн. 2. М.: –Уфа. – Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. -2005.

    5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

    6. Ларионова О. Компетентность – основа контекстного обучения // Высшее образование в России. - 2005. №10 с 118-122.

    7. Петров А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы // Вестник высшей школы. -2004. -№10. –С.6-10.

    8. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М.: 2002. -396с.

    9. Развитие профессиональных компетенций специалиста в условиях модернизации Российского образования. / Сборник статей Всероссийской научной конференции «Модернизация национальной системы высшего образования и проблемы интеграции вузов России в мировое образовательное пространство».- Новосибирск. – 2005.

    10. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов //Высшее образование сегодня. – 2004. - № 3.С.17-24.

    11. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и Компетентностный подход // Высшее образование сегодня. -2004. -№8.

    12. Шишов С.Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг образования. -1999. –С.15-20.

    Акмеориентированные технологии в современном высшем образовании

    Концепция гуманитарно-технологического развития личности

    Логика развития акмеологии как теоретико-прикладной дисциплины привела к разработке концепции развития личности, имеющей целостный характер с гармоничным сочетанием гуманитарного и технологического подходов (А.А. Деркач, А.С. Гусева).

    При разработке акмеологической концепции гуманитарно-технологического развития личности (ГТР) существенная роль отводится интегративно-технологическому подходу (ИТП), позволяющему рассматривать характеристики элементов целостной акмеологической модели в многообразии их системно-структурных отношений и пространственно-временном расположении (табл. 7).

    Таблица 7

    Процесс технологизации в акмеологической модели

    Этапы

    Содержание процесса

    Способ воплощения

    Форма технологизации

    Гно­сео­ло­ги­чес­кий

    Целе­полагание

    Сознательно выраженное отношение к процессу познания, развития, само­реализации

    Знания и способы их наращивания в контексте решаемых образователь­ных и профес­сиональ­ных задач

    Теоретико-прикладной

    Сфор­ми­ро­ван­ное пред­став­ле­ние о не­об­хо­ди­мых этапах, операциях, подходах, действиях

    Конст­ру­и­ро­ва­ние, управление, прог­но­зи­ро­вание явлений, процессов, отношений

    Качества, способности

    Прак­ти­чес­кий

    Про­фес­си­о­наль­ное тех­но­ло­ги­чес­кое искусство, мастерство

    Владение тех­но­ло­ги­чес­ки­ми приемами технологиями

    Наличие опыта от уровня теоретичес­кого к конкретному само­стоятель­ному

    Данный технологизированный процесс выступает важнейшим компонентом профессионализации личности, поскольку ориентирован на активное воздействующее отношение к себе, другим, деятельности, миру и реализующему те акмеологические знания, которые объективированы и востребованы самой действительностью.

    Разработчики социальных технологий отмечают, что возможность технологизации заложена в самой структуре человеческой деятельности. Следовательно, приращенное интегративно-технологическим способом акмеологическое знание приобретает смысл индивидуального практического опыта, где гуманитарно-технологическое развитие личности может быть представлено характеристиками субъективных и объективных условий процесса деятельности и выражено интегральными критериями профессионализма:

    • социальная успешность;

    • конкурентоспособность;

    • владение технологиями профессиональной деятельности.

    Специальный алгоритм практического использования акмеологического знания, интегративно-технологический подход представляет собой своеобразный механизм проектирования и внедрения в деятельность технологий, соотносимых с объективной и субъективной природой преобразующихся явлений, и предающей деятельности осознанный, научно обоснованный характер. Принцип технологизации интеграции важнейших сторон деятельности по параметрам алгоритма представлен в табл. 8.

    Таблица 8

    Технологизация важнейших сторон деятельности

    КТО?

    Характеристики субъекта деятельности

    ЧТО?

    Целеполагание

    ДЛЯ ЧЕГО?

    Моделирование результата

    ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ

    Объективные и субъективные условия процесса деятельности

    КАК?

    Необходимые знания, умения и навыки

    КАКИМИ СРЕДСТВАМИ?

    Стратегические и тактические приемы, способы, методы достижения

    ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    Прогнозирование

    Таким образом, при разработке гуманитарных технологий возникает необходимость синтезировать акмеологическое знание по критериям в виде точных сведений, расчетов параметров, показателей предполагаемых технологических процессов для более четкого планирования и прогнозирования результатов деятельности, в том числе учебной. Это определяет возможность превратить акмеологические знания в составляющие профессионализм человека.

    Как субъект данной технологии личность одновременно является (А.С. Гусева):

    • источником активности (психической, профессиональной);

    • носителем морали социокультурной среды;

    • системообразующим фактором развития и деятельности.

    Личность, таким образом, наделена такими потенциальными возможностями, целенаправленное развитие которых позволяет не только изменять и преобразовывать деятельность, обучение, но и влиять на социальную среду, социальные отношения. Действие механизмов гуманитарно-технологического развития (гуманитарно-технологическое мышление, гуманитарно-технологическая образованность, гуманитарно-технологическая культура, гуманистическое мировоззрение, гуманистическое целеполагание и соответствующие им техники и технологии) связано с тем, что новые внешние средства деятельности предъявляют новые требования к субъекту деятельности, в том числе к интеллектуальной, эмоциональной, волевой, коммуникативной, ценностно-мотивационной сферам, его возможностям, способностям, здоровью (физиологическому, психическому, социальному), т.е. к внутренним средствам деятельности.

    Практика показывает, что чем больше сведений о личности получено непосредственно в процессе обучения, тем эффективнее развитие, тем стабильнее профессиональная готовность субъекта к практической деятельности. Если в процессе образования удается достигнуть выраженного подтверждения связи между личностными особенностями субъекта образовательного процесса, специальными знаниями и показателями реализации его способностей, закрепленными технологическими навыками и умениями конструирования деятельности, то вероятнее становятся основания для прогноза профессиональной успешности/неуспешности личности.

    Комплекс сведений о субъекте обучения и возможностях его развития представляет собой:

    1. Рассмотрение природных, биологических особенностей телесного бытия человека. Знания индивидуально-психологических особенностей субъекта деятельности необходимы для использования в процессе профессиональной подготовки закономерностей поло-возрастного развития, поскольку природно-обусловленные свойства человека составляют предпосылку и условия развития его внутреннего мира, формирование специфически человеческих особенностей (Б.Г. Ананьев). Индивидные свойства можно разделить на два больших класса: возрастно-половые и индивидуально-типические (конституционные и нейродинамические). Интегративные связи между этими свойствами определяют более сложные образования индивида: структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию («вторичные индивидные свойства» – темперамент, задатки). Данные знания необходимы, поскольку «… любая особенность человека может косвенно влиять на формирование черт его характера и личности, через оценку (позитивную или негативную) в социальной среде» (С.Д. Смирнов). Сведения об интеграции «вторичных» индивидных свойств позволяют учитывать совокупность динамических характеристик поведения человека, проявляющихся в общей активности (объем взаимодействий с окружением, инициативность, готовность к действию), в особенностях моторики (темп, ритм, быстрота, количество движений, их амплитуда), и в эмоциональности (впечатлительность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, скорость возникновения эмоций, их сила, скорость изменения их знака – положительного на отрицательный и наоборот, модальность доминирующих эмоций). Поскольку темперамент детерминирован генетически, он может в ряде случаев существенно влиять на выработку оптимального индивидуального стиля деятельности и косвенно на формирование личности и социальный статус субъекта деятельности (Э.А. Голубева, К.М. Гуревич, В.С. Клягин, В.С. Мерлин, В.Д. Небылицин, И.В. Равич-Щербо, В.М. Русалов, Б.М. Теплов). Таким образом, индивидность человека при разработке акмеологической концепции гуманитарно-технологического развития учитывается при анализе его возрастных изменений; при оценке влияния биологии пола на психологические особенности; при изучении взаимосвязи конституционных свойств организма и психофизиологических характеристик; при анализе психической активности; при рассмотрении места и значения нейродинамических свойств психики в процессе обучения и развития и др. Учет индивидных особенностей человека – непременное условие при разработке конкретных видов гуманитарных технологий.

    2. Сведения о человеке как личности. Категория личности является одной из центральных в отечественной науке и вызывает интерес не столько исследованием отдельных качеств и свойств, сколько стремлением понять личность как особый социокультурный психологический феномен, выявляя детерминанты ее развития в процессе социализации (Б.Г. Ананьев, М.В. Мясищев, Л.И. Божович, В.С. Мерлин, К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон и др.). В качестве отправных идей для научно-акмеологического понимания личности принимается во внимание высказывание А.Н. Леонтьева о том, что личность – это особое, системное качество, которое приобретается индивидом в обществе, во всей совокупности отношений, хотя носителем этих качеств является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами. Эти свойства составляют лишь условия (предпосылки) формирования личности – как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида. С этой точки зрения проблема личности образует новое измерение в познании. Интегрально-технологический подход позволяет выявить компоненты, составляющие акмеологическую структуру личности:

    1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (5)

      Учебное пособие
      В пособии в краткой форме изложены теоретические и практические вопросы законодательства в сфере международного и отечественного социально–культурного сервиса и туризма, выделены важнейшие положения современной нормотворческой практики
    2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (1)

      Учебное пособие
      Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Макиенко М.А., Ботьева О.В., Брылина И.В., Гульбин Г.К., Макаренко Н.И., Мигуренко Р.А., Рубанова Е.В., Плотников Ю.С., Фадеева В.
    3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (3)

      Учебное пособие
      Корниенко А.А. и др. Философия: Учебное пособие / Составители: А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко, О.В. Ботьева, И.В. Брылина, Г.К. Гульбин, Н.
    4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (4)

      Учебное пособие
      В учебном пособии изложены основы современной философии, основные этапы ее развития, важнейшие проблемы философии на основании государственного образовательного стандарта.
    5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

      Учебное пособие
      В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
    6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

      Учебное пособие
      В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
    7. Элективный курс по философии Учебное пособие

      Элективный курс
      Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
    8. Пособие по проектированию Издательство тпу

      Документ
      Основы теории, технологический, конструктивный и гидравлический расчеты кожухотрубчатого теплообменника. Учебное пособие для студентов Химико-Технологического факультета ТПУ,
    9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007 (2)

      Учебное пособие
      В пособии раскрывается междисциплинарный характер комплексного регионоведения, дается представление о методологии, методах научного познания, их классификации, проблемах метода в регионоведении, сложностях становления его методологической базы.

    Другие похожие документы..