Учебное пособие Издательство тпу томск 2007

Ценностно-смысловая компетентность

Компоненты компетентности

Способы измерения

Культурная компетентность

Теоретические знания

Оценки (рейтинг) по учебным дисциплинам (культурология и др.)

Экспертное оценивание

Анкетирование

Самооценка

Практические знания

Сформированность ценностно-смысловой и мотивационной сферы

Психодиагностическое тестирование

Экспертное оценивание

Потребность непрерывного обучения

Личностные качества, определяющие данный компонент компетентности

Экспертное оценивание

Анализ результатов деятельности

Психодиагностическое тестирование

Таблица 5

Коммуникационная компетентность

Компоненты компетентности

Способы измерения

Информационно-коммуникационная компетентность

Теоретические знания

Оценки (рейтинг) по учебным дисциплинам

Экспертное оценивание

Анализ результатов деятельности

Практические знания (опыт использования)

Коммуникация на родном языке

Теоретические знания

Оценки (рейтинг) по учебным дисциплинам

Экспертное оценивание

Анализ результатов деятельности

Практические знания (опыт использования)

Коммуникация на иностранном языке

Теоретические знания

Практические знания (опыт использования)

Оценки (рейтинг) по учебным дисциплинам

Экспертное оценивание

Анализ результатов деятельности

На основе анализа данных, представленных в табл. 2–5, можно сделать вывод о том, что все методы измерения компонент компетентности образуют 3 большие группы:

  • традиционные измерительные процедуры (измерение физиологических и психофизиологических показателей, а также определения рейтинга студентов по результатам учебной деятельности);

  • технологии тестирования (педагогическое и психодиагностическое тестирование);

  • методы экспертного оценивания (включая экзаменационные оценки и итоговый рейтинг по учебным дисциплинам).

Принципиальным положением здесь стали выводы Дж. Равена, в которых отмечается, что понятие компетентности может выступать в качестве ведущего содержательного основания современного высшего профессионального образования:

во-первых, пересмотра взглядов на возможности каждого обучающегося, которые могут стать компетентными, сделав свой выбор в широчайшем спектре занятий: соответственно каждый преподаватель должен научиться видеть каждого обучающегося с точки зрения наличия у него набора качеств, важных для успеха в той или иной деятельности;

во-вторых, переформулирования целей образования; на первый план должна выходить задача развития личности на основе индивидуализации обучения;

в-третьих, изменения форм и методов обучения, которые должны содействовать выявлению и формированию компетентностей обучающихся в зависимости от их личных склонностей и интересов; в качестве основного дидактического средства предлагается использовать метод проектов;

в-четвертых, радикального отказа от традиционных процедур тестирования обучающихся и оценивания образовательных программ.

В.И. Байденко также предлагаются новые диагностические методики оценки компетентности: техника описательного заключения; событийно-поведенческое интервью; методика выявления ценностных ожиданий, которые должны отвечать целому ряду принципиально иных требований в отличие от традиционных методов измерения. Они должны быть особо чувствительными к особенностям приобретаемого опыта (набору компетенций), который у каждого обучающегося будет своим; применяться исключительно при условии создания для данного обучающегося адекватной образовательной среды; учитывать его индивидуальные способности, интересы и ценности; фиксировать динамику развития индивидуальных способностей. Автор обращает внимание на те аспекты компетентности, которые являются существенными для построения новой парадигмы оценивания. Следует подчеркнуть, что ни один человек не будет действовать инициативно, творчески, если он глубоко и лично в этом не заинтересован. Ценности, таким образом, оказываются во главе угла. Сказанное имеет самое серьезное отношение как к психолого-акмеологическим, так и к педагогическим измерениям и означает, что прежде чем браться за оценку чьих-то способностей, необходимо установить ценности, увлечения или намерения данного индивида.

Чтобы помочь обучающимся преодолеть трудности и организовать процесс обучения, ориентированный на развитие компетентностей, преподаватели должны обладать информацией о мотивах и потенциальных интересах каждого обучающегося, должны предлагать такие задачи, которые создают познавательную мотивацию и основываются на уже развитых у него компетенциях. Перечисленные особенности природы компетентности полностью соответствуют методологии акмеологии и учитываются в предлагаемых методах ее оценки и измерения.

Техника описательного заключения

Ее смысл состоит в создании ситуации, в которой обучающийся смог бы с энтузиазмом заниматься интересным и важным для него делом. Преподаватели, наблюдая за его деятельностью, должны заполнять соответствующие таблицы, фиксируя, какого рода деятельность он ценит и какие компоненты компетентности спонтанно проявляет при выполнении такой деятельности. Другим приемом является простое перечисление личностно значимых видов деятельности и примеров поведения вместе с соответствующими им видами компетентности. В качестве ориентира может быть использован список ценностей и компонентов компетентностей.

Событийно-поведенческое интервью

Интервью такого рода представляют собой подборку персональных отчетов о поведении в критических ситуациях либо протоколы поведения событий. При этом предполагается разделение ответственности за результат оценивания между преподавателем и обучающимся. Последнего просят вспомнить и отметить для себя те отрезки жизни, когда дела у него шли особенно хорошо, либо наиболее плохо; затем его просят сообщить о событиях, которыми он был особенно доволен или, напротив, особенно огорчен. Записи интервью (или письменные отчеты) анализируются преподавателем или другим внешним экспертом по определенной схеме.

Методика ценностных ожиданий

Методика дает возможность проникнуть в представления людей, определить их ценности, восприятие ими значимых элементов окружения, их ожидания в отношении результатов своих действий и ту степень важности, которую они придают каждому из допустимых последствий.

Психолого-акмеологическое наблюдение

Психолого-акмеологическое наблюдение рассматривается нами как компонент в системе сбора информации, при этом очевидна его необходимость, поскольку именно оно отражает реальный процесс «приращивания» компетенций (табл. 6).

Таблица 6

Характеристики и диагностические признаки психолого-акмеологического наблюдения

Основная характеристика

Диагностические признаки

1. Наличие учебно-профессиональных мотивов

Наблюдение:

  • готовность к получению знаний;

  • активность и энергичность при выполнении заданий;

  • готовность к выполнению заданий повышенной сложности;

  • осознание ограниченности своих знаний (готовность заниматься самообразованием, саморазвитием).

2. Наличие устойчивых побудительных мотивов быть конкурентоспособными во всех сферах человеческой жизни

Наблюдение:

  • умение предъявлять имеющиеся знания иным способом, чем другие;

  • настойчивость в достижении целей;

  • способность и готовность решать задачи по собственной инициативе, выдвигать предложения, идеи и уметь их аргументировано защищать;

  • умение говорить о результатах собственной деятельности;

  • самоуважение, принятие себя.

3. Умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях

Наблюдение:

  • умение решать задачи профессиональной направленности;

  • активность при выполнении творческих заданий;

  • творческий подход при решении профессиональных задач;

  • способность осуществлять межпредметные связи (использование всех имеющихся знаний при решении профессиональных задач).

4. Владение навыками исследовательской деятельности

Наблюдение:

  • умение выделить и сформулировать проблему;

  • умение поставить цели деятельности, исследования, доклада;

  • умение анализировать текст, выделять главное (анализ сообщений, рефератов);

  • умение делать выводы.

6. Наличие качеств, обеспечивающих личностно-профессиональное становление

Наблюдение:

  • инициативность;

  • открытость к сотрудничеству с участниками образовательного процесса;

  • гибкость, способность к творчеству;

  • серьезное отношение к процессу обучения;

  • уверенность;

  • умение свободно мыслить и привлекать материал для выражения собственных мыслей;

  • коммуникабельность;

  • склонность к самоконтролю.

Компетентностный подход является более продуктивным для оценки профессионального развития современного специалиста, позволяет более глубоко оценить его профессионализм, поскольку действительной феноменологией профессионального опыта являются не его компоненты (в роли которых выступают знания, умения, навыки, проявляющие себя с высокой степенью вариативности в разных профессиональных видах деятельности), а особенности структурной организации той иерархии психических носителей, которые изнутри определяют эмпирически констатируемые свойства профессионального опыта. Эффектом интеграции в профессиональном опыте знаний, умений, навыков, привычек является профессиональная компетентность специалиста. Акцент, который делается в компетентностном подходе на ценностно-смысловых ориентациях специалиста, позволит более полно реализовать его потенциал за счет понимания социальной значимости своей профессии, более сильного целеполагания, смыслотворчества в профессии, определяющего профессиональную устойчивость, а использование адекватных методик оценки компетентности обучающихся позволит более полно реализовывать их потенциал при условии создания соответствующей образовательной среды, индивидуализации обучения.

Контрольные вопросы и задания

  1. Представьте языковой аспект проблемы, связанный с введением понятий «компетенция и компетентность.

  2. Представьте прообраз современных представлений компетентностного подхода.

  3. Разработайте глоссарий (словарь основных понятий) по теме «Компетентностный подход в системе высшего профессионального образования».

  4. Представьте в развернутом виде ключевые компетенции, определенные Советом Европы.

  5. Рассмотрите понятие «компетентность» вместе с понятиями «профессиональный опыт» и «профессионализм. Приведите аргументы, доказывающие их взаимообусловленность.

  6. Раскройте содержание понятий нормативного и реального профессионализма.

  1. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (5)

    Учебное пособие
    В пособии в краткой форме изложены теоретические и практические вопросы законодательства в сфере международного и отечественного социально–культурного сервиса и туризма, выделены важнейшие положения современной нормотворческой практики
  2. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (1)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А., Квеско Р.Б., Макиенко М.А., Ботьева О.В., Брылина И.В., Гульбин Г.К., Макаренко Н.И., Мигуренко Р.А., Рубанова Е.В., Плотников Ю.С., Фадеева В.
  3. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (3)

    Учебное пособие
    Корниенко А.А. и др. Философия: Учебное пособие / Составители: А.А. Корниенко, Р.Б. Квеско, М.А. Макиенко, О.В. Ботьева, И.В. Брылина, Г.К. Гульбин, Н.
  4. Учебное пособие Издательство тпу томск 2007 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии изложены основы современной философии, основные этапы ее развития, важнейшие проблемы философии на основании государственного образовательного стандарта.
  5. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (3)

    Учебное пособие
    В учебном пособии рассматриваются современные модели представления знаний в информационных системах и принципы построения экспертных систем; обсуждаются проблемы применения нечеткой логики, генетических алгоритмов и нейронных сетей
  6. Учебное пособие Издательство тпу томск 2006 (4)

    Учебное пособие
    В учебном пособии в краткой форме изложены основы отраслевой экономики предприятий электроэнергетики. Показаны место и роль отрасли в национальной экономике, её состав, структура, особенности функционирования и реформирования.
  7. Элективный курс по философии Учебное пособие

    Элективный курс
    Учебное пособие содержит материал, дающий представление о сущности предмета философии и её истории, предметном самоопределении философии в процессе развития; знакомит с историей становления и развития философских воззрений, основными
  8. Пособие по проектированию Издательство тпу

    Документ
    Основы теории, технологический, конструктивный и гидравлический расчеты кожухотрубчатого теплообменника. Учебное пособие для студентов Химико-Технологического факультета ТПУ,
  9. Учебное пособие Издательство Томского политехнического университета Томск 2007 (2)

    Учебное пособие
    В пособии раскрывается междисциплинарный характер комплексного регионоведения, дается представление о методологии, методах научного познания, их классификации, проблемах метода в регионоведении, сложностях становления его методологической базы.

Другие похожие документы..