Формирование готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

Бондаренко Евгений Алексеевич

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ТЫЛА К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Саратов 2009

Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский военный институт ВВ МВД РФ»

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, профессор Скрыпников Олег Иванович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Дружкин Александр Васильевич

кандидат педагогических наук, доцент

Шкабура Андрей Филлипович

Ведущая организация – Военная академия тыла и транспорта

имени генерала армии А.В. Хрулёва

Защита состоится «25» февраля 2009 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83, корпус 7, аудитория 312.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке имени В.А. Артисевич Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.

Автореферат разослан «23» января 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Кондаурова И.К.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Модернизация Вооружённых Сил Российской Федерации, последовательно и активно осуществляемая в последние годы, ставит перед военными вузами непростые, носящие комплексный характер задачи: повышение качества и конкурентоспособности военного образования, его целенаправленность на удовлетворение как личных запросов человека, выбравшего военный вуз, так и потребностей вооружённой защиты российского общества, совершенствование организации и содержания профессиональной подготовки будущих офицеров.

В ряду подобных задач одной из наиболее значимых является удовлетворение потребности Вооружённых Сил в подготовке офицеров-управленцев, военных менеджеров среднего звена, способных к организационно-управленческой, планово-экономической, проектно-аналитической деятельности в сфере управления воинскими частями и подразделениями. Сегодня войсковой практикой востребован офицер-управленец, который ориентирован на демократические управленческие приоритеты в системе «человек-человек», способен к актуализации и саморазвитию имеющихся у него управленческих знаний и умений, умеет самостоятельно ориентироваться в изменчивой социальной и войсковой реальности, адекватно оценивать её, принимать продуманные, рациональные решения, владеет современными тактиками и стратегиями управления воинскими коллективами.

В то же время, анализ войсковой практики показывает, что не всегда военные вузы справляются с решением этой задачи. Имеют место тенденции роста числа офицеров-выпускников с недостаточной подготовленностью к современной военно-управленческой деятельности, со слабым знанием новых технологий военного управления, с недостаточной рефлексивной культурой и гибкостью, с отсутствием самой потребности в повышении профессиональных знаний в области военного управления. В силу этого, проблема повышения эффективности подготовки будущих офицеров к управленческой деятельности становится одной из приоритетных задач деятельности военных вузов, а её исследование – актуальным направлением педагогических изысканий.

При этом необходимо отметить, что данное направление исследований не ново. Проблемы «управления» и «управленческой деятельности различными организациями» широко представлены в работах зарубежных учёных (М. Альберт, Д. Бодди, Т. Бойдел, А. Вайсман, М. Мескон, Т. Питерс, И. Уорд, Р. Уотерман, Ф. Хедоури, R.A. Beaumont, I.M. Bell, G. Hofstede и др.) и отечественных исследователей (И.Г. Асперов, В.Г. Афанасьев, О.С. Виханский, Г.Я. Гольдштейн, Э.М. Коротков, В.Ю. Кричевский, А.М. Омаров, В.А. Розанова, А.Ф. Шикун и др.). В них достаточно всесторонне, с разных методологических позиций, рассматриваются вопросы сущности, структуры и функций «управления как деятельности», тактики и стратегии менеджмента, отдельные функции управленческой деятельности: организаторская, аналитическая, контрольная, коммуникативная и другие, требования к менеджеру (руководителю), приёмы и способы разрешения типичных управленческих ситуаций.

В военно-профессиональной деятельности наиболее изучены вопросы, связанные с осуществлением управленческих функций различными категориями командиров в войсках (А.А. Беляев, В.И. Варваров, М.И. Дьяченко, А.К. Ефремов, Д.А. Иванов, С.П. Иванов, М.И. Ломакин, Л.Е. Мерзляк, В.Г. Маликов, Я.В. Подоляк и др.), становления командира-управленца в первые годы службы (В.В. Дударев, А.М. Захаров, П.Н. Лащенко, Ф.П. Тонких, Ю.Г. Фокин и др.), отдельные аспекты подготовки будущих офицеров к управленческой деятельности в военных вузах (М.Э. Андросенко, В.Г. Маликов, В.А. Михайловский, В.Ф. Перевалов, Э.П. Утлик и др.).

При всей несомненной ценности данных исследований необходимо отметить, что, во-первых, в большинстве из них проблемы подготовки будущих офицеров к управленческой деятельности рассматриваются без учёта их специализации, вместе с тем, подготовка курсантов в военных вузах имеет целью не подготовку «офицера вообще», а конкретную подготовку по первичному должностному предназначению в войсках. Во-вторых, значительное количество работ посвящено формированию умений по осуществлению отдельных управленческих действий: принятию решения, оценке обстановки, организации деятельности, контролю выполнения заданий и т.п., а работ, где бы управленческая деятельность рассматривалась концептуально, с учётом специализации будущего офицера и первичного должностного предназначения, явно недостаточно.

Данные обстоятельства позволяют констатировать, что актуальность предлагаемого диссертационного исследования обусловлена потребностью военной практики в выпускниках военных вузов, способных эффективно осуществлять управленческую деятельность в соответствии со специализацией и первичным должностным предназначением.

Актуальность исследования со всей очевидностью выявляет и противоречие, имеющееся в профессиональной подготовке военных вузов: между необходимостью совершенствования подготовки будущих офицеров к управленческой деятельности с учётом их специализации и первичного должностного предназначения и отсутствием специально разработанного дидактического обеспечения этого процесса в конкретных военных вузах.

Актуальность исследования и необходимость разрешения выявленного противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каким образом должна осуществляться подготовка будущих офицеров к управленческой деятельности, чтобы обеспечить достаточный для первичной должности уровень готовности к ней? – и определило тему диссертационного исследования: «Формирование готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности».

Цель исследования – совершенствование формирования готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности посредством создания необходимых для этого педагогических условий в ходе профессиональной подготовки.

Объект исследования – профессиональная подготовка будущих офицеров тыла.

Предмет исследования – формирование готовности к управленческой деятельности у будущих офицеров тыла в ходе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования – уровень сформированности готовности к управленческой деятельности у будущих офицеров тыла будет более высоким, если:

– процесс формирования готовности к управленческой деятельности осуществляется с учётом специализации будущих офицеров, содержания и особенностей её осуществления на первичных должностях, в контексте формирования мотивационной, когнитивной, коммуникативной, рефлексивной составляющих готовности;

– созданы необходимые педагогические условия, позволяющие интегрировать управленческие знания и умения курсантов, полученные ими в ходе изучения различных дисциплин, актуализировать их в ходе решения квазипрофессиональных учебных задач, выполнения курсантами обязанностей по военной службе, прохождения войсковых практик и стажировки;

– осуществляется мониторинг процесса формирования готовности, позволяющий в постоянном режиме контролировать его ход, вносить необходимые корректировки, индивидуализировать и дифференцировать с учётом возможностей обучаемых.

В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить сущность и структуру готовности к управленческой деятельности, выявить факторы, определяющие её формирование в условиях военного вуза.

2. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие совершенствованию формирования готовности к управленческой деятельности у будущих офицеров тыла.

3. Разработать критерии и показатели оценки уровней сформированности готовности к управленческой деятельности, предложить диагностический инструментарий осуществления педагогического мониторинга.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

– концепции управленческой деятельности специалистов, представленные в работах И.Г. Асперова, В.Г. Афанасьева, Б.Н. Герасимова, Г.Я. Гольштейна, Ю.А. Конаржевского, В.Ю. Кричевского, В.Н. Машкова, А.М. Омарова, В.А. Розановой, З.П. Румянцевой, Ю.Г. Фокина и других;

– теоретические положения военной педагогики и психологии по совершенствованию процесса управленческой подготовки будущих офицеров (М.Э. Андросенко, А.А. Беляев, В.В. Дударев, М.И. Дьяченко, А.К. Ефремов, Д.А. Иванов, В.Г. Маликов, Л.Е. Мерзляк, В.А. Михайловский, Е.Ф. Осипенко, В.Ф. Перевалов и другие);

– концепции управления образовательным процессом в вузах (Ю.К. Бабанский, Е.В. Бондаревская, О.С. Виханский, Б.С. Гершунский, А.В. Долженко, Н.К. Сергеев, В.В. Сериков);

– идеи задачного и ситуационного подходов в организации образовательного процесса по подготовке к управленческой деятельности (А.А. Вербицкий, М.А. Дмитриева, Э.Э. Линчевский, В.И. Матирко, И.А. Наумов, Г.С. Никифорова, А.С. Прутченков, В.М. Снеткова, В.А. Трайнев).

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования, для решения поставленных задач использовался комплекс взаимозаменяемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение документов и нормативных материалов, определяющих содержание подготовки будущих офицеров тыла; многокритериальный анализ и синтез результатов поиска в информационных системах с целью определения ведущих понятий; методы экспертного оценивания, тестирования, наблюдения, моделирования, прогнозирования, опроса, математической статистики.

Использование данных методов позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей сложности их взаимосвязей и выразить результаты педагогического эксперимента в количественных и качественных показателях.

Этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Исследование по теме диссертации проводилось с 2004 по 2008 годы на базе Вольского высшего военного училища тыла (военного института) и осуществлялось в три этапа.

На первом этапе – 2004–2005 гг. – исследовалось состояние разработанности проблемы формирования готовности будущих офицеров к управленческой деятельности в педагогической науке, анализировалась практика работы военных вузов по данному направлению; изучались требования руководящих документов по подготовке будущих офицеров к управленческой деятельности в условиях образовательного процесса в военных вузах; определялись основные теоретические понятия исследования, выявлялась их специфика и взаимосвязь; разрабатывались содержание и методика констатирующего и формирующего экспериментов.

На втором этапе – 2005–2008 гг. – были проведены констатирующий и формирующий эксперименты, в ходе которых осуществлялись измерение и оценка исходного уровня сформированности готовности к управленческой деятельности у курсантов; были созданы педагогические условия, способствующие совершенствованию работы по формированию у будущих офицеров готовности к управленческой деятельности, проведена оценка их эффективности.

На третьем этапе – 2008 г. – завершился формирующий эксперимент, проводилась экспериментальная оценка опытно-экспериментальной части исследования, формулировались выводы, полученные в ходе эксперимента; осуществлялась апробация результатов исследования и внедрение их в практику военных вузов; завершалось оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём: уточнена сущность готовности к управленческой деятельности, понимаемая как профессионально-личностное новообразование, формируемое в процессе профессиональной подготовки и включающее в себя мотивационный, когнитивный, коммуникативный и рефлексивный компоненты; выявлены факторы, определяющие ее формирование в условиях военного вуза, с учетом специализации будущих офицеров, первичного должностного предназначения, особенностей её осуществления в войсках, обусловленных ролью и функциями офицеров тыла в системе военного управления, типом решаемых задач, сфер управленческой деятельности, особенностями воинских коллективов тыловых подразделений; обоснованы педагогические условия, способствующие совершенствованию формирования готовности будущих офицеров к управленческой деятельности (интеграция общепрофессиональных и военно-профессиональных дисциплин с учётом содержательной стороны и особенностей управленческой деятельности офицеров тыла, применение теоретических знаний в выполняемых курсантами в ходе обучения обязанностей по военной службе, взаимосвязь теоретической и практической подготовки на каждом этапе обучения, индивидуализация и дифференциация процесса подготовки курсантов к управленческой деятельности с учётом требований управленческих задач и возможностей обучаемых); обоснованы критерии и показатели оценки уровней сформированности готовности к управленческой деятельности.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в развитии концепций военно-профессионального образования о сущности готовности к управленческой деятельности, условиях её формирования в ходе профессиональной подготовки, выявлении взаимосвязи между содержанием и методикой её формирования и специализацией, первичным должностным предназначением будущего офицера, что позволяет оптимизировать объём и содержание необходимых управленческих знаний и умений выпускников военных вузов, вносит определённый вклад в развитие теоретических представлений о профессионально-личностном становлении современного военного специалиста. Полученные результаты могут рассматриваться в качестве теоретической базы для дальнейшего исследования педагогических условий совершенствования других компонентов профессиональной подготовки будущих офицеров.

Практическая значимость исследования заключается в направленности его результатов на совершенствование профессиональной подготовки будущих офицеров, в востребованности педагогических условий и средств их создания, позволяющих в условиях военного вуза совершенствовать работу по формированию у выпускников готовности к управленческой деятельности. Материалы исследования, разработанные в целях создания педагогических условий (система «учебных ситуаций», квалификационных задач, тренингов управленческой деятельности, применяемых активных методов обучения, методик педагогического мониторинга, дневники выполнения курсантами обязанностей в суточном наряде, в ходе войсковых практик), могут быть использованы в воспитательной и учебной деятельности воинских частей и подразделений, а также в системе переподготовки военных кадров.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечиваются научной аргументированностью исходных теоретических положений; внутренней непротиворечивостью логики исследования; адекватностью применяемых методов цели и задачам исследования; длительностью проведения экспериментальной работы; широким внедрением результатов исследования в образовательный процесс военных вузов России; вариативной проверкой основных положений и выводов в педагогической практике.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические положения и результаты исследования излагались на научно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Вольского высшего военного училища тыла в 2004–2008 годах, на научно-практических и военно-теоретических конференциях в гг. Саратов (2005, 2007 гг.), Екатеринбург (2007 г.), Монино Московской области (2008 г.), Смоленск (2008 г.).

Материалы исследования (система «учебных ситуаций», квалификационных задач, тренингов управленческой деятельности, дневники выполнения обязанностей лиц суточного наряда, квазипрофессиональных должностей в ходе войсковых практик) используются в учебном процессе Вольского высшего военного училища тыла (военного института), Саратовского военного института ВВ МВД РФ, Ульяновского высшего военно-технического училища (военного института) и Волгоградской Государственной Академии физической культуры. Результаты исследования отражены в 11 публикациях автора.

  1. Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «25» марта 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  4. Педагогическая концепция формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы в условиях воинского социума 13. 00. 08 - теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Официальные оппоненты: Липский Игорь Адамович, засл. деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор (АОУ «Институт переподготов- ки и повышения квалификации руководя- щих кадров и специалистов системы со­- циальной защиты
  5. Указатель Чебоксары (1)

    Указатель
    К 53 Книги Чувашской Республики. 2001-2005 : ретросп. библиогр. указ. / составители А. Г. Сидорова, А. Б. Краснова, Ф. Г. Парамонова. – Чебоксары, 2010.
  6. Бюллетень новых поступлений за 2004 год

    Бюллетень
    Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. В.М.Лебедева. - М.: НОРМА, 2004. - 448 с. - ISBN 5-89123-835-7 : 219-85.В работе с учетом новейших изменений в уголовно-процессуальном и уголовном законодательстве, а также
  7. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (1)

    Документ
    Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (бывшая Морская Николаевская академия)
  8. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (2)

    Документ
    Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого»)
  9. «28» декабря 2005 г. №1055

    Документ
    В целях совершенствования системы научного обеспечения и распространения передового опыта деятельности органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России

Другие похожие документы..