Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 Социология Москва 2010

- 67 -

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра политической социологии

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Учебно-методический комплекс

Для специальности № 020300 - Социология

Москва 2010

СОДЕРЖАНИЕ

I. Предисловие……………………………………………………………….. …3

II. Программа курса «Политические технологии»……..……………….... 4 Пояснительная записка…………………………………………………………...4

Содержание курса……………………………………………………………….7

Список источников и литературы ……………………………………………..12

Тематический план……………………………………………………………...26

Контрольные вопросы ………………………………………………………….28

III. Планы семинарских (практических) занятий…………………………29

Пояснительная записка………………………………………………………….29

Тематические разделы………………………………………………………….30

IV.Cистема текущего и итогового контроля знаний студентов…………..……………………………………………………………44

Пояснительная записка…………………………………………………………..44

Промежуточные контрольные работы…………………...……………………..47

Темы рефератов………….……………………………………………………….52

V.Рабочая тетрадь студента……….…………………………………………..53

I. Предисловие

Политические технологии являются одним из самых востребованных современных способов организации и управления политическими процессами. Роль политических технологий значительно возрастает в условиях усложнения социальных связей, в связи с ростом динамизма политических процессов, когда повышаются требования к совершенствованию социального управления.

Развитие и активное внедрение политических технологий в политической практике способствует формированию политической технологической культуры. Важным компонентом этой культуры становится инновационный тип мышления, который характеризуется конструктивностью, ориентированностью на получение конечного политического и социального результатов, пониманием, какими методами и средствами оптимизировать социальные действия, правильно использовать творческие возможности, имеющийся потенциал общества, социальной организации, личности.

В этой связи возникает потребность в специалистах, владеющих концептуальное гуманитарное, стратегическое, технологическое мышлением, способных на практике применять полученное теоретическое знание.

Специальный курс «Политические технологии» объединяет теоретические и прикладные знания разных отраслей науки и направлен на формирование навыков политического анализа и политического конструирования.

УМК специального курса «Политические технологии» предназначен для студентов, обучающихся по специальности № 022300 «Социология» специализации «Политический PR, бизнес PR и реклама» всех форм обучения.

УМК включает в себя программу специального курса, развёрнутый список обязательной и дополнительной литературы, источников в соответствии с тематическими разделами спецкурса, планы семинарских занятий. УМК содержит вопросы и задания к промежуточной аттестации (тестовые задания, тематика реферативных работ) и итоговой аттестации (вопросы итоговой контрольной работы), рабочую тетрадь студента, определяет формы и систему контроля знаний студентов.

В связи с большим объемом литературы, так или иначе релевантной тематике учебной дисциплины, список источников и литературы разбит в соответствии с тематическими разделами курса и предполагает наличие как обязательной, так и дополнительной литературы по каждой теме.

II. ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ».

Пояснительная записка.

Учебно-методический комплекс (УМК) по специальному курсу «Политические технологии» предназначен для студентов, обучающихся по специальности № 022300 «Социология» специализации «Политический PR, бизнес PR и реклама» на 4 курсе социологического факультета для всех форм обучения.

Специальный курс составлен с учетом требований государственного образовательного стандарта, относится к циклу специальных дисциплин, изучение которого рассматривается в контексте социологического знания, на базе изученных ранее курсов «Политология», «Теория государства и права», «Менеджмент», «Теория организаций», «Социальная психология», «Социологии управления».

Предмет спецкурсаполитические технологии как способ организации и упорядочивания целесообразной практической деятельности в политической сфере, совокупность приёмов, методов, направленных на определение или преобразование политического или социального объекта, достижение заданного результата.

Цель спецкурса «Политические технологии» – способствовать политической социализации студентов, их способности анализировать политическую действительность, формирование у них практических навыков планирования и проектирования в политическом и социальном пространстве.

В рамках данного курса предусматривается решение следующих задач:

  • изучить сущностные характеристик политических технологий и необходимость их применения;

  • рассмотреть типы и виды политических технологий в современных условиях;

  • изучить теоретические концепции и технологии государственного строительства и местного самоуправления;

  • сформировать практические навыки политического анализа у студентов;

  • изучить основные способы принятия политических решений в современных демократических политических системах;

  • проанализировать методы анализа эффективности PR-кампаний политических партий в избирательных кампаниях;

  • освоить технологии разработки стратегии избирательных кампаний.

В результате изучения дисциплины студенты должны:.

  1. Освоить научной терминологией и свободно владеть обязательным понятийным аппаратом спецкурса.

  2. Знать основные научные идей и фактов, лежащих в основе современного политического анализа.

  3. Овладеть навыками анализа и прогнозирования конкретных политических ситуаций.

  4. Уметь использовать социологические данные при анализе и прогнозировании политических и электоральных процессов.

  5. Приобрести четкие и структурированные представления о методах и алгоритмах основных политических технологий.

  6. Уметь использовать современные технологии планирования и проектирования в современном политическом и социальном пространстве.

Учебная работа студентов проводится в виде лекций, семинарских занятий, деловых и ролевых игр, консультаций, различных форм самостоятельной работы. При этом лекция и семинар не дублируются, а взаимно дополняют друг друга, поскольку некоторые вопросы учебного курса не будут рассматриваться на лекциях. Подготовка к семинару связана не только с темой и вопросами плана, но зависит также от формы, места проведения семинара, конкретных заданий, которые студент получит от преподавателя. Это может быть написание доклада, реферата, задания микрогруппам по сбору и обработке материала.

Методы работы. В ходе изучения данного спецкурса широко используются межпредметные связи, обращение к проблематике родственных дисциплин, что способствует овладению студентами соответствующего тезауруса курса «Политические технологии», приобретению прочных знаний по пройденному материалу.

Методами изучения данной дисциплины являются посещение лекций и выступление на семинарских занятий, участие в дискуссиях, самостоятельная работа с источниками и литературой, работа с различными средствами массовой коммуникации (в т.ч. Интернетом), анализ эмпирических данных, находящихся в свободном доступе (статистическая информаций, результаты выборов), написание реферативной работы, выполнение контрольных и тестовых заданий.

Метод создания проблемной ситуации для изучения предложенного материала помогает освоить технологии создания плана социально-политического анализа региона, разработать стратегии политических партий в период избирательной кампании.

Предложенные методы предусматривают самостоятельное изучение дополнительной литературы по курсу и работу с индивидуальными заданиями, а также совместную групповую практическую деятельность в ходе семинаров.

Виды работы. Курс наряду с лекционным материалом содержит большое количество практических занятий, проводимых как в форме классических семинарских занятий с перечнем обсуждаемых вопросов, так и в форме блиц-опросов, деловых игр, тренингов, совместных командных работ и индивидуальных домашних заданий.

В программу курса включен индивидуальный анализ политического позиционирования партий в период избирательных кампаний и межвыборный период и анализ сайтов политических партий и фракций в ГД ФС РФ, законодательных и правовых актов, регламентирующих применение политических технологий в социальной и политической практике.

Групповая интерактивная работа предполагает разработку стратегии избирательной кампании «новой партии».

Система контроля качества усвоения знаний. Контроль качества усвоения знания регулярно проводится как в устной, так и в письменной форме. В целях контроля и оценки знаний, умений студента используются: оценка работы на семинарах, тестирование, подготовка рефератов, выполнение индивидуальных и групповых заданий по темам спецкурса.

Для получения зачета студент должен выступить не менее чем 2/3 семинарских занятий, продемонстрировав владение источниками, указанными в списке литературы; подготовить реферат; выполнить 3 контрольные работы и все тестовые задания.

Для студентов заочной формы обучения, в том числе дистанционной формы контроля знаний студентов, систематически выполняемых самостоятельных заданий, разработана рабочая тетрадь студента.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение в курс «Политические технологии» (2 часа)

Роль политических технологий в контексте современного политического процесса. Причины и условия возрастания роли политических технологий в современном обществе. Сущностные характеристики, специфика и необходимость использования. Типы и виды политических технологий. Способы формирования и этапы политических технологий. Технологическая культура и развитие инновационного типа мышления у специалистов PR. Рынок политических технологий в мире и в России.

Тема 2. Политический анализ (6 часов)

Основные измерения политического анализа. Определение уровней политического анализа, их специфика и соотношение. Генезис профессиональной области и становление специальной дисциплины, особенности методологии и методики прикладного анализа политики. Характеристика политической системы общества как предмет политического анализа на макроуровне. Системный подход Д.Истона. Сравнительный анализ политических режимов. Демократический режим как предмет политического анализа. Политический анализ микроуровня. Методики политического анализа – диагностика политической ситуации, политической напряжённости, политической стабильности.

Тема 3. Технологии государственного строительства. (4 часа).

Формы государства и формы государственного устройства. Консессуальные и мажоритарные демократии (Р.Даль). Расширение демократического ареала и оценка эффективности демократических институтов. Влияние глобализации на проблемы государственного строительства. Суверенизация-десуверенизация. Объединительные и дезинтеграционные процессы в современном мироустройстве. «Глокализация» в современном обществе. Тенденции развития федеративных и унитарных государств, основные подходы к территориальной и региональной политике. Специфика государственного строительства в поли-этнических государствах. Особенности российского федерализма. Самоуправление, его виды в современном обществе, роль органов МСУ в политическом процессе. Разработка и принятие политических решений.Уровни политических решений и основные государственные и политические институты, связанные с процессом принятия политического решения. Трипартизм государственных функций в современной политической системе. Исполнительная и законодательная власть в процессе принятия политических решений. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти в парламентских и президентских республиках. Роль институтов гражданского общества в принятии политических решений. Оценка эффективности государственных и политических решений.

Тема 4. Технологии создания и деятельности политических партий (4 часа)

История становления политических партий как социальных институтов и развитие социологии политических партий (М.Острогорский, Р. Михельс, теория олигархизации, марксизм, А.Грамши и неомарксизм). М. Дюверже о бинарной классификации партий: кадровые и массовые. Трехсоставная типология партий: кадровые, массовые, партия избирателей (универсальные). Партийно-политические системы. Типология партийных систем Р.-Ж. Шварценберга.

Политическая партия как субъект политики. Основные функции современных политических партий. Принципы взаимоотношений политических партий в демократических партийных системах. Современные виды партийных систем.

Развитие и становление многопартийности в России. Многопартийная система в современной России. Общественные организации как форма общественной связи и выражение социальных потребностей и интересов. Типы общественных организаций. Особенности партийно-идеологического спектра в постсоветской России. Причины кризисных явлений в отечественном партстроительстве. Динамика партийных электоральных предпочтений.

Тема 5. Избирательные технологии (6 часов)

Понятие «избирательные технологии». Сравнительный анализ избирательных систем и моделей подсчета голосов. Эволюция и современное состояние российского избирательного законодательства. Проведение избирательной кампании. Этапы избирательной кампании. Планирование избирательной кампании: стратегия и тактика; подходы и принципы проведения избирательной кампании; специфика полевой работы с избирателями. Классические модели электорального поведения и основные факторы электорального поведения. Электоральная динамика и электоральная поддержка основных политических сил в РФ.

  1. Учебно-методический комплекс для специальности №0203000 Социология Москва, 2010

    Учебно-методический комплекс
    Специальный курс «Социология конфликта» является относительно новой учебной дисциплиной в образовательном стандарте России по специальности «Социология» и его появление связано с требованиями меняющейся реальности и с необходимостью
  2. Учебно-методический комплекс для специальностей №020300 социология, №022000 связи с общественностью, политология Москва 2010

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по курсу «Политическая социология» предназначен для студентов, обучающихся по специальностям № 020300 – социология, № 022 - связи с общественностью, и политология.
  3. Учебно-методический комплекс для специальностей №020300 социология, №022000 связи с общественностью, №022002 политология Москва 2010

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) по курсу «Политическая социология» предназначен для студентов, обучающихся по специальностям № 020300 – социология, № 022 - связи с общественностью, № 022002- политология.
  4. Учебно-методический комплекс по учебным дисциплинам «Теория вероятностей» и «Математическая статистика»

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по учебным дисциплинам «Теория вероятностей» и «Математическая статистика» для социологов: Учебно-методическое пособие. – 3-е издание, переработанное и дополненное.
  5. Учебное пособие раскрывает происхождение и значение более 1000 учебных терминов по анатомии и физиологии, а также цитологии, гистологии и эмбриологии человека, содержит многочисленные примеры, снабжено алфавитными указателями.

    Учебное пособие
    Анатомия и физиология: словарь-справочник [Текст] : [учеб. пособие] / РАО, Моск. психол.-соц. ин-т ; авт.-сост. С. С. Тверская. - 4-е изд., испр. и доп.
  6. К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб пособие для студ вузов по курсу "Концепции соврем естествознания" / Клягин, Нико

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  7. Отчет о результатах самообследования факультета политических и социальных наук по состоянию на 01. 06. 2008 года

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета политических и социальных наук, проводившегося в течение 2007–2008 учебного года. В ходе самообследования анализировались все основные направления деятельности факультета.
  8. Образовательная программа высшего профессионального образования по специальности «080505. 65 «Управление персоналом»

    Образовательная программа
    Колесникова Н. Н. Английский язык для менеджеров: учеб. для студентов сред. проф. образования по спец. 0602-Менеджмент / М.: Академия, 2004. 304 с. Допущено министерством образования РФ
  9. Программа курса и учебно-методические рекомендации Рязань 2010 г. Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение

    Программа курса
    Программа курса и учебно-методические рекомендации содержат аннотацию и содержание дисциплины, детальные тематические планы с расшифровкой по содержанию каждой темы (для каждой специальности, в отдельности для стационара и отделения

Другие похожие документы..