Предисловие редактора перевода

Клацки Р.

ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕКА
структуры и процессы

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие редактора перевода

Предисловие

Глава 1. Введение

Основные понятия

Глава 2. Общий обзор системы переработки информации у человека

Система и ее составные части
Теория двойственности памяти. Одна память или две?

Глава 3. Сенсорные регистры

Зрительный регистр
Слуховой регистр

Глава 4. Распознавание образов

Коды памяти и распознавание
Процессы, связанные с распознаванием
Внимание
Общая модель распознавания образов

Глава 5. Кратковременная память: хранение и переработка информации

Повторение
Структурирование и емкость кратковременной памяти
Сознание и кратковременная память

Глава 6. Кратковременная память: забывание

Теории забывания
Эксперименты с дистрактором
Другие эксперименты с дистрактором
Влияние познавательных процессов на забывание

Глава 7. Кратковременная память: хранение информации в неакустической форме

Зрительные коды в кратковременной памяти
Семантические коды в кратковременной памяти
Еще несколько слов о теории двойственности

Глава 8. Долговременная память: структура и семантическая переработка информации

Структура долговременной памяти
Сетевые модели долговременной памяти
Данные о семантической памяти
Теоретико-множественная модель ДП
Модель ДП, основанная на семантических признаках

Глава 9. Долговременная память: забывание

Проактивное и ретроактивное торможение
Интерференция и забывание
Забывание и естественный язык
Интерференция: некоторые итоги

Глава 10. Запоминание. Процессы кодирования

Опосредование с помощью естественного языка
Предложения и образы как посредники
Организация при свободном припоминании

Глава 11. Процессы извлечения информации

Узнавание
Извлечение информации и вспоминание
Сравнение процессов узнавания и воспроизведения

Глава 12. Зрительные представления в долговременной памяти

Память на образную информацию
Мысленные образы и память
Возражения против гипотезы образов
Существуют ли все-таки "образы"? Возможный путь к разрешению противоречия

Глава 13. Мнемонисты, шахматная игра и память

Мнемоника и мнемонисты

Список литературы

Предисловие редактора перевода

В настоящее время наметилось два подхода к изучению памяти. Один подход можно назвать психофизиологическим: начиная с анализа памяти человека на психофизическом уровне, исследование переходит затем к раскрытию ее ней.ронных механизмов. Объединение результатов, полученных на психофизическом и нейронном уровнях, завершается построением модели, к которой предъявляются весьма жесткие требования. Модель памяти, построенная из нейроноподобных элементов, должна как целое обладать свойствами, обнаруживаемыми на психофизическом уровне. Вместе с тем каждый нейроноподобный элемент должен обладать характеристиками того реального нейрона, функциональную роль которого он имитирует в модели. Такие жесткие требования, предъявляемые к модели, приводят к отбору среди всех моделей именно тех, которые наиболее близки к реальным структурам, В общем виде психофизиологический анализ можно представить схемой: "человек-нейрон-модель".

Другой подход принято называть собственно психологическим. В этом случае исследователь ставит перед собой задачу установить те закономерности памяти, которые обнаруживаются на психофизическом уровне. Нейронные механизмы при этом не учитываются. Теоретическое обобщение в этом случае также завершается построением модели. Однако круг возможных моделей здесь значительно шире, чем при психофизиологическом подходе, поскольку от модели требуется воспроизведение процессов памяти в самом общем виде. Именно такой психологический подход к проблеме памяти и представлен в книге Р. Л. Клацки.

Особенностью книги является то, что память рассматривается в ней с точки зрения информационных процессов в рамках когнитивной психологии. В отличие от бихевиоризма, построенного на принципе "стимул-реакция", когнитивная психология подчеркивает значение иерархически организованной системы познавательных процессов. Эта система мыслится в виде блоков перекодирования и хранения информации. При этом информационные преобразования рассматриваются в самом общем виде, без введения строгих мер их оценки. В последние годы на когнитивную психологию сильное влияние оказало развитие вычислительной техники. Это отразилось на используемой автором терминологии. Модели, которые составляют концептуальную структуру книги, такжево многом заимствованы из области теории ЭВМ.

При сопоставлении психофизиологического подхода к изучению памяти с когнитивно-информационным прежде всего бросается в глаза то, что модели, рассматриваемые в рамках второго из этих подходов, достаточно произвольны. Естественным шагом на пути их уточнения должно быть обращение к тем нейронным механизмам мозга, с помощью которых реализуются процессы памяти. Другими словами, прогресс когнитивно-информационного подхода связан с движением в направлении психофизиологического анализа памяти.

В чем же тогда состоит значение когнитивно-информационного подхода? Дело в том, что значительная часть процессов памяти, включая смысловые преобразования, столь сложна, что в настоящее время еще не может быть интерпретирована на основе нейронных закономерностей. Когнитивноинформационный метод обеспечивает достаточно эффективный подход к анализу этих сложных форм памяти.

В книге Р. Л. Клацки рассматриваются три уровня памяти: иконическая, кратковременная и долговременная. Особые трудности возникают при анализе долговременной памяти. Этот уровень предполагает смысловую переработку данных и их обобщение. Однако факты говорят о сохранении в долговременной памяти многих деталей восприятия. Автор по существу так и не дает ответа на вопрос, что же именно хранится в долговременной памяти и как понятийный аспект памяти связан с наглядным ее аспектом. Следует подчеркнуть, однако, что это отражает реальные трудности, возникающие при изучении данной проблемы.

Книга содержит большой экспериментальный материал, подробно описанный и хорошо систематизированный. Читатель найдет много нового относительно таких еще мало изученных форм памяти, как иконическая и экоическая память. В книге детально рассмотрена проблема проактивного и ретроактивного торможения. Значительный интерес представляет описание опытов с измерением "субъективных расстояний" между следами, хранимыми в памяти. Этот подход позволяет установить принципы организации следов памяти, представляя их точками в многомерном пространстве, образованном ведущими признаками. Значительный прогресс в изучении памяти был достигнут благодаря использованию здесь тех приемов, которые оказались ранее эффективными при изучении сенсорных порогов. Это прежде всего относится к статистической теории принятия решений. Использование рабочей характеристики приемника применительно к процессу узнавания позволило выделить в акте узнавания две величины: близость сигнала к одному из следов памяти и критерий, определяющий принятие решения относительно их соответствия друг другу.

В конце книги рассмотрено участие памяти в шахматной игре.

В заключение следует подчеркнуть, что в книге Р. Клацки рассматриваются и вопросы эффективности обучения. Особое внимание обращается на положительный эффект структурирования данных и организации материала для удержания его в памяти.

Книга не только знакомит читателя с современным состоянием проблемы памяти, но и побуждает к дальнейшему изучению этого вопроса.

Е. Н. Соколов

ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ
АРНОЛЬДА КЛАЦКИ

Предисловие

Каждый из нас обладает памятью. Мы пользуемся ею с такой легкостью, что очень редко сами поражаемся своей способности приобретать знания и использовать их. Между тем человеческая память — нечто очень сложное, и хотя психологи изучают ее на протяжении многих лет, они едва только начинают постигать всю ее сложность. Но все же в последние два десятка лет в результате изучения человеческой памяти складывается все более ясная картина соответствующей функциональной системы; вот эту-то постепенно вырисовывающуюся картину мы и попытаемся описать в данной книге.

Память рассматривается здесь как информационная система, непрерывно занятая приемом, видоизменением, хранением и извлечением информации. При таком подходе восприятие и научение относятся к области памяти и поэтому тоже частично обсуждаются в данной книге. Мы не пытались затронуть все вопросы, которые могут интересовать тех, кто занимается изучением памяти, однако отобранные нами темы позволяют довольно широко обрисовать современное состояние исследований и теоретических представлений в этой области. Сначала мы рассмотрим восприятие, затем перейдем к вопросам, касающимся "кратковременной памяти", а в заключение рассмотрим "долговременную память", куда входят семантическая память, модели кодирования и извлечения информации и забывание.

Большую помощь в написании этой книги мне оказали рецензенты. Я приношу благодарность Ричарду Эткинсону, Роберту Краудеру, Дугласу Хинцману, Эрлу Ханту, Джеймсу Джуоле, Томасу Ландауэру и Эдуарду Смиту за их критические замечания. Эти замечания, не всегда лестные, были неизменно полезными, и я убеждена, что книга выиграла благодаря советам, которые я получила. Я хочу поблагодарить Бака Роджерса за его указания и помощь, а также Джима Гейвица за внимание, поддержку и дружеское участие, проявлявшиеся им на всем протяжении работы над этой книгой.

Роберта Л. Клацки

Глава 1

Введение

Что значит вспоминать? Как сказал однажды знаменитый психолог Уильям Джеймс, вспоминать-это значит думать о чем-нибудь, что было пережито в прошлом и о чем мы непосредственно перед тем не думали (James, 1890). Определение Джеймса на первый взгляд кажется удачным, но все же понятие "память" не так-то просто определить одной фразой.

Эта книга посвящена проблеме памяти. В ней обсуждаются вопросы о том, в какой форме мы внутренне сохраняем наши знания об окружающем мире; как мы получаем доступ к этим знаниям, когда в них возникает надобность; почему нам не всегда удается добраться до них; каким образом мы включаем новую информацию в систему уже накопленных знаний. Каждый из этих вопросов составляет часть проблемы памяти, и в книге будут рассмотрены некоторые методы, используемые психологами при изучении этой проблемы. Попутно будет затронут ряд разнообразных тем и идей, каждая из которых непосредственно связана с главным интересующим нас вопросом что значит помнить (запоминать, вспоминать)?

Подход к изучению человеческой памяти, принятый в этой книге, часто называют когнитивным или информационным подходом. Мы лучше поймем, что это значит, если сравним принятый нами когнитивный подход с более старым, но все еще не изжившим себя подходом, основанным на идеях ассоциационизма или на теории "стимул-реакция". Согласно этой теории, способность вспоминать — это результат образования ассоциаций, или связей, между стимулами и реакциями, причем от прочности таких связей (называемой прочностью навыка) зависит легкость припоминания. Если возникла достаточно устойчивая связь (как, например, связь между "2x2=" и "4"), можно говорить о наличии прочного следа памяти; тип этого следа зависит от тех стимулов и реакций, которые в нем участвуют.

Например, большинство из нас почти всегда помнит о том, то следует останавливать машину на красный свет. Эту привычку можно приписать тому, что у нас имеется ассоциация между определенным стимулом (красным светом) и определенной реакцией (нажатием на тормоз). Конечно, мы взяли довольно простой пример-почти всякое животноеможет научиться останавливаться при виде красного света и в этом смысле обладает памятью. Но ассоциационисты утверждают, что теория "стимул — реакция" позволяет объяснить также более тонкие и сложные формы человеческого поведения. Этого можно достигнуть, в частности, допустив существование внутренних стимулов и реакций, т. е. таких стимулов и реакций, которые нельзя наблюдать непосредственно (и которые, следовательно, не похожи на красный свет или нажатие на тормозную педаль). В сущности многие реакции человека на то, что его окружает, являются, вероятно внутренними, а если и выражаются внешне, то слишком слабо, чтобы их можно было заметить. Эти скрытые реакции могут служить стимулами для других реакций; таким путем могли бы возникать цепи стимулов и реакций, недоступные наблюдению. Это позволяет распространить теорию на более сложные психические процессы.

Однако ассоциационистский подход сталкивается с рядомтрудностей. Во-первых, ассоциационисты концентрируют внимание на самом факте св.язи между стимулом и реакцией и на законах выработки условных реакций — стремятся выяснить, как происходит образование ассоциаций и как можно регулировать прочность навыка. Они почти ничего не могутсказать о событиях, происходящих в промежутке между стимулом и реакцией. Во-вторых, ассоциационистский подход не смог сколько-нибудь приблизить нас к пониманию многих: наиболее интересных явлений, связанных с памятью: попрежнему остается неясным, как мы строим гипотезы и проверяем их; почему мы так часто не можем вспомнить какоето слово, хотя оно "вертится на кончике языка"; каким образом мы вызываем в памяти образы знакомых лиц и так далее.

При изучении памяти как компонента познавательной деятельности главный акцент значительно смещается по сравнению с ассоциационистским подходом. Прилагательное "когнитивный", происходящее от слова cognitio, т. е. знание, подчеркивает, что речь идет о психических процессах, а не просто о стимулах и реакциях. Именно этот сдвиг-переход от представления о пассивной системе, воспринимающей стимулы и автоматически создающей цепи "стимул-реакция", к понятию о психической активности-характеризует когнитивные теории памяти. Согласно Нейссеру, который своей книгой "Когнитивная психология" (Neisser, 1967) дал под.линный толчок развитию этого подхода, в когнитивной теории памяти центральное место занимает проблема знания-способы приобретения знаний, их видоизменения, обращения с ними, использования, хранения, т. е" короче говоря-способы их переработки в человеческом организме. Таким образом, термин "переработка информации" (который те, кто занимается психологией познания, позаимствовали у специа-листов по вычислительным машинам) охватывает все аспекты активного взаимодействия человека с информацией об окружающем мире. Центральную роль в этом процессе переработки играют психические процессы, происходящие в период между стимулом и реакцией. Эти процессы не рассматриваются просто как связующие звенья в цепи "стимулреакция" (хотя, как мы увидим в дальнейшем, понятие ассоциации находит себе место и в когнитивной психологии).

  1. Предисловие редактора (1)

    Документ
    Приступая к настоящей работе, автор часто делился со мной своими мыслями о славянских богах. Эта тема мне представлялась достаточно неблагодарной из-за крайней скудости, отрывочности и противоречивости сведений по древнеславянским верованиям.
  2. Предисловие редактора (2)

    Документ
    Автор использует нетрадиционные для научной работы источники: материалы из области магии, оккультизма и астрологии. Его отличает серьезное отношение к древним культам наших предков, он считает реальным психическое воздействие человеческого
  3. Предисловие редактора (3)

    Документ
    Автор использует нетрадиционные для научной работы источники: материалы из области магии, оккультизма и астрологии. Его отличает серьезное отношение к древним культам наших предков, он считает реальным психическое воздействие человеческого
  4. Предисловие редактора английского текста

    Реферат
    Представленное здесь учение Его Святейшества Далай Ламы о тренировке ума основано на тексте, сочинённом в начале XV века Хортёном Намха Пел, учеником великого философа и религиозного практика Цонкапы (1357-1419).
  5. Предисловие (57)

    Документ
    Настоящая книга представляет собой перевод с 12 переиздания (1985) учебника, написанного в 1967 г. известным американским психоаналитиком Ральфом Гринсоном.
  6. Волков А. Редакторы перевода Горшков К. Г., Самотаев И. В. Швагер Д. Ш 33 Биржевые маги (1)

    Интервью
    бывший аналитик рынка ценных бумаг, торгуя в основном фьючерсамина индекс акций, получал в течение последних семи лет среднемесяч­ную прибыль в 25 процентов (более 1400 процентов годовых);
  7. Волков А. Редакторы перевода Горшков К. Г., Самотаев И. В. Швагер Д. Ш 33 Биржевые маги (2)

    Интервью
    инженер-электрик, выпускник Массачусетского технологического ин­ститута, используя почти полностью компьютерные методы торговли,за шестнадцать лет получил поразительный доход в 250 процентов.
  8. Волков А. Редакторы перевода Горшков К. Г., Самотаев И. В. Швагер Д. Ш 33 Биржевые маги (3)

    Интервью
    Если бы я захотел стать бродягой, то посоветовался бы с са­мым удачливым бродягой, какого только смог найти. Пожелав превратиться в неудачника, я бы прибег к совету людей, никог­да не знавших успеха.
  9. И. П. Волков Зам главного редактора (3)

    Документ
    Ананьев В.А., Васильев М.А., Горская Е.А., Малиновская Н.Д. Психология здоровья: эмпирические исследования психосоматического и психического здоровья школьников

Другие похожие документы..