Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский литературный язык» Ч

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТЕРЛИТАМАКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ»

Кафедра русского языка

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Современный русский литературный язык» (Ч.I)

(Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография.

Лексикология. Фразеология. Лексикография)

для студентов очного и заочного отделений филологического факультета

по специальностям:

050301.65 Русский язык и литература

050301.65 Русский язык и литература с дополнительной специальностью иностранный язык

050301.65 Русский язык и литература с дополнительной специальностью культурология

050301.65 Русский язык и литература с дополнительной специальностью чувашский язык и литература

050302.65 Родной (татарский) язык и литература с дополнительной специальностью русский язык и литература

Составитель – Беглова Е.И.,

доктор филологических наук, профессор

Учебно-методический комплекс

обсужден и утвержден

на заседании кафедры
«__» __________ 2008 г.

Заведующий кафедрой _____________ профессор И.А. Сыров

Стерлитамак - 2008

Предисловие

К учебно-методическому комплексу «Современный русский литературный язык» (В 3-х частях)

Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически изменчива, динамична и требует особого внимания со стороны студентов. Глубокое изучение курса «Современный русский литературный язык» необходимо и по другой причине: оно формирует у студентов (будущих учителей-словесников) умения правильно и творчески осмыслять языковые явления, процессы с учетом традиционного и современного истолкования их в лингвистике, умения и навыки моделировать грамотные и эстетические тексты, оценивать и уместно применять в текстах новые языковые факты, которые входят в русский речевой обиход.

Актуальность и необходимость появления «Учебно-методического комплекса по современному русскому литературному языку» диктуется развитием общества и языка. В постсоветскую эпоху произошли изменения в русском языке, которые вызвали появления новых направлений в науке и активизировали традиционные.

В связи с изменением в языке материал учебно-методического комплекса ориентирован на актуальные направления, как лингвокультурология, лингвопрагматика, психолингвистика, а также на традиционные аспекты изучения языковых явлений: социолингвистический, функциональный, структурно-семантический. Отметим, что в некоторых разделах современного русского языка, например, в «Синтаксис», «Морфология» и др. формирует структурно-семантический принцип в изучении языковых явлений, а в разделах «Лексикология», «Фразеология», наряду со структурно-семантическим, большое внимание уделяется лингвокультурологическому (н-р, в теме «Жаргоннная, профессиональная, диалектная лексика» и др.) лингвокультурологическому аспектам.

«Учебно-методический комплекс» включает в себя:

  1. программы по каждому разделу курса «Современный русский литературный язык» с раскрытием содержания;

  2. учебные программы (примерное почасовое тематическое распределение, согласно учебным программам по современному русскому языку для педвузов);

  3. тематику (планы) практических занятий со списками рекомендуемой литературы по конкретной теме с учетом новых исследований;

  4. схемы языковых разборов (по каждому разделу).

Каждый раздел заканчивается соответствующим языковым анализом слова (лексическим, фонетическим, морфемным и т.д.) или анализом синтаксической единицы. Текстоцентрический подход к изучению языковых явлений диктует: 1) анализ всех языковых единиц в логически завершенном тексте; 2) рассмотрение языковых единиц с точки зрения функции в тексте (в коммуникации), выявляющие структурно-семантический и коннотативные признаки; 3) языковой разбор в целом должен иметь форму текста.

5) конкретные работы и задания разной формы (тесты, задания по тексту, языковые анализы), которые предполагается проводить в конце семестра или в конце учебного года (в зависимости от характера контрольной работы и объема изученного студентами материала). Контрольная работа систематизирует и закрепляют знание студентов, которые они получили на лекциях, практических занятиях, коллоквиумах.

6) списки обязательной и дополнительной литературы по каждому разделу современного русского языка. Отбор рекомендуемой литературы осуществлялся в соответствии с принципом совмещения традиционных и современных (новых) лингвистических учений и интерпретации языковых явлений, поэтому списки литературы включают, с одной стороны, учебники, учебные пособия, статьи, представляющие отечественную лингвистическую традицию, с другой – исследования последних 10-15-ти лет, отражающие современные актуальные направления в изучении средств русского языка разных его уровней.

Списки обязательной для изучения литературы помогут студентам усвоить программный материал, списки дополнительной литературы осмыслить происходящие изменения в русском языке, углубиться в проблемные темы и найти часть решений этих вопросов. Кроме того, списки рекомендуемой литературы предназначены и для подготовки студентов к коллоквиумам, к диспутам, к круглым столам и т.д., которые планируются преподавателем по каждому разделу современного русского литературного языка.

7) списки словарей, по содержанию соответствуют какому-либо разделу современного русского литературного языка. Наряду с известными, популярными словарями, в списки включены и новые словари, необходимые при изучении отдельных тем. Информация о новых словарях, рекомендуемых для изучения языковых средств в лексоцентрическом аспекте, дает возможность студентам использовать их при написании курсовых, дипломных работ, при подготовке докладов и т.п.

8) вопросы к экзаменам, к зачетам, которые не только контролируют знания студентов, но и систематизируют их.

«Учебно-методический комплекс по современному русскому литературному языку» (в 3-х частях) характеризуется:

  • системностью – отражением системного строения русского языка, взаимообусловленностью знаний по каждому разделу современного русского литературного языка и их целостности;

  • теоретичностью – теоретической связанностью и терминологическим единством всех разделов современного русского литературного языка;

  • текстоцентрическим анализом(на уровне текста) и лексоцентрическиманализом языковых единиц (на уровне структурно-семантическом и интерпретации в словарях русского языка); больше внимания уделено текстообразующим функциям языковых единиц разных уровней;

  • функциональностью – усиление акцента на функциях того или иного средства русского языка;

  • антропоцентризмом – анализ языковых единиц, явлений с учетом человеческого фактора; выявление прагматического потенциала языковых категорий, фактов, явлений.

  • взаимосвязью с другими лингвистическими дисциплинами – установлением параллелей, связей курса «Современного русского литературного языка» с курсами «Стилистика», «Культура речи», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка», «Филологический анализ текста» и др.

Учебно-методический комплекс имеет профессиональную направленность: его содержание позволит дать студентам научные знания о современной системе русского языка, его нормах, тенденциях развития и тем самым способствовать самостоятельной, творческой работе будущих учителей в школе. Знания современной теорий исследования русского языка, традиционных и новых интерпретаций фактов языка позволит будущему учителю скоординировать научные сведения о современном русском языке с материалом, данным в школьных учебниках как традиционных, так и альтернативных.

«Учебно-методический комплекс по современному русскому литературному языку» (в 3-х частях) составлен и апробирован членами кафедры русского языка Стерлитамакской гос. пед. академии им. Зайнаб Биишевой.

Составители:

Часть I. – Введение. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. – доктор филол. наук, проф. кафедры русского языка СГПА им. З. Биишевой Е.И. Беглова.

Часть II.- Морфемика. Словообразование. Морфология – к.п.н., доц. Е.А. Антонова

Часть III.- Синтаксис. Словосочетание. Синтаксис простого предложения. Синтаксис сложного предложения – доктор филол. наук, проф. кафедры русского языка СГПА им. З. Биишевой, канд. филол. наук, доцент В.А. Урманцева.

Автор-составитель: д.ф.н., проф. Е.И. Беглова

Содержание

  1. Предисловие.

  1. Пояснительная записка к I –ой части курса «Современный русский литературный язык»: Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология.

  1. Программа по современному русскому литературному языку – Часть I. Фонетика. Фонология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография.

  1. Примерные учебные программы по современному русскому литературному языку (Часть I.).

  1. Список рекомендуемой литературы (Часть I.).

  1. Планы практических занятий по фонетике, фонологии, орфоэпии, графике, орфографии, лексикологии, фразеологии.

  1. Тематика коллоквиумов.

  1. Схемы языковых разборов.

  1. Контрольные работы: 1. Анализ слова (текстоцентрический подход); 2. Тесты.

  1. Вопросы к зачетам и экзаменам по I-ой части курса «Современный русский литературный язык».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к I –ой части курса «Современный русский литературный язык»

Современный русский литературный язык – это профилирующий курс в системе образования учителя-словесника. Его изучение предполагает не только приобретение студентами теоретических и конкретных системных знаний, но и формирует самостоятельное, творческое осмысление фактов языка с учетом тенденций в их развитии и нового истолкования в науке. В этом заключается образовательная цель дисциплины.

Настоящая рабочая программа составлена с учетом и ориентацией на программу высших учебных педагогических заведений «Современный русский литературный язык» для специальности «Русский язык и литература», составленную коллективом авторов: Л.Ю. Максимовым, Е.И. Дибровой, Л.Л. Касаткиным, В.В. Бабайцевой, Н.А. Николиной. Ответственный редактор: акад. Д.Н. Шмелев /М., 1994/. Согласно названной программе, наша рабочая программа строится на следующих принципах, развивающих образовательную цель:

1) последовательно соблюдается принцип совмещения традиционной и современной интерпретации языковых явлений. Вопросы, не получившие в науке однозначного решения, излагаются в соответствии с одной из концепций, предложенных в программе под ред. Д.Н. Шмелева;

2) рекомендуемая литература включает учебные пособия по предмету; работы, ставшие классическими и представляющими отечественную лингвистическую традицию; исследования последних лет, отражающие современные направления в языкознании. Список обязательной и дополнительной литературы дает возможность студентам использовать разнообразные способы изучения материала: традиционные разделы могут изучаться по источникам; проблемные вопросы – излагаются в лекциях; материал, вызывающий трудности при анализе языковых фактов – рассматриваются на практических занятиях. Проблематика – коллоквиумов, лингвистического кружка формируется на списке дополнительной литературы и литературе, рекомендованной для подготовки к коллоквиумам.

Программа ориентирована на структурно-семантический подход к истолкованию явлений языка, который позволяет раскрыть их связи в системе языка и показать переходность языковых фактов и тенденции их развития. Учитываются особенности функционирования единиц в различных социолингвистических условиях и предполагает анализ их стилистических характеристик, а также акцентируется внимание на прагматическом и коммуникативном аспектах изучения единиц русского языка.

Профессиональная направленность программы заключается в том, что ее цель – дать студентам научные знания о современной системе языка, его нормах и тенденциях развития. Преподавание русского языка в школе предполагает координацию научных взглядов с трактовкой аналогичных языковых явлений в школьных учебниках.

Воспитательная цель современного русского языка как учебной дисциплины заключается: а) в привитии студентам любви и бережного отношения к русскому языку как хранилищу и сокровищнице русской культуры, литературы, русской ментальности; б) в формировании не только лингвистической, но и этической, эстетической оценок новых языковых фактов, которые актуализуются в определенные периоды развития русского языка (например, в постсоветский).

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский литературный язык» Ч (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык является одним из главных курсов в подготовке учителя-филолога. Его изучение необходимо не только с точки зрения овладения языковой нормой (разных ее видов), которая с одной стороны, стабильна, с другой – исторически
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история русского литературного языка» (название)

    Учебно-методический комплекс
    Требования ГОСа высшего профессионального образования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста для специальности 032900 - «русский язык и литература».
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (1)

    Учебно-методический комплекс
    Современный русский язык – дисциплина, которая теоретически и практически готовит студентов к профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современный русский язык» для студентов 3 курса очного отделения филологического факультета по специальности 050301 Русский язык и литература (2)

    Учебно-методический комплекс
    1) последовательно соблюдается принцип совмещения традиционной и современной интерпретации языковых явлений. Вопросы, не получившие в науке однозначного решения,
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (1)

    Учебно-методический комплекс
    Актуальность дисциплины: Русская литература ХIХ века представляет собой важнейший период в русском литературном процессе, можно утверждать, кульминацию в развитии русской литературы в целом.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы XIX века Iполовина» для студентов 2 курсов бр до учебно-методический комплекс Составитель: к ф. н (2)

    Учебно-методический комплекс
    В основу настоящей программы положены типовые программы для педагогических вузов: Программы пединститутов. Русская литература XIX века. Для специальности № 2101 «Русский язык и литература» с доп.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (1)

    Учебно-методический комплекс
    Среди дисциплин, предусмотренных по специальности «050302 Родной язык и литература; Русский язык и литература», история русской литературы входит в цикл предметной подготовки.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине история русской литературы XI (2)

    Учебно-методический комплекс
    Русская литература XI – XVIII веков рассматривается как целостный историко-литературный процесс, в котором традиционно выделяется несколько этапов, обусловленных логикой и особенностями литературного развития.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине “ современный башкирский язык. Лексикология и фразеология” Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Курстың актуаллеге. «Хәҙерге башҡорт теле» курсы (был дисциплинаның исеме hуңғы уҡыу пландарында «Родной язык – Туған тел Әсә теле» тип бирелә башланы) башҡорт филологияhы факультетында уҡылған дисциплиналар араhында башҡорт әҙәбиәте

Другие похожие документы..