«школа живой традиции»

Школа живой традиции

Мониторинг результативности инновационной деятельности

Модель мониторинга результативности инновационной деятельности разрабатывается в рамках соисполнения государственного контракта ИОП «Эврика» в рамках Федеральной программы развития образования и ориентирована на реализацию ценностей данного педагогического сообщества и близких им ценностей гимназии им. С.П.Дягилева (г.Пермь).

Пояснительная записка

Содержательной основой мониторинга инновационной результативности является концепция развития гимназии им.С.П.Дягилева, образно воплощенная метафорой - «школа живой традиции» (формулировка научного руководителя, доктор философских наук Кайдалова В.А.).

Мониторинг отражает результаты реализации образовательной программы, включающей государственно-муниципальный заказ и гражданский заказ ОНО «Совет попечителей» (ожидания родителей).

Мониторинг мы понимаем какпроцесс сбора, хранения, использования информации, касающейся образовательных условий (материального, кадрового и содержательного обеспечения), процесса (образовательных практик) и результата предоставляемых гимназией образовательных услуг.

Пользователями результатов мониторинга инновационной деятельности гимназии выступают родители, педагоги и администрация гимназии.

Родители заинтересованы в получении своевременной, оперативной информации о личностном росте, интеллектуальном и духовно-ценностном развитии своего ребенка.

Педагогам гимназии важна систематизированная информация об успехах ученика для осуществления педагогической рефлексии и совершенствования образовательной деятельности.

Администрации необходимы результаты мониторинга инновационной деятельности для принятия эффективных управленческих решений, развития учреждения и повышения качества представляемых образовательных услуг.

Принципы организации мониторинга

  1. Соответствия концепции гимназии как «школы живой традиции».

  2. Деятельностно-событийного подхода как аналитической основы организации мониторинга.

  3. Концентрированности на ученике.

  4. Амбивалентности языка мониторинга (профессионально-педагогического, терминологического и не-профессионального, социокультурного).

  5. Информационной оперативности и доступности.

Принцип соответствия концепции гимназии как «школы живой традиции» предполагает рассмотрение образовательной деятельности как ведения ребенка в социокультурный контекст школы, города и мира через гуманитарное проектирование на основе традиции. В данном контексте традиция рассматривается как механизм введения ребенка в целостный, т.е. гармоничный образ человека, в образцовую жизнь. Традиция позволяет привносить и сохранять высокие духовно-нравственные смыслы и ценности, проектировать стратегию, «рамки» деятельности учащихся.

В соответствии с концепцией гимназии С.П. Дягилева ценностями образования являются:

  • эмоции как характеристика целостности картины мира, ее духовной составляющей с одной стороны и эмоциональной отзывчивости человека – с другой;

  • диалогичность как основа сосуществования культур, мировоззрений, феноменов сознания, точек зрения, включая культуру общения, при сохранении целостности личности, ее национальной и социокультурной идентичности;

  • знание как условие самоопределения и самореализации личности в процессе деятельности и общения;

  • смыслы как результат усилий духа и условие становления личности;

  • осознанное принятие и несение культурного образца;

  • самоотдача как характеристика деятельности личности, способность к непрагматичному поступку на благо человека, семьи, общества, Отечества, всех людей;

  • ответственность как способность к свободному выбору и осознанному принятию последствий сделанного выбора.

Принцип деятельностно-событийного подхода к организации мониторинга указывает на приоритетность деятельности, основанной на смыслах и ценностях, их приятии личностью. Итогом ценностно ориентированной деятельности является со-бытие Учителя и Ученика в контексте культуры. Интеграцией смысла и действия является поступок человека.

Принцип концентрированности на ученике предполагает организацию мониторинговых исследований, которые позволяют зафиксировать развитие не столько большого массива учащихся, школы в целом, а конкретного ученика как части гимназического социума, отнестись деликатно к его возможным неудачам, ярко показать его успехи, достижения. Именно успешность ученика является основным результатом инновационной стратегии гимназии.

Принцип амбивалентности языка мониторинга (профессионально-педагогического, терминологического и не-профессионального, социокультурного) позволяет учитывать особенности разных групп участников мониторинга, реализовать на практике подход к образованию как сфере услуг и ориентировать инновационную политику учреждения на диалог с родительским сообществом.

Принцип информационной оперативности и доступности ориентирован на повышение культуры делового общения родителей и школы, гибкости взаимодействия, увеличение возможности своевременной помощи ребенку; реализуется благодаря использованию современных телекоммуникационных средств (баз данных Интернет, СМС-рассылок)

Содержание мониторинга

Объектом мониторинговых исследований выступают следующие виды инновационной деятельности, которые осуществляются через традиционные события гимназии:

1. Эмоциональное сопереживание, возникающее в ходе экскурсий, общения, клубных встреч, патронажа, обеспечивающих совместное восприятие красоты мира, красоты человека, человеческого поступка.

2. Диалоговая деятельность, организуемая через встречи Совета гимназии, Советов дел, творческих групп; интегрирующие проекты («Ученик и мастер», тематические концерты и вечера, объединяющие хореографическое, вокальное, хоровое и театральное исполнительство); международные культурологические конференции с участием ученых, аспирантов, учащихся школ

3. Поиск личностного знания, который становится деятельностью ученика в ходе авторских уроков Учителя-мастера; практикуемых в гимназии индивидуальных консультаций по просьбе учащихся, посещения выставок, музеев, премьерных спектаклей, экскурсий; традиционных для образовательного процесса гимназии учебных поездок.

4.Смыслотворчество, как осознанный, постоянный, ставший потребностью процесс поиска (выявления) смысловжизнедеятельности обеспечивают сочинения, клубные и студийные встречи, встречи с успешными людьми на Гимназических лекциях, спортивные соревнования, походы; занятия аутотренингом, психологическая поддержка.

5.Культуртрегерство как осознанное воспроизведение и предъявление, воссоздание и развитие культурного образца осуществляется, в частности, путем участия гимназистов в деятельности творческих направлений и традиционных праздниках гимназии (Рождество, Масленица, Дягилевские четверги, Лицейские дни, Дни культуры в Доме Дягилева), концертах «Ученик и мастер»; выставках разного уровня.

6.Подвижничество как бескорыстный, общественно значимый труд по велению сердца осуществляется в форме безвозмездной помощи монастырю, дому престарелых, подготовки концертов для детей из детского дома, благоустройства окружающей среды и подготовки зданий гимназии к новому учебному году.

7.Позиционирование как демонстрация собственных возможностей, потенциала, конкурентных преимуществ

как особая деятельность осуществляется через публичное выступление, конкурсы, олимпиады разного уровня, социокультурные акции (концерты, традиционные праздники гимназии, молодежные движения), конкурсы научно-исследовательских проектов, проведение экскурсий в школьном музее.

Включение в обозначенные виды деятельности обеспечивает становление системы компетентностей учащихся, которые являются инновационным результатом деятельности школы и предметом мониторинговых исследований:

  • умение понимать и разделять чувства;

  • умение познавать мир через эмоциональную сферу;

  • умение сотрудничать при решении проблем разного уровня, умение вступать во взаимоотношения и сохранять их;

  • умение видеть альтернативы, дискурсы, признавать равноправие разных культур, людей, точек зрения;

  • умение учиться (видеть противоречие и ставить цель, подбирать информацию, анализировать, находить способы решения, рефлексировать);

  • личностные смыслы, ценности жизнедеятельности, включая ценность психического и физического здоровья.

  • умение хранить традиции в себе, нести в своей деятельности культурный образец;

  • умение выразить себя через культурные образцы разных жанров и культурных эпох;

  • гражданская позиция;

  • умение позитивно заявить о себе, не затрагивая достоинство окружающих;

  • использование корректных и опосредованных способов самопрезентации.

Показателями достижения результата (компетентностей), поддающимися измерению при помощи «мягких» гуманитарных методик мониторинга, выступают:

  • внимательность, сопереживание и деликатность в деятельности и общении,

  • палитра чувств,

  • использование приема «вчувствование» для познания мира,

  • стремление и умение достичь не компромисса, а сложного системного решения, максимально устраивающего все стороны,

  • высокая мотивация к обучению (познавательный интерес),

  • сформированность ценностей и их реализация в жизнедеятельности,

  • единые ценности для взрослых и гимназистов,

  • наличие принимаемых культурных традиций гимназического бытия,

  • осознанное несение культурного образца через художественную деятельность,

  • поступок, направленный на сохранение и созидание красоты, истины, добра, справедливости,

  • мера участия в акциях, имеющих бескорыстный характер,

  • сложность самопрезентации через деятельность, сложный и самостоятельный текст (роль, научный доклад, исследовательская работа), мнение и оценка окружающих.

С позиций понятийного аппарата, общепринятого в педагогическое среде, обозначенный инновационный результат соотносим с деятельностной, коммуникативной, социальной, личностной компетентностями учащихся, которые рассматриваются в качестве цели деятельности педагогического коллектива.

Критериями педагогического мониторинга соответственно являются:

1. Сформированность компонентов познавательной деятельности, общеучебных и учебно-информационных умений.

2. Сформированность умения видеть, понимать состояние собеседника, умений делового общения и общения на иностранных языках.

3. Уровень воспитанности, освоение социальных ролей, сформированность ценностных ориентаций, адаптация к школе, уровень тревожности.

4. Особенности внимания, памяти, проявлений воли; сформированность учебно-логических умений, готовности к саморазвитию и самообразованию, рефлексивных умений, мотивации учения. Готовность к саморазвитию, самообразованию. Сохранение здоровья.

Благодаря амбивалентности языка мониторинга (профессионально-педагогического, терминологического и не-профессионального, социокультурного) предмет мониторинга, не теряя целостности, приобретает многомерность, рассматривается многоаспектно, в следствие чего повышается достоверность выводов, эффективность принимаемых решений.

Характеристика интегрированных показателей и формы фиксирования результата инновационной деятельности

Результат инновационной деятельности как система компетентностей учащихся имеет интегрированный характер и проявляется в мировоззрении и соответствующих ему поступках гимназистов.

Интегрированный характер результата обеспечивается также включением в него (в свернутом виде) качественных характеристик условий, а также образовательного и обеспечивающего процессов, разворачивающихся в гимназии. Соответственно, осуществляя мониторинг инновационного результата, можно делать вывод о деятельностях, событиях, традициях, материальной среде и профессионализме педагогических кадров гимназии.

Для осуществления мониторинга инновационного результата выбрана гуманитарная форма его фиксирования: электронное портфолио (портфель достижений) гимназиста в который помещаются:

  • Эссе, рисунки, фотографии и видеозаписи хореографических миниатюр учащихся и другие продукты детского творчества

  • Продукты интеллектуального творчества, похвальные листы по предметам, сертификат о досрочной аттестации по предмету на основе творческого зачета

  • Фотографии,видеоматериалы, отражающие участие ученика в художественной деятельности

  • Грамоты, дипломы конкурсов разного уровня

  • Публикации в прессе

  • Видеозаписи выступлений (в том числе - на телевидении)

  • Эссе по итогам посещения выставок, музеев, премьерных спектаклей, экскурсий, учебных поездок

  • Эссе, сочинения, наиболее полно отражающие с точки зрения учащегося его личностные смыслы, ценности жизнедеятельности

  • Собрание лично значимых цитат, афоризмов

  • Создание и ведение собственного сайта.

  • Отзыв учителя и классного наставника, отражающий умение учащегося сопереживать (не боле 1/2 страницы, по запросу семьи, самого ученика, один раз в год)

  • Отзыв руководителя проекта, классного воспитателя, отражающие количество, качество выполненных работ, а также степень инициативности, ответственности ребенка в акциях, имеющих бескорыстный характер (3 – 5 строк)

  • Отзывы сверстников.

  • Отзыв классного воспитателя, отражающий умение ученика сотрудничать при решении проблем разного уровня, умение вступать во взаимоотношения и сохранять их, умение видеть альтернативы (не более 1/2 стр., по просьбе родителе или ученика, 1 раз в год)

  • отзывы самих учащихся, зрителей, руководителей творческих объединений о впечатлениях от выступлений ученика (не более 1/2 страницы).

  • Также фиксируется соблюдение правил и норм гимназического бытия (через отсутствие замечаний, правонарушений, травматизма).

Отслеживание результатов инновационной деятельности при помощи обозначенных форм диагностики отражено в таблице 1.

Таблица 1

п/п

Деятельность

Эссе

Отзывы сверстников

Отзывы взрослых

Фотографии, аидеоматериазы

Рисунки, фотографии поделок,и т.п.

Тексты:

сборники цитат и афоризмов, рефератов, научных работ, проектов и т.п.

Грамоты, дипломв

Замечания

(их отсутствие), учебные отметки

1

Эмоциональное сопереживание

*

*

*

*

2

Диалоговая деятельность

*

*

3

Поиск личностного знания

*

*

*

электронный журнал

4

Смыслотворчество

*

*

собственный сайт

*

5

Культуртрегерство

*

*

*

*

6

Подвижничество

*

7

Позиционирование

*

*

*

Технология организации мониторинга

Информация собирается освобожденным классным наставником, психологом и обрабатывается оператором.

Характеристика компьютерного обеспечения системы мониторинга

Программа состоит из базы данных учеников (электронный журнал и электронное портфолио), создание статистики успешности освоения инновационной образовательной программы гимназии, обеспечения доступа родителей к базе данных только его ребенка (с использованием пароля доступа), обеспечение услуги рассылки с использованием технологии SMS – рассылки.

Программа создается на языке РНР с использованием системы управления базами данных MYSQL.

Объем - до 1000 учеников

Поддержка как текстовой, так и мультимедийной информации.

Защита от внешней среды и определение сферы доступа.

п/п

Деятельность

Компетентности учащихся как

результат включения в деятельностьт

Показатели достижения результата

События как фактор становления компетентности

Форма фиксирования результата в портфолио гимназиста

Компетентности учащихся как цель деятельности педагогического сообщества

Критерии педагогического мониторинга

1

Эмоциональное сопереживание

Умение понимать и разделять чувства

Умение познавать мир через эмоциональную сферу

Внимательность, сопереживание и деликатность в деятельности и общении.

Палитра чувств

Использование приема «вчувствование» для познания мира

Экскурсии, общение, клубные встречи, патронаж, обеспечивающие совместное восприятие красоты мира, красоты человека, человеческого поступка

Эссе, рисунки, фотографии и видеозаписи хореографических миниатюр учащихся и др.продукты детского творчества

Отзыв учителя и классного наставника, отражающий умение учащегося сопереживать (не боле 1/2 страницы, по запросу семьи, самого ученика, один раз в год)

2. Коммуникативная.

3.Социальная

2.1.Сформированность умения видеть, понимать состояние собеседника.

3.2.Уровень тревожности

2

Диалоговая деятельность

Умение сотрудничать при решении проблем разного уровня, умение вступать во взаимоотношения и сохранять их

Умение видеть альтернативы, дискурсы, признавать равноправие разных культур, людей, точек зрения

Стремление и умение достичь не компромисса, а сложного системного решения, максимально устраивающего все стороны

Встречи Совета гимназии, Советов дел, творческих групп

Интегрирующие проекты («Ученик и мастер», тематические концерты и вечера, объединяющие хореографическое, вокальное, хоровое и театральное исполнительство), Международные культурологические конференции с участием ученых, аспирантов, учащихся школ

Отзывы сверстников.

Отзыв классного воспитателя, отражающий умение ученика сотрудничать при решении проблем разного уровня, умение вступать во взаимоотношения и сохранять их,

умение видеть альтернативы, дискурсы, признавать равноправие разных культур, людей, точек зрения (не более 1/2 стр., по просьбе родителей или ученика, 1 раз в год)

2.Коммуникативная

4.Личностная

2.1.Сформированность умения видеть и понимать собеседника.

2.2.Сформированность умения делового общения.

2.3.Сформированость умений общения на иностранных языках.

4.7.Сформированность рефлексивных умений

3

Поиск личностного знания

Умение учиться (видеть противоречие и ставить цель, подбирать информацию, анализировать, находить способы решения, рефлексировать)

Высокая мотивация к обучению (познавательный интерес)

Авторский урок учителя-Мастера; индивидуальные консультации по просьбе учащихся,

Посещение выставок, музеев, премьерных спектаклей, экскурсий; учебные поездки

Продукты интеллектуального творчества, похвальные листы по предметам, сертификат о досрочной аттестации по предмету;

Эссе по итогам посещения выставок, музеев, премьерных спектаклей, экскурсий; учебных поездок

1.Деятельностная.

4.Личностная

1.1.Сформированность компонентов познавательной деятельности.

1.2.Сформированность общеучебных умений.

1.3.Сформированность учебно-информационных умений.

4.1.-4.5, 4.7.,4.8. Особенности внимания, памяти, проявлений воли;

сформированность учебно-логических умений, готовности к саморазвитию и самообразованию,

рефлексивных умений, мотивации учения.

4

Смыслотворчество

Личностные смыслы, ценности жизнедеятельности, включая ценность психического и физического здоровья.

Сформированность ценностей и их реализация в жизнедеятельности

Единые ценности для взрослых и гимназистов

Наличие культурных традиций гимназического бытия

Сочинения, клубные и студийные встречи, встречи с успешными людьми на Гимназических лекциях.

Спортивные соревнования, походы. Аутотренинг, психологическая поддержка

Эссе, сочинения, наиболее полно отражающие с точки зрения учащегося его личностные смыслы, ценности жизнедеятельности.

Собрание лично значимых цитат, афоризмов.

Создание и ведение собственного сайта.

Соблюдение правил и норм гимназического бытия (отсутствие замечаний, правонарушений, травматизма).

3.Социальная

4.Личностная

3.4.Сформированность ценностных ориентаций.

4.9.Сохранение здоровья.

5

Культуртрегерство

Умение хранить традиции в себе, нести в своей деятельности культурный образец,

умение выразить себя через культурные образцы разных жанров и культурных эпох

Осознанное несение культурного образца через художественную деятельность

Традиционные праздники гимназии (Рождество, Масленица, Дягилевские четверги, Лицейские дни, Дни культуры в Доме Дягилева, концерт «Ученик и мастер»; выставки разного уровня

Фотографии,видеоматериалы отражающие участие ученика в художественной деятельности,

отзывы самих учащихся, зрителей, руководителей творческих объединений о впечатлениях от выступлений ученика (не более 1/2 страницы).

3.Социальная

3.3. Уровень воспитанности

6

Подвижничество

гражданская позиция

Поступок, направленный на сохранение и созидание красоты, истины, добра, справедливости.

Мера участия в акциях, имеющих бескорыстный характер

Работа в монастыре, доме престарелых, подготовка концертов для детей из детского дома, благоустройство окружающей среды

Отзыв руководителя проекта, классного воспитателя, отражающие количество, качество выполненных работ, а также степень инициативности, ответственности ребенка в акциях, имеющих бескорыстный характер (3 – 5 строк)

3.Социальная

3.4.Сформированность ценностных ориентаций.

7

Позиционирование

Умение позитивно заявить о себе, не затрагивая достоинство окружающих

Использование корректных и опосредованных способов самопрезентации

Сложность самопрезентации через деятельность, сложный и самостоятельный текст (роль, научный доклад, исследовательская работа), мнение и оценка окружающих

Публичное выступление, конкурсы, олимпиады разного уровня, социокультурные акции (концерты, традиционные праздники гимназии, молодежные движения), конкурсы научно-исследовательских проектов, проведение экскурсий в школьном музее

Грамоты, дипломы конкурсов разного уровня,

Публикации в прессе.

Видеозаписи выступлений (в том числе - на телевидении)

3.Социальная.

4.Личностная

3.1.Освоение социальных ролей.

3.2.Адаптация к школе.

4.5.Готовность к саморазвитию, самообразованию.

  1. Режиссерская школа Товстоногова

    Программа
    Автор книги, доктор искусствоведе­ния, профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и Государственной театральной школы Норвегии — многолетний свидетель и участник педагогического процесса в Мастерской Г.
  2. Программа режиссерской школы

    Программа
    Книга адресована студентам и препо­давателям театральных вузов и может быть полезна всем, кто интересуется проблема­ми сценической педагогики, искусством театра.
  3. Программа режиссерской школы 13 об основах профессии 17 Законы студийной этики 17 Теоретические основы актерского мастерства 19 Практическое освоение элементов психофизической техники актера 26 (1)

    Программа
    РекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений в области театрального искусства в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Режиссура театра»
  4. Программа режиссерской школы 13 об основах профессии 17 Законы студийной этики 17 Теоретические основы актерского мастерства 19 Практическое освоение элементов психофизической техники актера 26 (2)

    Программа
    В книге впервые представлен опыт педагогической работы выдающегося мастера сцены, режиссера Г. А. Товстоного­ва. Более пятидесяти лет его жизни были отданы воспитанию актеров и режиссеров.
  5. Традиции и особенности церковной архитектуры Украины в период первосвятительского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира

    Документ
    Наглядным свидетельством, подтверждающим истинность вышеприведенных слов Спасителя, ведь сущность вещей и явлений познается в сравнении, могут служить восстановленные и вновь созданные храмы и монастыри за время первосвятительского
  6. Публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 с. Новобелокатай муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан

    Доклад
    Публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 2 с.Новобелокатай муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
  7. Традиция: сущность и существование

    Документ
    Автор этой книги привлекает внимание читателя к традиционной ведийской культуре. Он стремится определить ее настоящее значение для современного мира, не ограничиваясь и даже вовсе не принимая во внимание ее декоративное и экзотическое
  8. Традиции андрея платонова в философско эстетических исканиях русской прозы второй половины ХХ- начала ХХ i вв

    Автореферат диссертации
    на заседании диссертационного совета Д 212.136.01 по филологическим наукам при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова.
  9. Школы (7)

    Реферат
    Уважаемые жители нашего города и района, участники образовательного процесса школы, педагогический коллектив нашей школы будет Вам очень благодарен за участие в обсуждении нашего открытого доклада о деятельности школы.

Другие похожие документы..