Реферативный материал

ЛЕКЦИЯ 1

Введение в информатику

1.1 Информация и информатика, информационные технологии.

Студент должен знать:

- предмет и задачи информатики, информации, информационных систем, их место и роль в деятельности человека и медицины;

- классификация компьютеров, состав вычислительной системы, базовую конфигурацию ПК;

- архитектура ПК назначение внутренних и периферийных устройств ПК;

- основные технические характеристики компьютера;

- единицы измерения информации;

- применение информационных технологий в системе здравоохранения;

- технику безопасности при работе с ПК.

Виды самостоятельной работы студентов:

Реферативный материал:

История возникновения и развития вычислительной техники в медицине;

Использование компьютеров в медицине.

предмет и задачи информатики, информации, информационных систем, их место и роль в деятельности человека и медицины;

ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ

Термин «информатика» (от фр. information — информация + automatique — автоматика) означает «информационная автома­тика». Широко распространен также англоязычный вариант этого термина Computerscienceкомпьютерная наука.

Информатика — это наука, изучающая структуру и общие свой­ства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, передачи и преобразования с использованием компь­ютерных технологий.

Выделение информатики как самостоятельной сферы челове­ческой деятельности связано, в первую очередь, с развитием компьютерной техники (причем основная заслуга в данном слу­чае принадлежит микропроцессорной технике, появление кото­рой в середине 1970-х гг. послужило началом четвертой информа­ционной революции).

В 1978 г. Международный научный конгресс официально зак­репил за понятием «информатика» области, связанные с разра­боткой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компь­ютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические ас­пекты компьютеризации — массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Информатика — комплексная научная дисциплина с широчай­шим диапазоном применения. Ее приоритетными направлениями являются:

• теория информации, изучающая процессы, связанные с
передачей, приемом, преобразованием и хранением информации;

  • разработка вычислительных систем и программного обеспе­чения;

  • математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний;

  • методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальной де­ятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие и др.);

  • системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений по слож­ным проблемам различного характера;

  • биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;

  • социальная информатика, изучающая процессы информати­зации общества;

  • методы машинной графики, анимации, средства мультиме­диа;

  • телекоммуникационные системы и сети, в том числе гло­бальные компьютерные сети, объединяющие все человечество в единое информационное сообщество;

  • разнообразные приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

В нашей стране трактовка термина «информатика» утвердилась с момента принятия соответствующего решения в 1983 г. на сес­сии ежегодного собрания Академии наук СССР об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и ав­томатизации. Информатика трактовалась как «...комплексная на­учная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разра­ботки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной прак­тики».

Методы информатики применимы всюду, где существует воз­можность описания объекта, явления, процесса с помощью ин­формационных моделей, поэтому информатика нацелена на раз­работку общих методологических принципов построения инфор­мационных моделей.

Российский академик А.А.Дородницын выделяет в информа­тике три неразрывно и существенно связанные части — техниче­ские, программные и алгоритмические средства.

Технические средства, или аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом «Hardware», которое бук­вально переводится, как «твердые изделия» или «железо».

Программные средства — совокупность всех программ, используемых компьютерами, и область деятельности по их со­зданию и применению. Для обозначения программных средств ис­пользуется слово «Software» (буквально — мягкие изделия или про­граммное обеспечение), которое подчеркивает равнозначность самой машины и программного обеспечения, а также способность программного обеспечения модифицироваться, приспосабливаться и развиваться.

Для обозначения алгоритмических средств применя­ют термин «Brainware» (от англ. brain — интеллект).

Программированию задачи всегда предшествует разработка способа ее решения в виде последовательности действий, веду­щих от исходных данных к искомому результату, иными словами, разработка алгоритма решения задачи.

Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало революции в области накопления, передачи и обработки информации. Эта революция, следующая за револю­циями в овладении веществом и энергией, затрагивает и корен­ным образом преобразует не только сферу материального произ­водства, но и интеллектуальную, духовную сферы жизни обще­ства, формирует информационную культуру общества.

Прогрессивное увеличение возможностей компьютерной тех­ники, развитие информационных сетей, создание новых инфор­мационных технологий приводят к значительным изменениям во всех сферах жизни общества (в производстве, науке, образова­нии, медицине и т.д.).

ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ СВОЙСТВА

Возможность эффективного использования информации обус­ловливается ее качественными характеристиками или свойствами:

  • понятность. Информация должна быть понятной всем участ­никам обмена информацией. Например, человек — существо со­циальное, для общения с другими людьми должен обмениваться с ними информацией, причем обмен информацией всегда проис­ходит на определенном языке (русском, английском и т.д.), по­этому участники дискуссии должны владеть тем языком, на кото­ром ведется общение;

достоверность. Информация должна быть достоверной, т.е. она должна отражать истинное положение дел. Недостоверная ин­формация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Достоверная информация со вре­менем может стать недостоверной, так как она обладает свой­ством устаревать, т.е. перестает отражать истинное положение дел;

  • полнота. Информация должна быть полной, если ее доста­точно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений и мо­жет повлечь ошибки;

  • ценность. Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в даль­нейшем она найдет применение в каких-либо видах деятельности человека;

  • своевременность. Информация должна быть своевременной — только в этом случае она может принести ожидаемую пользу. Оди­наково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и подача информации с задержкой.

1.4.1. Измерение информации

Для того чтобы рассмотреть участие информации в информа­ционном процессе, необходимо ввести количественные характе­ристики информации, т.е. научиться ее измерять.

В теоретической информатике информация рассматривается как знания, т.е. процесс систематического научного познания окру­жающего мира приводит к накоплению информации в виде зна­ний (научных теорий, фактов и т.д.).

Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расши­ряющегося круга знания (такой способ придумали еще древние греки). Вне этого круга лежит область незнания, а окружность яв­ляется границей между знанием и незнанием. Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек и чем шире круг его знаний, тем больше он ощущает недостаток зна­ний и тем больше граница его незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности.

Например, объем знаний выпускника школы гораздо больше, чем объем знаний первоклассника или пятиклассника, однако и граница его незнания также существенно больше. Действительно, первоклассник совершенно ничего не знает о законах, физики, химии или экономики и его это не смущает, тогда как выпускник школы, например, при подготовке к экзамену по физике может обнаружить, что есть законы, которых он не знает или не пони­мает. Можно считать, что ученик, получая информацию, умень­шает неопределенность знания (расширяет круг знания). Подход к информации как к мере уменьшения неопределенности знания позволяет количественно измерять информацию, что чрезвычайно важно для информатики, учитывая, что она имеет дело с про­цессами передачи и хранения информации.

Теперь рассмотрим понятие информации с точки зрения ее передачи и хранения.

Информация передается в виде сообщений от некоторого ис­точника информации к ее приемнику посредством канала связи между ними. Источник посылает передаваемое сообщение, кото­рое кодируется в передаваемый сигнал. Этот сигнал посылается по каналу связи. В результате в приемнике появляется принима­емый сигнал, который декодируется и становится принимаемым сообщением.

Информация может существовать в виде следующих сигналов:

  • тексты, рисунки, чертежи, фотографии;

  • световые или звуковые сигналы;

  • радиоволны;

  • электрические и нервные импульсы;

  • магнитные записи;

  • жесты и мимика;

  • запахи и вкусовые ощущения;

  • хромосомы, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.

В компьютере для внутримашинного представления данных и команд используется единица измерения количества информа­ции — бит.

Битом называют наименьшую «порцию» памяти, необходимую для хранения одного из двух знаков: 0 и 1.

Бит — слишком мелкая единица измерения количества инфор­мации. На практике чаще применяется более крупная единица измерения — байт, равная 8 бит. Именно 8 бит требуется для того, чтобы закодировать любой из 256 символов алфавита клавиатуры компьютера (256 = 28).

Широко используются также более крупные производные еди­ницы информации:

1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 210 байт;

1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 22,) байт;

1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 230 байт.

В последнее время в связи с увеличением объемов обрабатыва­емой информации входят в употребление еще более крупные про­изводные единицы информации:

Терабайт (Гбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт;

Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.

  1. Реферативно-бібліографічна база

    Реферат
    Інформаційно-аналітичний відділ Фонду Президентів України започатковує випуск серії “Науково-інформаційні ресурси про Президентів та інститут президентства”.
  2. Реферативный журнал

    Реферат
    В компаниях нового поколения все чаще стало звучать такое понятие, как "гармоничное лидерство", которое сочетает в себе как традиционные компетенции, которыми должен обладать руководитель, так и набор дополнительных.
  3. Реферативная работа Тема: «Л. Ф. Магницкий- автор первого печатного учебника математики в России»

    Реферат
    «Един человек выпьет кадь питья в 14 дней, а со женою выпьет тое же кадь в 10 дней, и ведательно есть, в колико дней жена его особно выпьет тое же кадь»
  4. Матеріали науково-практичної конференції, присвяченої 50-річчю наукової бібліотеки Хмельницького національного університету 15 16 березня 2012 року Хмельницький 2012

    Документ
    Бібліотека та сучасні тенденції в інформаційному забезпеченні освітньої, науково-дослідної та інноваційної діяльності вищих навчальних закладів : матеріали наук.
  5. Реферативные

    Реферат
    Информационные издания – издания, которые содержат систематизированные сведения об опубликованных и неопубликованных работах в форме удобной для быстрого с ними ознакомления, выпускаемые органами научной и технической информации, а
  6. Реферативні видання та видання органів науково-технічної інформації (нті)

    Реферат
    У черговому заведеному каталозі періодичних видань представлена інформація про періодичні видання, передплачені провідними бібліотеками м. Дніпропетровська на 2009 рік.
  7. Реферативні видання органів нті

    Реферат
    Зведений каталог періодичних видань, передплачених провідними бібліотеками м. Дніпропетровська у 2005 році / Укладач.: Н.І. Таран, Л.О. Манейло. – Дніпропетровськ: Дніпропетровська обласна універсальна наукова бібліотека, 2005.
  8. Реферативный журнал винити ран и проблемы информационного обеспечения российской науки

    Реферат
    На днях ко мне не совсем случайно – принесли, попал майский выпуск академической газеты «Поиск» с пространной статьей директора Всероссийского ин-та научной и технической информации (ВИНИТИ) РАН академика Ю.
  9. Реферативные: информационно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью освещения какой-либо проблемы и исследование ее

    Реферат
    проблемно-реферативные, написанные на основе нескольких источников с целью сопоставления имеющихся в них данных и формулировки собственного взгляда на проблему;

Другие похожие документы..