Программа дополнительного образования «Предшкольное образование для групп кратковременного пребывания детей 5-7 лет»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Тинская основная общеобразовательная школа

Утверждаю

Директор школы

______________ Бридова Т.И.

«____» _______________ 200__ г.

Программа дополнительного образования

«Предшкольное образование

для групп кратковременного пребывания детей 5-7 лет»

Срок реализации 2 года

Воспитатель ГКП

Косарева Людмила Геннадьевна

Красноярский край,

д. Тинская

2007 г.

Данная программа предшкольного образования

разработана на основе программы «Дошкольное образование для групп кратковременного пребывания детей 4-7 лет», разработанной группой авторов, в состав которой входят: Огнева Наталья Эдуардовна – главный специалист ГУО по дошкольному образованию, Фомичева Татьяна Павловна – канд.психол.наук, ав.кафедрой дошкольного и начального образования КК ИПК РО, и др.

Пояснительная записка

Источниками, порождающими данную программу, являются документы международного права (Декларация прав ребенка и Конвенция о правах ребенка), а также статья 43 Конституции РФ, Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.98 г. № 124-Ф3, Закона РФ «Об образовании» (п. 3 ст. 5, п.2, 3, 5, п. 21 статья 18) и Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в дошкольном образовательном учреждении (от 22 августа 1996 г. № 448), которые гарантируют доступность дошкольного образования.

Предназначением образовательной программы является обеспечение базисного содержания дошкольного образования, которое направлено на достижение необходимого уровня развития каждого ребенка. Программа построена на основе программы развития ребенка-дошкольника «Истоки». Коллектив разработчиков опирался на работы выдающихся отечественных ученых: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.А. Запорожца. Исследованы работы психологов-педагогов современной системы отечественного дошкольного воспитания: А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Ф.А. Сохина, Н.А. Ветлугиной, С. Л. Новоселовой и других.

Содержание образовательной программы ориентировано на воспитание и обучение детей в группах кратковременного пребывания (далее ГКП). Группы кратковременного пребывания, с одной стороны, удовлетворят запросы родителей, не имеющих возможности или не стремящихся по каким-либо причинам отдавать ребенка в детский сад на полный день; с другой стороны, - обеспечат детям дошкольного возраста необходимые условия для развития.

Программа образования детей в ГКП комплексная и охватывает возраст 5-7 лет.

Раздел

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Старший дошкольный возраст (5-6лет)

Характеристика возрастных возможностей

Содержание занятий и различных видов самостоятельной детской деятельности позволяет осуществлять специфически дошкольное формирование элементарных математических представлений. Дети легко овладевают счетом и пересчетом отдельных предметов, ориентировкой в пространстве и времени, выделением форм окружающих предметов.

Задачи:

1. Развивать представления о числах до 10.

2. Развивать представление о составе числа из единиц в пределах5.

3. Формировать умение делить предметы на равные и неравные части, понимать отношения части и целого.

4.Обучать выделению формы окружающих предметов, определять положение в пространстве и положения своего тела в нем.

5. Развивать у детей ориентацию во времени (определение дней недели)

Содержание и условия педагогической работы

Количество и счет

Дети считают до10,отсчитывают предметы по образцу и названному числу, определяют равное количество в группах разных предметов, считают звуки на слух, предметы по осязанию.

Узнают состав чисел в пределах 5 из единиц.

Сравнивают «числа-соседи» в пределах 10; преобразовывают неравенство в равенство.

Дети пересчитывают предметы в пределах 10, пользуясь порядковыми числительными; отвечают на вопросы «который?», «какой по счету?»

Дети делят предметы на несколько равных частей: на 2, 4.Учатся делить квадрат, круг на 2 и 4 части путем преобразования листа бумаги и других предметов: складывания, разрезания

Величина

Дети на глаз определяют длину и ширину предметов, оценивая его размер путем сопоставления с величиной известных предметов (толщиной в палец, длиной в два шага)

Форма

Дети различают овал и круг, выделять форму предмета.

Дети работают с медиатором в форме «листика» рассматривают его, составляют узоры и предметы, обрисовывают шаблон медиатора.

Ориентировка в пространстве

Дети различают правую и левую руку, ориентируются на плоскости (пишут графические диктанты)

Дети определяют словом положение того или иного предмета по отношению к себе (слева от меня), по отношению к другому ( справа от стула)

Ориентировка во времени.

Дети учатся последовательно называть дни недели, определять какой день был вчера, какой сегодня.

Показатели развития к шести годам:

  • умеет считать в пределах 10, владеет составам числа из единиц;

  • понимает отношения части и целого;

  • определяет положение предметов в пространстве и положения своего тела в нем

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Характеристика возрастных возможностей

Уровень развития логического мышления позволяет им овладевать и более сложными операциями деления целого на части (равные и неравные), измерением с помощью условной меры протяженных, сыпучих, жидких тел. У детей появляется понимание инвариантности (сохранение количества) и умение составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание.

Задачи

1. Развивать представления о числах (до 20 и более).

2. Развивать понимание отношения предыдущего и последующего в числовом ряду.

3. Учить детей решать арифметические задачи на сложение и вычитание

4. Знакомить с различными средствами и единицами измерения

5. Обучать изменению геометрических фигур по форме и площади.

6. Развивать у детей ориентацию во времени (определение месяца года, времени по часам).

7.Развивать у детей ориентировку в пространстве ( в том числе на листе бумаги), учить пользоваться планами, схемами, моделями.

Содержание и условия педагогической деятельности

Количество и счет

Дети знакомятся с числом до 20 и более, с написанием цифр в любых сочетаниях.

Определяют место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующему, учатся понимать отношения между числами больше, меньше, поровну; пользоваться знаками: = < ,> ; уменьшать или увеличивать то или иное число на 1.

Дети составляют число из двух меньших (до 10)

Учатся составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, пользуясь цифрами и знаками.

Величина

Дети измеряют с помощью условной меры длину, ширину, высоту окружающих предметов, определяют объем жидких и сыпучих тел, понимают, что результат пересчета зависит от величины меры. Измеряют предметы линейкой, определяют результаты измерения в сантиметрах, чертят отрезки заданной длины. Учатся считать по заданной мере, когда за единицу принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Делят предметы на 2,3,4,5 и т.д. равных и неравных частей (путем сгибания, разрезания или измерения условной мерой). Узнают, как называются части: половина, треть, восьмая и т.д.

Форма

Дети получают сведения из элементарной геометрии: о многоугольнике, изменяют геометрические фигуры по форме и площади (путем выкладывания из веревочек, палочек, готовых форм) классифицируют фигуры по разным основаниям ( форм, величине).

Ориентировка в пространстве

Дети ориентируются на листе бумаги, страницы тетради, книги. Для ориентировки в пространстве пользуются моделями, планами, схемами.

Ориентировка во времени.

Дети узнают дни недели, название текущего месяца, время по часам.

Показатели развития к семи годам:

  • умеет считать до 20 и более, обозначать числа цифрами;

  • решает арифметические задачи на сложение и вычитание, может считать со сменой основания счета, измерять протяженные, жидкие и сыпучи тела, у детей появляется понимание инвариантности (сохранение количества);

  • может определять время по часам, называть дни недели, месяцы;

  • определяет форму предметов и их положение в пространстве.

На всех занятиях по развитию элементарных математических представлений педагог развивает самостоятельность, творческую активность детей (используя познавательные игры, исследовательскую деятельность и детское экспериментирование, организует проблемные ситуации, совместное обсуждение возникающих вопросов)

Раздел

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Старший дошкольный возраст (5-6лет)

Характеристика возрастных возможностей

На шестом году жизни дети достаточно свободно владеют родной речью. Для детей этого возраста характерно оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Дети активно экспериментируют со словом, видоизменяют его и придумывают новые слова. Включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов. Появляется интерес к речи как особому объекту познания: ребенка интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Стремление привлечь к себе внимание собеседника выражается в попытках сделать свою речь выразительной. Ребенок проявляет устойчивый интерес к книгам, обращает внимание на содержание произведения, проявляет желание постичь его внутренний смысл. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля. Дети стремятся обсудить содержание книги, пересказать сюжет, прочесть стихотворение.

Задачи:

1. Содействовать налаживанию диалогического общения в совместных играх и занятиях.

2. Поддерживать интерес детей к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого, учить передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатлений из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания.

3. Поддерживать интерес к звучащему слову, развивать элементарное осознание языковой действительности, знакомить детей с терминами «звук», «слово», предложение».

4. Совершенствовать представления о смысловой стороне слова, обогащать речь детей антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы.

6. Развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи. Учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки (твердые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие, сонорные). Упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, чистоговорках, коротких стихотворениях. Учить произвольно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию.

7. Приобщать детей к высокохудожественной литературе, формировать у них запас литературных художественных впечатлений. Развивать выразительную литературную речь.

Содержание и условия педагогической работы

Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении.

Дети активно и правильно используют слова, обозначающие название предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности. Понимают и используют в речи слова, обозначающие личностные характеристики (честность, справедливость, верность, заботливость, доброта и т.д.). Осваивают средства языковой выразительности: находят их в текстах литературных произведений и создают свои образные сравнения.

Согласуют в предложении существительные с числительными, прилагательными; используют несклоняемые существительные. Образуют форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова. Образуют слова, пользуясь суффиксами онок -, ёнок - и др., приставками пре-, при-, от - и др., соединением слов. Составляют простые, сложные предложения, используют прямую и косвенную речь.

Дети поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на вопросы. Используют принятые нормы речевого общения, способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаются по имени, имени и отчеству, вежливо выражают просьбу, извиняются, благодарят за услугу, говорят вежливым тоном). Последовательно пересказывают небольшие литературные произведения без помощи взрослого, передают идею и содержание; используют авторские средства выразительности; пересказ по ролям, по частям, от лица литературного героя; составляют описательные рассказы о предмете, по картинке, по набору картинок по плану, образцу, из личного, коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события. Различают литературные жанры (сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение).

Проводят звуковой анализ слов (интонационное выделение звуков в слове, определение места звука в слове, выделение слов с заданным звуком, дифференциация звуков по их качественной характеристике - гласные, согласные твердые и мягкие, знакомство со смыслоразличительной функцией звука, сравнение слов по звучанию, подбор слов на заданный звук, слогоделение, выделение ударного слова и звука в слове, составление предложений из 2-4 слов, деление предложения на слова).

Установливают при слушании литературного произведения связи в текстах (логику событий, мотивы поведения и т. д.), оценивают действия и поступки героев.

Исполняют литературные произведения (пересказывают, выразительно читают наизусть- индивидуально и в диалоге со взрослым). Участвуют в творческом диалоге по поводу литературного произведения, при разрешении проблемных ситуаций. Слушая и дополняя друг друга, совместно воспроизводят содержание литературного произведения. В процессе обсуждения вносят элементы интерпретации, оценивают описанные события, литературных героев и их поступков.

Рекомендуемые произведения:

Малые формы детского фольклора: загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, заклички, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы и поговорки. «Гори, гори ясно...», «Аты-баты...», «Свинка Ненила...», «Наша-то хозяюшка...».

  1. Общеобразовательная программа моу назаровская средняя общеобразовательная школ Группа кратковременного пребывания 2010г

    Образовательная программа
    Общеобразовательная программа образования детей дошкольного возраста ГКП МОУ Назаровская СОШ представляет собой вариант стандартизации дошкольного образования.
  2. Программа развития муниципальной системы образования муниципального образования Тверской области «Калининский район»

    Программа
    Программа развития муниципальной системы образования муниципального образования Тверской области «Калининский район» на 2011-2013 годы (далее – Программа)
  3. Анализ состояния реализации программы «Здоровый ребенок». 3 Результаты мониторинга физической подготовленности воспитанников мбдоу. 4 Анализ реализации программы предшкольного образования в группе кратковременного пребывания

    Документ
    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида № 493 расположено в типовом здании 1972 года постройки.
  4. Модель предшкольного образования в группах кратковременного пребывания

    Документ
    В России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет.
  5. Методические рекомендации по образованию детей старшего дошкольного возраста

    Методические рекомендации
    Министерство образования Хабаровского края направляет для использования в работе методические рекомендации по организации предшкольного образования детей старшего дошкольного возраста на базе всех типов образовательных учреждений в
  6. Программа развития муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста

    Программа
    Утверждена приказом МОУ ДД МШВ: прогимназия 46 от 01.09.2009 года 69 "Об утверждении программы развития МОУ ДД МШВ: прогимназия 46 на 2009-2013 годы"
  7. «предшкольное образование»

    Решение
    Введение: Решение задачи выравнивания стартовых возможностей учащихся из разных социальных групп и слоев населения требует модернизации системы образования детей старшего дошкольного возраста («предшкольное образование»), как по форме,
  8. Программа развития муниципальной системы образования лихославльского района тверской области на 2011-2013 годы

    Программа
    Повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг населению Лихославльского района Тверской области за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов.
  9. Программа развития муниципальной системы образования муниципального образования Тверской области «Калининский район» на 2012 2014 годы

    Программа
    Программа развития муниципальной системы образования муниципального образования Тверской области «Калининский район» на 2012-2014 годы (далее – Программа)

Другие похожие документы..