Хх в представляет собой новую веху в развитии человеческой цивилизации и культуры. Названное Новейшим, время XX в и начала XXI в., отражает радикальные сдвиги

Постиндустриальное общество основано на «игре между людьми», в которой на фоне машинной технологии доминирующую позицию занимает технология интеллектуальная, основанная на информации. Белл утверждал, что, подобно тому, как в результате промышленной революции появилось конвейерное производство, повысившее производительность труда и подготовившее общество массового потребления, так и теперь должно возникнуть поточное производство информации, обеспечивающее соответствующее социальное развитие по всем направлениям.

В этих условиях основным ресурсом становится информация, приоритет переходит от полуквалифицированных работников к инженерам и ученым, дальнейшее совершенствование знаний человека о мире происходит в первую очередь на базе применения абстрактных моделей и системного анализа, центральное значение приобретает кодификация теоретического знания, а важнейшей задачей ученых становится перспективное прогнозирование хозяйственных и социальных процессов. Быстрое развитие науки и техники в постиндустриальном обществе делает социальную революцию излишней, поскольку ее место занимает научно-техническая революция.

Позиция Д. Белла включает два основных ракурса. С одной стороны, ученый предпочитает рассматривать становление постиндустриального общества через призму поступательно развивающихся процессов, которые в раной мере можно трактовать и как модификацию самого социума, и как совершенствование теоретических представлений о нем. Он акцентирует внимание на таких основных признаках технократической эры, как рациональность, планирование и предвидение, отмечая, что одним из важнейших признаков постиндустриального общества становится «разительное изменение в моральном настрое – новая «ориентация на будущее», распространившаяся во всех станах и социальных системах. С другой стороны, он стремится максимально четко указать на то, что новые тенденции не предполагают в качестве своего непосредственного результата разрушение прежних экономических и социальных форм [7, с.466]. В Предисловии к изданию 1976 г. он пишет: «Постиндустриальное общество… не замещает индустриальное, так же как индустриальное общество не ликвидирует аграрный сектор экономики. Подобно тому, как на древние фрески в последующие эпохи наносятся новые и новые изображения, более поздние общественные явления накладываются на предыдущие слои, стирая некоторые черты и наращивая ткань общества как единого целого» [7, с. 465].

Постиндустриальное общество возникает благодаря переменам в социальной структуре, которая включает экономику, структуру сферы занятости и систему стратификации. Это то общество, в котором преобладает сектор услуг, которое основано на производстве услуг. Если индустриальное общество определяется через количество товаров, определяющее уровень жизни, то постиндустриальное общество характеризуется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами, – здравоохранением, образованием, отдыха и культурой. Неадекватность рынка для удовлетворения потребностей людей в нормальном окружении, равно как и в лучшем здравоохранении и образовании, ведет к развитию функций государственной и муниципальной власти. Рост технических потребностей и профессионального мастерства делает образование, и в частности доступ к высшему образованию, условием вхождения в постиндустриальное общество. Информация становится основным ресурсом, а внутри организации – источником силы. Профессионализм превращается в основной критерий общественного положения. Постиндустриальное общество в той же мере является информационным обществом, в какой индустриальное общество – товаропроизводящим. Постиндустриальное общество представляет собой общество знаний в двояком смысле. Во-первых, источником инноваций все в большей степени становятся исследования и разработки, основанные на теоретическом знании. Во-вторых, прогресс общества однозначно определяется успехами в области знания [5, с. 49]. В индустриальном обществе главной экономической проблемой была проблема капитала: как институционализировать процесс накопления досточных сбережений и превратить их в инвестиции. В постиндустриальном обществе главная проблема заключена в организации науки, а важнейшим институтом становится университет или научно-исследовательская лаборатория.

Постиндустриальное общество является также коммунитарным обществом, где социальной единицей выступает скорее отдельное сообщество, нежели индивид, а целью служит достижение «социального решения», отличного от простой суммы индивидуальных решений. Ценности традиционного порядка постепенно стираются, а социальное пространство становится более многообразным и динамичным, мобильным. Политическое содержание постиндустриального общества вбирает поле разных точек зрения и моделей социального поведения, а политика государства направлена на выражение социальных предпочтений и интересов.

В теории постиндустриального общества Белла внимание сконцентрировано преимущественно на анализе экономических, социальных, информационных и политических аспектах развития общества. Аксиологическое, духовное измерение грядущих и свершающихся перемен не нашли должного отражения. В то же время понимание кардинальных трансформаций цивилизации, системное изучение ее новой фазы стали фундаментом дальнейших исследований, захвативших самый широкий спектр наук, в том числе культурологии.

Литература

  1. Иноземцев, В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. Иноземцев. М., 2000.

  2. Coomaraswamy, A. Essays in Post-Industrialism: A Symposium of Prophecy. Concerning the Future of Society / Coomaraswamy А. L., 1914.

  3. Penty, A. Post-Industrialism / А. Penty. L., 1922.

  4. Riesman, D. Leisure and Work in Post-Industrial Society / D. Riesman // Larabee E., Meyersohn R. (Eds.) Mass Leisure. Glencoe, 1958.

  5. Информационная экономика. Учебное пособие. СПб., 2006.

  6. Миронюк, М.Г. Д. Белл / М. Г. Миронюк // Мир политической науки. Персоналии. Путеводитель по научным биографиям и концепциям ста видных представителей политической мысли; под общ. ред. А.Ю. Мельвиля. М., 2005.

  7. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. Под ред. В. Л. Иноземцева. М., 1999.

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Определение послевоенного общества как общества, основанного на информации, складывалось постепенно и одновременно с идеями постиндустриального общества. Открытия Н. Винера и исследования группы, занимавшейся изучением вопросов кибернетики применительно ко всем областям, в том числе медицине, психологии, антропологии, технике, теория автоматов и игры Дж. фон Неймана, исследования К. Э. Шеннона доказывали реальность перехода общества к некой новой стадии развития, в которой ключевую роль будут играть вычислительные машины, управление и связь, а значит, информация и умение ею пользоваться.

Появление термина «информационное общество» приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института. Так, в 1969 г. японскому правительству были представлены отчеты «Японское информационное общество: темы и подходы» и «Контуры политики содействия информатизации японского общества», а в 1971 году – «План информационного общества». Таким образом, контуры информационного общества были обрисованы в докладах, представленных японскому правительству в конце 1960-х–начале 70-х гг. такими организациями, как Агентство экономического планирования, Институт разработки и использования компьютеров, Совет по структуре промышленности. Информационное общество определялось здесь как такой тип, в котором процесс компьютеризации откроет людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – его продукт станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, проектно-конструкторских работ и маркетинга в его стоимости; производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества. Следует заметить, что еще раньше, в 1940-х, австралийский экономист А. Кларк писал о перспективе общества информации и услуг, а в 1950-х американский экономист Ф. Махлуп говорил о наступлении информационной экономики.

В 1962 г. канадский философ и культуролог М. Маклюэн ввел в качестве определяющего сущность нового витка в развитии культуры понятие «электронное общество». Он полагал, что исследование современной культуры следует проводить в аспекте выявления в ней значения электрических (электронных) средств коммуникации. Ключевым фактором в становлении новой культуры он считал телевидение как флагман электронной реальности. Оно вбирает в себя другие виды масс-медиа и формирует реальность, чертой которой оказывается подражание жизни. Эстетико-психологическое восприятие реальности осуществляется в виде мозаики. Отметим, что А. Моль высказывал сходную точку зрения, определяя постсовременную культуру как мозаичную. Однако для Маклюэна «куски» информации между собой взаимосвязаны и представляют собой сеть, «глобальное объятие», связывающее между собой людей и являющееся источником коммуникативного единства. Доступность информации, возможность коммуникативного выбора способствуют объединению человеческой цивилизации в так называемую глобальную деревню. Идеи Моля менее оптимистичны и отражают обеспокоенность тенденцией и реалией процесса фрагментации сознания и культуры.

Согласно А. Молю, мозаичный характер современной культуре придает соединение в ней элементов культур разных народов и эпох, которые в сознании каждого индивида оседают по определенным статистическим законам и «образуют в его мозгу нечто вроде хранилища сообщений». Формальная логика «уступает место менее точным системам, четко выделенные факты заменяются «расплывчатыми явлениями, то есть явлениями, не отвечающими каноническому правилу исключенного третьего и требованиям необходимости. Ассоциации идей строятся по законам, трудно определимым, но вполне реальным» [1, c. 353]. В подобном случае бытие виртуализированной постсовременной культуры представляет собой функционирование элементарных частиц культуры — «культурем», являющих собой сообщения (научная, художественная, нравственная, религиозная и т.п. информация, заключенная в продуктах интеллектуальной деятельности людей), которые передаются от создателя к потребителю средствами коммуникации. Результатом этого процесса оказывается симультанность культуры, ее поливариантость, интерпретативность, насыщенность различными временными кодами.

Исходя из критерия смены каналов передачи информации, Маклюэн выделил четыре эпохи: 1) эпоха дописьменного варварства; 2) тысячелетие фонетического письма; 3) галактика Гуттенберга; 4) галактика Маркони – современная электронная цивилизация.

По мнению Маклюэна, новый тип коммуникации, электронная техника создает массу, в отличие от индустриального общества, порождающего публику. В работе «Средство само есть содержание» он писал: «Замкнутая связь через электронные системы крепко соединяет людей друг с другом. Как только информация получена, она тут же заменяется еще более свежей. Наш сформированный электронный мир вынудил нас отойти от привычки классифицировать факты и способы узнавания по типам. Мы не можем более строить частями, камень за камнем, шаг за шагом, потому что немедленная информация обеспечивает сосуществование в состоянии активного взаимодействия всех факторов окружения и опыта … Публика состоит из отдельных индивидов, бродящих вокруг с собственными установившимися взглядами на мир – точками зрения. Новая техника требует, чтобы мы отказались от роскоши этой позы, этих отрывочных наблюдений» [2].

О грядущем информационном обществе писали многие другие ученые. Так, авторы исследования «2000 год» (1967) Г. Канн и Э. Вейнер обосновали идею «пост-масс-консьюмерного» общества».

Итак, фактически одновременно в различных странах появились сходные версии признаков нового грядущего общества. Однако до появления концепции Белла идея информатизации общества не сложилась в стройную концепцию; это скорее была характеристика программы увеличения роли информации в обществе. Теоретическая конструкция Белла, ряд идей французского философа Ж. Фурастье, изложенных в книге «Великая надежда ХХ века» (1949), Маклюэна, японских исследователей позволили создать концепт «информационное общество», который определяет суть постиндустриального общества как общества, в котором решающую роль играет не индустрия, а информация. Это общество, продуктивность которого определяется информационным сектором в большей мере, чем производственным сектором и сферой услуг. Дж. Несбит назвал переход к информационному обществу одной из десяти важнейших тенденций трансформации Запада, а в дальнейшем и мира в целом. М. Кастельс в работе «Информационное общество. Экономика, общество, культура» рассмотрел суть информационной революции [3].

Несмотря на достаточно большое количество теорий, так или иначе имеющих отношение к доктрине информационного общества, единого мнения о его хронологических рамках не сложилось. Одни авторы склонны полагать, что информационное общество представляет собой фазу постиндустриальной стадии, другие фактически не делают различия между данными понятиями.

Так, Белл представил вариант конвергенции идей постиндустриализма и информационного общества в книге 1980 г. «Социальные рамки информационного общества». Выражение «информационное общество» у Белла – это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития – после индустриального общества, а основу определения его социальной структуры – информацию. Здесь, как и в книге «Грядущее постиндустриальное общество», первостепенное значение придается информации, включенной в функционирование научного знания и получаемой благодаря такому знанию. Информационное общество в трактовке Белла обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества (экономика услуг, центральная роль теоретического знания, ориентированность на будущее и обусловленное ею управление технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии). Однако если в «Грядущем постиндустриальном обществе» электронно-вычислительная техника рассматривалась как одна из наукоемких отраслей и как необходимое средство для решения сложных задач (с применением системного анализа и теории игр), то в «Социальных рамках информационного общества» большое значение придается конвергенции электронно-вычислительной техники с техникой средств связи. «В наступающем столетии, – утверждает здесь Д. Белл, – решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретет становление нового социального уклада, зиждущегося на телекоммуникациях» [4].

Концепция Белла, как и других ученых, не всегда адекватно отражала представления о последствиях информатизации пространства жизни личности и культуры. Так, в книге С. Нора и А. Минка «Компьютеризация общества. Доклад Президенту Франции» информационное общество характеризовалось как сложное общество, в культуре которого возникают серьезные проблемы. Авторы уверены, что понять эти проблемы в русле постиндустриального подхода Белла невозможно (примечательно, что английский перевод книги вышел с предисловием Д. Белла). Такой подход, утверждают они, позволяет увидеть в будущем только «транквилизованное» постиндустриальное общество, где изобилие и сближение жизненных стандартов позволят объединить нацию вокруг огромного культурно гомогенного среднего класса и преодолеть социальные противоречия. Постиндустриальный подход продуктивен, когда речь идет об информации, управляющей поведением производителей и покупателей, но бесполезен при столкновении с проблемами, выходящими за сферу коммерческой деятельности и зависящими от культурной модели. Название одной из глав книги С. Нора и А. Минка – «Будет ли компьютеризованное общество обществом культурных конфликтов?». Полагая, что информационное общество будет менее четко социально структурировано и более полиморфно, чем общество индустриальное, авторы прогнозируют, что одним из факторов полиморфизма явится отношение различных групп к тенденции упрощения языка, связанной, не в последнюю очередь, с экономичностью баз данных и различных форм электронно-опосредованной коммуникации. Информационное общество, – предсказывали они, – будет обществом борьбы за язык между разными группами.

  1. Человеческая деятельность

    Документ
    Людвиг фон Мизес был и до сих пор известен нашему читателю только как несгибаемый либерал и бескомпромиссный борец с социализмом и бюрократией. Выход на русском языке его книги "Человеческая деятельность", со дня публикации
  2. Дарственный университет американская русистика: вехи историографии последних лет. Советский период антология Самара Издательство «Самарский университет» 2001

    Документ
    Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период: Антология / Сост. М.Дэвид-Фокс. Самара: Изд-во «Самарский уни­верситет». 2001.
  3. Тема политология как наука и учебная дисциплина 4 > Предмет политологии. Возникновение и развитие политической науки 4 > Методологические основы и функции политологии 9

    Литература
    4. Пути разрешения противоречий между целями и средствами 4 . Насилие и ненасилие в политике 5 .1. Понятие и историческая роль насилия 5 . . Насилие, мораль и эффективность политики .
  4. Книга представляет собой сборник статей, в которых рассматриваются многочисленные теории дискурса, разработанные представителями зарубежной и отечественной науки.

    Книга
    Книга представляет собой сборник статей, в которых рассматриваются многочисленные теории дискурса, разработанные представителями зарубежной и отечественной науки.
  5. Учебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л. Аннотация: Книга «Основы религиоведения» представляет собой учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Религиоведение»

    Учебное пособие
    Книга написана в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 0 00 – «Религиоведение», квалификация «Религиовед».
  6. Проблемы предотвращения глобальных рисков, угрожающих существованию человеческой цивилизации.

    Документ
    О.В. Иващенко. Изменение климата и изменение циклов обращения парниковых газов в системе атмосфера-литосфера-гидросфера - обратные связи могут значительно усилить парниковый эффект.
  7. Монография представляет собой попытку комплексного социально-философского осмысления русского консерватизма в широком социокультурном контексте.

    Монография
    Монография представляет собой попытку комплексного социально-философского осмысления русского консерватизма в широком социокультурном контексте. Автор, используя многочисленные отечественные и зарубежные исследования, исследует идеологию
  8. Общее вступление. На этом сайте собраны посвящённые здоровью материалы, автором которых является Александр Бруснёв. Подборка представляет собой: 3 книги, неодно

    Документ
    Общее вступление. На этом сайте собраны посвящённые здоровью материалы, автором которых является Александр Бруснёв. Подборка представляет собой: 3 книги, неоднократно изданные ранее; разделы информации о здоровье, духовном развитии,
  9. Предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-тех (1)

    Документ
    MK08- 1-z6 Русские волшебные сказки пер. 96 стр., 2006 год, (5-486-00675-6), издательство Мир Книги, Москва. Детские сказки. В книгу вошли сказки: "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что", "По щучьему веленью"

Другие похожие документы..