Хх в представляет собой новую веху в развитии человеческой цивилизации и культуры. Названное Новейшим, время XX в и начала XXI в., отражает радикальные сдвиги

ТИПОЛОГИЯ И ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ

КУЛЬТУРЫ XX – XXI ВВ.

Классификация проблем культуры в ХХ XXI вв. связана с типологией и решением проблем на следующих уровнях межсистемного взаимодействия: 1) культура – природа (экологические); 2) общество/государство – общество/государство (интерсоциальные, или межсоциальные); 3) личность – культура/общество (индивидуально-субъектные). Критерием для типологии проблем могут выступать основные сферы культуры – социальная, экономическая, политическая, нравственная и соответственно – социальные, экономические, политические, нравственные проблемы. Из данной классификации выпадает экологическая проблематика, возникающая вследствие взаимодействий двух глобальных систем – культуры и общества. Поскольку они между собой неразрывно связаны, и ряд проблем социально-экономического и т. д. плана возникают как результат негативного влияния человека на природу, целесообразно добавить к предложенной классификации и экологические проблемы.

Большинство из выделенных проблем обладает глобальным характером. Наряду с глобальными проблемами выделяют региональные и локальные. Феномен глобальной проблематики ведет свое происхождение с рубежа XIX – XX вв. и актуализируется во второй половине ХХ столетия. Понятие глобальных проблем сформировалось в 1960-х гг.

Экологическая проблематика. Систему экологических составляют следующие проблемы: загрязнение биосферы и атмосферы; истощение природных ресурсов; потепление климата, которые рождают проблемы поиска безопасных и воспроизводимых источников энергии, утилизации отходов, озоновых дыр и парникового эффекта и ряд других. Вследствие трагедии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. для ряда государств – Украины, Беларуси, России – актуальной остается проблема радиоактивного загрязнения окружающей среды. Так, на долю Беларуси приходится самая значительная площадь радиоактивного загрязнения. При этом она отличается контрастностью в распределении по территории. На долю Гомельской и Могилевской областей приходится 84 % общей площади загрязнения, а на долю Витебской – менее 0, 005 % [1, с. 6].

Термин «экология» был введен в науку одним из последователей Ч. Дарвина, немецким зоологом Эрнстом Геккелем в 1866 г. Он рассматривал экологию как науку об отношениях организмов к окружающей среде. Сегодня под экологией понимается система знания, объектом исследования которого является взаимодействие живых организмов, человека, социальных общностей с окружающей средой.

Экологические проблемы являются следствием резкого антропогенного вмешательства в природную систему, научного, технологического прогресса. Одним из ключевых аспектов экологической проблематики является неравномерное потребление планетарных материальных и энергетических ресурсов, с одной стороны, и загрязнение окружающей среды – с другой. Так, жители США составляют лишь 5 % населения Земли, а потребляют 20 % всех мировых ресурсов, выбразывая в атмосферу 30 % от общего количества мировых отходов.

Нерешенность экологических проблем ставит под угрозу само существование человеческой цивилизации. Современное измерение данных проблем требует формирования и развития экологического сознания, направленного на преодоление противопоставления человека и общества природе, создание новой гармонии между двумя системами, основанной на принципах коэволюции.

Обострение экологической ситуации во второй половине ХХ в. привело к появлению целого направления культурной антропологии – экологической антропологии.

Проблемное поле исследования экологического направления составляют взаимодействие природы и культуры, выявление роли природных факторов в генезисе культуры, особенности взаимосвязей и взаимовлияние между экологической средой и культурой в современной цивилизации.

Экологическая антропология как самостоятельное явления возникла после Второй мировой войны, придя на смену теории поссибилизма. Термин «экологическая антропология» был введен в научный оборот в 1955 г. американским антропологом М. Бейтсом. Однако интенсивное развитие данное направление получило в 1960–1980-х гг. Большое влияние на формирование парадигмы экологической антропологии оказало возрождение эволюционного подхода в изучении культуры и социальных процессов, в частности идеи Стюарда, Салинса, Карнейро. Достаточно обширный материал, позволяющий проследить взаимосвязь между экологической, социальной, культурной средой, был представлен в результате действия программы Social change Studies (изучение социальных изменений), активно развивающейся в американской антропологии и социологии в 1950 – 1960-х гг. Выводы Гирца, сделанные на основе анализа двух типов экосистем в Индонезии, представили интересные данные для последующих исследований в области корреляции культурных и экологических факторов. Немаловажным основанием для развития направления стала и общая актуализация глобальных, в первую очередь экологических, проблем, а также поиск путей их решения, что выразилось в работе Римского клуба, Гудзоновского института, иных исследовательских и общественных структур.

В экологической антропологии выделяется несколько подходов к изучению взаимодействия природы и культуры. Наиболее распространенным является направление, связанное с исследованиями Дж. Стюарда. Именно он считается основателем экологической антропологии. Основная идея его концепции заключается в исследовании процесса адаптации культуры и общества к экологической среде. Причем адаптация рассматривается как процесс, отличный от простого приспособления человека к природе. Под адаптацией Стюард понимал взаимное влияние экологической среды на человека, общество, культуру (соответственно, наоборот), которое означает изменение обеих метасистем – природы и культуры. Культурная адаптация является процессом непрерывным, поскольку ни одна культура идеально не приспособилась к среде, чтобы превратиться в статичную, идеально адаптированную к среде. Функция адаптации к конкретной среде является источником порождения и поддержания особенностей отдельной культуры. Подобные процессы составляют закономерности специфической эволюции, т. е. определяют специфику отдельных культур. В результате межкультурного взаимодействия осуществляется отбор широко распространенных адаптационных культурных черт, на базе которых складывается глобальная эволюция[2, с.146].

Существенно дополнил культурно-экологический подход М. Салинс. Он предложил относить к окружающей среде социально-культурные параметры, например, влияние других общностей, контактирующих с изучаемой культурой, а также учитывать тот факт, что культура, изменяя в процессе адаптации ландшафт, вынуждена приспосабливаться к тем изменениям, которым сама положила начало.

Взаимодействие экосистемы и культуры как двух сложных глобальных систем стало объектом исследования еще одного представителя экологической антропологии Р. Карнейро. Он отмечал, что мир культуры настолько же сложен, как и мир природы и, как природе свойственны определенные закономерности, так и в основе культуры лежат общие закономерности. Последние, в свою очередь, не отменяют разнообразие и уникальность культур. Культура рассматривается ученым как процесс, т. е. в виде динамичной, меняющейся системы. «Как совокупность структурно и функционально взаимосвязанных элементов, соединенных в действующее целое», культура представляет в то же время «нечто большее, чем образующие ее элементы; она есть последние плюс (лучше сказать «и в то же время») их взаимоотношения» [3, с. 422]. Более того, сама система, ее подсистемы вступают во взаимодействие с другими структурами и системами, в том числе и с экологической. Последняя, в свою очередь, оказывает воздействие на культуру, способствуя ее изменению. Таким образом, Карнейро придерживается системно-функциональной позиции в объяснении причин и факторов культурной динамики.

Гипотеза о связи особенностей восприятия, познания, мышления со спецификой природного окружения стала центральным положением, вокруг которого в 1960-х гг. концентрировались исследования проекта «Культура и экология». Его активными участниками были американские антропологи Г. Барри, И.Чайлд, М. Бэкон, Р. Эдгертон, Р. Болтон, X. Виткин. Особо необходимо отметить вклад в разработку проблемы Дж. и Б. Уайтингов [4]. Согласно их позиции, природное окружение (экология), субстанциальная активность (экономика), процессы инкультурации, выраженные в способах воспитания детей, влияют на: 1) психологические особенности личности; 2) наличие или отсутствие детского труда; 3) особенности ритуалов и других проективных систем (магия, искусство, игры). Наибольший интерес ученых вызывала гипотеза о воздействии природного окружения на психологические характеристики личности, носящем не прямой, а опосредованный типом деятельности характер.

Развитее и уточнение основных постулатов экологической антропологии осуществляется за счет привлечения данных исследований различных направлений социогуманитарного знания, естественных наук. Понимание тесной связи между обществом, человеком, природой, культурой привело к интерпретации ряда экологических проблем в философском ключе. Так, для представителей глубинной экологии (А. Наесс, А. Андерсон, У. Фокс) изменение взаимоотношений общества и природы ложно начинаться с изменения самой структуры нашего сознания. Традиционное противопоставление «Я» и окружающего мира заменяется парадигмой, согласно которой наше «Я» – поле, которое постоянно расширяется, углубляется, сливаясь со всем существующим на планете. Забота о природе становится заботой о себе; границы между «Я» и природой разрушаются, человек начинает мыслить как бы изнутри природы, мораль оказывается излишней. Личность превращается в «Эко-Я»; она готова «сбросить с себя бремя отождествления только с человеческой сущностью» [5, с. 113].

Как отмечает А. Белик, проблемы и методы экологической антропологии близки проблемам и методам аналогичного способа анализа культур, существующего в российской науке. Речь идет о концепции хозяйственно-культурных типов, разрабатывавшейся С. П. Толстовым, М. Г. Левиным, Н. Н. Чебоксаровым, Б. В. Андриановым и о научной дисциплине «этническая экология», основателем которой можно считать В. И. Козлова. Этническая экология изучает особенности традиционных систем жизнеобеспечения этнокультурных общностей, влияние сложившихся экологических взаимосвязей на здоровье людей, воздействие культур на экологический баланс в природе. При исследовании особенностей жизнеобеспечения выделяются его физическая и психическая (духовная) стороны. К первой относится физическая адаптация людей к природной среде и социально-культурная адаптация, проявляющаяся посредством таких элементов культуры, как пища, жилище, одежда и т. д. Вторая выражается главным образом в психологическом приспособлении человека к окружающей природной среде путем применения культурно-обусловленных методов предотвращения или ослабления стрессовых ситуаций.

Интерсоциальные проблемы. Данная группа проблем отражает противоречия между странами и группами стран. Самой актуальной из них стала проблема сохранения мира между ведущими державами и предотвращения термоядерной войны. Она может привести не только к непосредственной гибели многих сотен миллионов людей, но и к необратимой экологической катастрофе. По мнению специалистов, даже 5% имеющегося к настоящему времени ядерного оружия (в случае его применения) будет достаточно, чтобы вызвать необратимые экологические последствия: поднявшаяся сажа от испепеленных городов и лесов создаст непроницаемый для солнечных лучей экран и приведет к падению средней температуры на десятки градусов, так что даже в тропическом поясе наступит долгая полярная ночь. В итоге от «ядерной зимы» погибнет не только все человечество, но и, по-видимому, все биологические виды за исключением простейших.

Преодоление разрыва в уровне экономического и социального развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение в них голода, нищеты и неграмотности миллионов людей – еще одна группа проблем в ряду интерсоциальной проблематики. В экономически слаборазвитых странах живет более половины населения Земли, и этот регион служит источником социальных взрывов, эпидемий, политической нестабильности. Неравномерность социально-экономического развития приводит к обострению проблемы нищеты, голода. Так, более половины человечества живет в нищете и бедности, а два миллиарда человек имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара в день. Разрыв между богатыми и бедными странами составляет 10–20 раз.

Интерсоциальные проблемы включают еще один чрезвычайно важный пласт взаимодействия между социальными общностями – межкультурную, межцивилизационную коммуникацию. Она связана с распределение политических, экономических ролей на международной арене, решением вопроса о системе доминаций, монополярности, биполярноси или полиполярности мира, проблемой взаимодействия Севера и Юга.

После распада СССР и социалистической системы, появления независимых государств перед «новыми» культурами встала проблема будущей модели развития. Система противостояния СССР – Запад ушла в прошлое, однако вопрос о стабильных, равновесных и полноправных отношениях между государствами остался актуальным. Политическая карта мира рубежа XХ–XXI вв. значительно изменилась, а в связи с глобализационными процессами перед значительным количеством государств встала проблема выработки собственных форм политической, социально-культурной, экономической жизни.

Существенной в этом плане остается вопрос о так называемых геополитических трендах мирового развития. Среди их вариантов следует назвать атлантизм, систему биполярности, многополярность. Атлантизм рассматривается как доминация стран Моря (Западная Европа и США), продуцирующих собственную систему социально-культурных ценностей, политики, экономики. Подобный вариант предполагает однополярность и фактическое исключение так называемой Евразийской цивилизации (Россия, Азия), Латиноамериканского региона, Африки из числа стран и регионов, формирующих облик постсовременных международных отношений и планетарного развития.

Биполярность предполагает дифференциацию между странами богатого Севера (полюс атлантизма) и странами бедного Юга (периферия атлантизма). В связи с этим возможно обострение геополитических, цивилизационных противоречий, возникающих по линии цивилизационных разломов (С. Хантингтон). Отметим, что биполярность фактически приводит к однополярной картине мира и отношений.

Многополярность означает возможность равноправного или относительно равного участия стран, цивилизаций и культур в формировании системы широкого спектра отношений – от международных политических и экономических до совместного решения глобальных или локальных проблем. Подобная модель требует формирование общих, совместных, или разделяемых, ценностей.

Постсовременная картина планетарной цивилизации свидетельствует о выдвижении в качестве лидеров мировой экономики и политики так называемых незападных стран. Примером тому является, в частности Китай. Активизация национальных культур и достаточно интенсивное развитие регионов Восточной и Центральной Европы актуализирует необходимость перестройки системы доминаций, сдержек и противовесов. Прогнозы в отношении победы либеральной демократии и рыночной экономики, сделанные Ф. Фукуямой, оказались несостоятельными. Многообразие экономической истории различных народов и цивилизаций, фундаментальное разнообразие их хозяйственных культурных моделей игнорироваться не должно. В то же время «пробудившиеся» культуры будут, очевидно, стремиться (что уже происходит) влиться в уже сложившиеся геополитические и экономические зоны – Западную, Европейскую, или в Азиатскую.

  1. Человеческая деятельность

    Документ
    Людвиг фон Мизес был и до сих пор известен нашему читателю только как несгибаемый либерал и бескомпромиссный борец с социализмом и бюрократией. Выход на русском языке его книги "Человеческая деятельность", со дня публикации
  2. Дарственный университет американская русистика: вехи историографии последних лет. Советский период антология Самара Издательство «Самарский университет» 2001

    Документ
    Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период: Антология / Сост. М.Дэвид-Фокс. Самара: Изд-во «Самарский уни­верситет». 2001.
  3. Тема политология как наука и учебная дисциплина 4 > Предмет политологии. Возникновение и развитие политической науки 4 > Методологические основы и функции политологии 9

    Литература
    4. Пути разрешения противоречий между целями и средствами 4 . Насилие и ненасилие в политике 5 .1. Понятие и историческая роль насилия 5 . . Насилие, мораль и эффективность политики .
  4. Книга представляет собой сборник статей, в которых рассматриваются многочисленные теории дискурса, разработанные представителями зарубежной и отечественной науки.

    Книга
    Книга представляет собой сборник статей, в которых рассматриваются многочисленные теории дискурса, разработанные представителями зарубежной и отечественной науки.
  5. Учебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л. Аннотация: Книга «Основы религиоведения» представляет собой учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Религиоведение»

    Учебное пособие
    Книга написана в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 0 00 – «Религиоведение», квалификация «Религиовед».
  6. Проблемы предотвращения глобальных рисков, угрожающих существованию человеческой цивилизации.

    Документ
    О.В. Иващенко. Изменение климата и изменение циклов обращения парниковых газов в системе атмосфера-литосфера-гидросфера - обратные связи могут значительно усилить парниковый эффект.
  7. Монография представляет собой попытку комплексного социально-философского осмысления русского консерватизма в широком социокультурном контексте.

    Монография
    Монография представляет собой попытку комплексного социально-философского осмысления русского консерватизма в широком социокультурном контексте. Автор, используя многочисленные отечественные и зарубежные исследования, исследует идеологию
  8. Общее вступление. На этом сайте собраны посвящённые здоровью материалы, автором которых является Александр Бруснёв. Подборка представляет собой: 3 книги, неодно

    Документ
    Общее вступление. На этом сайте собраны посвящённые здоровью материалы, автором которых является Александр Бруснёв. Подборка представляет собой: 3 книги, неоднократно изданные ранее; разделы информации о здоровье, духовном развитии,
  9. Предлагает Вашему вниманию очередной каталог книжных новинок по художественной литературе, философии, религии, истории, политике и праву, экономике, научно-тех (1)

    Документ
    MK08- 1-z6 Русские волшебные сказки пер. 96 стр., 2006 год, (5-486-00675-6), издательство Мир Книги, Москва. Детские сказки. В книгу вошли сказки: "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что", "По щучьему веленью"

Другие похожие документы..