Учебно-методический комплекс дисциплины Психология для специальности 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция «Разработано»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОУ ВПО СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

«Утверждаю»

проректор по учебной работе

___________ Шумакова А.В.

«___»_______________2011г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

Психология

для специальности 050401.65 История с дополнительной специальностью 050402.65 Юриспруденция

«Разработано»

«Утверждено»

______________Е.В. Волобуевой

на заседании кафедры психологии

к.психол.н., доцент кафедры психологии

«____»__________________________2011 г.

дата утверждения на заседании кафедры

________________О.С. Прилепских

и.о. зав. кафедрой психологии


«Согласовано»

Декан историко-филологического факультета

______________ Е.Н. Атарщикова

Ставрополь, 2011

оглавление

введение……………………………………………………………….............3

1. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины…....4

  1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………....5

    1. 2.1. Цели и задачи изучения дисциплины……………………………….............5

    2. 2.2. Требования к уровню освоения программы …………………………….....5

    3. 2.3. Объем дисциплины и виды учебной работы………………………….…....6

    1. Содержание разделов курса «Психология»…………………….…….…..6

    2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………........19

    3. Содержание текущего и итогового контроля……………….…………..26

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ……………….…………....…..31

    1. Методические рекомендации для преподавателей…31

      1. Рекомендации по проведению лекционных занятий по курсу «Психология»..............................................................................................35

      2. Рекомендации по проведению семинарских занятий по курсу «Психология»……………………………………………………………..67

    1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ…………..70

      1. Контролируемая самостоятельная работа студентов…………………..70

      2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы студентов…………………………………......78

  1. материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………………………………………………….83

    1. Критерии оценивания студентов по психологии………………...........83

    2. Примерный перечень вопросов к семестровому зачету, экзамену .....84

    1. Аттестационные психологические измерительные материалы………88

    2. Список литературы по курсу «Психология»………………………....115

ВВЕДЕНИЕ

Целью предлагаемого пособия по психологии, представляющего собой учебно-методический комплекс (УМК), для студентов педагогических специальностей является обеспечение обучающих и обучающихся комплексом программного, нормативного, методического, рекомендательного материала, разработанного на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2005 год). Структура УМК по психологии выстраивается в следующей логике.

Первая часть - рабочая учебная программа, включающая 5 разделов, тематический план курса «Психология», раскрыто содержание каждого раздела программы, представлены требования к уровню освоения программы.

Вторая часть разделена на два раздела - методические рекомендации для преподавателей по подготовке к лекционным, семинарским занятиям и организации самостоятельной работы студентов и методические рекомендации для студентов по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе, позволяющие наиболее эффективно готовиться к занятиям.

Третья часть - контрольные материалы, охватывающие все разделы, позволяющие установить уровень освоения программного материала и дающие возможность более объективно оценивать процесс усвоения материала студентами.

Список литературы включает основную и дополнительную литературу по психологии, справочники, периодическую печать, адреса электронных библиотек.

Не все практические материалы, рекомендации и документация, помещенные в УМК являются авторскими, значительная часть собрана и сгруппирована автором-составителем в соответствии с требования ГОС ВПО и адаптированы для работы со студентами.

При подготовке учебно-методического комплекса были использованы:

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев - М.: ВЛАДОС, 1999.

2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И.П. Подласый - М.: ВЛАДОС, 2002.

3. Педагогика профессионального образования / под ред. В. А. Сластенина - M.: ACADEMIA, 2001.

4. Ю.Е. Леденева, Т.И. Шиянова Методика преподавания психологии. – Ставрополь, 2005.

I. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Код по ГОС ВПО

Название дисциплины и дидактическое содержание

Трудоемкость по ГОС ВПО

ОПД.Ф.01

Психология

Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.

История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разныхэтапахразвития психологии.

Возрастная психология. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Условия, источники и движущие силы психического развития. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Основные новообразования. Особенности развития ребенка в разных возрастах:

Педагогическая психология. Предмет и задачи педагогической психологии. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Мотивация учения. Психологическая готовность к обучению. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Психология личности учителя. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста. Учитель как субъект педагогической деятельности.

Социальная психология. Предмет социальной психологии. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Феномен группового давления. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Стадии и уровни развития группы. Феномен межгруппового взаимодействия. Этнопсихология. Проблемы личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение. Межличностный конфликт.

240

II. Рабочая программа

2.1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательную; социально-педагогическую; культурно-просветительную; научно-методическую; организационно-управленческую виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению типовых задач профессиональной деятельности в учреждениях начального общего образования.

Цели дисциплины:

    • познакомить студентов с фундаментальными понятиями общей, истории, возрастной, педагогической и социальной психологии, основными теоретическими направлениями и подходами и принципами их решения;

    • раскрыть закономерности развития психики и личности на разных этапах онтогенеза;

    • раскрыть содержание и сущность психологического облика и индивидуально-психологических особенностей человека;

    • познакомить будущих педагогов с основными проблемами взаимодействия личности и социума;

    • способствовать формированию у студентов мотивации повышения психологической компетенции.

Цели данного курса определяют следующие задачи:

  1. Ознакомить студентов с содержанием основных понятий общей, истории, возрастной, педагогической и социальной психологии.

  2. Ознакомить будущих педагогов с основными исследовательскими методами и порядком их использования, с этическими принципами проведения психологического исследования.

  3. Изучить структуру психики: память, мышление, воображение и др., их свойства, признаки, виды, способы развития и значение в жизни человека.

  4. Формировании знаний об общих и индивидуальных нормах развития и психологическом со­держании различных возрастных периодов.

  5. Сформировать умения применять полученные знания на педагогической практике.

  6. Ознакомить с персональным вкладом отдельных психологов в развитие научного знания.

  7. Развивать интерес к научному психологическому знанию.

  8. Формировать ценностное отношение к психологической науке как результату человеческой деятельности в определенный исторический период.

2.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Уровень подготовки студента, изучившего дисциплину, характеризуется его способностью выполнять следующие виды деятельности:

знать:

- основные понятия и категории общей, истории, возрастной, социальной и педагогической психологии;

- основные направления, подходы, теории и концепции развития психики;

- основные закономерности развития психических процессов, особенности их становления;

- психологические новообразования возрастных периодов, содержание основных возрастных кризисов, движущие силы психического развития на каждом возрастном этапе;

- особенности личности, общения и деятельности на разных этапах развития;

- о возникновении психологии как науки и направлениях ее развития;

- о научной деятельности основных психологических школ в ХХ в. в России и за рубежом;

- о жизни и научном творчестве выдающихся зарубежных и отечественных психологов.

владеть:

- категориальным аппаратом данной дисциплины, методами психологического исследования психических явлений, методами психокоррекционной работы;

уметь:

    • применять психологические методы исследования, интерпретировать результаты и строить коррекционную программу;

    • выявлять и учитывать особенности деятельности и психического развития личности;

    • учитывать в профессиональной деятельности особенности взаимодействия и общения в коллективе;

    • анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования;

    • самостоятельно отбирать и обобщать информацию о развитии научного знания в конкретный исторический период;

    • определять значение предшествующих этапов становления психологии для ее дальнейшего развития;

    • понимать и использовать терминологический аппарат различных психологических школ.

2.3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Трудоемкость (час)

Аудиторные занятия:

128

Лекции

78

Практические занятия

50

Самостоятельная работа

112

Общая трудоемкость

240

Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр

Вид отчетности (контрольная работа, зачет, экзамен)

2,3

экзамен

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине История религии для специальности 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для всех специальностей.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «Математика и информатика» Специальность: 050401. 65 История с дополнительной специальностью 050402. 65 Юриспруденция

    Учебно-методический комплекс
    Целью преподавания дисциплины сформировать логико-математическое мышление при изучении математического раздела программы и информатики, формирования у студентов знаний для разработки алгоритмов и программ на одном из языков программирования,
  3. Программа дисциплины «Педагогика» 050401. 65 «История» с дополнительной специальность 050402. 65 «Юриспруденция» «Разработано»

    Программа дисциплины
    Цель дисциплины: формирование профессиональной направленности личности будущего педагога, его педагогического мышления, умения и готовности развивать творческие способности учащихся, готовность к инновационной деятельности.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Этнология для всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «возрастная анатомия и физиология» Для студентов, обучающихся по специальности (2)

    Учебно-методический комплекс
    Закономерности роста и развития детского организма. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.
  6. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1)

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  7. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (2)

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  8. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой
  9. Отчет о результатах самообследования государственного образовательного учреждения (3)

    Содержательный отчет
    4.1. Соответствие нормативных документов, отражающих содержание подготовки специалистов в СГПИ, требованиям Государственного образовательного стандарта

Другие похожие документы..