«Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

Зубченок Н.Е. (4zub@)

Российский университет дружбы народов

Аннотация

В статье кратко изложены принципиальные подходы к преподаванию дисциплины «Информационные технологии» в школах Китая, на основе стандарта Министерства образования (http://www.ictedu.cn/) и анализа учебных пособий для учащихся 11-17 лет.

В школах Китая ведётся преподавание дисциплины «Информационные технологии», охватывающее учащихся средней и высшей школы. Цели изучения этой дисциплины учениками состоят в том, чтобы освоить базовые навыки ИТ, сформировать и развить свою личность, научиться с помощью ИТ содействовать развитию обмена и сотрудничества, расширять кругозор, быть открытыми к инновациям, повышать уровень мышления и принятия решений, формировать навыки решения практических задач, создавать основу и возможность обучения на протяжении всей жизни, понимать гражданские права, обязанности, моральные принципы и законы информационного общества, наконец, формировать информационное общество с соответствующими ценностями и чувством ответственности.

Общая характеристика дисциплины «Информационные технологии» выражается через такие категории как «сущность», «всесторонность», «гуманизм»:

  • сущность: ИТ используются для всех учебных мероприятий в разных дисциплинах; ученики в дальнейшем в своей работе и жизни смогут эффективно решать вопросы и в будущем создадут инновационное общество;

  • всесторонность: содержание предмета охватывает не только основные знания и навыки в области ИТ, но также включает в себя применение ИТ для решения практических проблем как в учебе так и в жизни;

  • , гуманизм: предмет вводится для всестороннего развития человека, чтобы обогатить культурный потенциал техническими знаниями, проникнуться духом ученичества и усилить свой гуманистический дух.

В дисциплине «Информационные технологии» выделяется обязательный модуль «Основы ИТ» и пять факультативных модулей: «Алгоритмизация и программирование», «Мультимедиа», «Интернет», «Управление данными», «Искусственный интеллект».

В процессе изучения обязательной части ученики должны овладеть основными методами доступа, обработки, управления, представления информации; получить возможность посредством ИТ обмениваться идеями, развертывать сотрудничество, решать практические каждодневные вопросы в учебе и жизни; понять какое влияние оказывает ИТ на развитие общества, осознать какую ответственность должен на себя взять член этого общества, сформировать ценности для информационного общества. В модуле рассматриваются следующие темы: «Доступ к информации», «Обработка и представление информации», «Управление информационными ресурсами», «Информационные технологии и общество». Рассмотри более подробно требования к соответствующей подготовке учащихся.

Доступ к информации. Описывать основные характеристики информации, перечислять примеры применения информационных технологий, ознакомиться с историей и тенденциями развития информационных технологий. Учитывая разнообразие источников информации и ее практическую значимость; научиться определять информационные потребности и источники информации, выбирать соответствующий метод для доступа к информации. Овладеть несколькими ключевыми тактиками и навыками пользования информационно-поисковой сетью, чтобы на законных основаниях получать доступ к он-лайн информации. Овладеть главными методами оценки значимости информации, научится идентифицировать и оценивать информацию.

Обработка и представление информации. Квалифицированно использовать текстовый и графический редактор для обработки информации, выбирать подходящий софт для работы с мультимедийной информацией, выражения собственного замысла и творческих идей. В соответствие с нормами использовать сеть для публикации информации и выражения идей. Овладеть несколькими основными способами обработки информации с помощью компьютера на начальном уровне, получить представление о процессе работы и ее особенностях. Понять ценность практического применения средств ИТ.

Управление информационными ресурсами. Путем использования доступных баз данных, увидеть преимущества от хранения данных, управления большим количеством данных, а также от эффективного поиска в них. Путем проведения анализа простых баз данных, понять какие основные идеи и методы используются для управления информацией в базах данных.

Информационные технологии и общество. Понимать как ИТ повлияли на развитие общества, научного-технический прогресс, жизнь и учебу. Использовать преимущества информационно-коммуникационных каналов для широкого сотрудничества, для решения вопросов в учебе и жизни. Сознательно следовать законам и правилам при информационной деятельности, с ответственностью участвовать в информационной практике. Выработать сознательное отношение к информационной безопасности, основные методы по защите информации и профилактику вирусов; знать о вреде компьютерных преступлений, приобрести привычку защищать информацию. Понять, что ИТ сами по себе не способствуют физическому и умственному оздоровлению, но их можно использовать на развитие здорового образа жизни.

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Босова Л.Л. (akulll@)

Учреждение Российской академии образования «Институт информатизации образования» (ИИО РАО)

Аннотация

Рассмотрена история становления пропедевтического курса информатики и ИКТ в нашей стране. Выделены этапы, характеризующиеся ведущей целью изучения курса информатики младшими школьниками. Показана роль каждого этапа в решении задач информатизации образования; выявлены инновационные идеи пропедевтической подготовки в области информатики и ИКТ, значимые в современных условиях.

Идея подготовки младших школьников в области информатики и ИКТ возникла и получила поддержку в педагогических кругах одновременно с началом официального введения курса «Основы информатики и вычислительной техники» в старших классах отечественной общеобразовательной школы. С первых лет существования школьного курса информатики многие специалисты (С.А. Бешенков, В.П. Долматов, А.А. Кузнецов, Ю.А. Первин и др.) отмечали, что информатика как учебный предмет в старших классах «опаздывает» с формированием навыков использования компьютера, что многие формируемые в рамках этого предмета навыки являются не узкопредметными, а общеобразовательными. В результате, наряду с целенаправленными исследованиями, направленными на вычленение базового содержания школьного образования в области информатики и ИКТ, ориентированного на среднее звено школы, начался встречный процесс, связанный с постановкой целей и отбором содержания курса информатики для начальной школы.

Можно выделить четыре этапа становления пропедевтического курса информатики и ИКТ, определяемые основной целью его включения в учебный процесс, и систематизировать на этой основе научно-педагогический опыт в этой области (табл. 1).

Таблица 1.

Этапы становления пропедевтического курса информатики и ИКТ

Этап

Период

Ведущая идея, определяющая цели и содержание курсов информатики для младших школьников

I

1985–1990

Становление линии алгоритмизации в курсах информатики для младших школьников как отражение логики построения первого курса ОИВТ для старшей школы

II

1990–1995

Ориентация на развитие личности и мышления младших школьников как результат поисков собственного содержания в процессе становления непрерывного курса школьной информатики

III

1995–2000

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников в процессе изучения теоретических аспектов информатики

IV

2000–2004

Выявление подходов к формированию информационной грамотности младших школьников в процессе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования

Представим характеристику каждого этапа с точки зрения его вклада в: становление непрерывного курса информатики и ИКТ; осознание возможностей и значимости пропедевтического курса информатики и ИКТ в развитии интеллектуального потенциала обучаемых, формировании у них общекультурных и общеучебных умений.

I этап: достаточно быстрая трансформация содержания информатики в младших классах, связанная с перестановкой акцентов с программирования на алгоритмизацию, с использованием потенциала алгоритмизации для развития мышления учащихся; приобретение целями обучения информатике в начальной школе общекультурного характера, связываемого с развитием личности и мышления ребенка; потребность кардинального пересмотра стихийно сложившихся содержания и методики преподавания информатики в младших классах.

II этап: широкое распространение «развивающих» курсов, ориентированных на общее интеллектуальное развитие младших школьников; официальное признание целесообразности пропедевтического изучения информатики и ИКТ, рассмотрение его в контексте непрерывного курса школьной информатики; выявление психолого-педагогических и содержательно-методических требований к обучающим программам, в которых во главу угла ставилась конкретная дидактическая задача, и тщательно отбирались возможности компьютерных технологий, требуемые для её решения; включение в курсы информатики для младших школьников работы с обучающими программами по математике, русскому языку, естествознанию и др. предметам.

III этап: размежевание задач формирования компьютерной грамотности и изучения основ информатики; формулирование целей пропедевтической подготовки школьников по информатике, связываемых с формированием общеучебных умений и навыков учащихся, развитием их интеллектуального потенциала в процессе изучения теоретических аспектов информатики; широкое распространение в начальной школе «безмашинных» курсов информатики; разработка нормативной базы (наличие программ пропедевтических курсов информатики, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации) и отвечающих ей учебных пособий; разработка методических подходов к преподаванию пропедевтического курса информатики, учитывающих возрастные особенности младших школьников; появление учебно-методического обеспечения для курса информатики и ИКТ в 5–7 классах. Таким образом, были созданы необходимые условия для широкомасштабного разворачивания обучения младших школьников информатике в наступающем XXI веке.

IV этап: постановка задачи формирования информационной грамотности как одного из важнейших результатов обучения в начальной школе; переход от организации учебного процесса в инициативном порядке к работе в рамках, заданных приоритетной целью и примерным описанием содержания пропедевтического курса в процессе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в 2002–2004 гг; стабилизация на этой основе содержания и выработка методики преподавания информатики в начальной школе; определение состава учебно-методических комплектов (УМК), поддерживающих пропедевтическое изучение курса информатики и ИКТ (программа курса, учебники и рабочие тетради или учебники-тетради для учеников, методическое пособие для учителя, программное обеспечение на CD); реализация новых идей в содержании и методике в новых курсах информатики для начальной школы. В принятом в 2004 г. федеральном компоненте государственного образовательного стандарта информатика уже была представлена на всех ступенях школьного образования, хотя её изучение в 5–7 классах могло быть реализовано только за счёт регионального или школьного компонентов.

В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества представляет интерес роль каждого этапа становления пропедевтического курса информатики и ИКТ в решении задач информатизации образования: отождествление деятельности по обучению младших школьников основам информатики и информатизации на соответствующей ступени образования (I этап); включение в курсы информатики для младших школьников работы с обучающими программами по математике, русскому языку, естествознанию и т.д. как первый шаг в использовании средств ИКТ в предметных областях (II этап); размежевание задач формирования компьютерной грамотности и изучения основ информатики, приоритетное изучение теоретических аспектов информатики, формирование на этой основе методологической базы применения информационных технологий (III этап); формирование информационной грамотности младших школьников в процессе пропедевтического изучения предмета «Информатики и ИКТ» как один из важнейших результатов обучения в начальной школе в условиях информатизации образования.

Поэтапное сопоставление ведущих идей курсов информатики для младших школьников и задач общеобразовательного курса школьной информатики позволяет заключить, что в содержательном плане пропедевтические курсы информатики, как правило, выстраивались под влиянием курса информатики для старшей школы. Вместе с тем, курсы информатики для младших школьников никогда не являлись его точной проекцией, развивались своим собственным путем и в ряде случаев служили своеобразным полигоном для отработки инновационных идей, впоследствии обогащавших не только информатику, но и другие предметы. Благодаря концептуальной целостности, направленности на реализацию инновационных идей многие из курсов информатики для начальной школы, созданные в рамках рассмотренных выше этапов, выдержали испытание временем и, частично трансформировавшись, успешно используются до сих пор (Ю.А. Первин и др. – ПМК «Роботландия»; А.В. Горячев и др. – УМК «Информатика в играх и задачах» для 2–4 классов; А.Л. Семенов и др. – УМК «Информатика 2–4»; Н.В. Матвеева и др. – УМК «Информатика» для 2–4 классов).

Можно выделить инновационные идеи, характеризующие каждый из представленных выше этапов (табл. 2).

Таблица 2.

  1. Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

    Документ
    Материалы XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2005г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  2. Computer Using Educators, Inc., Usa федерация Интернет Образования Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» Материалы

    Документ
    Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 26 – 27 июня 2003г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2003.
  3. Xv международной конференции. Применение новых технологий в образовании.

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  4. Журналы "Компьютерные инструменты в образовании" и "Компьютеpные инстpументы в школе"

    Документ
    Жуpнал "Компьютеpные инстpументы в обpазовании" выходит с 1998 года. Адресован преподавателям информатики и других дисциплин, использующих компьютер.
  5. Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”

    Документ
    Профильное обучение в старшей школе Сайт целиком посвящен профильному обучению и имеет рубрики: эксперимент по предпрофильной подготовке, содержание и методическое обеспечение профильного обучения, Министерский Совет по профильному обучению.
  6. About creation of integrated electronic learning means.

    Документ
    In the work questions of merit of use of electronic learning means for students are considered. The possibility of freedom of choice of different parameters of acquisition knowledge process is singled out as basic merit.
  7. Методика проведения контрольных мероприятий указания и задания для самостоятельной работы методические рекомендации по организации самостоятельной работы

    Методические рекомендации
    Обучение студента заочного отделения проходит в этапы активного сессионного академического обучения и пассивного межсессионного периода, в который студент ОЗО работает самостоятельно по проблематике того или иного курса, руководствуясь
  8. «Информатизация образования»

    Список учебников
    Настоящий учебник предназначен для подготовки студентов педагогических вузов, а также переподготовки педагогов в области освоения методологией, технологиями и средствами информатизации всех видов образовательной деятельности.
  9. И. В. Дробышева кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    И 74 Информатизация образования - 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Калуга: Калужский государственный педагогический университет им.

Другие похожие документы..