«Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

Бакиева Э.Ф. (elia@), Тарханова Е.А.

Тобольская государственная социально-педагогическая академи
им. Д.И. Менделеева (ГОУ ВПО «ТГСПА им. Д.И. Менделеева»)

Аннотация

В докладе рассматриваются некоторые аспекты применения игровых педагогических технологий в учебном процессе. Систематическое использование дидактических игр на различных этапах изучения различного по характеру учебного материала является эффективным средством активизации учебной деятельности, положительно влияющих на повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся, развитие умственной деятельности.

Игровые педагогические технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению дисциплин.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного мира информацией через телевидение, видео, радио, компьютерные сети. Одной из форм обучения, развивающей умения самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на занятиях и во время самостоятельной работы.

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. При активизации учебного процесса, игровая деятельность используется: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебной дисциплины; как элемент более обширной технологии; в качестве занятия и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Создание игровых ситуаций на занятиях повышает интерес к дисциплине, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Прежде всего, участие в игре это развитие самостоятельности и способности к самоорганизации. Благодаря подобным играм обучающиеся учатся работать в команде, быстро ориентироваться в ситуации, повышается их готовность к сотрудничеству с окружающими. Каждый может оценить себя и сравнить с другими, как в командной, так и в индивидуальной игре. Некоторые в процессе игры значительно повышают свою самооценку, раскрепощаются и учатся выступать, проявлять инициативу. Другие, наоборот, борются со своими чрезмерными амбициями или завышенной самооценкой.

По виду деятельности педагогических игр выделяют интеллектуальные игры. Интеллектуальная игра  является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие разных сфер личности. Интеллектуальная игра - это такая игра, где успех  достигается, прежде всего, за счет мыслительных способностей человека, его ума. Всем нам знакомы такие интеллектуальные игры, как «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером?» и многие другие.

Основной процесс в интеллектуальной игре «Своя игра» - это ответ на вопросы. Команды участники соревнуются между собой в борьбе за право первыми ответить на заданный вопрос. Вопросы в игре сформулированы, как правило, в виде заданий.

Для данного мероприятия были разработаны задания с учетом регионального компонента и профессиональной направленностью. Вопросы составлены по 6 ранее изученным темам, каждая тема содержит 6 заданий, которые оцениваются от 5 до 30 баллов в соответствии со ступенью сложности. В каждой теме содержится задание, которое зашифровано как «Кот в мешке». В них отражены вопросы, связанные с Олимпийскими играми 2010 года. Например: кто принес первую медаль России на олимпиаде в Ванкувере?; с каким счетом закончился матч между сборными России и Канады на олимпийских играх в Ванкувере?. Включение таких вопросов поддерживает интерес к дисциплине.

В игре нами были рассмотрены следующие темы.

Тема №1 «Теория множеств». В данной теме рассматриваются задания на работу со множествами, операциями над множествами. Например, задание «из 100 студентов 28 занимаются баскетболом, 30 - волейболом, 42 – футболом, 8 – баскетболом и волейболом, 10 – баскетболом и футболом, 5 – волейболом и футболом и 3 студента занимаются тремя видами спорта. Сколько студентов занимаются только футболом, а сколько вообще ни чем не занимаются?».

Тема №2 «Системы счисления». В данной теме предложены задания на знание и умение студентов переводить числа (целого и дробного) из десятичной системы счисления в 2, 4, 8 и 16-ную системы счисления, и наоборот. Перевод из любой системы счисления в любую другую. Например, перевести дробное число 34,25 из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления.

Тема №3 «Операционная система». В данной теме зашифрованы задания на проверку знаний студентов периферийных устройств (в виде кроссворда), умение работать в стандартных программах Windows. Например, одно из заданий нарисовать в стандартной программе для рисования символику олимпийских игр. Другое - расшифровать фразу используя ключевые слова.

Фрагмент шифрограммы

19

18

8

18

22

18

8

6

17

20

12

18

1

21

2

8

15

17

21

2

4

3

 

 

Ключевые слова:

14

12

11

16

Устройство ввода информации (манипулятор)

6

20

2

18

8

22

18

17

21

Способ взаимодействия между пользователем и ПК

и

н

т

е

р

ф

е

й

с

Тема №4 «Математическая логика». В данной теме предложены задания связанные с высказываниями и операциями над высказываниями. Например, высказывание A – «Память – это устройство для хранения обрабатываемых процессором данных»; высказывание B – «Две прямые, перпендикулярные третьей, параллельны». Перечислите основные операции над данными высказываниями.

Тема №5 «Основы алгоритмизации». В данной теме рассматриваются задания направленные на выявление знаний, умений и навыков в решении задач на чтение блок-схем алгоритмов, получение верного ответа. Например, дана блок-схема. К какой алгоритмической конструкции относится? Найти значение переменной n.

Тема №6 «Анаграмма». В данной теме предложены задания, на составление слов связанных непосредственно с информатикой, из предложенных букв. Например, составить слова из букв ТАКСИЕД, ПЬЮРОМТЕК.

Применение игровых педагогических технологий в учебном процессе способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый обучающимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в образовательный процесс.

ОПЫТ РАБОТЫ КРУЖКА РОБОТОТЕХНИКИ В ФОТОТЕХНИЧЕСКОМ КЛУБЕ СЮТ (Г. ВОЛГОДОНСК)

Бильченко К.Д., педагог дополнительного образования высшей категории;

Бильченко А.К., педагог дополнительного образования второй категории (ftk-sut@)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных техников высшей категории (МОУДОД СЮТ ВК), г. Волгодонск

Аннотация

В 2008 году Фототехнический клуб СЮТ первым в Южном федеральном округе начал работу по направлению «LEGO-робототехника». В докладе представлено обобщение опыта работы кружка робототехники Фототехнического клуба за период 2008-2010 гг.

В Фототехническом клубе Станции юных техников с 2008 года работает кружок робототехники. В настоящее время материальная база кружка составляет десять LEGO-конструкторов для сборки роботов. Все это время кружок пропагандирует распространение таких конструкторов среди учебных заведений города и области. В городах Москва и Санкт-Петербург, в Челябинской области, республике Карелия и других субъектах федерации такие конструкторы широко внедрены в школах.

За прошедший и текущий годы команды кружка робототехники приняли участие в соревнованиях:

  1. Международные состязания роботов (Москва, апрель 2008 г.) – поощрительный кубок и приз в творческой категории.

  2. Открытый робототехнический турнир (Москва, Политехнический музей, январь 2009 г.) – 1 место в конкурсе "Дизайн робота", 1 место в конкурсе "Нарисуй робота", 3 место в соревнованиях роботов "Сумо".

  3. Международные состязания роботов (Москва, апрель 2009 г.) – 3 место в творческой категории (старшая группа).

  4. Соревнования в рамках программы "Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России" (Москва, ВВЦ, выставка НТТМ, июнь 2009 г.) – 1 место в номинации "Юный лидер", 2 место в фотоконкурсе "Роботы и люди", 3 место в соревнованиях LEGO-роботов "Триатлон", 3 место в соревнованиях LEGO-роботов "Транспортировка". По итогам участия в соревнованиях кружковцы получили 5 путевок во Всероссийский детский центр «Орленок» (смена «Золотой запас»), а руководитель кружка Бильченко К. Д. был приглашен для проведения мастер-классов и ведения кружка робототехники в рамках данной смены (сентябрь 2009 г.).

Налажен тесный контакт с Институтом новых технологий (г. Москва) – организатором проведения Международных состязаний роботов.

При составлении учебного плана были проанализированы различные образовательные программы и курсы [1, 2, 3, 4]. С учетом систематизированного в них материала и собственного опыта работы была разработана авторская образовательная программа (авторы Бильченко К. Д. и Бильченко А. К.), в данный момент она проходит апробацию. За первый год деятельности кружка был накоплен определенный опыт преподавания данной дисциплины, который нашел свое выражение в образовательной программе. Этим опытом мы и хотели бы поделиться.

Конструкторы LEGO Mindstorms – это наборы LEGO, включающие в себя микропроцессорный блок, двигатели и датчики, из которого можно собирать различные движущиеся конструкции и программировать их. Большое количество и разнообразие конструктивных элементов, а также удобная и мощная система программирования (основанная на системе LabView) позволяют собирать самых разнообразных роботов. К базовому набору прилагаются инструкции по сборке четырех моделей, но в интернете доступны инструкции и программы для многих десятков роботов. Кружок робототехники Фототехнического клуба широко использует в своей работе модели с сайта . Есть интересные разработки и на других ресурсах – так, зарубежные любители LEGO собрали из стандартного набора Mindstorms NXT робота, способного собирать кубик Рубика.

В течение первого полугодия ребята осваивают работу с конструктором LEGO Mindstorms NXT, изучают систему программирования и собирают несколько базовых моделей (Hand Generator Car, TriBot, Steering Rover и др.). Начиная со второго полугодия, ребята начинают создавать и программировать собственных роботов, в том числе для участия в соревнованиях (кегельринг, следование по линии, триатлон, сумо, транспортировка). Для облегчения работы с конструктором педагогами Фототехнического клуба были разработаны так называемые «укладки» – поролоновые пластины, в которых прорезаны пазы для хранения деталей. Применение укладок позволяет упростить контроль целостности наборов и уменьшить вероятность потери деталей, а также значительно ускоряет поиск нужных элементов при сборке той или иной модели.

В настоящее время Фототехнический клуб осваивает новое направление работы – сборку роботов не из LEGO, а из деталей от старой вычислительной техники. К данной работе приступают кружковцы, освоившие начальный курс робототехники, в сотрудничестве с воспитанниками кружка электроники. Продолжается работа и с LEGO-конструкторами, весной планируется поездка на очередные соревнования в г. Москва.

Литература

  1. Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей – СПб, 2010.

  2. Позднякова Ю. С. Программа элективного курса «Основы робототехники» – Железногорск, 2006.

  3. Дистанционный курс «Конструирование и робототехника» (Магнитогорск) – /mod/resource/view.php?r=11311

  4. Курс Lego NXT Basics – /course/view.php?id=280#Constr1

  1. Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

    Документ
    Материалы XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2005г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  2. Computer Using Educators, Inc., Usa федерация Интернет Образования Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» Материалы

    Документ
    Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 26 – 27 июня 2003г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2003.
  3. Xv международной конференции. Применение новых технологий в образовании.

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  4. Журналы "Компьютерные инструменты в образовании" и "Компьютеpные инстpументы в школе"

    Документ
    Жуpнал "Компьютеpные инстpументы в обpазовании" выходит с 1998 года. Адресован преподавателям информатики и других дисциплин, использующих компьютер.
  5. Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”

    Документ
    Профильное обучение в старшей школе Сайт целиком посвящен профильному обучению и имеет рубрики: эксперимент по предпрофильной подготовке, содержание и методическое обеспечение профильного обучения, Министерский Совет по профильному обучению.
  6. About creation of integrated electronic learning means.

    Документ
    In the work questions of merit of use of electronic learning means for students are considered. The possibility of freedom of choice of different parameters of acquisition knowledge process is singled out as basic merit.
  7. Методика проведения контрольных мероприятий указания и задания для самостоятельной работы методические рекомендации по организации самостоятельной работы

    Методические рекомендации
    Обучение студента заочного отделения проходит в этапы активного сессионного академического обучения и пассивного межсессионного периода, в который студент ОЗО работает самостоятельно по проблематике того или иного курса, руководствуясь
  8. «Информатизация образования»

    Список учебников
    Настоящий учебник предназначен для подготовки студентов педагогических вузов, а также переподготовки педагогов в области освоения методологией, технологиями и средствами информатизации всех видов образовательной деятельности.
  9. И. В. Дробышева кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    И 74 Информатизация образования - 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Калуга: Калужский государственный педагогический университет им.

Другие похожие документы..