«Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

3. Педагогико-технологические основания развития информатизации образования

Остановимся на раскрытии сущности педагогических оснований развития процесса информатизации образования. Это, во-первых, изменение структуры учебного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым (обучающимся), во-вторых, изменение структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса и, в-третьих, изменение учебной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса, которые способствуют осуществлению педагогических воздействий лонгирующего характера на обучаемого (обучающегося). Рассмотрим подробно каждую из них.

3.1. Изменение структуры учебного информационного взаимодействия между обучающим и обучаемым (обучающимся).

При использовании средства обучения, функционирующего на базе ИКТ, появляется интерактивный партнер как для обучающегося (обучаемого), так и для обучающего, в результате чего обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного информационного взаимодействия. Роль обучающего (учителя, преподавателя) как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется (смещается в направлении кураторства, наставничества, руководства). Время, затрачиваемое ранее обучающим на пересказ учебных материалов, высвобождается для решения творческих и управленческих задач. Обучаемый (обучающийся) также переходит на более сложный путь поиска, выбора (например, по определенным признакам, представленным преподавателем или учителем) учебной информации, ее обработки, преобразования, передачи. При этом целью процесса обучения становится не «пассивное потребление информации», а «активное преобразование информации» и в более совершенном варианте – самостоятельная постановка обучаемым учебной задачи (проблемы), выдвижение гипотезы для ее разрешения, проверка ее правильности и формулирование выводов и обобщений (например, по искомой закономерности). Это приводит к изменению структуры представления учебного материала, состава и содержания учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Современное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса включает интерактивные средства обучения, реализующие дидактические возможности ИКТ, которые очень разнообразны как по технологической реализации, так и по методическому назначению. В более обобщенном смысле следует вести речь о педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, использование которой на современном периоде развития информатизации образования очень многоаспектно. К такой продукции относятся: электронные учебники; электронные энциклопедии; программные средства компьютерного тестирования знаний, умений, компетенций обучаемых; распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальной сетей; прикладные программные продукты или средства, системы учебного назначения; программные средства автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением; инструментальные программные средства разработки педагогических приложений; учебное, демонстрационное оборудование, сопрягаемое с компьютером, для проведения учебного эксперимента по физике, химии, электротехнике, в том числе удаленного доступа.

В настоящее время наиболее популярными в образовательной практике являются электронные издания учебного назначения и распределенный информационный образовательный ресурс локальных и глобальной сетей, в которых учебный материал представляется в виде аудио-, видеоряда, на основе реализации возможностей технологий Мультимедиа, Гипертекст, Гипермедиа. В этом случае структура представления учебного материала в отличие от традиционного варианта (либо линейного, либо концентрического представления) реализована нелинейно.

Таким образом, применение нового поколения учебно-методического обеспечения, реализующего дидактические возможности ИКТ, создает предпосылки изменения структуры представления учебного материала (нелинейное, основанное на гипертекстовом, гипермедийном представлении), что инициирует самостоятельный выбор обучаемым «траектории обучения», выбор личностно ориентированного режима учебной деятельности, самостоятельного представления и извлечения знания.

Вышеозначенное требует разработки определенных теоретических и методических подходов к организации информационной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивным источником учебной информации, являющимся составной частью учебно-методического обеспечения нового поколения, и создания подходов к формированию учебно-методических комплексов, включающих в свой состав педагогическую продукцию, функционирующую на базе ИКТ.

3.2 Изменение учебной среды как условий взаимодействия между участниками образовательного процесса.

В условиях информатизации образования осуществляются различные виды информационной деятельности, реализованные на базе ИКТ, в том числе:

  • получение и отправление текстовой, графической аудиовизуальной информации, представленной в самом разнообразном виде, обработка информации (анализ, синтез, структуризация, систематизация, выбор или поиск по определенным признакам);

  • управление в реальном времени реальными объектами, процессами как реально, так и виртуально представляющими учебные ситуации или модели изучаемых явлений, а также управление отображением на экране моделей различных объектов, явлений, процессов как виртуальных, так и реальных;

  • продуцирование информации, формализация информации.

Самостоятельная информационная деятельность предполагает обеспечение осознанного усвоения как обучающим, так и обучаемым (обучающимся) содержания, внутренней логики и структуры учебного материала, представляемого средствами ИКТ. Поэтому осуществление этой деятельности целесообразно организовывать в предметной среде, под которой будем понимать условия информационного взаимодействия, организованные в процессе обучения определенному учебному предмету (предметам), между обучаемым (обучающимся), обучающим и средствами обучения.

В случае использования педагогической продукции, функционирующей на базе ИКТ, можно вести речь об информационно-коммуникационной предметной среде, под которой будем понимать совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между обучаемым (обучающимся), обучающим и средствами ИКТ, взаимодействующими с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью, и обеспечивающими: формирование познавательной активности обучаемого при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием; осуществление деятельности с информационным ресурсом некоторой предметной области. Информационно-коммуникационная предметная средавключает совокупность программно-аппаратных средств и систем, компьютерных информационных (локальных, глобальной) сетей, каналов связи, организационно-методических элементов системы образования и учебно-методической информации об определенной (определенных) предметной области (предметных областях).

Функционирование информационно-коммуникационной предметной среды определяется следующими факторами:

  • осуществление интерактивного информационного взаимодействия пользователей (обучаемый, обучающиеся) между собой в рамках образовательных взаимодействий,

  • осуществление интерактивного информационного взаимодействия между пользователем и объектами предметной среды, отображающими закономерности и особенности соответствующей предметной области (или областей),

  • влияние на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования информационного образовательного ресурса данной конкретной предметной области,

  • возможность работать в условиях реализации «встроенных» технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям данной конкретной предметной области.

В контексте вышеизложенного перспективными психолого-педагогическими исследованиями является выявление условий безопасного и педагогически эффективного взаимодействия обучающегося с информационными объектами в условиях функционирования информационно-коммуникационной предметной среды при использовании средств и технологий сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, отображения, продуцирования и распространения информации.

Далее остановимся на раскрытии технологических оснований развития процесса информатизации образования.

3.3. Динамичное развитие аппаратных и программных средств ЭВМ, возникновение новых компьютерных платформ, используемых в науке и образовании.

Динамичное развитие аппаратных и программных средств современных ЭВМ, возникновение новых компьютерных платформ и их интенсивное использование в научных и образовательных целях приводит к необходимости постоянного обновления парка средств ИКТ, «дообучения» и переобучения специалистов научных и образовательных учреждений. Эти тенденции становятся приоритетными как для отдельных специалистов, так и для коллективов. Такая ситуация все чаще напрягает кадровый корпус научных и образовательных учреждений, создает негативное отношение к ситуации перемен и введения новшеств, что порой приводит к возникновению психологических барьеров и мешает научной деятельности и/или учебному/производственному процессу, отрицательно сказываясь на развитии информатизации образования. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения необходимость применения определенного уровня состава материально-технической базы, обеспечивающей развитие и реализацию научного или образовательного потенциала специалистов, участвующих в процессе информатизации, адекватно решаемым научно-исследовательским и образовательным задачам.

Подытоживая, следует остановиться на выявленииосновных перспективных педагогико-технологических направлений развития информатизации образования при использовании средств информационных и коммуникационных технологий,как в процессе проведения научных исследований, так и при реализации интенсивных форм и методов обучения. Перечислим их.

  • Развитие педагогико-технологических основ создания и использования автоматизированных обучающих систем и комплексов, разработанных на базе средств ИКТ, в целях повышения информативной емкости содержания учебно-методического обеспечения и активизации учебно-познавательной деятельности.

  • Совершенствование программно-аппаратных комплексов автоматизации компьютерного тестирования и установления уровня знаний, умений, навыков, интеллектуального развития, профессиональных компетенций.

  • Создание информационной среды управления учебно-воспитательным процессом образовательного учреждения на основе автоматизированных систем научно-педагогического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса и организационного управления учебным заведением (системой учебных заведений) на основе ИКТ.

В заключение следует подчеркнуть необходимость решения таких проблем как разработка методологии создания и использования образовательного пространства (в психолого-педагогической интерпретации данного словосочетания) на основе реализации положений системного подхода, теории управления, и научно-практических достижений психолого-педагогической науки и технических наук. Важна также разработка психолого-педагогических подходов к формированию позитивных решений проблем самоидентификации индивида и его самопредставления в виртуальном мире в процессе осуществления им информационной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивным источником учебной информации. Актуальным является также выявление социально-психологических, педагогико-технологических и здоровьесберегающих условий, обеспечивающих взаимодействие субъективных возможностей обучаемого и результатов педагогического воздействия лонгирующего характера, направленного на раскрытие, развитие и реализацию его интеллектуального потенциала адекватно запросам современного информационного общества массовой глобальной коммуникации.

  1. Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

    Документ
    Материалы XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2005г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  2. Computer Using Educators, Inc., Usa федерация Интернет Образования Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» Материалы

    Документ
    Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 26 – 27 июня 2003г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2003.
  3. Xv международной конференции. Применение новых технологий в образовании.

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  4. Журналы "Компьютерные инструменты в образовании" и "Компьютеpные инстpументы в школе"

    Документ
    Жуpнал "Компьютеpные инстpументы в обpазовании" выходит с 1998 года. Адресован преподавателям информатики и других дисциплин, использующих компьютер.
  5. Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”

    Документ
    Профильное обучение в старшей школе Сайт целиком посвящен профильному обучению и имеет рубрики: эксперимент по предпрофильной подготовке, содержание и методическое обеспечение профильного обучения, Министерский Совет по профильному обучению.
  6. About creation of integrated electronic learning means.

    Документ
    In the work questions of merit of use of electronic learning means for students are considered. The possibility of freedom of choice of different parameters of acquisition knowledge process is singled out as basic merit.
  7. Методика проведения контрольных мероприятий указания и задания для самостоятельной работы методические рекомендации по организации самостоятельной работы

    Методические рекомендации
    Обучение студента заочного отделения проходит в этапы активного сессионного академического обучения и пассивного межсессионного периода, в который студент ОЗО работает самостоятельно по проблематике того или иного курса, руководствуясь
  8. «Информатизация образования»

    Список учебников
    Настоящий учебник предназначен для подготовки студентов педагогических вузов, а также переподготовки педагогов в области освоения методологией, технологиями и средствами информатизации всех видов образовательной деятельности.
  9. И. В. Дробышева кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    И 74 Информатизация образования - 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Калуга: Калужский государственный педагогический университет им.

Другие похожие документы..