«Информационные технологии в образовании» Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

Таким образом, в данном контексте, в современных научно-педагогических исследованиях делаются попытки переосмыслить представления о пространстве в психолого-педагогическом понимании данного термина. Так, понятие «пространство» в психолого-педагогическом контексте представляется посредством описания (словесного, формализованного) субъекта, объекта, процесса по совокупности определенных параметров, которые равнозначны по концепту и могут изменяться «n» направлениям.

Приведем в качестве примера достаточно часто применяемое словосочетание «образовательное пространство школы (вуза)». В вышеозначенном понимании у любого сотрудника (субъект образовательного пространства) образовательного учреждения на его рабочем месте, оснащенном современными средствами ИКТ с выходом в информационную сеть (локальную, глобальную), имеются равные возможности по определенным параметрам, равнозначным по концепту технико-технологического обеспечения (аппаратно-программное оснащение, доступ к информационному ресурсу, возможность осуществления информационного взаимодействия с другими пользователями, с интерактивным источником информации и т. пр.) и информационно-методического обеспечения (научно-педагогические и учебно-методические материалы, электронные учебные средства, прикладное программное обеспечение, инструментальные средства разработки приложений и т. пр.). При этом профессиональная деятельность сотрудника образовательного учреждения позиционируется и описывается адекватно его служебному статусу и должностным обязанностям (или квалификационным характеристикам). Вместе с тем, деятельность (поведение) субъекта образовательного пространства может изменяться, адекватно целям и задачам, поставленным перед данным сотрудником образовательного учреждения, по определенным «n» направлениям.

Таким образом, современные исследования необходимо направить на переосмысление представлений об образовательном пространстве (в психолого-педагогическом понимании данного словосочетания) на основе реализации системного подхода, с привлечением теории управления и определенных научно-практических достижений философских, социальных и технических наук.

1.3. Тенденция замещения реальной коммуникации на виртуальную (распределенную, сетевую) в образовании, науке.

Наличие традиционной реальной коммуникации между людьми, в том числе и культурной, является основной отличительной чертой человека разумного. Вместе с тем, «виртуализация» отношений между людьми третьего тысячелетия, проявляющаяся, прежде всего, в сетевом информационном взаимодействии во время работы, обучения, отдыха, позволяет выделить позитив отношений между участниками информационного сетевого взаимодействия:

  • простота и комфортность осуществления коммуникации с виртуальным партнером, превалирование аудиовизуального представления информации;

  • анонимность информационного взаимодействия, возможность высказывать любые, даже самые сокровенные соображения, мысли, и, как следствие, игнорирование имеющихся психологических барьеров;

  • возможность найти заинтересованных партнеров, диапазон поиска которых расширился до границ Всемирной информационной сетью Интернет.

Помимо этого, при создании информационного продукта территориально распределенными разработчиками следует констатировать позитив в профессиональном и коммерческом плане при замещении реальной коммуникации на виртуальную, реализованную в информационных сетях (локальных, глобальной). Это является основой возникновения научных и производственных сетевых распределенных коллективов, в том числе исследовательских, интегрирующих информацию, данные, знания многих отдельных специалистов и научных сообществ. Осуществление подобного рода глобальных распределенных исследований позволяет в кратчайшие сроки решать серьезные научные и технологические задачи мирового уровня и значения, осуществлять аналитику на базе огромного объема информационного ресурса, поступающего из многих источников, в том числе от распределенных исследовательских и производственных коллективов.

Это приводит к заинтересованности специалистов сферы образования в разработке философско-педагогических моделей замещения реальной коммуникации, осуществляемой в процессе учебной и профессиональной деятельности, на виртуальную, реализованную в информационных компьютерных сетях.

Однако, замещение реальной коммуникации на виртуальную, реализованную в информационных компьютерных сетях, сопряжено с рядом возможных негативных последствий для пользователя. Так, с точки зрения медиков, физиологов, психологов и педагогов опасны возможные негативные для физического и психического здоровья последствия психолого-педагогического воздействия, оказываемого на обучаемого информационно-емким и эмоционально-насыщенным информационным взаимодействием, связанным с использованием недопустимого объема информации, представленной на экране, ее аудиовизуального качества, не соответствующего физиолого-гигиеническим нормам и индивидуальным возможностям и возрастным особенностям обучаемого; с необеспеченностью позитивным психологическим климатом информационного взаимодействия пользователя с объектами виртуальных экранных миров; с несоответствием принятым морально-этическим нормам, в том числе лексическим. Опасны также включения ситуаций, инициирующих «уход от реальности», «погружение» в яркий эмоциональный виртуальный мир, инициирующий «виртуализацию понятий» (например, пола, возраста); ориентация не на позитивные общечеловеческие нормы и ценности, не на конструктивные модели поведения в современном социуме, а на достижение поставленной цели любыми средствами и пр.

В этой связи целесообразна разработка теории и практики предотвращения возможных негативных для физического и психического здоровья последствий психолого-педагогического воздействия, оказываемого на обучаемого информационно-емким и эмоционально-насыщенным информационным взаимодействием.

2. Социально-психологические основания развития информатизации образования

2.1. Наличие виртуального мира, в котором индивидом осуществляется самоидентификация и самопредставление.

Современные средства ИКТ позволяют пользователю увидеть виртуальный – трехмерный и интерактивный мир более многогранным и многоаспектным, возможности которого позволяют реализовать (на базе технологий Мультимедиа, Гипермедиа, Телекоммуникации, Геоинформационные и, в перспективе, «Виртуальная реальность»):

  • обеспечение аудиовизуального (в перспективе сенсорного) контакта обучающегося с объектами изучаемой предметной области (диалог с партнером/оппонентом, обратная связь; моделирование учебной ситуации, изучаемого объекта, процесса; управление изучаемыми объектами, процессами; сбор, обработка, передача, использование учебной информации);

  • предоставление свободы поиска аудиовизуальной информации, включающей обширные «библиотеки опыта», «библиотеки фантазий», «библиотеки методических решений», обеспечивающее многоаспектность (с научно-методической точки зрения) изучения или исследования явления, исторической ситуации, учебного сюжета;

  • возможность рассмотрения учебной информации в разных аспектах ее реализации, с различных точек зрения, на основе различных концептуальных подходов, в различных режимах учебной деятельности, на основе которых обучающийся строит свои предположения, создает гипотезы, делает выводы;

  • предоставление инструмента исследования абстрактных образов и понятий, инструмента моделирования изучаемых объектов, явлений, как реальной окружающей действительности, так и тех, которые в реальности невоспроизводимы, инструмента имитации реальности (эффект «непосредственного участия» пользователя в процессах, происходящих на экране, и влияния на их развитие и функционирование), инструмента проектирования предметного мира, адекватно определенному содержательно-методическому подходу.

Реализация вышеописанных возможностей виртуального мира осуществима через «встраивание» методик/технологий обучения, ориентированных на определенные цели педагогического воздействия лонгирующего характера,достаточно широкого диапазона. Перечислим основные из них:

  • осуществление взаимодействия с объектами или участие в процессах, находящих свое отображение на экране, реализация которых в реальности невозможна, но целесообразна с учебно-методической точки зрения;

  • осуществление управления различными виртуальными объектами, и влияния на развитие сюжетов, процессов, представленных на экране;

  • формирование и развитие эстетических вкусов, оценок, эстетического мировосприятия за счёт визуализации объектов искусства в различных аспектах, а также умений и навыков художественной деятельности по созданию виртуального произведения искусства;

  • формирование умений создавать экранные пространственные конструкции, адекватно мысленной абстрактной интерпретации их индивидом, визуализировать их динамические преобразования;

  • развитие пространственного видения трёхмерных объектов по их двухмерному представлению, умения создавать мысленную пространственную конструкцию некоторого объекта по его графическому представлению;

  • формирование умений конструировать модели исследуемых и (или) изучаемых объектов, процессов (как реальных, так и виртуальных), создавать мысленные пространственные абстрактные конструкции, включающие созданные модели.

Реализация этих целей расширяет учебную мотивацию, что позволяет активизировать учебную деятельность, создает предпосылки совершенствования образовательного процесса, развития наглядно-образного, наглядно-действенного, интуитивного, творческого, теоретического типов мышления.

Помимо этого, реализация выделенных выше возможностей виртуального мира позволяет индивиду осуществлять самоидентификацию с виртуальным объектом. Например, самоидентификацию с курсором на экране, который перемещается в виртуальном трехмерном пространстве «комнаты» или с фигуркой человечка, наделенного возможностью двигаться по экрану, вступать во взаимодействие с другими объектами виртуального мира (например, «перемещать» их задавать траекторию движения и т.пр.). Наиболее ярко проявляется самоидентификация с виртуальным объектом, когда в качестве объекта выступает персонаж компьютерной игры, с которым пользователь вступает в достаточно сложные отношения соперничества, борьбы, или соревнования. При этом возможно изменение ролей, смена партнеров игры, что инициирует у пользователя состояние непостоянства образа, в который он «входит»/»вживается».

Самоидентификация индивида с виртуальным объектом всегда основана на информационном взаимодействии с другими виртуальными партнерами, «населяющими» виртуальный мир. Ими могут быть как виртуальные объекты (например, модель учебного объекта в обучающей программе или экранный партнер по компьютерной игре), так и реальные люди (партнеры по компьютерной игре, по Интернет-чатам, форумам, конференциям), вступающие в аудиовизуальный контакт и самоидентифицирующие себя с каким им угодно виртуальным объектом или образом в меру своей фантазии.

Остановимся на раскрытии сущности дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, реализация которых определяет позитивный педагогический аспект осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия:

  • незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалога,который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

  • компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе - наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации закономерности изучаемого или исследуемой процесса;

  • компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и виртуально - представление на экране математической, информационно-описательной, визуальной (наглядной) модели адекватно оригиналу;

  • автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, операций по сбору, обработке, передаче, отображению, тиражированию информации, архивного хранения достаточно больших объемов информации с возможностью легкого доступа и обращения пользователя к ней;

  • автоматизация процессов обработки результатов учебного эксперимента (как реально протекающего, так виртуального), его экранного представления с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

  • автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения.

Таким образом, главными задачами психолого-педагогических исследований по поиску позитивных решений проблем самоидентификации индивида и его самопредставления в виртуальном мире является выявление условий реализации дидактических возможностей ИКТ в процессе осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия как важных для индивида видов жизнедеятельности в современном социуме.

2.2. Осуществление информационной деятельности при наличии виртуального партнера, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие между индивидами и между индивидом и интерактивным источником информации.

Под информационной деятельностью будем понимать деятельность по регистрации, сбору, обработке, хранению, передаче, отображению, транслированию, тиражированию, продуцированию информации об объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и скоростная передача любых объемов информации, представленной в различной форме, при реализации дидактических возможностей ИКТ.

Информационная деятельность, в основном, связана с осуществлением информационного взаимодействия, реализованного с использованием средств ИКТ, которое будем рассматривать как процесс передачи-приема информации, представленной в любом виде (символы, графика, анимация, аудио-, видеоинформация) при реализации обратной связи, развитых средств ведения интерактивного диалога (например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов, возможность выбора вариантов содержания информации, режима работы с ней), при обеспечении возможности сбора, обработки, продуцирования, архивирования, транслирования информации.

При этом информационное взаимодействие может осуществляться как между индивидами (каждый для каждого – виртуальный партнер), так и между индивидом и интерактивным источником информации/знания, который можно рассматривать в качестве виртуального партнера. При этом рассматривается два варианта осуществления информационной деятельности при наличии виртуального партнера, коммуникация с которым определяет информационное взаимодействие:

  • между индивидом и интерактивным источником информации/знания, когда индивид имеет виртуального (ых) партнера (ов) по информационному взаимодействию;

  • между реальными индивидами, когда каждый индивид для каждого другого индивида – виртуальный партнер.

В этом случае необходима разработка научно-педагогических подходов к инициации развития таких качеств личности, как самовыражение (в позитивных аспектах) и самоактуализация, которые, несомненно, требуют от индивида определенных эмоционально-волевых усилий.

  1. Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»

    Документ
    Материалы XVI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 28 – 29 июня 2005г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  2. Computer Using Educators, Inc., Usa федерация Интернет Образования Центр новых педагогических технологий Московский областной общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик» Материалы

    Документ
    Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 26 – 27 июня 2003г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик», 2003.
  3. Xv международной конференции. Применение новых технологий в образовании.

    Документ
    Материалы XV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 29 – 30 июня 2004г. г. Троицк, Московской области - МОО Фонд новых технологий в образовании «Байтик».
  4. Журналы "Компьютерные инструменты в образовании" и "Компьютеpные инстpументы в школе"

    Документ
    Жуpнал "Компьютеpные инстpументы в обpазовании" выходит с 1998 года. Адресован преподавателям информатики и других дисциплин, использующих компьютер.
  5. Портал “Информационно-коммуникационные технологии в образовании”

    Документ
    Профильное обучение в старшей школе Сайт целиком посвящен профильному обучению и имеет рубрики: эксперимент по предпрофильной подготовке, содержание и методическое обеспечение профильного обучения, Министерский Совет по профильному обучению.
  6. About creation of integrated electronic learning means.

    Документ
    In the work questions of merit of use of electronic learning means for students are considered. The possibility of freedom of choice of different parameters of acquisition knowledge process is singled out as basic merit.
  7. Методика проведения контрольных мероприятий указания и задания для самостоятельной работы методические рекомендации по организации самостоятельной работы

    Методические рекомендации
    Обучение студента заочного отделения проходит в этапы активного сессионного академического обучения и пассивного межсессионного периода, в который студент ОЗО работает самостоятельно по проблематике того или иного курса, руководствуясь
  8. «Информатизация образования»

    Список учебников
    Настоящий учебник предназначен для подготовки студентов педагогических вузов, а также переподготовки педагогов в области освоения методологией, технологиями и средствами информатизации всех видов образовательной деятельности.
  9. И. В. Дробышева кандидат педагогических наук, профессор (1)

    Документ
    И 74 Информатизация образования - 2007: Материалы Международной научно-практической конференции. Часть 1. – Калуга: Калужский государственный педагогический университет им.

Другие похожие документы..