Целевая комплексная программа научных исследований байкальского государственного университета экономики и права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель программы

Ректор

д-р экон. наук, проф.,

акад. МАН ВШ,

засл. деятель науки РФ

_______________ М.А. Винокуров

ОДОБРЕНО:

Научно-технической

комиссией БГУЭП

Протокол № 7 от 16 декабря 2003 г.

Дополнено и уточнено 04.07.05

ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

БАЙКАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ДО 2008 ГОДА

Научный руководитель программы

д-р экон. наук, проф., акад. МАН ВШ,

засл. деятель науки РФ

В.И. Самаруха

Иркутск

Издательство БГУЭП

2005

УДК 061:378 (571.73)

ББК 72.4(2)

Ц 35

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Байкальского государственного университета экономики и права

Ц 35 Целевая комплексная программа научных исследований Байкальского государственного университета экономики и права до 2008 года / Науч. ред. М.А. Винокуров, В.И. Самаруха. - 2-е изд., уточн. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005.—130 с.

ISBN 5-7253-1269-0

Целевая комплексная программа научных исследований Байкальского государственного университета экономики и права (ЦКП НИ БГУЭП) до 2008 года – это комплекс научно-исследовательских работ (НИР), преследующих важную для экономического развития Иркутской области и России цель, и одновременно – инструмент для организации научных исследований на основе координации деятельности научных сил БГУЭП, повышения эффективности и качества хоздоговорных и госбюджетных НИР. Программа включает несколько разделов и подразделов. Информация о научных направлениях университета, разделах и темах научных исследований, научных руководителях, исполнителях, сроках выполнения представлена в табличном виде.

ББК 72.4 (2)

ISBN5-7253-1269-0© Издательство БГУЭП, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………………………………………….......4

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ…………………………………………10

НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА ДО 2008 ГОДА, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯМ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………...12

РАЗДЕЛЫ И ПОДРАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1. РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМ……………………………………………………………...…….14

1.1. Исследование диалектики социальных процессов……………………………….14

1.2.Проблемы социально-экономической истории России и Восточной Сибири.…15

1.3. Отражение социально-экономических процессов развития России и региона в средствах массовой информации……………………………………………………….17

1.4.Концептуальное моделирование социальных процессов………………………...18

1.5. Экономика и управление трудом…………………………………………………..23

1.6. Социально-психологические механизмы экономических реформ………………30

2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕФОРМ……………………………………...33

2.1. Комплексные проблемы реализации реформ в регионе. Управление научно-техническим прогрессом в регионе…………………………………………………….33

2.2. Региональный финансово-кредитный механизм стимулирования реформ в регионе и развитие рынка страховых услуг……..……………………………………….59

2.3. Комплексные проблемы регионального ресурсопользования и защиты окружающей среды…………………………………………………………………………...71

2.4. Экономика и управление транспортом, связью и лесным комплексом в регионе: теория и практика ……………………………………….................................................76

3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ………………………………………………………………………....90

4. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ……………………………………………………………………....96

5. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………………………………………….101

6. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ НАУЧНЫХ РАЗРАБОТОК……………………………………………………………107

Потребность в подготовке научно-педагогических кадров БГУЭП до 2008 года…………………………………………………………………….…………………...124

Научно-исследовательские лаборатории и институты БГУЭП………….…………...125

Студенческие научно-исследовательские лаборатории …………………….…….….126

Кадровый научный состав по кафедрам (лабораториям) и факультетам университета……………………………………………………………………………………...…...129

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими областями общественной жизни и является основополагающим фактором формируемой новой экономики России. Способность системы образования удовлетворять потребности личности, экономики и общества в высококачественных образовательных услугах влияет на перспективы экономического и духовного развития прежде всего регионов и страны в целом. При этом важное значение в подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров имеют научные исследования, проводимые в системе образования.

За годы перехода к новому экономическому укладу отечественная наука, включая науку системы образования, претерпела значительные изменения. Она стала более открытой и демократичной, исчез чрезмерный идеологический и административный контроль (в БГУЭП в значительной степени используется мировой опыт подготовки специалистов). Вместе с тем в этой сфере жизнедеятельности общества накопилось немало проблем, к которым относятся:

- резкое сокращение бюджетного финансирования образования и науки;

- снижение престижа науки, старение научных и научно-педагогических кадров;

- отток квалифицированных научных и научно-педагогических кадров в коммерческие структуры и за рубеж;

- ухудшение материально-технической базы образования и науки;

- низкая востребованность результатов НИР реальным сектором экономики, инвестиционная и инновационная активность в освоении новых наукоемких технологий, отсутствие навыков коммерциализации научно-технических разработок.

Эти проблемы не могли не повлиять на снижение масштабов проведения научно-исследовательских работ, ослабление связей высших учебных заведений и научных учреждений системы образования с промышленностью, социальной сферой страны, отраслевой и академической наукой, снижение активности участия ученых высшей школы в решении проблем отраслей в силу их низкой инновационной восприимчивости и отсутствия эффективных механизмов вовлечения объектов интеллектуальной собственности системы образования в хозяйственный оборот страны.

Концепция государственной научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы ставит главной целью переход от сохранения к развитию научно - технического потенциала высшей школы, устанавливает взаимосвязь науки и образования, науки и производства в новых социально-экономических условиях.

Она разработана с учетом, с одной стороны, необходимости государственной поддержки науки в системе образования с целью повышения качества специалистов, научно-педагогических кадров и, с другой - активизации деятельности самих высших учебных заведений и научных учреждений в решении социально-экономических проблем страны, в реализации федеральных целевых, отраслевых и региональных программ, в первую очередь связанных с технологическим развитием отраслей. Большое значение при формировании научной, научно-технической и инновационной политики приобретает не только выработка четкой стратегии и ее нацеленность на дальнейшее совершенствование системы образования, но и возможность использования всех механизмов прямого и косвенного государственного регулирования с учетом реальных ресурсов для ее осуществления.

Концепция подготовлена на основании Федеральных законов Российской Федерации «Об образовании», «О науке и государственной научно-технической политике» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», учитывает основные положения доктрины развития российской науки, концепции национальной безопасности Российской Федерации и Федеральной программы развития образования.

Принципы государственной научной, научно-технической и инновационной политики:

- единство научного и образовательного процессов и их направленность на экономическое, социальное и духовное развитие общества;

- оптимальное сочетание государственного регулирования и самоуправления;

- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях исследований, проведение полного цикла исследований и разработок, заканчивающихся созданием готовой продукции;

- поддержка ведущих ученых, научных коллективов, научных и научно-педагогических школ, способных обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно - технического творчества молодежи;

- многообразие форм организации, обеспечение конкурсности при формировании тематических планов, научных, научно-технических и инновационных программ;

- поддержка предпринимательской деятельности в научно-технической сфере;

- интеграция науки и образования в международное сообщество.

Программой научных исследований БГУЭП до 2008 г. предусмотрена реализация в Восточно-Сибирском регионе основных положений Федеральной программы развития образования, утвержденной Законом РФ от 10 апреля 2000 г. № 51–ФЗ, которая определяет стратегию приоритетного развития научного потенциала системы образования и меры ее реализации.

В программе исследований БГУЭП до 2008 г. учтены основные мероприятия и задания Программы развития образования, направленные на:

развитие системы образования Восточно-Сибирского региона в интересах личности, общества и государства;

развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организации системы образования, интеграцию науки и образования в Восточно-Сибирском регионе;

выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализацию инновационных проектов и программ;

организацию подготовки и издания учебной, научной и методической литературы;

организацию производства учебного и научного оборудования.

Основные направления НИР ЦКПНИ БГУЭП учитывают направления научных исследований РАН, в рамках которых планируется интеграция НИР и учебного процесса с НИИ Иркутского научного центра СО РАН.

Число докторов в Байкальском государственном университете экономики и права возросло с 12 человек в 1990 году до 81 в 2005 году (БГУЭП и филиалы БГУЭП).

Значимость для государства научной деятельности, ведущейся в образовательных учреждениях, предопределена не только непосредственной заинтересованностью в использовании новых научных результатов в тех или иных отраслях экономики, но и тем, что без участия в научно-исследовательской работе субъектов образовательного процесса не может осуществляться подготовка специалистов, а также научно-педагогических работников и повышение их квалификации. Принцип многоуровневого финансирования (программы, гранты и т.д.) разумный при наличии необходимых средств, но реализуемый в кризисный для развития экономики период при значительном уменьшении бюджетных ассигнований, отрицательно сказался на социальном статусе научных работников и не отвечает потребностям практики. Научные работники фактически стали членами временных творческих коллективов, финансируемых без учета реально сложившихся научных направлений и школ.

Все более замкнутый характер приобретает процесс подготовки кадров высшей квалификации, который вследствие отсутствия необходимых средств вынуждено ограничивается рамками региональных научных школ, которые не всегда и не по всем направлениям могут обеспечить должный уровень научной подготовки таких кадров.

Целью Программы научных исследований БГУЭП до 2008 г. является повышение эффективности, качества образования и научной деятельности для достижения передовых мировых стандартов.

В процессе достижения данной цели решаются задачи:

укрепление взаимосвязей образования, науки, культуры;

восстановление и развитие системы научного и технического творчества обучающихся.

Основными направлениями развития системы образования, изложенными в Программе научных исследований БГУЭП до 2008 г., являются развитие и комплексное координационное регулирование научной и научно-технической деятельности высших учебных заведений, других образовательных и научных организаций системы образования регионов Восточной Сибири как основы обеспечения единства обучения и науки, подготовки научно-педагогических работников высшей квалификации (в аспирантуре и докторантуре БГУЭП), сохранения соответствующего мировому высокого уровня отечественной системы образования и ее научных достижений.

Ожидаемыми результатами развития научной базы образования в БГУЭП являются:

укрепление производственной и издательской базы, системы распространения учебной (в т.ч. в электронном виде), научной и методической литературы, учебников и учебных пособий для образовательных учреждений на основе самоокупаемости;

осуществление образовательно-профессиональной, научной, финансово-хозяйственной деятельности на основе созданных механизмов правовых и экономических гарантий самостоятельности БГУЭП, обеспечение экономии бюджетных средств;

функционирование служб (структур) маркетинга и информационно-рекламного обеспечения образовательной и научной деятельности БГУЭП;

повышение эффективности работы диссертационных советов, магистратуры, аспирантуры и докторантуры БГУЭП, в т.ч. в условиях подготовки кадров для вузов Восточной Сибири.

  1. Развитие приграничных регионов россии: методология и практика 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)

    Диссертация
    Защита состоится 28 марта 2011 г. в 10-00 на заседании диссертационного совета Д 212.039.04 при ГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный технологический университет» по адресу: 670013, г.
  2. Программа международной научно-практической конференции «Приграничное сотрудничество: Россия-Китай-Монголия»

    Программа
    10:00-10:15 Добрецов Н.Л., академик, Институт геологии и минералогии СО РАН, Птицын А.Б., профессор, Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН
  3. Основной образовательной программы по направлению 080100. 62. 03 Экономика (профиль «финансы и кредит»)

    Документ
    - Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г.
  4. Инструкция по подготовке документов на соискание ученой степени в диссертационных советах при российском государственном университете туризма и сервиса

    Инструкция
    Инструкция по подготовке документов на соискание ученой степени в диссертационных советах при ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»/ доктор техн.
  5. Отчет государственного университета Высшей школы экономики по результатам реализации (1)

    Содержательный отчет
    Реализуемая Программа развития Государственного университета – Высшей школы экономики (далее Программа, ГУ–ВШЭ) была разработана на основе Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального
  6. Программа конференции «Модернизация национальной системы высшего образования и проблемы интеграции вузов России в мировое образовательное пространство» 20 сентября, вторник

    Программа
    15. Helmut Weiss, Head of institute, University of Leoben, Institute of Electrical Engineering (Austria), Монастырская Татьяна Игоревна, доцент кафедры социологии НГТУ
  7. Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 годы (1)

    Программа
    Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) направлена на решение проблем, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения
  8. Программа социально-экономического развития иркутской области на 2011 2015 годы (2)

    Программа
    труда, науки и разработчики высшей школы Иркутской области; Программы Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" Цели Программы 1. Повысить качество человеческого потенциала. . Создать условия для нового экономического
  9. Программа "социально-экономического развития города иркутска на 2004 2007 годы"

    Программа
    Рассмотрев Программу "Социально-экономического развития города Иркутска на 2004 - 2007 годы", руководствуясь ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, ст.

Другие похожие документы..