Методические указания и тематика контрольных работ по курсу "экономическая география" Издательство Самарской государственной экономической академии

Министерство образования Российской Федерации

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра экономической и социальной географии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по курсу
"ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ"

Издательство Самарской государственной экономической академии

2001

Методические указания и тематика контрольных работ по курсу "Экономическая география" /Под общ. ред. В. В. Воронина. - Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2001. -132 с.

В работе даны тематика контрольных работ по курсу "Экономическая география", краткие методические указания по их выполнению, необходимый перечень специальной литературы.

Предназначена для студентов заочной формы обучения и второго высшего образования.

Печатается по решению редакционно-издательского совета академии

Составители:

  • канд. геогр. наук, ст. преп. Т.Е. Александрова (темы 42 - 47);

  • канд. экон. наук, проф. ВВ. Воронин (тематика контрольных работ, общий библиографический список, общие положения по написанию контрольных работ, темы 1,2,5, 10-12, 15-17,29,36,37,62-70);

  • канд. геогр. наук, доц. А.А. Головлёв (темы 3, 19, 21, 34, 50, 52);

  • канд. биол. наук, доц. Н.М. Головлёва (темы 24, 25, 38, 39, 40, 41);

  • ст. преп. Е.Ю. Ерофеева (темы 26, 35, 51);

  • канд. геогр. наук, ст. преп. О.В. Зуева (темы 8, 9, 20, 27, 56, 61);

  • ст. преп. ТВ. Миронова (тематика контрольных работ, темы 6, 22, 53, 58, 59, 60);

  • канд. экон. наук, доц. Е.А. Попов (темы 23, 28, 30, 31, 32, 33);

  • канд. биол. наук, ст. преп. И.И. Фирулина (темы 7, 48, 49);

  • канд. геогр. наук, ст. преп. М.К. Шишков (темы 4,13, 14,18, 54, 55,57)

© Издательство Самарской государственной экономической академии, 2001

Метода ческие указания

и тематика контрольных работ

по курсу "Экономическая география"

Под общей редакцией В.В. Воронина

Редактор 77. Я. Жалнина Технический редактор С. Л. Бренер Корректор Л. И. Трофимова Компьютерный набор - О.А. Щеголева Компьютерная верстка - Е.А. Будычева

Лицензия ЛР № 020320 от 04.12.96. Подписано в печать 08.10.2001, Формат 60x84/16. Бум. офсетная. Гарнитура "Times". Печать офсетная. Усл. печ. л. 7,67. Уч.-изд. л. 8,0. Тираж 500 экз. Заказ № Ј%,

Самарская государственная экономическая академия.
Самара, ул. Советской Армии. 141. Отпечатано в типографии СГЭА.

Оглавление

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Контрольная работа является одной из форм обучения и способом проверки уровня знаний, полученных студентом по конкретной теме курса. Она выступает гарантом допуска студента к экзамену по курсу "Экономическая география" и к зачету по этой же дисциплине на втором высшем образовании.

Методические указания призваны оказать помощь студентам первого курса при изучении материала по экономической географии, отраслевым и региональной экономикам, определить структуру контрольной работы, нацелить на узловые вопросы ее содержания.

В соответствии с учебным планом студенты должны выполнить и сдать для рецензирования контрольную работу в срок, определенный в учебном графике.

Перед написанием контрольной работы студенту необходимо ознакомиться с предлагаемым планом контрольной работы, общим списком литературы, изучить необходимую литературу, рекомендуемую по данной теме, ознакомиться с периодической отечественной и зарубежной литературой, опубликованной после выхода данных методических указаний, собрать необходимые для анализа и прогноза статистические данные (для аналитической части минимум за последние пять лет, максимум - за десять).

Контрольная работа должна быть отпечатана на компьютере через 1,5 интервала, шрифт - 13, объем - 20-25 страниц или написана разборчивым почерком, без сокращений слов (кроме общепринятых). Поля при компьютерном наборе должны быть следующими: сверху и снизу - 15 мм, слева - 25 мм, справа - 10 мм.

Значительное превышение установленного объема работы свидетельствует о низком уровне усвоения материала по данной теме и неумении выбрать из соответствующего потока информации самое главное, существенное, раскрывающее все узловые вопросы темы.

Сноски на литературу молено оформлять двумя способами: помещать на той же странице внизу (шрифт 9) или ссылаться на номер источника, фигурирующий в общем библиографическом списке. Сначала пишется номер книги, затем номер страницы - [5. С. 187]. При прямом цитировании и при ссылке на авторов без цитирования указывается только номер источника - [5].

Картосхемы в контрольной работе являются необходимыми, с их помощью раскрываются особенности и характер рассредоточения изучаемых объектов по территории России, экономического района, субъекта Федерации.

Картосхемы выполняются на контурных картах или рисуются компьютером. Чтобы проверить, правильно ли они составлены, их необходимо сличить с картой-подлинником, помещенной в атласе для учащихся 9-10-х классов, опубликованном в последние годы, тщательно выверить названия городов, месторождений полезных ископаемых и т. д. Картосхемы должны быть аккуратно оформлены, подписаны и вклеены в контрольную работу как приложение.

Картосхемы, на которых не показано размещение необходимых элементов или они не объяснены соответствующими условными символами, не показан масштаб, возвращаются для доработки.

Для наглядности отражения социально-экономических явлений, происходящих в стране, экономическом районе, субъекте Федерации на базе анализа статистических данных в контрольной работе целесообразно построение таблиц, графиков, диаграмм, рисунков.

Все графические материалы и таблицы необходимо пронумеровать, дать им название, соответствующее содержанию, и ссылку на источник информации.

В начале работы на титульном листе студентом записывается номер зачетной книжки. В конце работы автор ставит свою подпись и указывает дату выполнения.

Работа, отвечающая по содержанию и оформлению требованиям, засчитывается и является своего рода допуском к сдаче студентом экзамена по данной дисциплине. Работа может быть зачтена, если недоработки по содержанию являются незначительными, но тогда экзаменатор вправе на экзаменах задать дополнительные (кроме вопросов в билете) вопросы но контрольной работе. Если содержание темы нераскрыто или контрольная работа написана не по той теме, она возвращается автору на доработку.

Тема контрольной работы выбирается студентом в соответствии с прилагаемой ниже таблицей. Из предлагаемых вариантов автором выбирается одна тема.

Последняя цифра зачетной книжки

Предлагаемые варианты тем

1

1, 11,21,31,41,51,61

2

2, 12,22, 32, 42, 52, 62

3

3, 13,23,33,43,53,63

4

4, 14, 24, 34, 44, 54, 64

5

5, 15,25,35,45,55,65

Последняя цифра зачетной книжки

Предлагаемые варианты тем

6

6, 16, 26, 36, 46, 56, 66

7

7, 17,27,37,47,57,67

8

8, 18,28,38,48,58,68

9

9, 19,29,39,49,59,69

0

10,20,30,40,50,60,70

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ПО КУРСУ "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ И РЕГИОНАЛИСТИКА"

  1. Территориально-общественная система как объект экономической географии.

  2. Роль метода циклов в совершенствовании отраслевой и территориальной структуры хозяйства региона (на примере одного или групп циклов).

  3. Экономико-географическое положение региона как фактор социально-экономического развития.

  4. Понятие района (региона) в трудах русских и зарубежных ученых.

  5. Закономерности, принципы и факторы развития и размещения производительных сил в условиях рыночного реформирования.

  6. Научные основы макроэкономического зонирования территории России.

  7. Территориальная структура размещения топливных ресурсов России как основа географии топливной промышленности.

  1. Формирование региональной системы природопользования (на примере одного из субъектов РФ).

  2. Влияние природно-ресурсного потенциала на территориально-отраслевую структуру хозяйственного комплекса (на примере экономического района или ряда субъектов РФ).

10. Территориальные особенности демографического кризиса в России (на примере РФ, федерального округа, экономического района РФ).

11. География уровня жизни населения Российской Федерации (на примере одного или нескольких показателей уровня жизни).

  1. Современные тенденции урбанизации в России.

  2. Воспроизводство и расселение сельского населения России.

  3. Региональный аспект рынка труда в России.

  1. География миграционных процессов в России (историко-географический аспект).

  2. Баланс трудовых ресурсов РФ (на примере экономического района, субъекта РФ или крупного города).

  3. Влияние циклов смены технологии на отраслевую структуру и экономический потенциал России.

  4. Проблемы комплексного развития территории (на микро-, мезо- и макроуровнях).

  5. Сравнительная экономико-географическая характеристика территориально-производственных комплексов (на примере однопрофильных ТПК).

  6. Проблемы функционирования территориально-производственных комплексов районов нового освоения.

  7. Сравнительная экономико-географическая характеристика топливно-энергетического комплекса России (на примере экономических районов или Западной и Восточной макрозон).

  8. Проблемы функционирования топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока.

  9. Проблемы развития и размещения Объединенной энергетической системы (ОЭС) России.

  10. Сравнительная характеристика гидроэнергетики Восточной и Западной макрозон России.

  1. Проблемы развития и размещения атомной энергетики РФ.

  1. Развитие и размещение нетрадиционных источников электроэнергии РФ.

  2. Структурные и территориальные сдвиги в машиностроительном комплексе РФ.

  1. География отраслей машиностроительного комплекса РФ (на примере комплекса в целом или группы отраслей),

  2. Сравнительная экономико-географическая характеристика металлургических баз РФ.

  3. Сравнительная экономико-географическая характеристика цветной металлургии районов (на примере Восточной Сибири и Урала или Северного и Дальневосточного районов).

31. Сравнительная экономико-географическая характеристика химического комплекса (на примере любых экономических районов или субъектов РФ).

  1. Сравнительная экономико-географическая характеристика развития лесного комплекса РФ (на примере любых экономических районов).

  2. Сравнительная экономико-географическая характеристика развития легкой промышленности РФ (на примере любых экономических районов).

  3. География пищевой промышленности России.

  4. География отраслей сферы обслуживания РФ (на примере экономического района любого уровня).

  5. Влияние инвестиций на развитие и размещение отраслей сферы услуг РФ (на примере одной из отраслей на уровне России или комплекса отраслей на уровне субъекта РФ).

  1. Общественная организация учителей географии Географическое образование XXI века Материалы семинаров и конференций 1996 2002 Москва 2002

    Документ
    Интеграция географии, экологии и профориентации является перспективным направлением развития школьной географической науки и имеет большое не только теоретическое, но и практическое значение.
  2. Методические указания, планы семинарских занятий, тематика рефератов и курсовых работ для студентов 2-3 курса заочной форм обучения специальности «история»

    Методические указания
    Социальная структура Российского общества в первой половине XIX в. Сословная политика самодержавия и динамика сословной структуры в первой половине XIX в.
  3. Экономика: отдельные и общие вопросы

    Документ
    Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Ростовцев П.С. Роль мобильности по доходам в изменении неравенства в распределении доходов: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2001.
  4. Учебно методический комплекс по археологии для заочного отделения Составитель: ст преподаватель Денисов И. В

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  5. Учебно методический комплекс по археологии для дневного отделения Составители: к и. н., доцент Сиротин С. В (1)

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно методический комплекс по археологии для дневного отделения Составители: к и. н., доцент Сиротин С. В (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «региональная экономика» (Специальность «080507. 65 Менеджмент организации»)

    Учебно-методический комплекс
    В современных условиях для научного обоснования радикальных экономических реформ, рационализации межрегиональных связей, выработки рациональной и научно-обоснованной региональной политики и стратегии особое значение приобретает изучение
  8. Положение о курсовых работах по теории государства и права по кафедре государственно-правовых дисциплин 4

    Документ
    формированию и дальнейшему развитию навыков самостоятельной работы над литературными источниками, законодательством, материалами работы органов внутренних дел и других правоохранительных органов;
  9. Биологические науки (2)

    Документ
    1. "Болота и биосфера", Научная Школа (2; 8-12 сент. 2003 г.; Томск ). Материалы Второй Научной Школы/МО РФ и др.; [Ред. Л. И. Инишева].-Томск:Издательство ТГПУ,2003.

Другие похожие документы..